Рекомендации по подготовке домашнего задания по математике

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала. Учебный материал, который излагает учитель на уроке (первичное восприятие), быстро улетучивает из памяти учащихся, спустя 3-4 часа после занятий даже успевающие школьники  помнят из того, что они учили, не более 60-70%, а через 10-12 часов они могут воспроизвести менее 40% изучаемого материала. Таким образом, согласно известной психологической закономерности, открытой Эббингаузом, забывание более и...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника.

Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.

Н.Г.Чернышевский.

Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Учебный материал, который излагает учитель на уроке (первичное восприятие), быстро улетучивает из памяти учащихся, спустя 3-4 часа после занятий даже успевающие школьники помнят из того, что они учили, не более 60-70%, а через 10-12 часов они могут воспроизвести менее 40% изучаемого материала. Таким образом, согласно известной психологической закономерности, открытой Эббингаузом, забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется. Отсюда возникает необходимость достаточно быстрого «подкрепления» усвоенного, что как раз и осуществляется при выполнении домашнего задания.

Кроме того, любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений, зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся.

II. Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий.

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса

Не достигнув успехов, многие родители отправляются в школу в надежде получить советы от учителей по поводу того, как помочь своим детям в приготовлении уроков.

1. Выполнение распорядка дня.

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно. Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться, Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок.


  1. Распределение заданий по степени сложности.

Нередко родители задают такой вопрос: с какого пред­мета лучше начинать приготовление уроков? с трудного или легкого? с устных или письменных? с интересных или скучных?

В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Ученые и опытные педагоги считают, что пра­вильно на него можно ответить лишь в том случае, если обладаешь знаниями об индивидуальных особенностях ре­бенка, о характерных чертах его работоспособности.

Лучше всего научит ребенка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым - трудное или легкое.

Когда у ребенка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособности.

3. Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.

Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.

Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.


  1. Самая главная проблема решебники.

Ни для кого не секрет, что решебники или так называемые «Готовые домашние задания» прочно вошли в нашу жизнь. Самое интересное, что активно пользуются ими не только школьники, но и их родители. Проанализируем плюсы и минусы использования таких решебников.

По привычке начнем с плюсов:

1. Решебник - прекрасный консультант. С его помощью легче освоить тот материал, который ребенок почему-то не понял на уроке или по ряду обстоятельств был вынужден пропустить урок. Большинство задач в нем приведены с поясняющими комментариями.

Конечно, сейчас, в современном мире Интернета и высоких технологий роль решебников отходит на второй план. Есть ведь интернет, подключить которой достаточно просто.

2. Решебники помогают и даже ускоряют процесс проверки домашних заданий родителями

3. Данные сборники облегчают процесс выполнения домашнего задания, экономят время современных школьников

4. Правильно выполненные задания создают условия для получения положительных отметок за их выполнение

А теперь озвучим минусы:

1. Неправильное пользование решебниками (они предназначены для проверки уже выполненных заданий, а не для слепого списывания ответов) приводит к тому, что у детей не развиваются такие качества как самостоятельность, целеустремленность, упорство достижения цели, аналитическое мышление.

2. Элементарное списывание готовых домашних заданий сводит на нет усилия современного образовательного процесса, затрудняет реальное оценивание знаний и умений учащихся.

Как и в любых других явления в готовых домашних заданиях имеются положительные и отрицательные моменты. Каждый ребенок и его родитель вправе самостоятельно сделать выбор, что они хотят получить после окончания учебного заведения: качественные знания и успешно сданные экзамены или хорошие оценки и легкую жизнь.

1. Как правильно выполнить домашнюю работу по математике:

  • Внимательно прочитайте пункт в учебнике;

  • выучите правила, определения;

  • просмотрите классную работу, разберите те места, на которые учитель обратил особое внимание;

  • ответьте на вопросы, расположенные в конце пункта;

  • сделайте работу над ошибками (если это необходимо);

  • сделайте письменную работу в тетради.

На заметку родителям

  • Не превращайте выполнение ребёнком домашних заданий в орудие пыток;

  • формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;

  • поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;

  • помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;

  • не пытайтесь выполнять домашнее задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;

  • формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашнего задания;

  • используйте возможность дополнительных занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;

- обязательно консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребёнок

испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

© 2010-2022