Внеклассное мероприятие Юные математики

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Васильева О. А., учитель математики МБОУ «Лицей № 101» г. Барнаул

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЮНЫЕ МАТЕМАТИКИ»

Цель:

  • рассказать учащимся о математиках, способности которых проявились в раннем детстве,показать необходимость математических знаний каждому человеку, заинтересовать математикой через игровые фрмы и приемы, помочь сделать первые шаги на пути математического творчества

  • развивать вычислительные навыки, логическое мышление и воображение.

  • воспитывать математическую культуру и прививать интерес к математике.

Оборудование: номерки участников, карточки с заданиями, тесты, вопросы в шапке, задачи на олимпиаду, киты математики, реферативные сообщения.

Ход мероприятия

1. Организационный момент, актуализация, целеполагание.

2. Юные математики - сообщения учащихся

1.Блэз Паскаль

2. Карл Гаусс

3. Алексис Клеро

4. Л. Поша

5. Бертран

6. Гамильтон

7. Софья Ковалевская

3. Жеребьевка участников команд.

4. Тест «Киты математики»

5. Игра «Глухой телефон»

6. Игра - эстафета.

7. Игра «Счетная машина»

8. Маленькая олимпиада.

9. Игра «Шапка вопросов»

10. Подсчет баллов, заработанных командами, выявление победителя.

11.Подведение итогов мероприятия.

План - конспект

Ребята, каждый день на уроках математики вы узнаете новое о свойствах чисел и фигур, решаете задачи, пользуетесь правилами и формулами. Эти правила и формулы - результат труда ученых - математиков, причем истории известны случаи очень раннего проявления математических способностей и открытия, которые принадлежат вашим ровесникам.

Расскажем о некоторых из них:

Французский ученый 17 века Блэз Паскаль стал интересоваться математикой в столь раннем возрасте, что отец запретил ею заниматься. Однако, зайдя в детскую комнату, он обнаружил, что мальчик рассматривает рисунок из прямых линий и окружностей. Выяснилось, что маленький Блэз самостоятельно нашел доказательства первых теорем геометрии. В 16 лет он доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведения под именем теоремы Паскаля. Впоследствии Паскаль сконструировал первую вычислительную машину написал работы по алгебре и геометрии и внес большой вклад в математическую науку.

Очень рано раскрылись дарования у Карла Гаусса, позднее ставшего крупнейшим математиком 19 века, его даже называли королем математики. Рассказывают, что в возрасте трех лет он заметил ошибку, сделанную его отцом в рассчетах. А семи лет мальчик пошел в школу№ В то время в одной классной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников, пока он будет заниматься с третьим классом, учитель велел им сложить числа от 1 до 100. Не успел он закончить задание, как маленький Карл написал ответ. С сожалением смотрел учитель на мальчика: ясно было, что за такой короткий срок он не мог сделать 99 сложений. «Как же ты сосчитал?» - спросил учитель. «Я сложил 1 и 101, получил 101, 2 и 99, получил 101, 3 и 98 - снова 101 и так до 50 и 51 - тоже 101. Значит, нужно сложить 50 слагаемых по 101 каждое, то есть умножить 101 на 50. Это равно 5050.» Изумленный учитель понял, что встретил самого способного ученика в своей жизни.

Французский математик Алексис Клеро, живший в 18 веке, написал первую научную работу на тринадцатом году жизни, а в 18 лет был уже утвержден научным сотрудником Парижской Академии наук.

Венгерский математик Л. Поша в 12 лет удивил известного ученого Эрдеша, который с помощью сложных рассуждений доказал, что если взять болше половины нескольких подряд идущих натуральных чисел, то среди них обязательно встретятся два взаимно простых числа.Когда ученый предложил доказать это же утверждение мальчику, то тот думал полминуты и ответил: из этих чисел два обязательно будут соседними, а соседние числа не могут иметь общих делителей, кроме 1 - то есть являются простыми.Опытный ученый был потрясен остроумным решением.

Французский математик Бертран выучился в 9 лет алгебре и геометрии весьма оригинальным способом. Его дядя руководил курсами по подготовки юношей в высшее учебное заведение. Маленький Бертран ходил на занятия с дядей, и хотя преподаватели не обращали на мальчика внимания, он понимал все, что проходили в классе. В 10 лет после серьезного испытания Бертран был зачислен на эти курсы, где был вдвое младше остальных слушателей.

Необыкновенные дарования проявил в детстве английский математик Гамильтон. В 10 лет он изучил геометрию, а когда в его город приехал знаменитый счетчик Кольбурн и выступал на эстраде, юный Гамильтон вступил с ним в соревнование и ни в чем не уступил. В 13 лет мальчик прочел «Всеобщую арифметику» Ньютона и поступил в университет, а в 22 года уже был назначен профессором этого университета. К 12 годам он изучил 12 языков и географию.

Удивительный случай произошел в детстве с Софьей Ковалевской, знаменитой женщиной - математиком. Когда в доме отца шел ремонт, на детскую комнату не хватило обоев и комната простоюла несколько лет оклеенной простой бумагой - записями лекций по высшей математике ученого Остроградского. Целые часы проводила Соня около стен комнаты, пытаясь понять порядок страниц и прочесть написанное. Когда в 15 лет Соня стала изучать высшую математику, ее преподаватель удивился, как скоро она усвоила эту сложную науку. А дело было в том, что девочка вспоминала слова из лекций Остроградского, которые она выучила на стенах своей комнаты.

Но не всегда математические способности раскрывались на школьной скамье. Выдающийся математик Николай Лузин не отличался успехами по математике в школе и даже занимался у репетитора. Но когда он познакомился с высшей математикой, то настолько увлекся ей, что вскоре стал одним из самых крупных ученых страны.

Немецкий математик Якоб Штейнер до 18 лет был пастухом и почти на знал грамоты. Но потом он окончил школу и университет, а в 29 лет уже преподавал математику и вскоре стал членом Берлинской Академии наук.

Пройдет время, и каждый из вас выберет дело своей жизни, но какую бы вы профессию не выбрали обязательно знать математику. Без открытий математиков не взлетают ракеты в космос, не работают электростанции, не возникает окружающий нас мир техники.

Путь к вершинам математики начинается в школе и только усвоив школьный курс можно научиться решать сложные задачи, которые поставит перед вами жизнь. Самая длинная дорога начинается с первого шага, так делайте же эти шаги, и в путь, далекий и сияющий путь математического творчества.

Сегодня у нас соревнуются три команды по 7 человек и по количеству шагов, сделанных ними (одно очко - один «шаг»), мы определим победителя.

Жеребьевка участников:

белые жетоны - 1 команда, синие - 2 команда, красные - 3 команда.

1 задание - КИТЫ МАТЕМАТИКИ.

В древности считалось, что Земля плоская и стоит на трех китах. Сейчас мы знаем, что это не так. А вот с тем, что математика стоит на 4 китах - не спорит никто. С двумя из них мы познакомимся позже, а два кита вам уже известны. Что же это за киты? Узнаем это, ответив на вопросы теста.

Команды решают тест «Киты математики»

1. Найти частное чисел 39 и 3

У) 13 к) 42 л) 36 м) 117

2. Найти пятую часть от 2400

О) 120 п) 4800 р) 480 с)2405

3.Решить уравнение: Х - 20 = 100

А) 120 б) 80 в) 5 г) 2000

4.Вычислить: 208 х 9

А)252 б) 1864 в)1864 г) не знаю

5. Вычислить: 2 кг. - 20 г.

Л) 220 г. М) 100 г. Н) 1980 г. О)180 г.

6. Сколько месяцев в пяти годах?

Г) 35 д) 50 е) 60 ж) 300

7. Какое действие выполняется последним при нахождении значения выражения

2700 + 3000 х 600 - 84000 : 6 ?

М) сложение н) вычитание о) умножение г) деление

8. Найти площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 6 см.

Ж) 14 см кв. З) 28 см.кв. и) 48 см.кв. к) не знаю

9. Найти периметр прямоугольника со сторонами 4 м и 9 м.

Г) 13 м д) 36 м е) 26 м ж) не знаю

Задача: Велосипедист ехал из поселка в город 4 часа со скоростью 12 км/ч. На обратном пути он ехал со скоростью 16 км/ч.

10. На каком расстоянии находится поселок от города?

Ж) 16 км з) 8 км и) 48 км к) 3 км

11. Сколько километров составил обратный путь велосипедиста?

Х) 28 км ч)48 км ш) 16 км щ)20 км

12) Сколько времени велосипедист затратит на обратный путь?

Ж) 1 час з) 4 часа и) 3 часа к)7 часов

13. Решите уравнение: 56 - 2 Х = 36

О) 46 п)20 р) 5 с) 10

14. Если к одной тонне молока сначала добавить 3 цкнтнера, а потом отлить 125 кг, то в результате получится:

И) 1185 кг к) 1275 кг л)1175 кг м) 1075 кг

15. Чему равны 2/3 от числа (30 + 60 )?

М) 20 н) 40 о) 60 п) 30

Подведение итогов 1 задания: киты математики - УРАВНЕНИЕ и ЧИСЛО. Верный ответ - 2 балла.

2 задание - ГЛУХОЙ ТЕЛЕФОН

Дано число 9 (8, 7). Каждый участник игры может или прибавить или вычесть 1 и сообщить результат следующему участнику. Последний называет конечный результат. Если ответ верный - четное (нечетное) число - команда получает 1 балл.

3 задание - ИГРА - ЭСТАФЕТА.(1 и 2 команды по 7 человек)

Первый участник выполняет задание и находит ответ на одной из предложенных 6 карточек.Эту карточку он передает следующему участнику игры, который повторяет действия первого. Если все участники команды выполнили вычисления верно, получается правильный результат. Команда получает 2 балла.

ИГРА - ЭСТАФЕТА

Задания 1 команде Задания 2 команде

  1. 13 + 6 + 7 = 26 1. 24 + 9 + 6 = 39

  1. 56 + 9 + 4 = 69 39. 75 + 8 + 5 = 88

  1. 2 х 7 х 5 = 70 88. 4 х 8 х 5 = 160

  2. 15 х 7 х 2 = 210 160. 5 х 3 х 8 = 120

  1. 20 х 5 х 11 = 1100 120. 9 х 4 х 25 = 900

  1. 8 х 5 х 7 = 280 900. 15 х 9 х 2 = 270

  1. 17 + 12 + 3 + 8 = 40 270. 11 + 28 + 9 + 2 = 50

4 задание - СЧЕТНАЯ МАШИНА

Знаменитый исследователь Новой Гвинеи Миклухо - Маклай должен был объяснить папуасам через сколько дней вернется корабль. Он нарезал кусочки бумаги, а папуасы должны были их сосчитать. Вот что он пишет:

«Первый, раскладывая кусочки бумаги при каждом обрезке повторял «наре» (один), второй загибал при этом палец. Насчитав до 10, то есть загнув пальцы обеих рук, он опускал кулаки на колени, а третий папуас загибал при этом один палец руки. Со вторым десятком было сделано то же и третий папуас загнул второй палец. То же было сделано для третьего десятка и все остались довольны»

Попробуем и мы создать живую счетную машину.Участники игры встают в ряд. Ведущий называет задание, команда вычисляет, 7 участник показывает число единиц, 6 - число десятков, 5 - сотен, 4 - тысяч, 3 - десятков тысяч, 2 - сотен тысяч, 1 - миллионов. Команда, показавшая правильный результат, получает 1балл.

СЧЕТНАЯ МАШИНА

  1. 7 + 8 = 15

  2. 43 + 95 = 138

  3. 1246 - 15 = 1231

  4. 11221 х 2 = 22442

  5. 8888888 : 2 = 4444444

5 задание - ШАПКА ВОПРОСОВ

Участники по очереди вытаскивают из шапки по одному вопросу и отвечают на него. За правильный ответ команда получает один балл.

  1. Два товарища договорились ехать в пятом вагоне поезда, который состоял из 9 вагонов. Один сел в 5 вагон с начала, другой в 5 вагон с конца поезда. Встретились ли ребята?(да)

  2. Лестница состоит из 11 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы оказаться на середине лестницы? (на шестую).

  3. Девочке поднялась на третий этаж. Между этажами по два лестничных пролета. Сколько пролетов прошла девочка.(4 пролета).

  4. Мальчик разрезал прут на 10 одинаковых палочек. Сколько разрезов сделал мальчик? (9)

  5. После прогулки по парку девочка сказала: «Я видела жука, трех гусей, двух уток, жаворонка и четырех стрекоз». Сколько птиц видела девочка? (6)

  6. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? ( 8 )

  7. У какого двузначного числа число единиц больше числа десятков на 8 ? ( 19 )

  8. Серые зайцы сели, по морковке съели. Сколько морковок съели они, если их было девять без семи? ( 2 )

  9. Сколько различных двузначных чисел можно записать с помощью цифр 4 и 1 (14, 41, 11, 44)

  10. Шли две матери, две дочери да бабушка с внучкой.

Сколько всех? ( трое)

  1. Если сложить два соседних числа, то какое число получим - четное или нечетное? (нечетное)

  2. Если сложить четыре соседних числа, то какое число получим - четное или нечетное? (четное)

  3. Сколько ложек нужно подать к столу, за который сядут мать, отец и дети - три сына, у каждого из которых есть сестра? (6)

  4. Девочка спросила брата: «Я старше тебя на три года. На сколько я буду старше тебя через пять лет?» (также на три года)

  5. Назовите число,на которое можно умножать и делить, но при этом множитель и делимое не изменяются?( 1 )

  6. Какое число при делении на 3, 6, 9 дает в частном нуль?

  7. В велосипедном колесе 32 спицы. Сколько промежутков между спицами? ( 32 )

  8. Сумма каких двух чисел равна их произведению? ( 2 и 2, 0 и 0 )

  9. Какое число делится на все числа без остатка? ( 0 )

  10. Назовите три числа, сумма которых равна их произведению. ( 1, 2, 3).

  11. В классе 25 учеников. Мальчики составляют 2/5 части. Сколько мальчиков в классе?

Вот и подошла к концу наша встреча. Подведем итоги, посчитаем сколько шагов сделала сегодня каждая команда, какая команда стала победителем (подсчет «шагов»).

На самом деле неважно сколько шагов в познании математики вы сделали сегодня, в учении важен каждый шаг, и если вы делаете эти шаги, то обязательно добьетесь хороших разультатов.

Желаем вам успехов в этом пути!








© 2010-2022