- Преподавателю
- Математика
- Методическое пособие для учителя Интегральное исчисление и его приложения для решения задач
Методическое пособие для учителя Интегральное исчисление и его приложения для решения задач
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фролова Т.Н. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГУ «ОТдел образования акимата города костаная» |
Методическое пособие |
прикладного курса по математике «Интегральное исчисление и его приложения для решения задач» для учащихся 11 класса |
|
Учитель сш №1 Фролова Т.Н. |
Костанай
2011 |
Пояснительная записка
Результаты, показанные в ЕНТ выпускниками школ, являются несомненно беспорной оценкой уровня и качества системы среднего образования в Казахстане.
К сожалению, приходится констатировать, что за последние годы результаты тестирования демонстрируют тенденцию по снижению уровня математической подготовки у выпускников средних школ. Статистика такова- выпускники решают 30% тестовых заданий по математике. Большинство учащихся плохо владеют простейшей техникой тождественных преобразований, не умеют стоить графики элементарных функций, не обладают пространственным воображением и имеют низкие навыки логического мышления.
Материалы методического пособия «Интегральное исчисление и его приложения для решения задач» ориентировано на систематизацию знаний по нахождению первообразной и вычислению определённого интеграла, по приложению интегрального исчисления при решении задач планиметрии и стереометрии и на углубленное изучение интегрального исчисления.
Данное методическое пособие является приложением к прикладному курсу по математике для 11 класса «Интегральное исчисление и его приложения для решения задач».
Проанализировав тестовые задания, предлагаемые учащимся для единого национального тестирования, мы убедились, что в тестах присутствуют задания не только программного материала средней общеобразовательной школы, но и задачи повышенной сложности, изучаемые в классах с углубленным изучением математики. В данном методическом пособии приведено решение наиболее трудных тестовых заданий по интегральному исчислению, встречающихся в ЕНТ за 1999-2010 годы. Все задания были систематизированы, выбраны наиболее простые и общие методы решения, не выходяшие за рамки школьной программы по математике.
Цель пособия - ознакомить учащихся с типовыми методами решения часто встречающихся задач ЕНТ по математике, а также научить их избегать стандартных ошибок при решении задач, связанных с интегральным исчислением. Умение решать такие задачи определят успешность сдачи ЕНТ.
Задачами данного курса являются:
-
Повышение математической культуры.
-
Развитие пространственного воображения и логического мышления.
-
Углубление знаний учащихся по интегральному исчислению
-
Развитие умений и формирование навыков решения задач, связанных с интегральным исчисление.
-
Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
-
Подготовка к единому национальному тестированию и к обучению в вузе.
Методы и принципы обучения:
-
Научность
-
Доступность
-
Вариативность
-
Опережение программного материала
-
Постепенного повышения сложности учебного материала
-
Самоконтроль
-
Практической направленности курса
Для реализации цели и задач прикладного курса используются такие формы занятий: лекция, практикум по решению задач, индивидуальные домашние задания по вариантам и их защита, в результате которой лежит исследовательская деятельность учащихся.
Содержание
-
Первообразная функции и её вычисление.
-
Определённый интеграл. Формула Ньютона - Лейбница.
-
Приложения определенного интеграла.
-
Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла. Вычисления объемов тел вращения
-
Вычисление площади поверхности
-
Приложение определённого интеграла к решению физических задач
-
Технология работы над тестовыми заданиями
1.Первообразная функции и её вычисление.
До настоящего момента мы рассматривали вопросы нахождения производной известной функции. Но нередко возникает обратная задача: по известной производной функции необходимо найти исходную функцию. Раздел математического анализа, изучающий восстановление функций по их производным, называется интегральным исчислением.
Определение. Функция F(x),заданная на отрезке , называется первообразной для функции f(x), заданной на том же отрезке, если выполнено условие: (х)= f(x).
Операция нахождения первообразной заданной функции называется интегрированием.
Таким образом, операция интегрирования является обратной к операции дифференцирования.
Следует отметить, что операция интегрирования (в отличие от операции дифференцирования) многозначна. Если F(x) - первообразная для функции f(x) на некотором промежутке, то существует бесконечно много первообразных для функции f(x) на этом промежутке и все они имеют вид F(x)+С, где С - произвольная постоянная.
Геометрически это означает, что графики всех первообразных можно получить из графика одной из них сдвигом вдоль оси Оу. Выбором постоянной С можно добиться того, чтобы график первообразной проходил через заданную точку, то есть постоянная С удовлетворяла уравнению: F()+С=
Множество всех первообразных F(x)+С для функции f(x) на некотором промежутке называется неопределённым интегралом и обозначается: .
Приведём таблицу основных интегралов:
-
= +C 7.+C
-
=+C 8.
-
=-+C 9.
-
=2 +C 10.
-
=+C 11. +C
-
=+C 12.=arc +C
Чтобы найти неопределённый интеграл (то есть множество первообразных для подынтегральной функции), достаточно свести его к табличным. Это удаётся сделать путём преобразования подынтегрального выражения и применения основных правил интегрирования:
-
=
-
=
-
Если , то , где k и b -постоянные, k0.
-
Задание: Найдите общий вид первообразной для функции:
а)=
б)=
в)=
г)=2
д)
е)x
Решение:
а)=
F(x)=
Ответ: а)
б)=
F(x) =
Ответ: б) F(x)=
в)=
F(x)=-+3+3+
Ответ: в) F(x)=
г)=2
F(x)==2 (-3)sin sin
Ответ: г) F(x)= sin
д)
F(x)=
Ответ: д) F(x)=
е)x
По определению модуля f(x)=
-
F(x)=
-
Поскольку F(x) непрерывна на R, то F(-1)=+-
Заменим
Ответ: е) F(x)=
-
2 Задание: Найдите: а)
б)
в)
г)
д)
е)dx
ж)
Решение:
а)
Преобразовав подынтегральное выражение, получим:
==2+C=2+C.
Ответ: 2+C.
б) =
Ответ:
в)===+C=+C.
Ответ:+C.
г)==
Ответ:
д)
Решим квадратное уравнение относительно Разложим квадратный трехчлен на множители и получим:
== sinx - x + C.
Ответ: sin x - x + C.
е)dx =dx =dx +16==
Ответ:
ж)
Избавимся от иррациональности, умножив числитель и знаменатель на число, сопряжённое знаменателю, получим:
=
=
Ответ:
3.Задание:Для функции f(x) найдите первообразную, график которой проходит через точку А:
а) f(x)=
б) f(x)=6, A (3 55).
Решение:
а) f(x) =
Найдем общий вид первообразной для функции:
++C.
Для того, чтобы их всех первообразных выбрать ту, которая проходит через заданную точку, решим уравнение: F()+C=.
++C =
+C =
C= - .
Ответ:++.
б) f(x)=6
- ·(-3) ·2·+C.
Первообразная проходит через точку А(3;55), значит:
2 ·+C=55[
55+С=55, С=0.
Ответ:=.
2.Определённый интеграл.
Формула Ньютона - Лейбница.
Если функция f(x) непрерывна на отрезке , то определенный интеграл от этой функции на заданном отрезке равен приращению любой её первообразной
4. Задание: Вычислите интеграл:
а) dx
б)
Решение:
а) dx= dx= - =
Ответ:
б)= =
Ответ: 2.
Основные правила вычисления определённого интеграла:
1.
2.
3. =
4.
5.
5. Задание: Вычислите:
а) б) в)
г) д) е)
ж)
Решение:
а) =
Ответ: -
б)
Решим квадратное уравнение и разложим квадратный трехчлен на множители. Получим два одинаковых корня, равных 3. Тогда имеем интеграл от функции :
+
Ответ: 21.
в)
Преобразуем числитель по формулам сокращённого умножения (разность кубов). Имеем функцию: (1+2
=
Ответ:.
г)
Разделим числитель на знаменатель почленно, имеем:
= - =2 .
Ответ: .
д)
Применив тригонометрическую формулу синус двойного угла, имеем:
= )=- -
Ответ:
е) = = .
Ответ: .
ж) = ) = ) - )=.
Ответ:.
6.Задание: Вычислить:
а) б)
в) г)
а) - )= (-1- ) - (0 - 0 - )=-
Ответ: -
б)+1.
Ответ:+1.
Замечание. Если подынтегральная функция представляет собой выражение, содержащее переменную под знаком модуля, то вычисление определённого интеграла с данными пределами интегрирования можно свести к вычислению суммы определённых интегралов с подынтегральными функциями, не содержащими переменную под знаком модуля.
в)
Воспользуемся свойством 3определённого интеграла:
- 0)+
+ (2 - 2 - +1) = 1.
Ответ: 1.
г)
х+1 _ + +
……………………-1……...…………………0………………………………>х
х _ _ +
Воспользуемся правилом 3 определённого интеграла:
Ответ: 5.
Рассмотрим задачи, которые решаются с использованием свойств первообразных и интегралов.
7.Задание: При каком значении а выполняется равенство:
Решение:
Имеем уравнение , правая часть которого есть определённый интеграл, левая- число. Правую часть уравнения вычислим относительно параметра а:
(x-
Подставим значение интеграла в уравнение, имеем:
= .
Ответ: = .
8. Задание: Решить неравенство: - .
Решение:
Вычислим каждый интеграл.
1)
2)=0.
3) -x
Решаем методом интервалов:
f(x)=
x=-12 - не удовлетворяет условию.
____+________________________________4______-_____________
Ответ: x
9. Задание: Найдите все числа b
Решение:
=(bx-2
Ответ: b=2.
10. Задание: Найдите все числа А и В , при которых функция вида f(x)=A+B удовлетворяет условиям: f ' (x)=2 и
Решение:
f(x)=A+B: f ' (x)=
f ' (1)=
Тогда : 2В=4, В=2.
Ответ:
11. Задание: При каких значениях параметра а значение интеграла
Решение:
=(=а-
Значение интеграла максимально, при
Ответ:
III. Приложения определенного интеграла.
1.Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла.
-
а) y=x2+1 , y=0 , x=-1 , x=2
б)y=√x, y=0 , x=1 , x=4
5. a) y=√x-1 , y=1 , y=0 , x=0
б) y=, y=1 , y=4 , x0
-
a) y=-x2 , y=0 , x=3
б) y=3√x , y=0 , x=-1
6. y=x2, y= (x0) , y=0 , x=5
-
a)y=4x-x2 , y=0 , x=0 , x=5
б)y=cosx, y=0 , x=- , x=
7. y=√x , y=|x-2|
4. а) y= , y=x , x=2
б) y=x+3 , y=x2 + 1
в) y= sinx , y=cosх, x=0
г) y=, y=
д) y=9/x2 , y=-x-2 , x=-2
е) y=-2+|x|, y= -x2
8.а) y= - 4x , y=0
-
Вычисления объемов тел вращения
9.Найдите объем тела, полученного при вращении вокруг оси абсцисс криволинейной трапеции, ограниченной линиями:
y=√x+1 , x=0 , x=1 , y=0
12. Найдите объем тела , полученного вращением вокруг оси Ох фигуры, ограниченной параболой у=х2 , осью ординат и прямой у=1.
10.Вычислите объем тела, образованного вращением вокруг оси абсцисс криволинейной трапеции, ограниченной гиперболой х∙у=2 , прямыми: х=1 , х=2 и осью абсцисс.
13.Найдите объем тела, полученного вращением вокруг оси Ох фигуры, ограниченной линиями: у=х2 , у=2-х , у=0.
11.Найдите объем фигуры, полученной при вращении вокруг оси абсцисс криволинейной трапеции, граница которой задана уравнениями: у=х∙|x-2| , x=0 , x=3, y=0.
14.Найдите объем тела, образованного вращением вокруг оси Ох фигуры, ограниченной линиями: у=√7∙х3 , у=0 , х=-1 и х=1.
1. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла общим методом.
Используя понятие определенного интеграла, рассмотрим общий метод вычисления площадей фигур.
Определение. Фигура, ограниченная прямыми y=0, x=a, x=b и графиком непрерывной и неотрицательной на [a;b] функции f(x), называется криволинейной трапецией.
Sф=
1.Задание: Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
а) y=x2+1, y=0, x=-1, x=2.
б) y=, y=0, x=1, x=4.
в) y= , y=0 , x=1, x=2.
Решение:
а) y=x2+1,y=0,x=-1,x=2
Sф =dx = = ( + 2) - =3+3=6
Ответ: 6.
б) y=, y=0, x=1, x=4
Sф= = · (-1)= ·7=
Ответ:
в) y=, y=0, x=1, x=2
Sф=dx= =.
Ответ: .
2. Рассмотрим случай, когда у=непрерывная функция. Тогда график функции расположен ниже оси Ох. Для вычисления площади соответствующей криволинейной трапеции следует использовать формулу:
2.Задание: Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
, ,
, ,
Решение:
, ,
Ответ: 9.
-
, ,
Ответ :
3.Пусть функция f(x) непрерывна на и принимает на этом отрезке как положительные, так и отрицательные значения. В этом случае отрезок разбивается на части, в каждой из которых функция не изменяет свой знак. Затем вычисляются соответствующие этим частям площади по приведённым выше формулам. После этого полученные результаты складываются.
3.Задание: Вычислите площадь фигуры,ограниченной линиями :
-
, , ,
-
, ,,
Решение:
-
, , ,
Ответ: 13.
-
, , ,
Ответ: .
4.Площадь фигуры, ограниченной графиками двух непрерывных функций f(x) и g(x) , а так же двумя прямыми x=a и x=b, где f(x)g(x) на отрезке [a;b] находиться по формуле:
Замечание. Если известно,что график одной из функций f(x ) или g(x) лежит выше другого,то можно не выяснять какой именно, а воспользоваться формулой :
4.Задание: Вычислите площадь фигуры , ограниченной линиями:
a)
б)
в)
г)
д)
е)
Решение:
a)
Найдём точки пересечения графиков заданных линий:
Ответ:
б)
Найдём точки пересечения графиков заданных линий:
Ответ: .
в)
Решение:
Найдём точки пересечения графиков функций :
tq x =1
Ответ:
г)
Область определения функции есть
Найдем точки пересечения графиков функций:
=
=.
Ответ:
д)
Ответ: 1.
е)
Решение:
Ответ:
5.Если фигура ограничена прямыми : у=с, у=d (d и графиком непрерывно возрастающей (убывающей) функции у=f () (, то её площадь вычисляеися по формуле
5 Задание: Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:
а) у= ,у=1, у=0,=0.
б) у=у=1, у=4,0.
Решение:
а) у= ,у=1, у=0,=0.
Найдём функцию, обратную данной у=:
Ответ:
б) у=у=1, у=4,0.
Найдём функцию, обратную данной у=
Ответ: 2.
6.Если требуется вычислить площадь более сложной фигуры, то стараются представить искомую площадь в виде алгебраической суммы площадей криволинейных трапеций.
6. Задание: Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: при условии0,у=0, х=5.
Решение:
Кривые у=и при условии0 пересекаются в точке х=1.
Ответ:
7.Задание: Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями:
Решение: По определению модуля имеем:
Построим графики данных функций и найдем абсциссы точек пересечения:
,
х =-4х+4
-5х+4=0
2)
-5х+4=0
Искомая площадь равна:
Ответ:
8.Задание: Вычислите без рисунка площадь фигуры, ограниченной линиями:
а) у =
б) у =, у=1, х=.
в) у =
Решение:
у =
Найдем нули функции:
Функция у =
у =
у =х
Ответ:8
-
Вычисление объемов тел вращения
Объем V тела, полученного в результате вращения криволинейной трапеции, ограниченной линиями Y=f(x) (f(x)>0) , x=a , x=b (b>a) вокруг оси Ох, вычисляется по формуле: V=
9.Задание: Найдите объем тела, полученного при вращении вокруг оси абсцисс криволинейной трапеции, ограниченной линиями:
y=, =0, =1, y=0
Решение:
Воспользуемся формулой объема тела вращения:
V=
Ответ:
10.Задание: Вычислите объем тела, образованного вращением вокруг абсцисс криволинейной трапеции, ограниченной гиперболой xy=2, прямыми х=1 , х=2 и осью абсцисс.
Решение:
V== =
Ответ:
11.Задание: Найдите объем фигуры, полученной при вращении вокруг оси абсцисс криволинейной трапеции, граница которой задана уравнениями: y=x|x-2| , x=0 , x=3 , y=0.
Решение:
V= =
Ответ: 3.6
12.Задание: Найдите объем тела, полученного вращением вокруг оси Ох фигуры, ограниченной параболой у=х2 , осью ординат и прямой у=1.
Решение:
Искомый объем состоит из разности объемов цилиндра, полученного вращением квадрата ОАВС вокруг оси Ох и фигуры, ограниченной параболой у=х2 , осью Ох и прямой х=1.
Поэтому: V=
Ответ:
13.Задание: Найдите объем тела, полученного вращением вокруг оси Ох фигуры, ограниченной линиями у=х 2 , у=2-х, у=0.
Решение:
V=
Ответ:
14.Задание: Найдите объем тела, образованного вращением вокруг оси Ох фигуры, ограниченной линиями у=√7х3 , y=0 , x= -1 и х=1.
Решение:
V=2dx=
Ответ:
4.Приложение определённого интеграла к решению физических задач
IV. Технология работы над тестовыми заданиями.
1.Вычислить площадь фигуры, ограниченной графиком функции f(x)=
Решение:
1)График функции у=у =
2)Функцию f(x)=| можно переписать в виде:
F(x)=
Из условия задачи следует, что нам необходимо найти площадь фигуры, ограниченной функцией у=4-2 на отрезке [-1;2];
S== ===12 - - =9
Ответ: 9.
2.Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями у= , у= , у=0
Решение:
Построим схематично графики данных функций в одной системе координат.
Вычислим абсциссы точек пересечения графиков функций:
Х=2
Найдем площадь фигуры:
S=+=x+(4-x) = - (0-2)=
Ответ:
3. Вычислите площадь фигуры, ограниченной прямой х=0, графиком функции у=4х- и касательной к этому графику в точке с абсциссой =3
Решение:
1)Найдем касательную к графику функции у=4х- в точке с абсциссой =3
У(3)=12-9=3
(х)=4-2х =>
Уравнение касательной: у=-2(х-3)+3=-2х+9
2) Схематично изобразим графики функций у=4х- и у=-2х+9.
S=-=dx==0-(-9)=9
Ответ: 9.
4. Найдите площадь фигуры, ограниченной графиком функции f(x)=-2x+1 и графиком ее производной
Решение:
2)Найдем точки пересечения графиков функций f(x) и :
;
Точки пересечения (1;0) и (3;4).
3)Схематично изобразим графики функций у= и у=2х-2
S==)dx==4 - =
Ответ:
5. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями у=3,у=5-2
Решение:
1)Найдем точки пересечения графиков функций:
3
=1
Точки пересечения (-1; 3)и(1;3).
2)Схематично изобразим графики функций у=3 и у=5-2
S==2=10=
=10=10=
Ответ:
6.Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями у=-+2х+3, у=3-х
Решение:
1)Найдем точки пересечения графиков функций:
-
=0; =3
Точки пересечения: (0;3)и(3;0).
2)Схематично изобразим графики функций у=-+2х+3 и у=3-х
S=====27=27* =
Ответ:
7.При каких значениях параметра а верно равенство:
Решение:
1)Найдем интеграл: =sina
2)Решим тригонометрическое уравнение:
Sina=1
a=+2;
Ответ: a=+2; .
8.При каких значениях параметра a площадь фигуры, ограниченной линиями у=,у=0,х=a (a>0) равна 4?
Решение:
1)Площадь фигуры, ограниченной линиями у= и х=a (a>0) есть интеграл
=
2)Решим уравнение:
=>a =
Согласно условиям задачи a>0,следовательно а=2
Ответ: 2.
9.При каких значениях параметра а верно неравенство
Решение:
1)Найдем интеграл:=-cosa+1=1-cosa.
2)Решим неравенство:
1-cosa>0 =>cosa<1
Поскольку функция cosx принимает только значения из интервала -1cosx1,
полученное неравенство равносильно соотношению:
cosa1 =>a ; n
Ответ: а.
10.При каких значениях параметра а значение интеграла
Решение.
1)Найдем интеграл: =а-.
2)Определим точки максимума функции f(a)=a-,приняв ее первую производную
(a)=1-2a к нулю:
1-2а=0 => a=
3)Исследовав знак производной, получаем, что a= - точка максимума
Ответ:
Для решения следующих задач воспользуемся свойством:
Объем V тела, полученного в результате вращения криволинейной трапеции, ограниченной линиями у=f(x) (f(x)0),x=a, x=b (b>a) вокруг оси Ох, вычисляете по формуле:
V=(x)dx
11.Найдите объем тела, полученного при вращении вокруг оси абцисс криволинейной трапеции, ограниченной линиями: у= , x=0, x=1, y=0.
Решение:
По формуле объема тела вращения:
V=dx====
Ответ:
12.Найдите объем тела, полученного при вращении вокруг оси абцисс криволинейной трапеции, ограниченной линиями: у=, х=1, х=2, у=0.
Решение:
По формуле объема тела вращения:
V=dx=dx===
Ответ:
13.Найдите объем тела, полученного при вращении вокруг оси абсцисс криволинейной трапеции, ограниченной линиями: у=1-, у=0
Решение:
Парабола у=1-пересекает ось Ох при х=-1 и х=1, поэтому объем тела вращения равен:
V=dx=dx=)dx===
Ответ:
14.Вычислите интеграл
Решение:
==+=1
Ответ: 1.
Резюме
«Основы математического анализа» - единственный раздел математики, изучаемый в школе, который не относится к элементарной математике. Основным объектом изучения данного раздела является числовая функция. В пособии вы ознакомились с первообразной функции f(x) и её применением, нахождением неопределённого интеграла, с определённым интегралом и его приложениями при решении задач.
В начале пособия описаны методы нахождения первообразной и неопределённого интеграла. Подробно с многочисленными примерами, изложены методы вычисления табличных интегралов. При вычислении интегралов на примерах показаны способы сведения их к «табличным». В заключительной части дано приложение определённого интеграла к решению задач.
Особенность математического анализа - кинематический подход к функции, где основной акцент делается на изучение изменения функции в независимости от изменения аргумента. В отличие от обычного подхода в курсе общеобразовательной школьной программы, введено понятие неопределенного интеграла, как это делается в традиционных курсах ВУЗов. Такой подход должен облегчить преемственность перехода от школьной программы к методике изложения математического анализа в ВУЗах.
Глоссарий по дисциплине
Список принятых сокращений
в. (вв.) - век (века)
г. (гг.) - год (годы) др. - другой, другие
и т.п. - и тому подобное
лат. - латинский
мин - минута
млн - миллион
млрд - миллиард
пр. - прочий
с - секунда
с. - страница
т. - том
т.е. - то есть
т.к. - так как
т.н. - так называемый
А
Аксиома - предложение, не требующее доказательства.
Аксиоматический метод - важный научный инструмент познания мира, который даёт законченное, логически стройное построение научной теории.
Алгебра - часть математики, которая изучает общие свойства действий над различными
величинами и решение различных уравнений, связанных с этими действиями.
Алгебраическое уравнение- это уравнение вида Р(x,z,.,…,к,е)=0, где Р - это многочлен, х,у,…е - переменные.
Алгоритм - это точное предписание определяющее процесс перехода от исходных данных к искомому результату.
Асимптота кривой -это прямая, в которой кривая приближается сколь угодно близко при удалении в бесконечность.
В
Вероятность - числовая характеристика возможности появления случайного события в определённых условиях, которые могут быть воспроизведены.
Теория вероятностей - наука о вычислении вероятностей случайных событий.
Выпуклая фигура - эта фигура, которой принадлежат все точки отрезка, соединяющего любые её две точки.
Г
Графом в математике называется конечная совокупность точек, называемых вершинами, некоторые из них соединены друг с другом линиями, называемыми ребрами графа.
Группа - одно из основных понятий математики.
Множество G , в котором задана некоторая операция, соответствующая двум элементам а, в из этого множества G некоторый элемент а * в того же множества G, наз. группой, если выполняются следующие свойства:
1. а* (в* с)= (а * в ) *с, для любых а, в, с из G
2.существует нейтральный элемент е из G, такой, что а * е =а и е* а = а, для любого а.
3. существует обратный элемент аֹ из G, такой, что а* аֹ = е и аֹ* а = е, для любого а.
Д
Делимость. Говорят, что целое число а делится на число в, если существует целое число с, что а = в · с.
Доказательство - цепочка умозаключений, устанавливающая истинность данного суждения.
Е
Единица - это первое число натурального ряда чисел, а также одна из цифр в десятичной системе счисления.
Евклида алгоритм - это способ нахождения наибольшего общего делителя двух целых чисел, а также наибольшей общей меры двух соизмеримых отрезков.
К
Комбинаторика - раздел математики, который изучает вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Комплексные числа - числа вида а + в · i , где а и в- действительные числа, i- мнимая часть, где i · i= -1.
Л
Логика - это наука, изучающая такие способы рассуждений, которые приводят к верным результатам в тех случаях, когда верны исходные предположения.
М
Математическая индукция - метод доказательства, при котором используются индуктивные рассуждения (от частных заключений переходим к общим).
Математическая статистика - наука, изучающая методы обработки результатов наблюдений.
Матрица - прямоугольная таблица, составленная из чисел.
Математические объекты - это результат выделения из предметов и явлений количественных и пространственных свойств и отношений и абстрагирования (отвлечения) от всех других свойств.
Многоугольник - часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной A¸ В , С ¸ …, М¸ не имеющей точек самопересечения. Звенья ломаной - отрезки- стороны многоугольника; точки А,В,С…,М - вершины многоугольника; - углы многоугольника.
Многогранники - простейшие тела в пространстве.
Множество - это неопределяемое понятие. Математик Кантор о нём сказал так,
« Множество- это многое, мыслимое как единое целое».
Н
Наибольший общий делитель (НОД) - это наибольшее натуральное число, на которое делится каждое из целых чисел.
Наименьшее общее кратное (НОК) - это наименьшее натуральное число, делящееся на каждое из данных целых чисел.
Необходимое и достаточное условие - форма записи и осмысления математической теоремы.
Неравенство - это два числа или математических выражения, соединённых одним из знаков: «> - больше», «< - меньше», «- больше или равно», « - меньше или равно».
О
Объём - величина, характеризующая размер геометрического тела.
Окружность и круг. Кругом с центром в точке О и радиусом r наз. множество точек плоскости, удалённых от точки О на расстояние не больше r. Круг ограничен окружностью - множество точек плоскости, удалённых от точки О на расстояние равное r.
Определение - математическое предложении, предназначенное для введения нового понятия на основе уже известных нам понятий.
Определитель - число, поставленное по определённому правилу в соответствие квадратной матрице.
П
Периодическая дробь - это бесконечная десятичная дробь, в которой, начиная с некоторого места, периодически повторяется определённая группа цифр.
Площадь - это величина, характеризующая размер геометрической фигуры.
Поле - множество элементов, для которых определены арифметические операции.
Последовательность - считается заданной, если указан закон, по которому каждому натуральному числу п ставится в соответствие элемент х(п) некоторого множества.
Пропорция - равенство отношений двух или нескольких пар чисел или величин.
Процент - сотая часть числа.
Р
Расстояние - длина отрезка между заданными точками.
Ряд - это выражение вида , составленное из чисел х, , которые называются членами ряда.
С
Системы счисления - это способы записи чисел в виде, удобном для прочтения и выполнения арифметических операций.
Софизм - это доказательство ложного утверждения, причем ошибка в доказательстве искусно замаскирована.
Т
Теорема - это высказывание, правильность которого установлена при помощи рассуждения, доказательства.
Тождество - это запись вида АВ, где А,В - выражения, принимающие одинаковые значения при всех значениях входящих в А и В переменных, взятых из некоторого множества М.
У
Уравнение - это выражения, соединённые знаком равенства.
Ф
Факториал - так называют встречающуюся в практике функцию, определенную для целых неотрицательных чисел. Обозначается она: п! = 1·2·3·4·5·…·п.
Формула - комбинация математических знаков и букв, выражающая какое-либо предложение.
Функция - это одно из основных математических и общенаучных понятий, выражающее зависимость между переменными величинами.
Ц
Цифры - условные знаки для обозначения чисел.
Ч
Число - одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счёта или измерения.
Рекомендуемые сборники задач и упражнений
Берман Г. Н. Сборник задач по курсу математического анализа.- М.: Наука, 1985.- 446 с.
Данко П. Е., Попов А. Г., Кожевникова Т. Я. Высшая математика в упражнениях и задачах: В 2 ч.- М.: Высш. шк., 1986.- Ч. 1.- 446 с; Ч. 2.- 464 с.
Демидович В. П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу.- М.: Наука, 1977.- 528 с.
Задачи и упражнения по математическому анализу для втузов/Г. С. Бараненков, Б. П. Демидович, В. А. Ефименко и др.; Под ред. Б. П. Демидовича.- М.: Наука, 1978.- 380 с.
Краснов М. Л., Киселев А. П., Макаренко Г. И. Сборник задач по обыкновенным дифференциальным уравнениям.- М.: Высш. шк., 1978,- 288 с.
Кузнецов Л. А. Сборник заданий по высшей математике: Типовые расчеты.- М.: Высш. шк., 1983.- 176 с.
Марон И. А. Дифференциальное и интегральное исчисление в примерах и задачах: Функции одной переменной.- М.: Наука, 1970.- 400 с.
Сборник задач по курсу высшей математики/Г. И. Кручкович, Н. И. Гутарина, П. Е. Дюбюк и др.; Под ред. Г. И. Кручковича.- М.: Высш. шк., 1973.- 576 с.
Рустюмова И.П. Рустюмова С.Т. Пособие для подготовки к ЕНТ по математике , Алматы 2010.
Список рекомендуемой литературы
-
Берман Г. Н. Сборник задач по курсу математического анализа.- М.: Наука, 1985.- 446 с.
-
Данко П. Е., Попов А. Г., Кожевникова Т. Я. Высшая математика в упражнениях и задачах: В 2 ч.- М.: Высш. шк., 1986.- Ч. 1.- 446 с; Ч. 2.- 464 с.
-
Демидович В. П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу.- М.: Наука, 1977.- 528 с.
-
Задачи и упражнения по математическому анализу для втузов/Г. С. Бараненков, Б. П. Демидович, В. А. Ефименко и др.; Под ред. Б. П. Демидовича.- М.: Наука, 1978.- 380 с.
-
Краснов М. Л., Киселев А. П., Макаренко Г. И. Сборник задач по обыкновенным дифференциальным уравнениям.- М.: Высш. шк., 1978,- 288 с.
-
Кузнецов Л. А. Сборник заданий по высшей математике: Типовые расчеты.- М.: Высш. шк., 1983.- 176 с.
-
Марон И. А. Дифференциальное и интегральное исчисление в примерах и задачах: Функции одной переменной.- М.: Наука, 1970.- 400 с.
-
Сборник задач по курсу высшей математики/Г. И. Кручкович, Н. И. Гутарина, П. Е. Дюбюк и др.; Под ред. Г. И. Кручковича.- М.: Высш. шк., 1973.- 576 с.
-
Рустюмова И.П. Рустюмова С.Т. Пособие для подготовки к ЕНТ по математике , Алматы 2010.