- Преподавателю
- Математика
- Конспект открытого урока по теме Тетраэдр
Конспект открытого урока по теме Тетраэдр
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Затолокина Е.С. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства
Конспект урока по теме «Тетраэдр» для учащихся 10 классов.
План урока
Разработала Затолокина Екатерина Сергеевна
Учебная дисциплина
Математика: алгебра, начала анализа, геометрия
Тема урока
«Тетраэдр»
Регламент урока
45 минут
Вид урока
Комбинированный
Тип урока
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению материала
Технологии обучения
Информационно-коммуникационные технологии / Здоровьесберегающие технологии / Исследовательские методы обучения
Цели урока:
образовательные (обучающие)
- познакомить учащихся с понятием тетраэдр и его элементами;
- показать связь математики с окружающим миром и их будущей профессией.
развивающие
- научить строить фигуру тетраэдр;
- научить находить составляющие элементы тетраэдра;
- сформировать умения и навыки решения задач;
- развивать математический кругозор и внимания учащихся.
воспитательные
- умение слушать и вступать в диалог;
- воспитание умения работы в группе;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- воспитывать ответственность и аккуратность.
Обеспечение учебного занятия
Техническое обеспечение:
проектор; персональный компьютер.
Учебно-методическое обеспечение:
- презентация к учебному занятию «Тетраэдр»;
- раздаточный материал: детали тетраэдра- вершины и стороны;
- методические рекомендации:
- Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф.и др. Геометрия. 10-11: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. - М.: Просвещение, 2009;
-Яровенко В.А. Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход: 10 класс. - М.: ВАКО, 2010;
- устные сообщения учащихся;
- макеты, модели тетраэдра.
Структурные элементы занятия
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1. Организационная часть
3 минуты
Приветствует учащихся.
Отмечает отсутствующих в группе.
Приветствуют преподавателя.
Староста называет отсутствующих.
2. Мотивация деятельности
2 минуты
(слайд 1) Сегодня у нас необычный урок, мы с вами познакомимся с новой геометрической фигурой - тетраэдром, (слайд 2) изучим и рассмотрим все его свойства, закрепим знания, решив несколько задач по данной теме. Запишите сегодняшнее число и тему занятия «Тетраэдр».
Слушают преподавателя.
Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.
Записывают тему занятия в тетрадь.
3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности
5 минут
К доске приглашается обучающийся, который на готовом рисунке записывает решение домашней задачи.(№66)
Пока обучающийся выполняет на доске домашнее задание, для остальных обучающихся проводится устный фронтальный опрос по ранее изученной теме (слайд 3).
На доске обучающийся записывает решение домашней задачи.
Задание: продолжите предложение
1. Треугольник - это… геометрическая фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, соединяющих эти три точки.
(слайд 4)
Обучающийся устно отвечают на вопросы по пройденным темам.
2. Две прямые называются скрещивающимися, если… они не лежат в одной плоскости (слайд 5)
3. Треугольник, у которого все стороны равны, называют… равносторонним (слайд 6)
4.Какую фигуру в планиметрии называют многоугольником? (слайд 7)
После фронтального опроса, преподаватель совместно с учащимися проверяют решение домашней задачи.
Обучающиеся сравнивают свои ответы с решением у доски. Если ответ совпадает, обучающийся присаживается на место, если нет, то исправляет свою ошибку.
4. Изучение нового материала
15 минут
Тема сегодняшнего урока - это знакомство с новой для вас фигурой, которая называется «тетраэдр», (слайд 8). Преподаватель ведет объяснение, используя слайд с изображением тетраэдра. Рассмотрим произвольный треугольник ABC и точку D, не принадлежащую его плоскости. Последовально соединив точку D с вершинами треугольника ABC, получаем фигуру, которая называется тетраэдр, читается как ABCD.
Слово «тетраэдр» образовано из двух греческих слов: tetra - «четыре» и hedra - «основание», «грань». Преподаватель демонстрирует макет тетраэдра.
На слайде вам представлены различные виды тетраэдров и способы их построения, (слайд 9).
Слушают и отвечают на вопросы преподавателя.
Обучающимся предлагается зарисовать фигуру в тетрадь.
Преподаватель консультирует и проверяет правильность построения данной фигуры.
Обучающиеся зарисовывают фигуру тетраэдра в тетрадь.
Глядя на фигуру, давайте мы с вами вместе постараемся выяснить из чего состоит тетраэдр, (слайд 10).
Преподаватель предлагает последовательное изучение элементов тетраэдра.
Грани тетраэдра. Многоугольники, составляющие поверхность многогранника называют его гранями, (слайд 11) . Сколько граней у тетраэдра? Какая геометрическая фигура лежит в основе тетраэдра? (4, треугольник). Назовите их (ADC, ABC, CDB, ADB).
Различают боковые грани и основание, (слайд 12).
Ребра тетраэдра. Ребро - это сторона тетраэдра. Сколько их? (6), (слайд 13).
Назовите их (AB, BC,AC,AD,BD,CD).
Ребра не принадлежащие одной грани, называют противоположными, (слайд 14).
Вершины тетраэдра. Вершина - это точка, соединяющая два отрезка многоугольника, (слайд 15). Сколько вершин у тетраэдра?(4)
Записывают в тетрадях определения и элементы тетраэдра, отвечая на вопросы преподавателя.
Смотрят демонстрацию слайдов.
Используя ответы учащихся, преподаватель закрепляет элементы тетраэдра: грани, ребра и вершины, (слайд 16).
Отвечают на вопросы преподавателя
После выяснения элементов тетраэдра, учащимся предлагается самим дать определение тетраэдра.
После этого, преподаватель вводит понятие тетраэдра, (слайд17).
Тетраэдр - это поверхность, составленная из четырёх треугольников.
Математика, в частности геометрия, является мощнейшим инструментом в познании мира. Различные геометрические формы находят свое практическое приспособление в различных областях знания: архитектуре, скульптуре, живописи.
Учащиеся сами пытаются дать понятие, после они смотрят, как это понятие вводит автор, и затем уже вместе с учителем записывают определение.
Происходит опрос учащихся о практическом применении тетраэдра в жизни человека. (Данное задание задавалось на дом).
Приводят примеры, которые они посмотрели дома о практическом применении тетраэдра в жизни человека.
После ответов обучающиеся демонстрируются слайды о использовании тетраэдра в жизни человека, (слайд 18-22)
5. Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала
15 минут
Преподаватель проводит физкультминутку для глаз.
Смотрят на преподавателя, повторяют движения.
Решение задач.
№1.Из множества многогранников на рисунке назвать тетраэдр, (устно), (слайд 23-27)
(3,1,2,1и3, 2).
Устно отвечают на вопросы преподавателя. Называют из перечня фигур - тетраэдр.
№2. Самостоятельно изготовить из раздаточного материала макет тетраэдра и замерить длину его ребер. Ответ записать в тетради, (слайд 28).
Каждая пара самостоятельно изготавливает макет тетраэдра из раздаточного материала и линейкой замеряют длину ребра.
№3. 69. Найти площадь тетраэдра, если в основании расположен правильный треугольник, а
площадь одной его грани равна 10 см^2, (слайд 29).
У доски один учащийся, остальные выполняют задание в тетради.
№4. №68. Точки M, N середины сторон AB, AC тетраэдра ABCD. Докажите, что прямая MN|| плоскости BCD? (слайд 30)
У доски один учащийся, остальные выполняют задание в тетради.
6. Подведение итогов и рефлексия занятия
5 минут
Преподаватель подводит итоги занятия, спрашивая у обучающиеся, что же нового они сегодня узнали на уроке? (слайд 31)
Преподаватель отмечает активную работу на занятии обучающиеся и говорит оценки за занятие.
Подводят итоги занятия:
- познакомились и узнали, что такое тетраэдр.
- узнали понятия вершина, грань, ребро.
- узнали о практическом применении тетраэдра в жизни человека.
Запись домашнего задания. (слайд 32)
№66. Запишите пары скрещивающихся прямых в тетраэдре ABCD?
Всем спасибо. Урок окончен, (слайд 33).
Записывают домашнее задание.
7