Статья на тему: Организация учебной деятельности и коррекция знаний в исправительной колонии

В данной статье отображена организация и специфика работы педагогов в исправительной колонии.Освещены проблемы и трудности обучения и преподавания.Особенности образовательного учреждения.  На период прибытия в образовательное учреждение,  учащиеся бросили занятия в дневной школе, большинство закончило только 5 классов,  за парту садятся с большим перерывом в учебе, многие в связи с многочисленными прогулами и неуспеваемостью слабо владеют основными учебными умениями и навыками : - письменной реч...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.М Шивкова,

Учитель математики « ГКОУ «Краевой центр общего образования»,

город Чита

Организация учебной деятельности и коррекция знаний в исправительной колонии.

  • «Тюрьма дело окаянное

  • и работать в ней должны,

люди твёрдые , но добрые

и весёлые».

Пётр Великий


Согласно положениям ст. 112 УИК РФ, обязательному обучению в школе подлежат осуждённые к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие основного общего образования. Осуждённые старше 30 лет и осуждённые, являющиеся инвалидами первой и второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Получение образования осужденными в нашем обществе оценивается неоднозначно. Одни считают, что не надо «повышать квалификацию» преступника. По статистическим данным в учреждениях УИС содержится 708,3 тыс. человек, на содержание которых государство тратит 33 тыс.руб. в год. Примерно 70 % освободившихся из мест лишения свободы вновь совершают преступления и возвращаются обратно в колонии. Школы доставляют администрации колонии много неудобств : заключенные вынуждены отвлекаться от работы, необходимо обеспечение охраны педагогического состава, требуется финансовое обеспечение школ. Закрытие школ избавило бы администрацию исправительной колонии от дополнительных неудобств.

Другие считают, что осужденные должны получать образование. Школа , по их мнению, это учреждение, где осуществляется коррекция нравственных ориентиров, ресоциализация оступившейся молодежи и осуществляется подготовка их к жизни на свободе. Ресоциализация - это повторная социализация, в ходе которой меняются установки, цели, нормы и ценности индивида. Отсутствие образования очень часто является одной из причин совершения человеком преступлений. В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года» ставится задача усиления психолого-педагогической работы с осужденными «в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения».

Педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей данных школ.

К числу таких трудностей относится отрицательная среда, возникающая из-за сосредоточенности криминогенной части населения в одном месте, где формируется специфическая система межличностных отношений, основанных на традициях уголовного мира, разрушающих личность. Посещение школы не всегда положительно расценивается в криминальном мире, из-за чего некоторые обучающиеся отказываются учиться или, начав учиться, прекращают посещать занятия в школе.

Возникают и трудности, связанные с режимными условиями исправительной колонии : отсутствуют условия для выполнения домашней работы ; за нарушение правил внутреннего порядка обучающиеся-осужденные нередко изолируются на определенный срок в связи с помещением их на год в строгий отряд (СУС) , на меньшие сроки - в штрафной изолятор(ШИЗО), помещение камерного типа (ПКТ) ; отрывает от учебного процесса их и посменная работа в промышленной зоне, работа в столовой.

Учителя, работающие в исправительной колонии, ограничены в возможностях стимулирования учащихся.

Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителя нацелена на поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у них положительной мотивации к обучению. В условиях исправительной колонии, при работе с обучающимися-осужденными учитель должен добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Любое несоответствие, непрофессионализм оттолкнут ученика от учителя.

Общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение определённых знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходит для выполнения основной задачи данных учреждений - исправления осуждённых.

Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать три норматива (компонента):

  • минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся;

  • обязательные знания и умения по каждому из них (образовательный стандарт);

  • уровень нравственности (степень исправления).

Преподавание в исправительных колониях осуществляется с учётом режимных и воспитательных требований, а также правил внутреннего распорядка учреждения.

Важной воспитательной работой, является необходимость убедить осуждённого в получении им образования. Эта работа проводится на воспитательных советах в отрядах и педсоветах в школе с участием начальников отрядов и учителей школы, а так же при личных беседах учителя с учениками.

Учащиеся нашей школы со сложными и трудными судьбами, с большими сроками отбывания наказания. Я работаю в закрытом учебном заведении ГКОУ «Краевой центр общего образования», в исправительной колонии № 8 п. Карымское , Забайкальского края.

Особенностью образовательного учреждения является то , что учащиеся в возрасте до 30 лет. Учебный процесс в ГКОУ «КЦОО» осуществляется в условиях исправительного учреждения в очной, заочной и индивидуальной формах обучения.

На период прибытия в образовательное учреждение, учащиеся бросили занятия в дневной школе, большинство закончило только 5 классов, за парту садятся с большим перерывом в учебе, многие в связи с многочисленными прогулами и неуспеваемостью слабо владеют основными учебными умениями и навыками :

- письменной речи;

- не сформированы общие учебные навыки и умения;

- не сформированы умения анализа и обобщения прочитанного текста, вычленения главного и второстепенного и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень образования учащихся достаточно низкий.

Учитывая особенности социального положения ученика, психолого-педагогические особенности его характера, к каждому ученику необходим индивидуальный подход в процессе обучения.

В начале учебного года провожу анкетирование или выясняю в беседе отношение к предмету математика, какие успехи были по предмету. Картина одна и та же: в школе математику не любил, интереса не было, из-за неё меня отчислили, зачем она нужна. На плечи учителей ложится не только образовательная, но главное, воспитательная функция.

Цель учителей школы:

  • преодолеть негативное отношение учащихся к школе, к учёбе;

  • внушить ученикам уверенность в успешности обучения;

  • добиться позитивного отношения к учёбе; научить мыслить, развивать познавательный интерес, расширить кругозор;

  • помочь поверить в себя, в свои силы.

Большинство учащихся поступающих в нашу школу имеют большой перерыв в учёбе 5 -9 лет и слабые знания. Много осуждённых не имеют образования, либо учились в коррекционных школах.

Коррекция знаний учеников в школе это необходимость, связанная с длительным перерывом в обучении. Её нужно провести быстро и эффективно. Применение «информационных карточек» для коррекции знаний по отдельным темам предмета позволяет сэкономить время ученикам на поиске информации в тексте учебников. Она дана им в «информационных карточках» в наглядной, сжатой форме в виде правил и алгоритмов с примерами выполнения заданий и решениями задач. Это удобно для учеников на уроке в школе и при выполнении домашних заданий. Позволяет быстро проводить коррекцию знаний учеников по отдельным темам предмета и приступить к изучению нового материала.

Важная задача, которая стоит перед учителем, поддерживать интерес к обучению предмета на уроке. Хорошо известно, «ничто, так не привлекает внимание, как удивительное». Заметив, ослабление внимания и интереса к математике учеников на уроке, я задаю им один вопрос из «Занимательной математики», либо шуточную логическую задачку.

Важная задача, которая стоит перед учителем, поддерживать интерес к обучению предмета на уроке. В условиях исправительной колонии, при работе с обучающимися- осужденными , считаю внеклассные мероприятия положительно влияют на учебный процесс. Внеклассные мероприятия влияют на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи данных учреждений - исправления осуждённых.

Используемая литература:

- Практическая психология закрытых образовательных учреждений- СПб, 2005 г

-Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года htt://фсин.рф/document/index:php

-Журнал Мир науки, культуры образования, № 1 (38) 2013г



© 2010-2022