Система подготовки к ГИА по математике

В экзаменационной работе по математике в 2014 г. от модели предыдущего года существенных изменений нет. В ней полностью реализовано требование действующей нормативной базы в части проведения экзамена по математике. В соответствии с ним в работе представлены все основные разделы курса математики основной школы, определенные Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, – арифметика, алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика.     Как и прежде, содержан...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система подготовки к ГИА по математике.

(учитель математики МБОУ « СОШ № 3» г. Вязники - Воробьева Татьяна Владимировна)

В экзаменационной работе по математике в 2014 г. от модели предыдущего года существенных изменений нет. В ней полностью реализовано требование действующей нормативной базы в части проведения экзамена по математике. В соответствии с ним в работе представлены все основные разделы курса математики основной школы, определенные Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, - арифметика, алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика.

Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предложенной новой модели предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности (часть 1) и математической подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования полученных знаний при изучении математики и смежных предметов в старших классах на профильном уровне (часть 2).

Объектами контроля в заданиях первой части работы являются: знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, математической символики и средств наглядности и пр.), владение основными алгоритмами, умение решать несложные математические проблемы, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, умение применять математические знания в несложных практических ситуациях.

Часть 1 содержит 20 заданий, из них 8 заданий по арифметике и алгебре, 5 задания по геометрии, 7 задания по теории вероятностей и статистике. Как и в предыдущие годы в этой части представлены задания трех форм: с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом, на установление соответствия между объектами двух множеств и задание с множественным ответом. Задания группируются по тематическим блокам.

Объектами контроля в заданиях второй части являются: умение интегрировать знания из различных тем курса при решении задач комбинированного характера, владение некоторыми специальными приемами решения задач, умение строить и исследовать простейшие математические модели, использовать разнообразные способы рассуждений при исследовании математических ситуаций, умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

Часть 2 содержит 6 заданий, из них 3 задания по алгебре: 2 повышенного уровня, 1 - высокого и 3 задания по геометрии: 2 повышенного уровня, 1 - высокого.

В экзаменационной работе модели 2014 г. усилена практико-ориентированная составляющая итоговой проверки: в первую часть включены задания, выполнение которых свидетельствует о наличии у девятиклассников общематематических навыков, необходимых человеку в современном обществе. Они проверяют наличие логических умений, вычислительных навыков, умение анализировать информацию, представленную на диаграммах, графиках, в таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 38 баллов. Из них - за модуль «Алгебра» - 17 баллов, за модуль «Геометрия» - 14 баллов, за модуль «Реальная математика» - 7 баллов.

Рекомендуемый минимальный результат выполнения экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», - 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трёх модулей, при условии, что из них не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика». Преодоление этого минимального результата даёт выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой оценки по математике (на основе годовой и экзаменационной оценки по пятибалльной шкале) или по алгебре и геометрии (на основе годовых оценок, а также, в случае получения положительных оценок, экзаменационных оценок по пятибалльной шкале по соответствующим разделам). При этом экзаменационная оценка может учитываться в итоговой только в случае, если она выше годовой. В случае преодоления минимального порога в сумме за всю работу, и неполучения положительной оценки по алгебре и(или) геометрии, итоговая оценка по соответствующему предмету выставляется на основе годовой оценки.

С учетом анализа результатов ГИА по математике в предыдущие годы, пожеланий образовательных учреждений, разработаны рекомендованные шкалы пересчёта первичного балла в экзаменационную отметку по пятибалльной шкале:

суммарного балла за выполнение работы в целом - в экзаменационную отметку по математике;

суммарного балла за выполнение заданий, относящихся к разделу «Алгебра» (все задания модуля «Алгебра» и задания 14, 15, 16, 18, 19, 20 модуля «Реальная математика»), в экзаменационную отметку по алгебре;

суммарного балла за выполнение заданий, относящихся к разделу «Геометрия» (все задания модуля «Геометрия» и задание 17 модуля «Реальная математика»), - в экзаменационную отметку по геометрии.

Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.

Подготовка к Государственной Итоговой Аттестации существенно отличается от традиционной. В ГИА введено много прикладных, «жизненных» задач и поэтому ученикам уже с 5 класса предлагаются работы в форме ГИА.

Более усиленную подготовку к ГИА в 9 классе начинаем в начале года.


  1. При подготовке к ГИА следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.


  1. Работа с родителями.

Для учащихся и их родителей проводим совместное родительское собрание, где знакомим с организацией и проведением ГИА по математике в 9 классе и с тем как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить положительный результат, набрать максимальное количество баллов.


  1. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ГИА :

  • консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

  • консультации для сильных ребят ( решение заданий 2 части );

  • индивидуальные консультации.

На первых занятиях познакомила учащихся с нормативно-правовыми документами, провела инструктаж по правилам выполнения Кимов. Познакомились с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняли коллективно, с полным объяснением и записью на доске. При этом старалась познакомить с тем , как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания . Первая тренировочная работа показала, что ребята не внимательно читают вопрос, очень много ошибок было в записи ответов, при верном решении в бланк записывают неверный ответ (пропуск запятых и минусов в числе, запись наименований, % ит.д. - в бланках они не должны записываться). Дальнейшая работа была построена, учитывая ошибки в решении и записи ответов. Пробелы в знаниях.

  1. Систематическое включение в устную работу заданий из ГИА открытого банка задач (прототипы заданий первой части работы)


  1. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решали и разбирали задания не только из учебника но и задания, соответствующие теме урока из Кимов.


  1. Использование в домашних заданиях материалы Кимов. В д/з задаю из сборника для подготовки к ГИА уже с 8 класса.


  1. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля. В контрольные и тестовые работы включала задания из открытого банка задач.

Такой материал имеет много плюсов:

  • кроме девятиклассников с ним работают и учащиеся 8 классов;

  • для слабых учеников даны образцы примеров по каждой теме;

  • он помогает ученикам ликвидировать пробелы в знаниях по определённой теме.

Во время итогового повторения и изучения нового материала ребята заполняют бланки.

  1. С начала учебного года началось тематическое повторение.

В сборниках для подготовки к ГИА есть много заданий по определённой теме. Повторять материал удобно, когда задания расположены в одном месте.

Преимущества тематического теста:

  • в нём собраны разные задания по одной теме;

  • на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;

  • по такому тесту удобно проводить повторение;

  • осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.

Для этого из заданий открытого банка задач составляю задания по прототипам ( тематические тесты) .

  1. Для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.

Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.

Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.

В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:

  • Интернет-сообщество учителей

  • Сеть творческих учителей

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  • Информационно-методический сайт


  1. Систематическое повторение учебного материала начинается с 4 четверти. Итоговое повторение построила исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА ( прошлых лет и новые )

Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain (См.сайт Савченко Е.М.), а также работы, размещённые на сайте СтатГрада.

Для этого использовала презентации с сайта Каратановой Марии Николаевны. Эти презентации помогают построить систематическое повторение и отработку навыков.

Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к итоговой аттестации открывает огромные возможности:

  • компьютер может взять на себя функцию контроля знаний,

  • поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,

  • богато иллюстрировать материал,

  • трудные для понимания моменты показать в динамике,

  • повторить то, что вызвало затруднения,

  • дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся,

  • быстро повторить теоретический материал.

Особенно эти презентации помогают при итоговом повторении теоретического материала по геометрии.

Особенно трудно даются задания типа 13, которые содержат большой теоретический материал. Задание содержит несколько верных ответов и пропустив хотя бы 1 задание не засчитывается. Презентации помогают наглядно увидеть ответы на вопросы . По данным исследований в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.

  1. С начала учебного года систематически проводится работа по заполнению бланков. С заполнением бланков было много проблем. На дополнительных занятиях разбирали все ошибки , которые были допущены при выполнении диагностических работ и пробного экзамена. Обращала внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т. д. ответы в тетрадях и на доске записывали в клеточках.

  2. Решение большого числа тестов. С пятого класса на уроках контроль по каждой теме проводится в форме тестов с разными вариантами ответов (один верный, один неверный, несколько ответов, короткий ответ и т. д.) С конца апреля в классе, на дополнительных занятиях и дома планируется выполнение большого количества тренировочных работ. Те задания, в которых допускаются ошибка разбираются.

  3. С начала года начали подготовку решения заданий второй части.

Для этого используются дополнительные занятия, на которые приглашаю более подготовленных ребят. Им в течении всего учебного года давала д/задания из 2 части. А на уроках итогового повторения разбирали эти задания со всем классом.

В 8 и 9 классах ребята посещают факультативный курс по математике ( «Подготовка к ГИА по математике».)

Работу по каждой теме начинали с повторения теории и формул, отрабатывали решение простейших заданий и постепенно переходили к решению заданий по этой теме из 2 части.

Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.

Интернет - ресурсы:

Сайт учителя математики Савченко Е.М.
Педсовет Org
Интернет-государство учителей.
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Издательский дом "Первое сентября"
Персональный сайт Каратановой М. Н.
ziimag.narod.ru/
Учительский портал
Открытый банк задании ГИА 2014
ГИА 2014 онлайн по темем

6



© 2010-2022