- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс Статистика знает все
Элективный курс Статистика знает все
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алимбаева А.Б. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Согласовано: Утверждено. Заместитель директора Директор школы По учебно-воспитательной работе Свалова И.В._____________ Пивоварова И.И._______________ Приказ № ______ «__» сентября_2015г. От «___» сентября 2015г.
Рабочая программа Предмет: «Статистика знает все» Уровень образования: базовый Класс: 9 Место в учебном плане: компонент образовательного учреждения Количество часов: 17
Учителя: Матерова Наталья Александровна Алимбаева Айгуль Балгужаевна Щепёткина Екатерина Владимировна
Г. Сухой Лог 2015 |
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Данная программа разработана на основе Сборника Элективных курсов. Статистика знает всё:/ Е.М.Иванова//выпуск 5. Естественно-научный блок. - Краснодар, 2006г
Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики и теории вероятностей» на первом этапе основной школы. Давно стоит вопрос о включении задач по теме «Математическая статистика» в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи этого типа вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения со статистическими характеристиками.
Каждому человеку в своей жизни приходится читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий. Поэтому наличие статистической культуры необходимо каждому человеку современного общества. Предлагаемый курс будет способствовать формированию умений работать с количественной информацией, представленной в различной форме, адаптации учащихся в современном мире. В основной школе представление о столбчатых и круговых диаграммах, графиках реальных процессов учащиеся получают, но умением работать со статистической информацией , решать задачи практического содержания, заданными диаграммами и графиками, не владеют. Данный элективный курс направлен на развитие мышления учащихся средствами, как математики, так и той статистической информации, которая заложена в диаграммах и графиках.
Курс « Статистика знает все» представляется особенно актуальным, т.к. вооружает учащихся элементарными знаниями по статистике - науке, без которой затруднено восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна современная практическая деятельность.
Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы у девятиклассников для осознанного выбора физико - математического профиля обучения в старшей школе, формирование представления о природе математических знаний , специфике математических методов, позволяющих применять их в различных отраслях человеческой деятельности , демонстрация практической значимости статистики в системе наук , обществе , производстве , повседневной жизни.
Задачи: - формирование элементарных навыков работы со статистическими характеристиками;
- формирование навыков по построению, чтению графиков, диаграмм, гистограмм.
- включение учащихся в поисковую деятельность как фактор личностного развития;
- развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности;
-
Достичь этого предполагается путем ознакомления девятиклассников с одним из видов исследовательской деятельности - статистическим исследованием.
Программа курса рассчитана на 17 часов и ориентирована на школьников, интересующихся вопросами статистики, желающих расширить и углубить свои знания по математике, а также познакомиться с применением логических рассуждений в различных ситуациях. По своему содержанию она соответствует познавательным возможностям девятиклассников.
Содержание курса - это серия исследовательских задач, включающих в себя анализ информационных источников, выдвижение гипотез, построение математической модели ситуации. Кроме этого курс предполагает развитие коммуникативных умений, сотрудничество в группах, культуры ведения дискуссии, презентация результатов. Все задачи курса разбиты на блоки: « Для будущих экономистов», «Для будущих экологов», «Математическая статистика в жизни класса», «Статистика в психологии» и т. д. Целесообразно организовать консультации не только учителем, ведущим курс, но и другими педагогами и специалистами, работающими в школе.
Курс является открытым, в него можно добавить новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.
Предлагаемые задачи имеют нестандартную постановку, побуждающих учеников к решению, решаются на основе знаний по математике, полученных в общеобразовательной школе до 9 класса.
Теоретические факты и задачи элективного курса не вызовут у учащихся трудностей, поскольку они не содержат громоздких выкладок и отражают жизненные ситуации. При направляющей роли учителя учащиеся смогут самостоятельно решать и составлять задачи.
Так как программа предполагает решение исследовательских задач, в ней сведена к минимуму лекционная часть. Учитывая возрастные особенности девятиклассников, обучение проводится в форме лекционно-практических занятий, на которых теоретический материал вводится по мере надобности, а не концентрируется на одном- двух уроках.
Важная особенность предлагаемой программы заключается в том, что ее можно рассматривать как своего рода универсальной программой, которую можно предложить слушателям разных профилей.
Организация работы учащихся на занятиях должна отличаться от традиционной: школьникам необходимо давать время на размышление, учить выдвигать гипотезы, рассуждать.
Содержание данного элективного курса предполагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
- анализ статистических материалов;
- составление диаграмм, графиков, гистограмм и комментарии к ним;
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе литературных источников, материалов периодической печати и информационных ресурсов интернета;
- использование интернет - технологий;
- защита исследовательской работы.
Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.
Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
-объектов изучения;
-темы итоговой исследовательской работы.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке учащихся.
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы .
1.ВВЕДЕНИЕ В СТАТСТИКУ (1 ЧАС)
Определение статистики, ее разделы, история создания. Место статистики в изучении окружающего мира.
2. СТАТИСТИКА КАК НАУКА (4 ЧАСА )
Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода. Медиана как статистическая характеристика. Практический смысл статистических характеристик. Сбор и группировка статистических данных. Группировка информации в виде таблиц. Основные типы задач на применение статистических характеристик.
3. СТАТИСТИКА - ДИЗАЙН ИНФОРМАЦИИ (10 ЧАСОВ)
Понятие графика и диаграммы, алгоритмы чтения и составления диаграмм и графиков. Наглядные представления статистики: графическое распределение информации, гистограммы распределения большого объема информации, полигон. Решение задач из разделов: « Для будущих психологов», «Для будущих экологов», «Для будущих экономистов», «Статистика при решении школьных проблем».
4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (2 ЧАСА)
Защита групповых исследовательских работ учащихся.
Т Р Е Б О В А Н И Я К М А Т Е М А Т И Ч Е С К О Й П О Д Г О Т О В К Е .
В результате изучения курса учащиеся должны:
- сформировать собственный взгляд на выбор профиля дальнейшего обучения;
- научиться:
- разрабатывать математические модели, отражающие наблюдаемые явления;
- делать выводы в рамках строгой математической логики;
- использовать графики при решении задач и представлять результаты исследования;
- сотрудничать друг с другом в группах;
- представлять результаты в наглядной и убедительной форме.
Л И Т Е Р А Т У Р А
-
Иванова Е.М., Статистика знает всё: программа элективного курса/ Е.М.Иванова // Сборник программ элективных курсов, Выпуск 5. Естественно-научный блок. - Краснодар, 2006.
-
Макарычев Ю.Н. , Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. - Москва: Просвещение , 2003.
-
Газета Математика № 34, 35, 41, 43/ 2008 .
-
Аверьянов Д. И. Большой справочник для поступающих в ВУЗы. Москва: Дрофа, 1999.
-
Аксенова М. Энциклопедия для детей. Математика. Москва:
Аванта + 2001 .
-
М. В. Ткачева, Федорова Н.Е. Элементы статистики и
теории вероятностей. - Москва: Просвещение, 2004 .
-
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в
психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Тема урока
дата
корректировка
Структура занятий
1
Введение в статистику
Информация учителя о содержании курса, ее разделы, история создания, место в окружающем мире.
2
Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах.
Информация учителя о статистических характеристиках: среднем арифметическом, размахе. Практикум по решению задач практического содержания.
3
Статистические характеристики: медиана, мода.
Информация учителя, решение задач на применение статистических характеристик.
4
Практический смысл статистических характеристик. Сбор и группировка статистических данных. Группировка информации в виде таблиц.
Информация учителя, обобщение и систематизация знаний по теме. Выдача групповых заданий.
5
Основные типы задач на применение статистических характеристик.
Практикум по решению задач.
6
Статистика - дизайн информации. Понятие графика и диаграммы. Алгоритмы чтения диаграмм и графиков.
Информация учителя, разработка алгоритмов чтения и составления диаграмм и графиков.
7
Наглядное представление статистики: построение столбчатых и круговых диаграмм.
Информация учителя. Работа в группах.
8
Гистограммы большого распределения информации
Информация учителя. Решение задач на построение гистограмм.
9
Полигон - иллюстрация статистической информации.
Информация учителя. Деловая игра.
10
Решение задач из раздела «Статистика в психологии».
Вступительное слово учителя о проблемах исследования в психологии. Деловая игра по решению проблемы: диагностика уровня тревожности учащихся, исследование познавательных интересов учащихся в связи с задачами профориентации, анализ процесса адаптации учащихся 5 классов и т. д.
11
Диаграммы и графики, отражающие исследования в психологии.
Практикум по составлению и чтению графиков и диаграмм по данной теме.
12
Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашего класса».
Вступительное слово учителя. Деловая игра по решению проблем: заболеваемости учащихся класса, о посещении кружков, секций, об успеваимости и т. д.
13
Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашей школы»
Информация учащихся о школьных проблемах.
Делова игра.
14
Диаграммы и графики, отражающие экологические проблемы.
Информация учащихся об экологических проблемах Краснодарского края. Практикум по составлению соответствующих диаграмм и графиков.
15
Экономические диаграммы.
Решение задач из раздела «Для будущих экономистов»
Вступительное слово учителя о проблемах исследования экономики. Деловая игра.
16
Защита группами своих исследовательских работ
Презентация работ учащихся по проблеме исследования.
17
Защита группами своих исследовательских работ
Презентация работ учащихся по проблеме исследования.