Элективный курс Статистика знает все

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»



Согласовано: Утверждено.

Заместитель директора Директор школы

По учебно-воспитательной работе Свалова И.В._____________

Пивоварова И.И._______________ Приказ № ______

«__» сентября_2015г. От «___» сентября 2015г.



Рабочая программа

Предмет: «Статистика знает все»

Уровень образования: базовый

Класс: 9

Место в учебном плане: компонент образовательного учреждения

Количество часов: 17



Учителя: Матерова Наталья Александровна

Алимбаева Айгуль Балгужаевна

Щепёткина Екатерина Владимировна


Г. Сухой Лог

2015


П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Данная программа разработана на основе Сборника Элективных курсов. Статистика знает всё:/ Е.М.Иванова//выпуск 5. Естественно-научный блок. - Краснодар, 2006г

Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики и теории вероятностей» на первом этапе основной школы. Давно стоит вопрос о включении задач по теме «Математическая статистика» в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи этого типа вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения со статистическими характеристиками.

Каждому человеку в своей жизни приходится читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий. Поэтому наличие статистической культуры необходимо каждому человеку современного общества. Предлагаемый курс будет способствовать формированию умений работать с количественной информацией, представленной в различной форме, адаптации учащихся в современном мире. В основной школе представление о столбчатых и круговых диаграммах, графиках реальных процессов учащиеся получают, но умением работать со статистической информацией , решать задачи практического содержания, заданными диаграммами и графиками, не владеют. Данный элективный курс направлен на развитие мышления учащихся средствами, как математики, так и той статистической информации, которая заложена в диаграммах и графиках.

Курс « Статистика знает все» представляется особенно актуальным, т.к. вооружает учащихся элементарными знаниями по статистике - науке, без которой затруднено восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна современная практическая деятельность.

Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы у девятиклассников для осознанного выбора физико - математического профиля обучения в старшей школе, формирование представления о природе математических знаний , специфике математических методов, позволяющих применять их в различных отраслях человеческой деятельности , демонстрация практической значимости статистики в системе наук , обществе , производстве , повседневной жизни.

Задачи: - формирование элементарных навыков работы со статистическими характеристиками;

- формирование навыков по построению, чтению графиков, диаграмм, гистограмм.

- включение учащихся в поисковую деятельность как фактор личностного развития;

- развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности;

-

Достичь этого предполагается путем ознакомления девятиклассников с одним из видов исследовательской деятельности - статистическим исследованием.

Программа курса рассчитана на 17 часов и ориентирована на школьников, интересующихся вопросами статистики, желающих расширить и углубить свои знания по математике, а также познакомиться с применением логических рассуждений в различных ситуациях. По своему содержанию она соответствует познавательным возможностям девятиклассников.

Содержание курса - это серия исследовательских задач, включающих в себя анализ информационных источников, выдвижение гипотез, построение математической модели ситуации. Кроме этого курс предполагает развитие коммуникативных умений, сотрудничество в группах, культуры ведения дискуссии, презентация результатов. Все задачи курса разбиты на блоки: « Для будущих экономистов», «Для будущих экологов», «Математическая статистика в жизни класса», «Статистика в психологии» и т. д. Целесообразно организовать консультации не только учителем, ведущим курс, но и другими педагогами и специалистами, работающими в школе.

Курс является открытым, в него можно добавить новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.

Предлагаемые задачи имеют нестандартную постановку, побуждающих учеников к решению, решаются на основе знаний по математике, полученных в общеобразовательной школе до 9 класса.

Теоретические факты и задачи элективного курса не вызовут у учащихся трудностей, поскольку они не содержат громоздких выкладок и отражают жизненные ситуации. При направляющей роли учителя учащиеся смогут самостоятельно решать и составлять задачи.

Так как программа предполагает решение исследовательских задач, в ней сведена к минимуму лекционная часть. Учитывая возрастные особенности девятиклассников, обучение проводится в форме лекционно-практических занятий, на которых теоретический материал вводится по мере надобности, а не концентрируется на одном- двух уроках.

Важная особенность предлагаемой программы заключается в том, что ее можно рассматривать как своего рода универсальной программой, которую можно предложить слушателям разных профилей.

Организация работы учащихся на занятиях должна отличаться от традиционной: школьникам необходимо давать время на размышление, учить выдвигать гипотезы, рассуждать.

Содержание данного элективного курса предполагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

- анализ статистических материалов;

- составление диаграмм, графиков, гистограмм и комментарии к ним;

- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе литературных источников, материалов периодической печати и информационных ресурсов интернета;

- использование интернет - технологий;

- защита исследовательской работы.

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.

Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:

-объектов изучения;

-темы итоговой исследовательской работы.

В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке учащихся.

С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы .

1.ВВЕДЕНИЕ В СТАТСТИКУ (1 ЧАС)

Определение статистики, ее разделы, история создания. Место статистики в изучении окружающего мира.

2. СТАТИСТИКА КАК НАУКА (4 ЧАСА )

Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода. Медиана как статистическая характеристика. Практический смысл статистических характеристик. Сбор и группировка статистических данных. Группировка информации в виде таблиц. Основные типы задач на применение статистических характеристик.

3. СТАТИСТИКА - ДИЗАЙН ИНФОРМАЦИИ (10 ЧАСОВ)

Понятие графика и диаграммы, алгоритмы чтения и составления диаграмм и графиков. Наглядные представления статистики: графическое распределение информации, гистограммы распределения большого объема информации, полигон. Решение задач из разделов: « Для будущих психологов», «Для будущих экологов», «Для будущих экономистов», «Статистика при решении школьных проблем».

4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (2 ЧАСА)

Защита групповых исследовательских работ учащихся.

Т Р Е Б О В А Н И Я К М А Т Е М А Т И Ч Е С К О Й П О Д Г О Т О В К Е .

В результате изучения курса учащиеся должны:

- сформировать собственный взгляд на выбор профиля дальнейшего обучения;

- научиться:

- разрабатывать математические модели, отражающие наблюдаемые явления;

- делать выводы в рамках строгой математической логики;

- использовать графики при решении задач и представлять результаты исследования;

- сотрудничать друг с другом в группах;

- представлять результаты в наглядной и убедительной форме.

Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. Иванова Е.М., Статистика знает всё: программа элективного курса/ Е.М.Иванова // Сборник программ элективных курсов, Выпуск 5. Естественно-научный блок. - Краснодар, 2006.

  2. Макарычев Ю.Н. , Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. - Москва: Просвещение , 2003.

  3. Газета Математика № 34, 35, 41, 43/ 2008 .

  4. Аверьянов Д. И. Большой справочник для поступающих в ВУЗы. Москва: Дрофа, 1999.

  5. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Математика. Москва:

Аванта + 2001 .

  1. М. В. Ткачева, Федорова Н.Е. Элементы статистики и

теории вероятностей. - Москва: Просвещение, 2004 .

  1. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в

психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003.








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

дата

корректировка

Структура занятий

1

Введение в статистику

Информация учителя о содержании курса, ее разделы, история создания, место в окружающем мире.

2

Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах.

Информация учителя о статистических характеристиках: среднем арифметическом, размахе. Практикум по решению задач практического содержания.

3

Статистические характеристики: медиана, мода.

Информация учителя, решение задач на применение статистических характеристик.

4

Практический смысл статистических характеристик. Сбор и группировка статистических данных. Группировка информации в виде таблиц.

Информация учителя, обобщение и систематизация знаний по теме. Выдача групповых заданий.

5

Основные типы задач на применение статистических характеристик.

Практикум по решению задач.

6

Статистика - дизайн информации. Понятие графика и диаграммы. Алгоритмы чтения диаграмм и графиков.

Информация учителя, разработка алгоритмов чтения и составления диаграмм и графиков.

7

Наглядное представление статистики: построение столбчатых и круговых диаграмм.

Информация учителя. Работа в группах.

8

Гистограммы большого распределения информации

Информация учителя. Решение задач на построение гистограмм.

9

Полигон - иллюстрация статистической информации.

Информация учителя. Деловая игра.

10

Решение задач из раздела «Статистика в психологии».

Вступительное слово учителя о проблемах исследования в психологии. Деловая игра по решению проблемы: диагностика уровня тревожности учащихся, исследование познавательных интересов учащихся в связи с задачами профориентации, анализ процесса адаптации учащихся 5 классов и т. д.

11

Диаграммы и графики, отражающие исследования в психологии.

Практикум по составлению и чтению графиков и диаграмм по данной теме.

12

Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашего класса».

Вступительное слово учителя. Деловая игра по решению проблем: заболеваемости учащихся класса, о посещении кружков, секций, об успеваимости и т. д.

13

Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашей школы»

Информация учащихся о школьных проблемах.

Делова игра.

14

Диаграммы и графики, отражающие экологические проблемы.

Информация учащихся об экологических проблемах Краснодарского края. Практикум по составлению соответствующих диаграмм и графиков.

15

Экономические диаграммы.

Решение задач из раздела «Для будущих экономистов»

Вступительное слово учителя о проблемах исследования экономики. Деловая игра.

16

Защита группами своих исследовательских работ

Презентация работ учащихся по проблеме исследования.

17

Защита группами своих исследовательских работ

Презентация работ учащихся по проблеме исследования.


© 2010-2022