Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

Интегрированный урок-игра предлагается в 6 классе при изучении темы: «Рациональные числа». Параллельно с математическими правилами для выполнения действий даётся исторический материал по данной теме, знакомятся учащиеся с именами великих учёных .Урок проводился в форме игры , когда учащиеся были включены, как в само ведение урока ,так и в подведение его итогов.Учащиеся накануне урока получили опережающее задание по подготовке мини- выступление о фактах биографий учёных - математиков. Подведение ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок-игра (математика-история):

«Чистая доска».По теме: «Рациональные числа» . 6 класс

Учитель математики Гарина Е.И.

Учитель истории Багнюк Т.В.

Цели урока:

- учить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формулировать навыки точного, безошибочного выполнения заданий, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;

-воспитание товарищества, чувства сопереживания; дисциплинированности, аккуратности.

-развивать речь, обогащать словарный запас, развивать мышление через сравнения, аналогии, через умение разрешать проблему; развивать сенсорную сферу через умение ориентироваться в пространстве, времени, развивать глазомер.

Коррекционные задачи: коррекция памяти, внимания, поведения, воспитанности.

Оформление доски: на доске этапы урока на отдельных листах ,которые снимаются по мере выполнения заданий.

Эпиграф урока ( на доске)

«Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи.»

Я.Каменский

1. Орг. момент.

2. Объяснение правил урока-игры.

Учитель истории :

«Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, на уроке не один, а два учителя работают с вами. А, во-вторых, вы будете не просто отвечать на вопросы, а изучать , играя.»

Учитель математики : «Игра наша называется «Чистая доска».

Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот, вся заполнена различными вопросами и заданиями. Если вы даете ответ на вопрос, то это задание убирается с доски. Задача этой игры состоит в том, что бы к концу урока доска оказалась чистой. Давайте посоревнуемся: какая группа лучше решит эти задания. Для подсчета мы будем вести таблицу Каждое задание будет оцениваться. Если ответ правильный, полный, то ваша команда получает красный жетон, если в ответе есть неточности, то вы получаете жетоны зеленого цвета. Если ответ неправильный, то жетона вы не получаете. К концу урока мы подведем итоги, и узнаем, какая группа заработала больше жетонов. Для работы нам потребуется помощник - ассистент. Сегодня это -Максим. Итоги подводятся тихо, результаты не обсуждаются.»

Учитель истории : «Итак, правила ясны, а значит можно уже сказать о теме нашего разговора сегодня. Все, что мы будем делать сегодня связано с рациональными числами, их месте в истории математики, умении использовать полученные знания в ходе изучения темы в математике и истории.»

3.Проверка самостоятельно подготовленных выступлений..

Учитель истории: «Каждой группе было дано опережающее домашнее задание: составить небольшой рассказ о рациональных числах в Греции, Китае, Индии.Итак, вам слово.»

(Выступления ребят со своими сообщениями).

Учитель математики : «Сейчас мы с вами узнали, что с рациональными числами люди знакомились постепенно. Вначале все положительные числа они называли «имущество», а отрицательные числа - «долг». И с помощью этих понятий люди делали расчеты. Они рассуждали так:

«долг»+ «долг» = «долг»

«имущество» + «долг» = «разность»

«имущество» + «имущество» = «имущество»

«д» * «д». = «и»

«д» * «н» = «д», так же и для деления.

А теперь сформулируйте эти правила на современном математическом языке.»

(Учащиеся рассказывают правила).

4.Решение упражнений.

На доске «Ромашка» с 8 лепестками на которых ответы на задания.

Используя все свои знания решите примеры. В «Ромашке» есть все ответы. Если вы ее найдете ни одного, значит пример решен неверно.

1)Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

2) Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

3)Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

4)-3,2-4,5

5)-4,9:(-0,7)

6) Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

7) 0-(-7,7)

8)Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

(Решение примеров в группах. Итог.)

5. «Переменка»

Предлагаем вам немного отдохнуть после такой сложной работы .Отгадайте несколько загадок.

  1. Угадай, кто как зовется

Что за деньги продаются,

Это не чудесный дар,

А просто -напросто …(товар)



  1. Возьми ты первую из нот,

И к ней прибавь ты слово ход.

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает.(доход)

3.Тимофей носки связал

И на рынке их продал.

Дешевле, чем стоили нитки

Получил одни…(убытки).

4.Чтоб продукты потреблять,

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо все это…..(купить)

  1. Решение исторической задачи .

Вам предлагается задание по «Линии времени». ( На доске «Линия времени » в виде числовой оси ,где 0 разделяет даты до н.э. и даты н.э. Такая же «Линия времени» у учащихся на столах.)

Отметьте на «Линии времени» следующие события из истории математики.

а) Книга «Начала» была написана Евклидом в III в. до н. э. - теперь это современный учебник геометрии.

б) Теория чисел зародилась в Древней Греции в VI в. до н.э.

в) Десятичные дроби появились в Китае в III в.

г) Теорию пропорций и отношений разработали в Древней Греции в IV в. до н.э.

Необходимые даты отметьте на «Линии времени», а на вопрос ответьте письменно.

(Решение задачи. Подведение итогов. Листы с выполненными заданиями собирает ассистент)

5.Решение упражнений.

На следующем этапе мы с вами вновь будем выполнять задания . Необходимо будет угадать имя ученого, зашифрованного в ребусе. Для этого необходимо решить все примеры.

1

2,5 - 8,5

- 5,6

й

2

- 5,6 + 3,1

1

я

3

0,7 Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа» ( -8 )

- 6

х

4

- 2,5 Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»( - 0,4 )

- 16,8

м

5

1,2 Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа» ( - 14 )

- 2,5

а

1

- 3,4 + 2,5

- 6

л

2

3,8 - 8,9

Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

и

3

- 4 Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа» + Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

- 0,9

е

4

Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»(Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа» )

- Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

д

5

- Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа» Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа» )

Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

к

6

- Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа» Интегрированный урок-игра по теме «Рациональные числа»

- 5,1

в

Имена: Евклид, Омар, Хайям).

Вы разгадали имена великих людей , послушайте несколько строк о них.

Учитель математики :

Евклид ( III в.до н.э.)- древнегреческий математик, автор первого учебника геометрии.

Там, где с морем

Сливается Нил,

В древнем жарком краю

Пирамид

Математик греческий жил -

Многознающий

Мудрый Евклид.

Геометрию он изучал,

Геометрии он обучал.

Написал он великий труд,

Эту книгу

«Начала» зовут.

Чтоб попасть к нему

В ученики

И постигнуть мудрость

Старика,

Морем плыли,

Шли из далека…

Учитель истории:

Омар Хайям (1040-1123г.г.)- персидский математик, астроном, философ и поэт , заложил основы важных математических теорий.

Хорошо, если платье твоё без прорех.

И о хлебе насущном подумать не грех,

А всего остального и даром не надо -

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

В этом мире глупцов, подлецов, торгашей.

Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,

Веки плотно зажмурь - хоть немного подумай

О сохранности глаз, языка и ушей.

В то время философа или врача

Ждала не награда - топор палача.

Алгебра - главный Хайяма трактат

Теперь уравнение люди решат.

Две параллельных: рифма и число.

И, может быть, Хайяму повезло,

Что он легко владел и тем и этим.

6.Итог урока.

Посмотрите на нашу доску, она стала чистой.

И урок и наша игра подошли к концу.

Осталось подвести итоги урока , которые в течение всего времени контролировал и отслеживал наш ассистент.(Объявляются итоги ,подведённые Максимом).

Группа №…стали победителями в нашей игре.

Но и группа № … приложила много усилий для того, что бы наша доска стала чистой. Все участники получают хорошие оценки.

7.Рефлексия.

Что мы сегодня сделали важного? Нужного? Полезного?

(Учащиеся сами подводят итоги.)

© 2010-2022