- Преподавателю
- Математика
- Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»
Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гарина Е.И. |
Дата | 17.10.2012 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок-игра (математика-история):
«Чистая доска».По теме: «Рациональные числа» . 6 класс
Учитель математики Гарина Е.И.
Учитель истории Багнюк Т.В.
Цели урока:
- учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формулировать навыки точного, безошибочного выполнения заданий, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
-воспитание товарищества, чувства сопереживания; дисциплинированности, аккуратности.
-развивать речь, обогащать словарный запас, развивать мышление через сравнения, аналогии, через умение разрешать проблему; развивать сенсорную сферу через умение ориентироваться в пространстве, времени, развивать глазомер.
Коррекционные задачи: коррекция памяти, внимания, поведения, воспитанности.
Оформление доски: на доске этапы урока на отдельных листах ,которые снимаются по мере выполнения заданий.
Эпиграф урока ( на доске)
«Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи.»
Я.Каменский
1. Орг. момент.
2. Объяснение правил урока-игры.
Учитель истории :
«Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, на уроке не один, а два учителя работают с вами. А, во-вторых, вы будете не просто отвечать на вопросы, а изучать , играя.»
Учитель математики : «Игра наша называется «Чистая доска».
Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена различными вопросами и заданиями. Если вы даете ответ на вопрос, то это задание убирается с доски. Задача этой игры состоит в том, что бы к концу урока доска оказалась чистой. Давайте посоревнуемся: какая группа лучше решит эти задания. Для подсчета мы будем вести таблицу Каждое задание будет оцениваться. Если ответ правильный, полный, то ваша команда получает красный жетон, если в ответе есть неточности, то вы получаете жетоны зеленого цвета. Если ответ неправильный, то жетона вы не получаете. К концу урока мы подведем итоги, и узнаем, какая группа заработала больше жетонов. Для работы нам потребуется помощник - ассистент. Сегодня это -Максим. Итоги подводятся тихо, результаты не обсуждаются.»
Учитель истории : «Итак, правила ясны, а значит можно уже сказать о теме нашего разговора сегодня. Все, что мы будем делать сегодня связано с рациональными числами, их месте в истории математики, умении использовать полученные знания в ходе изучения темы в математике и истории.»
3.Проверка самостоятельно подготовленных выступлений..
Учитель истории: «Каждой группе было дано опережающее домашнее задание: составить небольшой рассказ о рациональных числах в Греции, Китае, Индии.Итак, вам слово.»
(Выступления ребят со своими сообщениями).
Учитель математики : «Сейчас мы с вами узнали, что с рациональными числами люди знакомились постепенно. Вначале все положительные числа они называли «имущество», а отрицательные числа - «долг». И с помощью этих понятий люди делали расчеты. Они рассуждали так:
«долг»+ «долг» = «долг»
«имущество» + «долг» = «разность»
«имущество» + «имущество» = «имущество»
«д» * «д». = «и»
«д» * «н» = «д», так же и для деления.
А теперь сформулируйте эти правила на современном математическом языке.»
(Учащиеся рассказывают правила).
4.Решение упражнений.
На доске «Ромашка» с 8 лепестками на которых ответы на задания.
Используя все свои знания решите примеры. В «Ромашке» есть все ответы. Если вы ее найдете ни одного, значит пример решен неверно.
1)
2)
3)
4)-3,2-4,5
5)-4,9:(-0,7)
6)
7) 0-(-7,7)
8)
(Решение примеров в группах. Итог.)
5. «Переменка»
Предлагаем вам немного отдохнуть после такой сложной работы .Отгадайте несколько загадок.
-
Угадай, кто как зовется
Что за деньги продаются,
Это не чудесный дар,
А просто -напросто …(товар)
-
Возьми ты первую из нот,
И к ней прибавь ты слово ход.
Получишь то, о чем мечтает
Любой, кто бизнес начинает.(доход)
3.Тимофей носки связал
И на рынке их продал.
Дешевле, чем стоили нитки
Получил одни…(убытки).
4.Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо все это…..(купить)
-
Решение исторической задачи .
Вам предлагается задание по «Линии времени». ( На доске «Линия времени » в виде числовой оси ,где 0 разделяет даты до н.э. и даты н.э. Такая же «Линия времени» у учащихся на столах.)
Отметьте на «Линии времени» следующие события из истории математики.
а) Книга «Начала» была написана Евклидом в III в. до н. э. - теперь это современный учебник геометрии.
б) Теория чисел зародилась в Древней Греции в VI в. до н.э.
в) Десятичные дроби появились в Китае в III в.
г) Теорию пропорций и отношений разработали в Древней Греции в IV в. до н.э.
Необходимые даты отметьте на «Линии времени», а на вопрос ответьте письменно.
(Решение задачи. Подведение итогов. Листы с выполненными заданиями собирает ассистент)
5.Решение упражнений.
На следующем этапе мы с вами вновь будем выполнять задания . Необходимо будет угадать имя ученого, зашифрованного в ребусе. Для этого необходимо решить все примеры.
1
2,5 - 8,5
- 5,6
й
2
- 5,6 + 3,1
1
я
3
0,7 ( -8 )
- 6
х
4
- 2,5 ( - 0,4 )
- 16,8
м
5
1,2 ( - 14 )
- 2,5
а
1
- 3,4 + 2,5
- 6
л
2
3,8 - 8,9
и
3
- 4 +
- 0,9
е
4
( )
-
д
5
- )
к
6
-
- 5,1
в
Имена: Евклид, Омар, Хайям).
Вы разгадали имена великих людей , послушайте несколько строк о них.
Учитель математики :
Евклид ( III в.до н.э.)- древнегреческий математик, автор первого учебника геометрии.
Там, где с морем
Сливается Нил,
В древнем жарком краю
Пирамид
Математик греческий жил -
Многознающий
Мудрый Евклид.
Геометрию он изучал,
Геометрии он обучал.
Написал он великий труд,
Эту книгу
«Начала» зовут.
Чтоб попасть к нему
В ученики
И постигнуть мудрость
Старика,
Морем плыли,
Шли из далека…
Учитель истории:
Омар Хайям (1040-1123г.г.)- персидский математик, астроном, философ и поэт , заложил основы важных математических теорий.
Хорошо, если платье твоё без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех,
А всего остального и даром не надо -
Жизнь дороже богатства и почестей всех.
В этом мире глупцов, подлецов, торгашей.
Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
Веки плотно зажмурь - хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей.
В то время философа или врача
Ждала не награда - топор палача.
Алгебра - главный Хайяма трактат
Теперь уравнение люди решат.
Две параллельных: рифма и число.
И, может быть, Хайяму повезло,
Что он легко владел и тем и этим.
6.Итог урока.
Посмотрите на нашу доску, она стала чистой.
И урок и наша игра подошли к концу.
Осталось подвести итоги урока , которые в течение всего времени контролировал и отслеживал наш ассистент.(Объявляются итоги ,подведённые Максимом).
Группа №…стали победителями в нашей игре.
Но и группа № … приложила много усилий для того, что бы наша доска стала чистой. Все участники получают хорошие оценки.
7.Рефлексия.
Что мы сегодня сделали важного? Нужного? Полезного?
(Учащиеся сами подводят итоги.)