Профориентация на уроках математики

 В условиях научно-технической революции подготовка молодежи к трудовой деятельности является актуальной задачей.           Одним из важных средств подготовки школьников к практической деятельности является их политехническое образование. Оно призвано вооружить выпускников школы необходимыми общими научно-техническими знаниями и умениями, способствующими формированию  качеств труженика социалистического производства.           Решение проблемы межпредметных связей рассматривается как важное нап...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математикиПрофориентация на уроках математики





Межпредметные связи в вопросах профориентации на уроках математики







Л.Н.Ушакова

В условиях научно-технической революции подготовка молодежи к трудовой деятельности является актуальной задачей.
Одним из важных средств подготовки школьников к практической деятельности является их политехническое образование. Оно призвано вооружить выпускников школы необходимыми общими научно-техническими знаниями и умениями, способствующими формированию качеств труженика социалистического производства.
Решение проблемы межпредметных связей рассматривается как важное направление политехнического образования школьников. При этом важное место принадлежит математике, вооружающей уч-ся математическими методами, приемами разнообразных вычислений и расчетов.
Одной из важнейших задач, решение проблемы межпредметных связей, является задача воспитание логические культуры уч-ся.
Соответственно сведения из логики даются им на уроках математики, поскольку в математике логические формы и отношения выступают в наиболее отчетливом виде: логические знания, приобретаемые ими на уроках математики, активно используются при обучении всем предметам.
Свою работу МО учителей математики нашей школы старается строить так, чтобы осуществлять межпредметные связи и показать связь тех трудовых и умственных навыков, которые вырабатываются в процессе занятий математикой, о навыками, необходимыми в различных профессиях.
Осуществляя связь с физикой учителя математики предлагают уч-ся следующий набор задач
Функция вида у=Кх/КПрофориентация на уроках математики0/ и у = Профориентация на уроках математики / ХПрофориентация на уроках математики0

1. По данной формуле определить вид зависимости между переменными величинами и коэффициент пропорциональности:
Профориентация на уроках математики , если m - Профориентация на уроках математики
Профориентация на уроках математики
Профориентация на уроках математики
Профориентация на уроках математики Профориентация на уроках математики

2. В сосуд наливают жидкость. В какой зависимости находится масса налитой жидкости от ее объема.

3. В металлический баллон нагнетают газ. В какой зависимости находится масса газа в баллоне от его плотности?
4. Газ сжимается в сосуде поршнем. В какой зависимости находится плотность и объем газа?
5. По графику функции Профориентация на уроках математики определите значение параметра a


y

3
2
1

0 x
1 2 3 4 5 6

Функция y = kx+B

1. Из полного сосуда емкостью 4 л переливается жидкость в пустой сосуд той же емкости. Начертите график отношения между объемами жидкости в 1 и 2 сосудах. Является ли это отношение функцией? Если является, то какова область ее определения?
2. В сосуд с керосином опускают металлический шарик малого диаметра. Начертите график зависимости давления жидкости на шарик от глубины его погружения, если высота жидкости в сосуде равна 50 см.

Функция вида Профориентация на уроках математики

  1. Укажите, какие из данных функций являются функциями вида:
    Профориентация на уроках математики
    a) Профориентация на уроках математики
    б) Профориентация на уроках математики
    в) Профориентация на уроках математики



  1. На рисунке дан график зависимости пути S от времени t: Профориентация на уроках математики где Профориентация на уроках математики Определите величину постоянного ускорения a



S

2
1

0 t
1 2 3 4 5

3. Санки, окатываясь с горы, движутся так, что путь пройденный ими от начала движения, пропорционален квадрату времени, за которое они прошли этот путь. Какой путь прошли санки за 10 с, если 5 с было пройдено 15 м? Задачи с физическим содержанием решаем мы при прохождении темы «Стандартный вид числи»
1. Записано ли каждое из данных ниже чисел в стандартном виде? Если нет, то запишите число в стандартном виде и назовите его по порядок:
а/ среднее расстояние от Земли до Солнца равно 1,5*Профориентация на уроках математики м;
б/ скорость света 300 000 000 м/с
в/ мощность гидрогенератора Братской ГЭС № = 2,5*Профориентация на уроках математики квт;
2. Какое количество теплоты надо затратить, чтобы 5*Профориентация на уроках математики г воды обратить в пар при температуры ее кипения. Запишите ответ числом в стандартном виде.
3. Трактор при пахоте тянет плуг с силой Профориентация на уроках математики. Какая работа совершается при этом пути 1,5*Профориентация на уроках математики м? и др.
Осуществляя связь с географией, учителя нашей школы привлекают сведения из географии для решения задач, требующих одного и того же математического подхода. Например, уч-ся предлагают в 8 кл. при изучении темы «Длинна окружности» следующую задачу: «По известной длине найдите радиус Земли». При решении этой задачи уч-ся применяют уже известные знания из географии, что длина экватора равна примерно 40 000 км.

В том же 8-м классе уч-ся знакомятся с тригонометрическими
функциями. Свои знания они могут использовать для решения задач вида:
Найти длину параллели земного шара на широте Профориентация на уроках математики. Или при изучении темы «Длина дуги» задача вида:
Города Орджоникидзе и Багдад расположены почти на одной и той же меридиане, но в разных широтах. Разность широт составляет 10. Найдите протяженность воздушной трассы, которую можно проложить между этими городами по их общему меридиану.
При изучении тему «Масштаб» мы работаем с географической картой. Подобные задачи дают возможность уч-ся лучше представить себе практические применения математических методов, способствуют закреплению курса как математики так и географии.

В тесной связи работаем мы с преподавателями труда. Основу связи математики с трудовым обучением уч-ся составляют навыки политехнического характера, обладающие определенной универсальностью по отношению к различным видам труда. Например конкретного вида труда уч-ся должны овладевать основами техники измерений линейных величин, умениями читать несложную техническую документацию. Трудовое обучения школьников связано с разнообразной вычислительной работой.
Чтобы облегчить вычислительную работу уч-ся на уроках физики, химии, труда все учителя нашей школы тему «Логарифмическая линейка» в курсе 8 класса изучают первой.

Производная и интеграл относится к числу математических понятий, которые носят межпредметниый характер и имеет прямой выход в физику, химию, биологию, теоретическую механику. Однако за неимением времени на уроке мы успеваем говорить лишь о геометрическом приложении производной и интеграла. Восполняем мы эти проблемы во внеклассной работе путем решения дополнительных задач по теме «Производное» и «Интеграл». Находим мы эти задачи и в пособиях и в журналах «Математика в школе» и «Квант»

Решаем мы и задачи на применение геометрии и производной в практике геодезистов, транспортников, мелиораторов, строителей. При решении этих задач мы показываем, как практика влияет на развитие математики и, как математика помогает практике в решении ее проблем. Подбор таких задач можно найти в журнале «Математика в школе».

Очень важно, чтобы уч-ся не смотрели на математику как на средство поступления в институт, а видели в ней науку, необходимую в их будущей работе.
Мы считаем, что очень важную роль играет непосредственное общение с представителями той или иной профессии. С этой целью на классные часы мы приглашаем родителей, которые рассказывают о своих профессиях. Так в этом году уч-ся нашей школы встречались с представителями следующих профессий: маляр, электросварщик, геолог, врач-рентгенолог, летчик гражданской авиации, живописец, ФФЗ, преподаватель политехнического института.
С профессиями, связанными с вычислительной техникой, наши ребята знакомятся на экскурсиях на вычислительный центр, РИП, ЗИП, з-д им. Седина. По результатам экскурсий уч-ся пишут рефераты, доклады.
В каждом кабинете математики у нас есть сменный стенд, в котором помещены конкурсные задачи, итоги олимпиад и их тексты, таблицы с данными для составления задач по продовольственной программе, вычислительных задач экономической тематики, по материалам развития народного хозяйства СССР, нашего края, города Краснодара.
Надо отметить, что рефераты, доклады, задачи уч-ся оформляют красочно, проявляют выдумку, мастерство, используют вырезки из газет, журналов.
Внеурочная работа дает большое поле деятельности для профориентации уч-ся. Уч-ся изготовляют таблицы, модели геометрических тел, шаблоны, модели, облегчающие решение задач по стереометрии.
В заключение хочется сказать, что эффективность работы по профориентации уч-ся во многом зависит от правильного взаимодействия учителей в установлении межпредметных связей

Учитель математики Л.Н.Ушакова

© 2010-2022