Доклад на тему: Решение задач практической направленности

Одним из основных путей реализации практической направленности обучения математике, применение которого создает хорошие условия для достижения данной цели,  являются    текстовые задачи  с  практическим    содержанием (задачи прикладного характера). Выполняя требования к знаниям, умениям, практическому опыту, определенные ФГОС (уметь:решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;знать:значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование профессиональных компетенций студентов

через решение текстовых задач практической направленности

Семенова Ирина Григорьевна, преподаватель математики

Государственного образовательного бюджетного учреждения РС (Я)

«Якутский сельскохозяйственный техникум»


В Якутском сельскохозяйственном техникуме разработана программа учебной дисциплины «Математика» в соответствии с ФГОС по следующим специальностям среднего профессионального образования: 120701 Землеустройство; 120714 Земельно - имущественные отношения; 030912 Право и организация социального обеспечения; 260201 «Технология молока и молочных продуктов; 080114 Экономика и бухгалтерский учет; 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение; 110809 Механизация сельского хозяйства. В структуре основной профессиональной образовательной программы дисциплина «Математика» входит в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней общеобразовательной школе.

Согласно с ФГОС, в среднем для самостоятельной работы студентов уделяется 30% от всей максимальной нагрузки студентов. При этом, 35 - 40 % от общего объема СРС уделено решениям прикладных и текстовых задач в области профессиональной деятельности каждой специальности, т.к. умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

Выполняя требования к знаниям, умениям, практическому опыту, определенные ФГОС (уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления), практическая направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку студентов к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности.

Одним из основных путей реализации практической направленности обучения математике, применение которого создает хорошие условия для достижения данной цели, являются текстовые задачи с практическим содержанием (задачи прикладного характера). На уроках математики часто приходится слышать: «А зачем математику знать? Пригодятся ли эти знания в жизни, теперь и без арифметики, пожалуй, можно обойтись, когда есть калькулятор». Здесь должна решаться важная методическая проблема сближения учебных методов решения задач с методами, применяемыми на практике; требуется раскрытие особенностей проблемной математики, ее воспитательных функций, усиление межпредметных связей.

Решая текстовую задачу, студент познает много нового: знакомится с новой ситуацией, описанной в задаче, с применением математической теории к ее решению, познает новый метод решения или новые теоретические разделы математики, необходимые для решения задачи, и т.д. Иными словами, при решении практических задач студент приобретает математические знания, повышает свое математическое образование, развивает логическое мышление.

Текстовые задачи приучают выделять посылки и заключения, данные и искомые, находить общее, и особенно в данных, сопоставлять и противопоставлять факты. При обучении решению текстовых задач необходимо достигнуть двух взаимосвязанных целей - обучить:

1) решению определенных видов задач;

2) приемам поиска решения любой задачи.

Решение задач разными способами, получение из нее новых, более сложных задач и их решение в сравнении с решением исходной задачи создает предпосылки для формирования у студента умения находить свой «оригинальный» способ решения задачи, воспитывает стремление вести «самостоятельно поиск решения новой задачи», той, которая раньше ему не встречалась.

Разработка и подбор заданий для формирования предметных компетенций весьма важная задача. Для достижения этой цели используются два типа задач - чисто математические и практико-ориентированные. Решая задачи, студенты самостоятельно приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Умение решать простые текстовые задачи практически совпадает с основами математической грамотности, способствует развитию общих и профессиональных компетенций студентов. Простые текстовые задачи более полезны людям, непрофессионально занимающимся математикой. В связи с этим необходимо создание банка текстовых задач для формирования профессиональной компетентности студентов, т.к. действующие учебники мало предлагают задач именно практической направленности.

Для создания банка текстовых задач студентам предлагается, чтобы каждый по своей специальности решал практические задачи, предъявляя к проблемной задаче следующие требования:

• в содержании прикладных задач должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;

• задачи должны соответствовать программе курса;

• понятия, термины должны быть доступными для студентов, содержание и требование задачи должны отвечать реальной действительности;

• способ и метод решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;

• прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность.

Задачи с практическим содержанием раскрывают приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.

Поиск и систематизация научных, и в то же время достаточно простых текстовых задач подобного рода являются актуальной проблемой. Содержание текстовых задач, представленных в учебнике для студентов техникума, может быть дополнено задачами на:

• вычисление значений величин, встречающихся в практической деятельности;

• построение простейших диаграмм;

• составление расчетных таблиц;

• вывод формул зависимостей, встречающихся на практике.

С целью осознания роли математики в профессиональной и жизненной практике, можно предложить студентам просчитать свой месячный бюджет, составить калькуляцию (смету) и определить, сколько денег надо тратить на питание, одежду в месяц. При этом студентам необходимо предоставить таблицы: «Норма продуктов питания», «Средняя калорийность продуктов».

Таким образом, практика показывает, что решение текстовых задач практической направленности способствует у студентов формированию профессиональных компетенций, благодаря чему повысилось качество выполнения графических и расчетных работ, используемых при оформлении курсовых и дипломных проектов. Обучение решению текстовых задач развивает логическое мышление, что отражается на результативности участия студентов в олимпиадах по математике, проводимых Советом директоров ССУЗ РС (Я) и в рамках Республиканской НПК «Шаг в будущую профессию».

Литература

1. Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач.//-М.: Просвещение,1989. - с. 112-120.

2. Баринова О.В. Дифференцированное обучение решению математических задач. // М.: Просвещение, 1999. - с.58-63.

3. Вялова С. Как составить и решить задачу. // М.: Просвещение, 1998. - с. 48-67.

4. Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.// М.: «Просвещение», 1997 г. - с. 21.

5. Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами - средство повышения интереса к математике. // М.: «Просвещение», 1990 г. - с. 26-28.


© 2010-2022