Роль мотивации в создании необходимых условий для успешного обучения

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль мотивации в создании необходимых условий для успешного обучения.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с «усвоения» знаний на формирование «компетентности». Несомненным является то, что освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать ее и делать выводы - компетенции, которые становятся жизненно необходимыми.

Широко известно: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться».

Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе тягу к знаниям имел, в первом полугодии (к декабрю) мы теряем еще 20%.

Возникает резонный вопрос: почему не хотят?

Мы, учителя, пытаясь ответить на этот вопрос, называем обычно: перегрузка, неинтересно, телевидение - круче, просто лень; трудно; не умеют; не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем. Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения.

Мотив (от латинского) - приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

И именно мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии.

Как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому наша главная задача - развитие внутренней мотивации.

Основным орудием труда на уроках математики является мысль, хорошо натренированная на самостоятельности и логической полноценности рассуждений. Умение пополнять свои знания, правильно планировать личную работу является очень важным для современного человека.

Традиционный урок математики устроен монологически: ученику выдаем готовый образец; определение, теорему, метод решения. Затем он должен, применяя их, решить задачу, то есть произнести ответный монолог. Преимущества этой схемы - краткость и объективность. Но есть и недостатки:

- немотивированность (почему надо доказывать то, а не это);

- непонятно, как додуматься до утверждения или идеи;

- дети понимая, что думают не по предложенной схеме, считают «Я так думать не умею, значит, я не математик».

Мы должны постараться помочь ребёнку почувствовать себя способным, выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать, максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.

На мой взгляд, причинами мотивационного кризиса у учащихся являются огромная избыточность учебного материала и то, что в классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.

На формирование учебной мотивации влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности.

Мотивы в обучении бывают внутренние и внешние.

Внешние мотивы в обучении: отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.

Внутренние мотивы в обучении: удовлетворение от самой деятельности; прямой результат деятельности; стремление к успеху; понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения.

Нам нужно работать над тем, чтобы внешние мотивы перевести во внутренние. Развивая внутренние мотивы, опираемся на внешние, на содержательную сторону познавательной деятельности и учебный компонент.

Способы повышения внутренней мотивации, которые я использую на уроках:

  • За правильно выполненные задания хвалю и оцениваю.

  • Как можно меньше использую на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать учащихся к анализу и сравнению сегодняшних успехов с его собственными вчерашними неудачами.

  • Ставлю перед учащимися предельно конкретные и реальные цели. Не начинаю с категорических требований.

  • Хвалю исполнителя, критикую исполнение. Не наказываю за неправильное решение учебной задачи дополнительным или более сложным заданием. Это является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение учащегося к учебной деятельности.

  • Стараюсь избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным, т.к. это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

  • Слежу за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулирую уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

  • Подбираю учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

- значимый, интересный для них материал;

- задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;

- положительная обратная связь;

- предлагаются задания с очевидным результатом;

- возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;

- продумана «изюминка» урока.

Школьников необходимо учить самостоятельно добывать знания и совершенствовать их. В процессе самостоятельной деятельности развиваются такие ценные качества личности как внимательность, настойчивость, точность, ответственность.

Мы предлагаем учащимся различные виды заданий по предмету, но при этом знаем, что не все ученики умеют бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов и закономерностей.

Возникает проблема, как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету?

Особую роль уделяю умению самостоятельно работать с книгой. Начиная с 5 класса знакомлю со структурой учебника, с приемами выделения определений, формулировок теорем, указываю расположение справочного материала на форзацах учебника, повторительного материала пройденного курса. Затем учу читать математическую книгу, выделять главное, делить текст пункта на смысловые части, находить в тексте ответ на поставленный вопрос, читать чертеж, составлять план ответа, организую поиск различных доказательств теорем. Практикую и самостоятельное изучение нового материала. Математика, как никакой другой предмет, позволяет формировать такой необходимый для самостоятельной работы навык, как осуществление самоконтроля за производимой деятельностью

В заключении хочется сказать, что в своей работе использую различные методики и способы решения задач, практикую проектную деятельность учащихся, самостоятельную работу, математические диктанты, ИКТ, участие в различных олимпиадах и конкурсах, тестировании, применяю монологическую и диалогическую форму урока, игры, практическую работу по изготовлению геометрических моделей и многое другое для сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, работаю над повышением внутренней мотивации. Математика - предмет тяжелый, особенно когда у учащегося отсутствуют элементарные математические знания и умения, не усвоенные в 5-6 классах. Это приходится наверстывать в 9-х и 10-11-х классах перед сдачей экзаменов. Причем многие учащиеся, придя в 10-й класс, после сдачи экзамена в 9-м, как будто напрочь стирают в голове все знания по математике. Все таки к экзаменам готовим всех, и тех, кто может учиться и тех, кто не может. Результаты вам всем известны.

Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. Понимая неоценимую роль умений и навыков для каждого предмета, мы должны не забывать, что сами по себе они не формируются и на каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности.


© 2010-2022