Метод сравнения-один из эффективных методов познания на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод сравнения - один из эффективных методов познания на уроках математики.

Вера Васильевна Ярмонова учитель математики

Статья отнесена к разделу: Преподавание математики

Особую роль в организации продуктивной деятельности учащихся в процессе обучения математике играют методы , способствующие мотивации

Это, конечно же, метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.

За долгие годы работы в школе я обратила внимание, что есть такие понятия в математике, при изучении которых дети очень часто путаются или просто забывают. Если понятие "противоположных чисел" усваивается легко, то понятие "обратное число" улетучивается, не оставив следа. И вот тогда на помощь пришел метод сравнения.

Число

Противоположное

Обратное

3

-3

1/3

2/5

-2/5

5/2=2 1/2

-7/10

7/10

-10/7=-1 3/7

1 3/7

-1 3/7

7/10

-1,5

1,5

10/15=2/3

1/8

-1/8

8

0

0

Нет

А

1/а, при а =0

Подобная тренировка и сопутствующая беседа при составлении такой таблицы помогает ребятам прочно усвоить тему "обратное число" (6 класс), а заодно повторить "противоположное число", а также учит умениям учебной деятельности - сравнивать.

При изучении темы "Десятичные дроби" (5 класс) на первый урок изучения действий с десятичными дробями я приглашаю старшеклассников, и, после того, как будет рассказано о десятичных дробях и истории их возникновения, слово предоставляется гостям: я их прошу показать, как выполняются действия с десятичными дробями.

Действия

Десятичные дроби

Натуральные числа

Сложение

72,13+5,16

Вычитание

102,34-71,56

Умножение

5,16*2,7

Деление

25,5 : 15

Примеры задаются несложные, пятиклассники быстро замечают, что это они уже имеют делать с натуральными числами, завязывается диалог, желающие поочередно подходят к доске, записывают и решают свои пример. Я подвожу итог дискуссии, предупреждаю о сложностях: а) 148,127+2,3; б) 144-0,144 и т.д. Далее зачитывается стихотворение о незадачливом Косте Жигалине ("Три десятых" Вл. Лифшица). Успокаивает, что упорство и труд помогут справиться с любыми трудностями, надо только с уважением относиться к запятой. Эту тему ученики 5-го класса будут отрабатывать по индивидуальной, уровневой системе обучения.

Параллельно изучаются и такие темы: "Признаки подобия и равенства треугольников", "Арифметическая и геометрическая прогрессии", "Равные фигуры", "Равновеликие фигуры". Например, темы "Равные и равновеликие фигуры" изучаются в виде практической работы. С помощью ножниц мы с ребятами конструируем трапеции и параллелограммы из треугольника, из четырехугольника строим треугольники различных видов, и каждый раз проговариваем равновеликие фигуры. Данный прием позволяет надолго запомнить, что мы понимаем под сочетанием слов "равновеликие фигуры". А учителю целесообразно составить серию "Задачи конструкторского бюро" и для закрепления темы предложить отработать самостоятельно. Актуально, что на ЕГЭ 2002 года была предложена геометрическая задача, легко решаемая методом площадей равновеликих фигур.

При подготовке к выпускным экзаменам параллельно повторяются решение линейных неравенств и квадратичных неравенств x - 18 > 7 и x2 - 18 > 7. А также параллельно изучаются следующие темы: отрезок, луч, прямая; координатная прямая и координатная плоскость; прямые и обратные задачи на части; квадрат разности и разность квадратов; прямые и обратные теоремы; признаки и свойства параллельных прямых и параллелограмма. При изучении темы "Свойства квадратичной функции" закрепление происходит с помощью серии заданий на сходства и различия в графиках.

Метод сравнения-один из эффективных методов познания на уроках математики

Аналогично сравниваются графики функций:

y=2x; y= 1/2x; y=2/x.

Неоднократные повторения подобных упражнений всегда дают положительный результат.

Достоинство данного метода не только в возможности исключения наиболее характерных ошибок, но и возможности неоднократного повторения многих тем. Это не только метод мотивации через значимость всего, что изучается в математике. Этот метод помогает развить умение анализировать ситуацию, мыслить логически, способствует интеллектуальному развитию личности. Ученик понимает, как важно знать одно, чтобы понимать другое. Развивая из урока в урок умение сравнивать, учитель создает предпосылки для успешного решения следующих заданий:

  • Какие числа делятся на 6 и на 15?

  • При каких значениях а верно равенство а + | а | = 0 и при каких неверно?

  • Найти наибольшее значение выражений - | x | ; 2 - | x | ; -| x - 1 | ; - (x - 1)2 .

Решая одновременно задачи на проценты через определения с помощью составления отношения, составляя пропорцию и решая уравнение, ученик знакомится с различными методами решения задач. В данном случае, естественно, ставится проблема о рациональности того или другого метода.



© 2010-2022