Рабочая программа по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Рабочая программа по математике

ОГОУ СПО «Борисоглебский индустриальный техникум»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕМАТИКА













2010

Рабочая программа учебной дисциплины Математика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 151901 «Технология машиностроения» и Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине « Математика»

Разработчик:

Горячева Алина Олеговна, преподаватель ОГОУ СПО «Борисоглебский индустриальный техникум»

Рассмотрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол от «___» _____________ 20__г. № ____

Председатель ц/к _______________ ___________



Методист Заместитель директора

по учебной работе

Триодина Е.Г.___________ Прохорова С.С.__________

Рецензенты:

Шарипов Б.У. доктор технических наук, профессор кафедры прикладной математики и информатики ОГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»

Бабикова Е.В. преподаватель ОГОУ СПО «Борисоглебский индустриальный

техникум»


СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

7

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

20

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

21







1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


МАТЕМАТИКА



  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;

- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;

- выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;

- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

- определять значение функции по значению числового аргумента при различных способах задания функции;

- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функции;

- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

- находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;

- вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;

- исследовать функции и строить их графики с помощью производной;

- решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;

- решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;

- вычислять площадь криволинейной трапеции;

- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

- доказывать сложные неравенства;

- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;

- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;

- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля, вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле с использованием треугольника Паскаля;

- вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);

- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями, различать и анализировать взаимное расположение фигур;

- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- значение математической науки длят решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

- идеи расширения числовых множеств как способы построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

- возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

- универсальных характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

- вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента - 352 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 234 часа;

самостоятельной работы студента - 118 часов.










2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

352

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

234

в том числе


- теоретические занятия

232

- контрольные работы

2

Самостоятельная работа студента (всего)

118

в том числе


- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение примеров и задач

115

- подготовка докладов и сообщений

3

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины МАТЕМАТИКА

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Раздел 1.

Функции, их свойства, графики



21

Тема 1.1.

Числовые множества

Содержание учебного материала

Понятие числового множества. Идея расширения числовых множеств. Понятие о натуральных, рациональных, отрицательных, иррациональных и действительных числах. Комплексные числа. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Действительная и мнимая часть, модуль и аргумент комплексного числа. Алгебраическая и тригонометрическая форма записи комплексного числа. Арифметические действия над комплексными числами в разных формах записи. Комплексно сопряженные числа.

4

2

Самостоятельная работа студентов

- работа с конспектом, решение примеров на выполнение действий над комплексными числами.



2

2

Тема 1.2.

Понятие функции.

Основные свойства функции

Содержание учебного материала

Определение функции и способы ее задания. Понятия области определения и области значения функции. Основные свойства функции: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность.


2


2


Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, решение примеров на нахождение области определения и области значения функции, определение ее основных свойств.


2

2

- повторение построения графиков функций элементарными методами: построение графика квадратичной функции, повторение и обобщения материала по теме «Гипербола»

2

3

Тема 1.3.

Преобразования

графиков

Содержание учебного материала


График функции Рабочая программа по математике. Преобразования графиков: параллельный перенос, сжатия/растяжения графиков вдоль осей координат, симметрия графика функции относительно осей координат и относительно начала координат, симметрия относительно прямой y=x.


2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, решение заданий на преобразование графиков


2


2

Тема 1.4.

Сложная функция.

Обратная функция.

Содержание учебного материала



Понятие сложной функции как композиции функций. Понятие об обратной функции. Область определения и область значений обратной функции, ее график. Нахождение функции, обратной данной.

2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


2

- подготовка реферата на тему « Возникновение и развитие тригонометрии»

1

3


Раздел 2.

Тригонометрия.




52



Тема 2.1.

Тригонометрические функции острого угла.

Содержание учебного материала



Измерение углов: радианная и градусная меры. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Связь тригонометрических функций с единичной окружностью.


2


2


Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


3


2

Тема 2.2.

Основные тригонометрические тождества.

Содержание учебного материала



Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла. Применение основных тригонометрических тождеств к преобразованию выражений.


4


2

Самостоятельная работа

- запоминание формул, выполнение упражнений


2


3

Тема 2.3.

Формулы приведения.

Содержание учебного материала



Понятие формул приведения и формулировка правила применения формул приведения.

Применение формул приведения к преобразованию выражений.


2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 2.4.

Формулы сложения.

Содержание учебного материала

Формулы синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух аргументов.


2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


3


3

Тема 2.5.

Формулы двойного и половинного аргументов

Содержание учебного материала



Формулы синуса и косинуса двойного угла. Формулы половинного угла.


2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3

Тема 2.6.

Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму.

Содержание учебного материала



Изучение формул вида sinα · sinβ, cosα · cosβ, sinα · cosβ, а также формул sinα ± sinβ, cosα ± cosβ.


4

2


Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 2.7.

Тригонометрические функции, их свойства, графики.

Содержание учебного материала



Тригонометрические функции. Свойства тригонометрических функций: область определения, область значений, четность и нечетность, периодичность, монотонность. Графики тригонометрических функций.

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 2.8.

Обратные тригонометрические функции.

Содержание учебного материала

Определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа. Графики обратных тригонометрических функций. Нахождение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


2

Тема 2.9.

Тригонометрические уравнения

Содержание учебного материала



Решение простейших тригонометрических уравнений: sin x = a, a€ [-1;1], cos x = a, a€ [-1;1], tg x =a, ctg x =a. Решение тригонометрических уравнений с помощью разложения на множители. Решение тригонометрических уравнений с помощью замены переменной.


8


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


3


3


Раздел 3.

Производная функции

и ее приложения.




40


Тема 3.1.

Последовательности. Предел

Последовательности.

Содержание учебного материала



Понятие последовательности. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Теоремы о пределах последовательностей.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


2

Тема 3.2.

Понятие производной

Содержание учебного материала



Понятие о непрерывности функции. Задачи, приводящие к понятию производной. Приращение аргумента и приращение функции. Определение производной. Физический и геометрический смысл производной. Нахождение производной по определению.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


2

Тема 3.3.

Техника дифференцирования

Содержание учебного материала



Правила дифференцирования: производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций. Производная сложной функции. Вторая производная и ее физический смысл.


10


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


5


2,3

Тема 3.4.

Применение производной к исследованию функций и построению графиков

Содержание учебного материала



Повторение понятия основных свойств функции. Признаки возрастания и убывания функции. Критические точки функции. Экстремумы. Необходимое условие экстремума, признаки максимума и минимума. Применение производной к исследованиям функций и построению графиков.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 3.5.

Применение производной к решению задач

Содержание учебного материала



Использование производных при решении уравнений и неравенств текстовых, физических и геометрических задач. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.



4



2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3


- подготовка реферата на тему «Возникновение понятия интеграл»

1

3


Раздел 4.

Первообразная и

интеграл.





29



Тема 4.1.

Первообразная функции

Содержание учебного материала



Первообразная. Основное свойство первообразной. Три правила нахождения первообразной. Нахождение первообразных элементарных функций.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 4.2.

Понятие интеграла.

Содержание учебного материала



Площадь криволинейной трапеции. Понятие об определенном интеграле. Формула Ньютона-Лейбница.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 4.3.

Вычисление интегралов

Содержание учебного материала



Техника интегрирования.

8

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 4.4.

Применение интеграла

Содержание учебного материала



Примеры применения интеграла в физике и геометрии.

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


2

Тема 4.5.

Контрольная работа.

Содержание учебного материала



Выполнение заданий контрольной работы по темам «Производная» и «Интеграл»

2

3


Раздел 5.

Обобщение понятия

степени.




29


Тема 5.1.

Корень n-й степени

Содержание учебного материала



Корень n-й степени. Свойства арифметического корня n-й степени.

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 5.2.

Решение иррациональных уравнений

и их систем

Содержание учебного материала



Методы решения иррациональных уравнений. Решение систем иррациональных уравнений.

6

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


4


3

Тема 5.3.

Решение иррациональных неравенств

Содержание учебного материала



Решение иррациональных неравенств

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 5.4.

Степень с рациональным показателем

Содержание учебного материала



Понятие степени с рациональным показателем. Свойства степени с рациональным показателем. Преобразование выражений, содержащих степень с рациональным показателем.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

-подготовка реферата на тему «Возникновение показательной и логарифмической функций»


1


3

Раздел 6.

Показательная и логарифмическая функции.




41


Тема 6.1.

Показательная функция

Содержание учебного материала



Показательная функция, ее свойства, график

2

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 6.2.

Решение показательных уравнений и неравенств

Содержание учебного материала



Методы решения показательных уравнений и неравенств

6

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 6.3.

Понятие об

обратной функции

Содержание учебного материала



Понятия обратимой и обратной функции. Симметрия графиков прямой и обратной функции. Способы нахождения прямой и обратной функции.


2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


2

Тема 6.4.

Логарифмическая

функция

Содержание учебного материала



Понятие и свойства логарифмической функции, ее график. Основные свойства логарифмов. Преобразование выражений, содержащих логарифм.

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 6.5.

Решение логарифмических уравнений и неравенств

Содержание учебного материала



Методы решения логарифмических уравнений и неравенств.

6

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 6.6.

Производная и первообразная показательной функции

Содержание учебного материала



Производная и первообразная показательной функции.

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 6.7.

Производная и первообразная логарифмической функции

Содержание учебного материала



Производная и первообразная логарифмической функции

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Раздел 7.

Геометрия на плоскости.



25


Тема 7.1.

Решение треугольников

Содержание учебного материала



Треугольник. Свойство биссектрисы угла треугольника. Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей. Формулы площади треугольника: формула Герона, выражение площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей.


6

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


3


3

Тема 7.2.

Окружность и круг

Содержание учебного материала



Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, угла между хордой и касательной. Теорема о произведении отрезков хорд. Теорема о касательной и секущей. Теорема о сумме квадратов сторон диагоналей параллелограмма.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 7.3.

Многоугольники

Содержание учебного материала



Вписанные и описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных многоугольников.

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3

Тема 7.4.

Геометрическое место точек

Содержание учебного материала



Геометрические места точек. Решение задач с помощью геометрических преобразований и геометрических мест. Эллипс, гипербола, парабола как геометрические места точек.

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


2


Раздел 8.

Прямые и плоскости в пространстве




31


Тема 8.1.

Основные понятия стереометрии

Содержание учебного материала



Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них. Понятие о принадлежности точек и прямых плоскостям.


2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3

Тема 8.2.

Параллельность прямых, прямой и

плоскости

Содержание учебного материала



Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Признак параллельности прямых. Пересекающиеся и параллельные прямая и плоскость. Признак параллельности прямой и плоскости. Угол между прямыми в пространстве.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3

Тема 8.3.

Параллельность

плоскостей

Содержание учебного материала



Параллельные и пересекающиеся плоскости. Признак параллельности плоскостей. Равенство отрезков параллельные прямых, заключенных между двумя параллельными плоскостями. Параллельность прямых пересечения двух параллельных плоскостей третьей плоскостью.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1,5


3

Тема 8.4.

Перпендикулярность прямой и плоскости

Содержание учебного материала



Перпендикулярные прямые. Перпендикулярная прямая и плоскость. Признаки перпендикулярности прямых, прямой и плоскости. Построение перпендикулярных прямой и плоскости. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. Угол между прямой и плоскостью.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1,5


3

Тема 8.5.

Теорема о трех

перпендикулярах

Содержание учебного материала



Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2,5


3

Тема 8.6.

Перпендикулярность двух плоскостей

Содержание учебного материала



Перпендикулярные плоскости: определение, признак. Двугранный угол. Мера двугранного угла.


2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3

Тема 8.7.

Проекции фигур

в пространстве

Содержание учебного материала



Параллельное проектирование. Ортогональное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.


2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2,5


3


Раздел 9.

Многогранники




21


Тема 9.1.

Основные понятия о многограннике

Содержание учебного материала



Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Трехгранный и многогранные углы. Выпуклые многогранники.


2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


2

Тема 9.2.

Призма. Поверхность призмы.

Содержание учебного материала



Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Свойство диагонали прямоугольного параллелепипеда. Куб. Сечение призмы. Нахождение площади боковой поверхности.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

- изготовление макета призмы

1

3

Тема 9.3.

Пирамида. Поверхность пирамиды.

Содержание учебного материала



Пирамида, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Сечения пирамиды. Усеченная пирамида.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3

- изготовление макета пирамиды

1

3

Тема 9.4.

Симметрия в

пространстве

Содержание учебного материала



Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3

Раздел 10.

Тела и поверхности вращения. Объемы тел

и площади их

поверхностей.





17


Тема 10.1.

Цилиндр

Содержание учебного материала



Виды фигур вращения. Прямой круговой цилиндр. Элементы цилиндра: основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевое сечение цилиндра. Сечение, параллельное основанию цилиндра. Площади боковой и полная поверхности цилиндра. Объем цилиндра.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 10.2.

Конус

Содержание учебного материала



Прямой круговой конус. Элементы конуса: основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Сечения конуса. Усеченный конус. Эллипс, гипербола, парабола как сечения конуса. Площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса. Объем конуса. Объем усеченного конуса.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 10.3

Шар. Сфера.

Содержание учебного материала



Шар и сфера. Их сечения. Касательная плоскость сферы. Шаровые сектор и сегмент. Формула площади сферы. Формула объема шара. Сфера, вписанная в многогранник, сфера, описанная около многогранника.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3


Раздел 11.

Координаты и векторы.




23


Тема 11.1.

Метод координат на плоскости.

Содержание учебного материала



Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Угол между двумя векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Координаты середины отрезка. Применение метода координат к решению задач. Уравнение окружности и прямой.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 11.2.

Векторы в пространстве.

Содержание учебного материала



Компланарные и некомпланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Базис. Координаты вектора в заданном базисе. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Угол между векторами.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 11.3.

Скалярное произведение векторов.

Содержание учебного материала



Скалярное произведение двух векторов. Скалярное произведение векторов, заданных своими координатами.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3

Тема 11.4.

Решение задач векторным методом

Содержание учебного материала



Решение простейших геометрических задач векторным методом.

4

2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3


Раздел 12.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.





23


Тема 12.1.

Понятие выбора. Перестановки, сочетания, размещения.

Содержание учебного материала



Табличное и графическое представление данных. Поочередный и одновременнный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний,

размещений.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3

Тема 12..2.

Комбинаторные задачи.

Содержание учебного материала



Решение комбинаторных задач. Формула Бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.


2


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

Тема 12.3.

Испытания и события.

Содержание учебного материала



Понятие испытания. Достоверное событие. Элементарные и сложные события. Случайное событие. Виды случайных событий.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1


3

Тема 12.4.

Операции над

событиями.

Содержание учебного материала



Операции над событиями. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события.


2


Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


1

3

Тема 12.5.

Частота и

вероятность события.

Содержание учебного материала



Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления событий.


4


2

Самостоятельная работа

- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений


2


3

ВСЕГО:



352

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально- техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики и математики.

Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебно-методической документации

- наглядные пособия

- компьютер, мультимедийное оборудование

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

- Богомолов Н.В., Самойленко П.И Математика: учебник для ссузов. - М.: Дрофа, 2009. - 397 с.;

- Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учеб. пособие для ссузов. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2007. - 204с.

- Пехлецкий И.Д. Математика.Учебник для ССУЗов(изд:5)- М.: Академия-Центр, Издательство "Academia", 2010. - 304 с.

Дополнительные источники:

- Сахабиева Г. А., Сахабиев В. А. Учебное пособие по математике. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 160 с.

- Барвенов С.А., БахтинаТ.П. Математика. Тренинг решения задач, используемых на централизованном тестировании. - М.: Тетрасистемс, 2009 г. - 285 с.

- Математика: учеб. пособие/ В.С. Михеев [и др.]; под ред. В.М. Демина. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 896 с.






4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устных ответов студентов в ходе занятия, работы студента у доски, выполнения студентами самостоятельных работ, индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдачи экзамена.

Результаты обучения (освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена.

- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;

Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ.

- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;

- выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;

Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена.

- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена

- определять значение функции по значению числового аргумента при различных способах задания функции;

Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ.

- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена

- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функции;

Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ.

- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена

- находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;

Выполнение студентами самостоятельных работ, индивидуальных заданий.

- вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;

Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена.

- исследовать функции и строить их графики с помощью производной;

Выполнение студентами самостоятельных работ, индивидуальных заданий.

- решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;

Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена

- решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;

Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ.

- вычислять площадь криволинейной трапеции;

Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена

- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ.

- доказывать сложные неравенства;

Выполнение индивидуальных заданий.

- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;

Работа у доски, выполнение студентами самостоятельных работ.

- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

Выполнение студентами самостоятельных работ

- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;

Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена.

- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля, вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле с использованием треугольника Паскаля;

Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);

Выполнение студентами самостоятельных работ.

- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями, различать и анализировать взаимное расположение фигур;

Выполнение индивидуальных заданий.

- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

Выполнение студентами самостоятельных работ.

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

Работа у доски в классе, выполнение студентами самостоятельных работ.

- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

Выполнение индивидуальных заданий.

- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.

Выполнение студентами самостоятельных работ

Знания:

- значение математической науки длят решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

Выполнение студентами самостоятельных работ.

- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- идеи расширения числовых множеств как способы построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

Работа у доски, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- универсальных характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.

- вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.


© 2010-2022