- Преподавателю
- Математика
- Профориентация на уроках математики
Профориентация на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ушакова Л.Н. |
Дата | 21.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Межпредметные связи в вопросах профориентации на уроках математики
Л.Н.Ушакова
В условиях научно-технической революции подготовка молодежи к трудовой деятельности является актуальной задачей.
Одним из важных средств подготовки школьников к практической деятельности является их политехническое образование. Оно призвано вооружить выпускников школы необходимыми общими научно-техническими знаниями и умениями, способствующими формированию качеств труженика социалистического производства.
Решение проблемы межпредметных связей рассматривается как важное направление политехнического образования школьников. При этом важное место принадлежит математике, вооружающей уч-ся математическими методами, приемами разнообразных вычислений и расчетов.
Одной из важнейших задач, решение проблемы межпредметных связей, является задача воспитание логические культуры уч-ся.
Соответственно сведения из логики даются им на уроках математики, поскольку в математике логические формы и отношения выступают в наиболее отчетливом виде: логические знания, приобретаемые ими на уроках математики, активно используются при обучении всем предметам.
Свою работу МО учителей математики нашей школы старается строить так, чтобы осуществлять межпредметные связи и показать связь тех трудовых и умственных навыков, которые вырабатываются в процессе занятий математикой, о навыками, необходимыми в различных профессиях.
Осуществляя связь с физикой учителя математики предлагают уч-ся следующий набор задач
Функция вида у=Кх/К0/ и у = / Х0
1. По данной формуле определить вид зависимости между переменными величинами и коэффициент пропорциональности:
, если m -
2. В сосуд наливают жидкость. В какой зависимости находится масса налитой жидкости от ее объема.
3. В металлический баллон нагнетают газ. В какой зависимости находится масса газа в баллоне от его плотности?
4. Газ сжимается в сосуде поршнем. В какой зависимости находится плотность и объем газа?
5. По графику функции определите значение параметра a
y
3
2
1
0 x
1 2 3 4 5 6
Функция y = kx+B
1. Из полного сосуда емкостью 4 л переливается жидкость в пустой сосуд той же емкости. Начертите график отношения между объемами жидкости в 1 и 2 сосудах. Является ли это отношение функцией? Если является, то какова область ее определения?
2. В сосуд с керосином опускают металлический шарик малого диаметра. Начертите график зависимости давления жидкости на шарик от глубины его погружения, если высота жидкости в сосуде равна 50 см.
Функция вида
-
Укажите, какие из данных функций являются функциями вида:
a)
б)
в)
-
На рисунке дан график зависимости пути S от времени t: где Определите величину постоянного ускорения a
S
2
1
0 t
1 2 3 4 5
3. Санки, окатываясь с горы, движутся так, что путь пройденный ими от начала движения, пропорционален квадрату времени, за которое они прошли этот путь. Какой путь прошли санки за 10 с, если 5 с было пройдено 15 м? Задачи с физическим содержанием решаем мы при прохождении темы «Стандартный вид числи»
1. Записано ли каждое из данных ниже чисел в стандартном виде? Если нет, то запишите число в стандартном виде и назовите его по порядок:
а/ среднее расстояние от Земли до Солнца равно 1,5* м;
б/ скорость света 300 000 000 м/с
в/ мощность гидрогенератора Братской ГЭС № = 2,5* квт;
2. Какое количество теплоты надо затратить, чтобы 5* г воды обратить в пар при температуры ее кипения. Запишите ответ числом в стандартном виде.
3. Трактор при пахоте тянет плуг с силой . Какая работа совершается при этом пути 1,5* м? и др.
Осуществляя связь с географией, учителя нашей школы привлекают сведения из географии для решения задач, требующих одного и того же математического подхода. Например, уч-ся предлагают в 8 кл. при изучении темы «Длинна окружности» следующую задачу: «По известной длине найдите радиус Земли». При решении этой задачи уч-ся применяют уже известные знания из географии, что длина экватора равна примерно 40 000 км.
В том же 8-м классе уч-ся знакомятся с тригонометрическими
функциями. Свои знания они могут использовать для решения задач вида:
Найти длину параллели земного шара на широте . Или при изучении темы «Длина дуги» задача вида:
Города Орджоникидзе и Багдад расположены почти на одной и той же меридиане, но в разных широтах. Разность широт составляет 10. Найдите протяженность воздушной трассы, которую можно проложить между этими городами по их общему меридиану.
При изучении тему «Масштаб» мы работаем с географической картой. Подобные задачи дают возможность уч-ся лучше представить себе практические применения математических методов, способствуют закреплению курса как математики так и географии.
В тесной связи работаем мы с преподавателями труда. Основу связи математики с трудовым обучением уч-ся составляют навыки политехнического характера, обладающие определенной универсальностью по отношению к различным видам труда. Например конкретного вида труда уч-ся должны овладевать основами техники измерений линейных величин, умениями читать несложную техническую документацию. Трудовое обучения школьников связано с разнообразной вычислительной работой.
Чтобы облегчить вычислительную работу уч-ся на уроках физики, химии, труда все учителя нашей школы тему «Логарифмическая линейка» в курсе 8 класса изучают первой.
Производная и интеграл относится к числу математических понятий, которые носят межпредметниый характер и имеет прямой выход в физику, химию, биологию, теоретическую механику. Однако за неимением времени на уроке мы успеваем говорить лишь о геометрическом приложении производной и интеграла. Восполняем мы эти проблемы во внеклассной работе путем решения дополнительных задач по теме «Производное» и «Интеграл». Находим мы эти задачи и в пособиях и в журналах «Математика в школе» и «Квант»
Решаем мы и задачи на применение геометрии и производной в практике геодезистов, транспортников, мелиораторов, строителей. При решении этих задач мы показываем, как практика влияет на развитие математики и, как математика помогает практике в решении ее проблем. Подбор таких задач можно найти в журнале «Математика в школе».
Очень важно, чтобы уч-ся не смотрели на математику как на средство поступления в институт, а видели в ней науку, необходимую в их будущей работе.
Мы считаем, что очень важную роль играет непосредственное общение с представителями той или иной профессии. С этой целью на классные часы мы приглашаем родителей, которые рассказывают о своих профессиях. Так в этом году уч-ся нашей школы встречались с представителями следующих профессий: маляр, электросварщик, геолог, врач-рентгенолог, летчик гражданской авиации, живописец, ФФЗ, преподаватель политехнического института.
С профессиями, связанными с вычислительной техникой, наши ребята знакомятся на экскурсиях на вычислительный центр, РИП, ЗИП, з-д им. Седина. По результатам экскурсий уч-ся пишут рефераты, доклады.
В каждом кабинете математики у нас есть сменный стенд, в котором помещены конкурсные задачи, итоги олимпиад и их тексты, таблицы с данными для составления задач по продовольственной программе, вычислительных задач экономической тематики, по материалам развития народного хозяйства СССР, нашего края, города Краснодара.
Надо отметить, что рефераты, доклады, задачи уч-ся оформляют красочно, проявляют выдумку, мастерство, используют вырезки из газет, журналов.
Внеурочная работа дает большое поле деятельности для профориентации уч-ся. Уч-ся изготовляют таблицы, модели геометрических тел, шаблоны, модели, облегчающие решение задач по стереометрии.
В заключение хочется сказать, что эффективность работы по профориентации уч-ся во многом зависит от правильного взаимодействия учителей в установлении межпредметных связей
Учитель математики Л.Н.Ушакова