Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

Формы работы обучающихся: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа.  Цели урока: формирование умений применять теорему о сумме углов треугольника.  Задачи: ·         образовательные: знать формулировку теорему о сумме углов треугольника; уметь называть элементы треугольника, доказывать теорему о сумме углов треугольника, применять при решении практических задач. ·         воспитательные: воспитание ответственности, внимания; воспитание интереса к предмету. ·         развивающие: ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: геометрия

Тема урока: Сумма углов треугольника.

класс: 7

Формы работы обучающихся: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа.

Цели урока: формирование умений применять теорему о сумме углов треугольника.

Задачи:

  • образовательные: знать формулировку теорему о сумме углов треугольника; уметь называть элементы треугольника, доказывать теорему о сумме углов треугольника, применять при решении практических задач.

  • воспитательные: воспитание ответственности, внимания; воспитание интереса к предмету.

  • развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока: формирования новых знаний.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. Спасибо. Садитесь.

(СЛАЙД 1)

Китайская мудрость гласит:

«Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю.»

Это эпиграф нашего урока. Что нам предстоит на уроке делать?

(СЛАЙД 2)

- Какие утверждения, связанные с этой величиной, вам известны?



Какому из этих утверждений нам приходится пока только верить, и нами еще не доказано?

Сформулируйте тему урока.

Запишите её в тетради.

Эта тема очень важна, она проходит красной нитью сквозь многие темы и задачи геометрии.

Попробуйте определить цели и задачи сегодняшнего урока.



  1. Актуализация опорных знаний.

Геометрия- это поистине удивительная наука. Одна из самых важных фигур в геометрии- треугольник. И сегодня мы будем говорить именно о нём.

(СЛАЙД 3)



  1. Назовите элементы треугольника АВС.

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника



  1. Какие виды треугольников по углам вы знаете?



  1. Какой треугольник называется остроугольным?



  1. Какой треугольник называется тупоугольным?



  1. Какой треугольник называется прямоугольным?

В геометрии каждая последующая тема связана с предыдущей. Давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке?

Слайд 4 (две прямые, пересекающиеся третьей прямой):

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

  1. Что изображено на слайде?



  1. Сколько углов образуется при пересечении прямых a и b секущей с?

  2. Назовите пару накрест лежащих углов.



  1. Назовите пару соответственных углов.



  1. Назовите пару односторонних углов.

  2. Как называются углы 1 и 3?

  3. Как называются углы 5 и 6?

  4. Сформулируйте свойство смежных углов.

-Итак, какие понятия мы с вами вспомнили?

- Все эти понятия нам будут необходимы.



  1. Изучение нового материала.

3.1 Постановка проблемы.

Слайд 5 (треугольник с двумя известными углами, найти третий угол)

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

  1. Чему равен угол А?

  2. Как вы определили градусную меру угла А?

  3. Перед нами встала проблема: как найти неизвестный угол? Какого условия не достает?

    1. Исследовательская работа:

Для того, чтобы определить, чему равна сумма углов треугольника, мы выполним с вами эксперимент:

У каждого из вас на партах находятся чертежи с треугольниками.

- 1ряд определите вид своих треугольников

- 2 ряд определите вид своих треугольников

- 3 ряд определите вид своих треугольников

- С помощью какого чертежного инструмента можно определить градусную меру углов?

- Измерьте углы треугольников.

- Сложите градусные меры углов треугольника.

- Чему равна сумма углов треугольника?

- Сформулируем гипотезу: чему равна сумма углов треугольника?

- Проведя эксперимент, мы выдвинули гипотезу о том, что сумма углов треугольника равна 180°

3.3 Работа с динамичной моделью треугольника.

Слайд 6:

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

- Теперь проверим нашу гипотезу на динамичном треугольнике. Изменяя градусную меру одного угла, мы можем сосчитать сумму углов треугольника.

- Посмотрите, ребята, какой угол у нас получился?

- Чему равна градусная мера развернутого угла?

- Какой вывод мы можем сделать?

- На этих идеях основано доказательство теоремы: Сумма углов треугольника равна 180°.

3.3 Доказательство теоремы.

А теперь я предлагаю доказать теорему о сумме углов треугольника теоретически.

Учащимся предлагается выделить условие и заключение теоремы, сделать чертеж и записать в тетрадях - что дано и что требуется доказать. На доске высвечивается чертеж треугольника и его обозначение, а так же условие и заключение теоремы (Слайд 7).

Дано:Δ АВС.Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

Доказать: Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

Доказательство:

Обсуждение доказательства теоремы.

-Ребята, вы знаете, что в геометрии любое утверждение доказывается при помощи уже доказанных ранее фактов.

- Какие факты, из доказанных ранее, нам известны?

- Кто-нибудь видит равные треугольники?

- А если мы их построим, сможем мы это как-то использовать?

- А параллельные прямые?

- А можно их построить?

- Перечислите возможные варианты построения.

- Давайте построим прямую MN, проходящую через вершину В, параллельно стороне АС.

(Слайд 8).

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника



- Какие новые объекты появились?

- Можно ли выделить пары взаимосвязанных углов прямой MN и треугольника АВС?



- Но из этих фактов пока не следует доказательства теоремы. Рассмотрите угол МВN. Он разбит на три угла: 1, 2, 3. Как в этом случае найти градусную меру Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольникаМВN?

- Мы уже получили что-то похожее на то, что нужно доказать. А можем ли мы заменить каким-то образом углы 1, 2, 3 на углы треугольника?

- Какое равенство мы получим в этом случае?

- Что и требовалось доказать.

Запись доказательства теоремы.







Итак, мы доказали, что сумма углов треугольника равна 180º.



  1. Закрепление нового материала.

Вспомните цели и задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока.

- Какие задачи выполнили?

- Какие задачи остались не выполненными?

- Чем же мы сейчас займемся?

Это будут задачи по готовым чертежам.

4.1 Работа по готовым чертежам.

Вернемся к поставленной проблеме:

Слайд 9 (такой же как слайд 3)

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

Теперь можем ли мы определить, чему равен неизвестный угол?

- Как мы нашли неизвестный угол?

Слайд 10

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

- Как мы нашли неизвестный угол?

Слайд 11

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

- Чему равен неизвестный угол?



- Как мы находили неизвестные углы?

- Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.



  1. Решение задач (работа с учебником)

№ 223(а) - у доски и в тетрадях.

- как найти неизвестный угол?









- Задачи № 225, 226 -устно (дополнительно)



-Вывод:какую теорему мы использовали для нахождения неизвестных углов?

- сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.

V. Проверочная (обучающая) работа

Задание № 2 на листах: используя теорему о сумме углов треугольника, найти неизвестный угол в треугольнике. (см. приложение 1)

- Проведем взаимопроверку (ответы на слайде 12)





  1. Итоги. Оценки

- Вспомните цели урока.

- Добились ли мы цели?

  • Чему равна сумма углов треугольника?

  • Могут ли быть в треугольнике два угла тупыми? Острыми? Прямыми?Почему?



  1. Рефлексия.

С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?

- Что нужно вам повторить для лучшего усвоения данного материала?

- выберите тот смайлик, который показывает, как вы усвоили новый материал (смайлики- магниты находятся у каждого на парте) и прикрепите смайлики на доску.



  1. Домашнее задание.

П.30-31 выучить теорему о сумме углов треугольника, решить № 223(б,в) (комментирование номера учителем)



Организация рабочего места, постановка перед собой целей

-действовать, запоминать, усваивать

-Развернутый угол равен 180°.

-Сумма смежных углов равна 180°.

-Сумма односторонних углов при параллельных прямых равна 180°.

-Сумма углов треугольника равна 180°.

-Сумма углов треугольника равна 180°.

- Сумма углов треугольника.

- записывают число, классную работу, тему урока.



- доказать утверждение о сумме углов треугольника, найти ему применение в задачах.





Называют стороны, вершины и углы треугольников:

вершины: А, В, С

стороны: АВ, ВС, АС.

Углы: А,В, С или угол САВ, угол АВС, угол ВСА.

-Называют виды треугольников:

остроугольные, тупоугольные, прямоугольные.

- треугольник называется остроугольным, если все три угла треугольника острые

- треугольник называется тупоугольным, если один из углов данного треугольника тупой.

- если один из углов треугольника прямой, то треугольник называется прямоугольным.

-параллельные прямые





-две прямые, пересеченные третьей прямой.

-Всего образуется 8 углов.

-Называют пары накрест лежащих: 4 и 6; 3 и5.

- соответственные углы: 1 и 5; 4 и 8; 2 и 6; 3 и 7.

- односторонние углы: 4 и 5; 3 и 6.

- 1 и 3 вертикальные углы

- 5 и 6 смежные углы

- сумма смежных углов равна 180º

- понятия треугольника, элементы треугольника, вспомнили, какие углы называют накрест лежащими, соответственными, односторонними, вертикальными, смежными.





- 117°

- не могут объяснить, как найти неизвестный угол

- чтобы найти неизвестный угол, надо знать, чему равна сумма углов треугольника.



- тупоугольные треугольники

- остроугольные треугольники

- прямоугольные треугольники

- с помощью транспортира

-Измеряют углы треугольника с помощью транспортира

- Складывают градусные меры углов треугольника.

- сумма примерно равна 180°

- сумма углов треугольника равна 180°







Работают с динамичной моделью треугольника.

В результате получается развернутый угол.

Градусная мера развернутого угла равна 180º

Делают вывод о том, что сумма углов треугольника равна градусной мере развернутого угла.



Записывают теорему о сумме углов треугольника.

Отвечают на вопросы.

Доказывают теорему и приходят к выводу, что сумма углов треугольника действительно равна 180º





- Признаки равенства треугольников, признаки параллельности прямых…

- нет

-вряд ли

-нет

-да

-Через точкуА, параллельно ВС. Через точку В, параллельно АС. Через точкуС, параллельно АВ.

-1) прямая MN;

2) углы при прямойMN: 1, 2, 3;

3) развернутый угол MBN.

1) 1 и С - внутренние накрест лежащие углы параллельных прямых MN, АС и секущей ВА, значит, 1 = А, 2) 3 и С- внутренние накрест лежащие углы параллельных прямых MN, АС и секущей ВС, значит, 3 = С.

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольникаМВN = Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника= 180°.

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника1 можно заменить наÐА; Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника2 - на Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольникаВ; Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника3 - на Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольникаС.

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника= 180°.

Учащимся предлагается провести дополнительное построение чертежа и сделать в тетрадях краткую запись доказательства теоремы.

Доказательство:

  1. построим MN|| АС, где ВКонспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольникаMN;

  2. Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника1 = ÐА (внутренние накрест лежащие углы);

  3. Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника3 = ÐС (внутренние накрест лежащие углы);

  4. Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольникаМВN = Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника = 180° (развернутый угол);

  5. Из 2 - 4 следует: Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника= 180°.



-доказать утверждение о сумме углов треугольника, найти ему применение в задачах.

-доказали теорему

-применить на практике

-решением задач





- да

-Используя теорему о сумме углов треугольника, можно найти неизвестный угол: 180°- (65°+52°)=63°



Используя теорему о сумме углов треугольника, можно найти неизвестный угол: 180°- (90°+55°)=35°



- Используя теорему о сумме углов треугольника, можно найти неизвестный угол:

180°- (112°+51°)=17°

- используя теорему о сумме углов треугольника.

- Сумма углов треугольника равна 180°

-Решают № 223(а) в тетрадях, одновременно один ученик работает у доски.

Запись задачи.

Дано:

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольникаАВС

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

Найти:Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольника

Конспект урока по геометрии на тему Сумма углов треугольникаРешение:

По теореме о сумме углов треугольника найдем угол С:

180°- (65°+57°)=58°

Ответ: 58°

№ 225. Устно, используя теорему о сумме углов треугольника, находят, что в равностороннем треугольнике угол равен 60º

№226. Устно. Доказывают от противного, что в равнобедренном треугольнике углы при основании острые.

-использовали теорему о сумме углов треугольника.

-Сумма углов треугольника равна 180°

Выполняют проверочную работу на листах.

Обмениваются листами с соседом по парте и проверяют работу:

«5» - 5 заданий

«4» - 4 задания

«3» - 3 задания

«2» - 0-2 задания

- доказать утверждение о сумме углов треугольника, найти ему применение в задачах.

- да

-Сумма углов треугольника равна 180°

- Два тупых угла в треугольнике не может быть (по теореме о сумме углов треугольника)

- Два острых угла могут быть.

- Два прямых не могут быть

Отвечают на вопросы

Крепят смайлики на доску



Слушают пояснения учителя по выполнению домашнего задания и записывают домашнее задание в дневники.

Литература:

  1. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. - М. : Просвещение, 2011.

  2. Задачи и упражнения на готовых чертежах 7-9 классы. Геометрия./ Е. М. Рабинович. - Москва: ИЛЕКСА. 2010



Самоанализ урока по геометрии в 7 классе.

Тема урока: Сумма углов треугольника.

Урок изучения нового материала. Урок соответствует программе. На уроке были поставлены следующие цели:

Цели урока: формирование умений применять теорему о сумме углов треугольника.

Задачи:

• образовательные: знать формулировку теорему о сумме углов треугольника; уметь называть элементы треугольника, доказывать теорему о сумме углов треугольника, применять при решении практических задач.

• воспитательные: воспитание ответственности, внимания; воспитание интереса к предмету.

• развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Форма урока: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа.

Урок разработан для обучающихся общеобразовательного класса. Цели, которые ставятся, достигаются полностью. Учитель выступает в роли помощника и советчика. Использование информационных технологий позволяет облегчить учащимся восприятие материала, обеспечить дифференциацию, повысить эффективность контроля знаний и умений учащихся и познавательную активность обучающихся. Обучающиеся активно участвовали в обсуждении решения данных заданий, делали самостоятельно выводы. План урока был выполнен, цель урока достигнута. Основным методом познания на этом уроке был проблемно-поисковый метод.

© 2010-2022