- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике
Рабочая программа по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горячева А.О. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
ОГОУ СПО «Борисоглебский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
2010
Рабочая программа учебной дисциплины Математика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 151901 «Технология машиностроения» и Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине « Математика»
Разработчик:
Горячева Алина Олеговна, преподаватель ОГОУ СПО «Борисоглебский индустриальный техникум»
Рассмотрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол от «___» _____________ 20__г. № ____
Председатель ц/к _______________ ___________
Методист Заместитель директора
по учебной работе
Триодина Е.Г.___________ Прохорова С.С.__________
Рецензенты:
Шарипов Б.У. доктор технических наук, профессор кафедры прикладной математики и информатики ОГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт»
Бабикова Е.В. преподаватель ОГОУ СПО «Борисоглебский индустриальный
техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
7
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
20
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
21
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
МАТЕМАТИКА
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
- выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- определять значение функции по значению числового аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функции;
- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
- находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
- исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
- решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
- решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
- вычислять площадь криволинейной трапеции;
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- доказывать сложные неравенства;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля, вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле с использованием треугольника Паскаля;
- вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями, различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- значение математической науки длят решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
- идеи расширения числовых множеств как способы построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
- универсальных характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
- вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 352 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 234 часа;
самостоятельной работы студента - 118 часов.
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
352
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
234
в том числе
- теоретические занятия
232
- контрольные работы
2
Самостоятельная работа студента (всего)
118
в том числе
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение примеров и задач
115
- подготовка докладов и сообщений
3
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины МАТЕМАТИКА
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Функции, их свойства, графики
21
Тема 1.1.
Числовые множества
Содержание учебного материала
Понятие числового множества. Идея расширения числовых множеств. Понятие о натуральных, рациональных, отрицательных, иррациональных и действительных числах. Комплексные числа. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Действительная и мнимая часть, модуль и аргумент комплексного числа. Алгебраическая и тригонометрическая форма записи комплексного числа. Арифметические действия над комплексными числами в разных формах записи. Комплексно сопряженные числа.
4
2
Самостоятельная работа студентов
- работа с конспектом, решение примеров на выполнение действий над комплексными числами.
2
2
Тема 1.2.
Понятие функции.
Основные свойства функции
Содержание учебного материала
Определение функции и способы ее задания. Понятия области определения и области значения функции. Основные свойства функции: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, решение примеров на нахождение области определения и области значения функции, определение ее основных свойств.
2
2
- повторение построения графиков функций элементарными методами: построение графика квадратичной функции, повторение и обобщения материала по теме «Гипербола»
2
3
Тема 1.3.
Преобразования
графиков
Содержание учебного материала
График функции . Преобразования графиков: параллельный перенос, сжатия/растяжения графиков вдоль осей координат, симметрия графика функции относительно осей координат и относительно начала координат, симметрия относительно прямой y=x.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, решение заданий на преобразование графиков
2
2
Тема 1.4.
Сложная функция.
Обратная функция.
Содержание учебного материала
Понятие сложной функции как композиции функций. Понятие об обратной функции. Область определения и область значений обратной функции, ее график. Нахождение функции, обратной данной.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
2
- подготовка реферата на тему « Возникновение и развитие тригонометрии»
1
3
Раздел 2.
Тригонометрия.
52
Тема 2.1.
Тригонометрические функции острого угла.
Содержание учебного материала
Измерение углов: радианная и градусная меры. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Связь тригонометрических функций с единичной окружностью.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
3
2
Тема 2.2.
Основные тригонометрические тождества.
Содержание учебного материала
Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла. Применение основных тригонометрических тождеств к преобразованию выражений.
4
2
Самостоятельная работа
- запоминание формул, выполнение упражнений
2
3
Тема 2.3.
Формулы приведения.
Содержание учебного материала
Понятие формул приведения и формулировка правила применения формул приведения.
Применение формул приведения к преобразованию выражений.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 2.4.
Формулы сложения.
Содержание учебного материала
Формулы синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух аргументов.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
3
3
Тема 2.5.
Формулы двойного и половинного аргументов
Содержание учебного материала
Формулы синуса и косинуса двойного угла. Формулы половинного угла.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Тема 2.6.
Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму.
Содержание учебного материала
Изучение формул вида sinα · sinβ, cosα · cosβ, sinα · cosβ, а также формул sinα ± sinβ, cosα ± cosβ.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 2.7.
Тригонометрические функции, их свойства, графики.
Содержание учебного материала
Тригонометрические функции. Свойства тригонометрических функций: область определения, область значений, четность и нечетность, периодичность, монотонность. Графики тригонометрических функций.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 2.8.
Обратные тригонометрические функции.
Содержание учебного материала
Определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа. Графики обратных тригонометрических функций. Нахождение арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
2
Тема 2.9.
Тригонометрические уравнения
Содержание учебного материала
Решение простейших тригонометрических уравнений: sin x = a, a€ [-1;1], cos x = a, a€ [-1;1], tg x =a, ctg x =a. Решение тригонометрических уравнений с помощью разложения на множители. Решение тригонометрических уравнений с помощью замены переменной.
8
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
3
3
Раздел 3.
Производная функции
и ее приложения.
40
Тема 3.1.
Последовательности. Предел
Последовательности.
Содержание учебного материала
Понятие последовательности. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Теоремы о пределах последовательностей.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
2
Тема 3.2.
Понятие производной
Содержание учебного материала
Понятие о непрерывности функции. Задачи, приводящие к понятию производной. Приращение аргумента и приращение функции. Определение производной. Физический и геометрический смысл производной. Нахождение производной по определению.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
2
Тема 3.3.
Техника дифференцирования
Содержание учебного материала
Правила дифференцирования: производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций. Производная сложной функции. Вторая производная и ее физический смысл.
10
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
5
2,3
Тема 3.4.
Применение производной к исследованию функций и построению графиков
Содержание учебного материала
Повторение понятия основных свойств функции. Признаки возрастания и убывания функции. Критические точки функции. Экстремумы. Необходимое условие экстремума, признаки максимума и минимума. Применение производной к исследованиям функций и построению графиков.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 3.5.
Применение производной к решению задач
Содержание учебного материала
Использование производных при решении уравнений и неравенств текстовых, физических и геометрических задач. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
- подготовка реферата на тему «Возникновение понятия интеграл»
1
3
Раздел 4.
Первообразная и
интеграл.
29
Тема 4.1.
Первообразная функции
Содержание учебного материала
Первообразная. Основное свойство первообразной. Три правила нахождения первообразной. Нахождение первообразных элементарных функций.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 4.2.
Понятие интеграла.
Содержание учебного материала
Площадь криволинейной трапеции. Понятие об определенном интеграле. Формула Ньютона-Лейбница.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 4.3.
Вычисление интегралов
Содержание учебного материала
Техника интегрирования.
8
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 4.4.
Применение интеграла
Содержание учебного материала
Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
2
Тема 4.5.
Контрольная работа.
Содержание учебного материала
Выполнение заданий контрольной работы по темам «Производная» и «Интеграл»
2
3
Раздел 5.
Обобщение понятия
степени.
29
Тема 5.1.
Корень n-й степени
Содержание учебного материала
Корень n-й степени. Свойства арифметического корня n-й степени.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 5.2.
Решение иррациональных уравнений
и их систем
Содержание учебного материала
Методы решения иррациональных уравнений. Решение систем иррациональных уравнений.
6
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
4
3
Тема 5.3.
Решение иррациональных неравенств
Содержание учебного материала
Решение иррациональных неравенств
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 5.4.
Степень с рациональным показателем
Содержание учебного материала
Понятие степени с рациональным показателем. Свойства степени с рациональным показателем. Преобразование выражений, содержащих степень с рациональным показателем.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
-подготовка реферата на тему «Возникновение показательной и логарифмической функций»
1
3
Раздел 6.
Показательная и логарифмическая функции.
41
Тема 6.1.
Показательная функция
Содержание учебного материала
Показательная функция, ее свойства, график
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 6.2.
Решение показательных уравнений и неравенств
Содержание учебного материала
Методы решения показательных уравнений и неравенств
6
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 6.3.
Понятие об
обратной функции
Содержание учебного материала
Понятия обратимой и обратной функции. Симметрия графиков прямой и обратной функции. Способы нахождения прямой и обратной функции.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
2
Тема 6.4.
Логарифмическая
функция
Содержание учебного материала
Понятие и свойства логарифмической функции, ее график. Основные свойства логарифмов. Преобразование выражений, содержащих логарифм.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 6.5.
Решение логарифмических уравнений и неравенств
Содержание учебного материала
Методы решения логарифмических уравнений и неравенств.
6
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 6.6.
Производная и первообразная показательной функции
Содержание учебного материала
Производная и первообразная показательной функции.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 6.7.
Производная и первообразная логарифмической функции
Содержание учебного материала
Производная и первообразная логарифмической функции
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Раздел 7.
Геометрия на плоскости.
25
Тема 7.1.
Решение треугольников
Содержание учебного материала
Треугольник. Свойство биссектрисы угла треугольника. Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей. Формулы площади треугольника: формула Герона, выражение площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей.
6
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
3
3
Тема 7.2.
Окружность и круг
Содержание учебного материала
Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, угла между хордой и касательной. Теорема о произведении отрезков хорд. Теорема о касательной и секущей. Теорема о сумме квадратов сторон диагоналей параллелограмма.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 7.3.
Многоугольники
Содержание учебного материала
Вписанные и описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных многоугольников.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Тема 7.4.
Геометрическое место точек
Содержание учебного материала
Геометрические места точек. Решение задач с помощью геометрических преобразований и геометрических мест. Эллипс, гипербола, парабола как геометрические места точек.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
2
Раздел 8.
Прямые и плоскости в пространстве
31
Тема 8.1.
Основные понятия стереометрии
Содержание учебного материала
Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии: аксиомы стереометрии и следствия из них. Понятие о принадлежности точек и прямых плоскостям.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Тема 8.2.
Параллельность прямых, прямой и
плоскости
Содержание учебного материала
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Признак параллельности прямых. Пересекающиеся и параллельные прямая и плоскость. Признак параллельности прямой и плоскости. Угол между прямыми в пространстве.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Тема 8.3.
Параллельность
плоскостей
Содержание учебного материала
Параллельные и пересекающиеся плоскости. Признак параллельности плоскостей. Равенство отрезков параллельные прямых, заключенных между двумя параллельными плоскостями. Параллельность прямых пересечения двух параллельных плоскостей третьей плоскостью.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1,5
3
Тема 8.4.
Перпендикулярность прямой и плоскости
Содержание учебного материала
Перпендикулярные прямые. Перпендикулярная прямая и плоскость. Признаки перпендикулярности прямых, прямой и плоскости. Построение перпендикулярных прямой и плоскости. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. Угол между прямой и плоскостью.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1,5
3
Тема 8.5.
Теорема о трех
перпендикулярах
Содержание учебного материала
Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Теорема о трех перпендикулярах.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2,5
3
Тема 8.6.
Перпендикулярность двух плоскостей
Содержание учебного материала
Перпендикулярные плоскости: определение, признак. Двугранный угол. Мера двугранного угла.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Тема 8.7.
Проекции фигур
в пространстве
Содержание учебного материала
Параллельное проектирование. Ортогональное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2,5
3
Раздел 9.
Многогранники
21
Тема 9.1.
Основные понятия о многограннике
Содержание учебного материала
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Трехгранный и многогранные углы. Выпуклые многогранники.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
2
Тема 9.2.
Призма. Поверхность призмы.
Содержание учебного материала
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Свойство диагонали прямоугольного параллелепипеда. Куб. Сечение призмы. Нахождение площади боковой поверхности.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
- изготовление макета призмы
1
3
Тема 9.3.
Пирамида. Поверхность пирамиды.
Содержание учебного материала
Пирамида, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Сечения пирамиды. Усеченная пирамида.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
- изготовление макета пирамиды
1
3
Тема 9.4.
Симметрия в
пространстве
Содержание учебного материала
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Раздел 10.
Тела и поверхности вращения. Объемы тел
и площади их
поверхностей.
17
Тема 10.1.
Цилиндр
Содержание учебного материала
Виды фигур вращения. Прямой круговой цилиндр. Элементы цилиндра: основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевое сечение цилиндра. Сечение, параллельное основанию цилиндра. Площади боковой и полная поверхности цилиндра. Объем цилиндра.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 10.2.
Конус
Содержание учебного материала
Прямой круговой конус. Элементы конуса: основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Сечения конуса. Усеченный конус. Эллипс, гипербола, парабола как сечения конуса. Площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса. Объем конуса. Объем усеченного конуса.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 10.3
Шар. Сфера.
Содержание учебного материала
Шар и сфера. Их сечения. Касательная плоскость сферы. Шаровые сектор и сегмент. Формула площади сферы. Формула объема шара. Сфера, вписанная в многогранник, сфера, описанная около многогранника.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Раздел 11.
Координаты и векторы.
23
Тема 11.1.
Метод координат на плоскости.
Содержание учебного материала
Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Угол между двумя векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Координаты середины отрезка. Применение метода координат к решению задач. Уравнение окружности и прямой.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 11.2.
Векторы в пространстве.
Содержание учебного материала
Компланарные и некомпланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Базис. Координаты вектора в заданном базисе. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Угол между векторами.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 11.3.
Скалярное произведение векторов.
Содержание учебного материала
Скалярное произведение двух векторов. Скалярное произведение векторов, заданных своими координатами.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Тема 11.4.
Решение задач векторным методом
Содержание учебного материала
Решение простейших геометрических задач векторным методом.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Раздел 12.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
23
Тема 12.1.
Понятие выбора. Перестановки, сочетания, размещения.
Содержание учебного материала
Табличное и графическое представление данных. Поочередный и одновременнный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний,
размещений.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Тема 12..2.
Комбинаторные задачи.
Содержание учебного материала
Решение комбинаторных задач. Формула Бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
2
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
Тема 12.3.
Испытания и события.
Содержание учебного материала
Понятие испытания. Достоверное событие. Элементарные и сложные события. Случайное событие. Виды случайных событий.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Тема 12.4.
Операции над
событиями.
Содержание учебного материала
Операции над событиями. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события.
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
1
3
Тема 12.5.
Частота и
вероятность события.
Содержание учебного материала
Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления событий.
4
2
Самостоятельная работа
- работа с конспектом и учебником, выполнение упражнений
2
3
ВСЕГО:
352
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально- техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики и математики.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации
- наглядные пособия
- компьютер, мультимедийное оборудование
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Богомолов Н.В., Самойленко П.И Математика: учебник для ссузов. - М.: Дрофа, 2009. - 397 с.;
- Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учеб. пособие для ссузов. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2007. - 204с.
- Пехлецкий И.Д. Математика.Учебник для ССУЗов(изд:5)- М.: Академия-Центр, Издательство "Academia", 2010. - 304 с.
Дополнительные источники:
- Сахабиева Г. А., Сахабиев В. А. Учебное пособие по математике. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 160 с.
- Барвенов С.А., БахтинаТ.П. Математика. Тренинг решения задач, используемых на централизованном тестировании. - М.: Тетрасистемс, 2009 г. - 285 с.
- Математика: учеб. пособие/ В.С. Михеев [и др.]; под ред. В.М. Демина. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 896 с.
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устных ответов студентов в ходе занятия, работы студента у доски, выполнения студентами самостоятельных работ, индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдачи экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена.
- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ.
- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
- выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена.
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена
- определять значение функции по значению числового аргумента при различных способах задания функции;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ.
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функции;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ.
- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена
- находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
Выполнение студентами самостоятельных работ, индивидуальных заданий.
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена.
- исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
Выполнение студентами самостоятельных работ, индивидуальных заданий.
- решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена
- решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ.
- вычислять площадь криволинейной трапеции;
Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ.
- доказывать сложные неравенства;
Выполнение индивидуальных заданий.
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;
Работа у доски, выполнение студентами самостоятельных работ.
- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
Выполнение студентами самостоятельных работ
- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
Выполнение индивидуальных заданий, итоговой контрольной работы и сдача экзамена.
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля, вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле с использованием треугольника Паскаля;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);
Выполнение студентами самостоятельных работ.
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями, различать и анализировать взаимное расположение фигур;
Выполнение индивидуальных заданий.
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
Выполнение студентами самостоятельных работ.
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
Работа у доски в классе, выполнение студентами самостоятельных работ.
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
Выполнение индивидуальных заданий.
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Выполнение студентами самостоятельных работ
Знания:
- значение математической науки длят решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
Выполнение студентами самостоятельных работ.
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- идеи расширения числовых множеств как способы построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
Работа у доски, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- универсальных характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
Устный опрос, выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.
- вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Выполнение студентами самостоятельных работ, выполнение индивидуальных заданий.