• Преподавателю
  • Математика
  • Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы «Измерения в геометрии»

150208 Технология машиностроения

____________ «Математика»___________________

(Наименование дисциплины)

Составитель: Александров А.А. Преподаватель математики

ГБПОУ МТК

(занимаемая должность и место работы)

Рецензенты: _______________________ ________________________________ (Фамилия, И.О.) (занимаемая должность и место работы)











2014

Теоретический материал.

Объёмы многогранников

Объемы равных тел равны.

Если тело разбито на несколько тел, не имеющих общих внутренних точек, то его объем равен сумме объемов этих тел.

Отношение объемов подобных тел равно кубу коэффициента подобия.

Объем призмы равен:

произведению площади ее основания на высоту

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

произведению площади ее перпендикулярного сечения на боковое ребро

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Объем пирамиды равен одной трети произведения площади ее основания на высоту.

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Объемы призм (пирамид), имеющих равновеликие основания, относятся как их высоты.

Объемы призм (пирамид), имеющих равные высоты, относятся как площади их оснований.

Объемы тетраэдров, имеющих общий трехгранный угол, относятся как произведения ребер, содержащих этот угол.

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Объем тетраэдра может быть найден по формуле:

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»,

где a и b - длины скрещивающихся ребер,

с - расстояние между ними,

ϕ - угол между ними.

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Объем усеченной пирамиды

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Объем многогранника можно получить, разбив его на не имеющие общих внутренних точек тетраэдры (триангуляция) и суммировав их объемы.

Если в многогранник можно вписать шар, то объем многогранника равен:

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»,

R - радиус вписанного шара,

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»- площадь полной поверхности многогранника.

Объёмы тел вращения

Объем цилиндра

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Объем конуса

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Объем усеченного конуса

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Объем шара

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Объем шарового сегмента

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Объем шарового сектора

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»



Примеры решения задач:

  1. Вычислить объем прямоугольного параллелепипеда длиной 6 м, шириной 4 м и высотой 8 м.

Решение. Так как длина, ширина и высота измеряются одной и той же единицей длины (м), то подставим их в формулу V=а*b и вычислим объем:

V = 6 * 4 * 8 = 192 (м3)
Ответ: 192 м3.

  1. Основание пирамиды ABCD - равнобедренный треугольник АВС с основанием AB = 12 и боковой стороной 10. Найти объем пирамиды, если все боковые грани образуют с плоскостью основания двугранные углы в 450 .

Решение. Пусть CK - высота треугольника АВС (см. рис. 81), тогда из прямоугольного треугольника АСК имеем

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Так как все боковые грани образуют с плоскостью основания двугранные углы в 450, то основание О высоты DO пирамиды совпадает с центром окружности, вписанной в треугольник АВС, то есть OK = r , где r - радиус этой окружности. Радиус найдем по формуле

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Так как угол OKD является линейным углом данного двугранного угла и угол OKD = 450 , то из треугольника OKD имеем OD = r = 3.

Объем пирамиды равен

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Ответ: 48.

  1. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, диагональ которого равна 14, периметр основания 20 и периметр меньшей боковой грани - 32.

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

  1. Куб со стороной a имеет объем V=18π. Найти объем шара, вписанного в данный куб.

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Задания для самостоятельной работы:

  1. Стороны основания четырехугольной правильной пирамиды равны a см, боковые стороны b см. Найдите объем пирамиды.

    Номер ученика в списке журнала

    a, b

    1, 9, 17, 25

    a= 8, b= Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

    2, 10, 18, 26

    a= 6, b= Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

    3, 11, 19, 27

    a=Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии», b= Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

    4, 12, 20, 28

    a= Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии» , b= Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

    5, 13, 21, 29

    a= Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии» , b= Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

    6, 14, 22, 30

    a= Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии» , b= 12

    7, 15, 23, 31

    a= Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии» , b= 15

    8, 16, 24, 32

    a= Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии» , b= 13

  2. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 проведено сечение ABC1D1, проходящее через диагонали боковых параллельных граней AD1 и BC1. Площадь сечения = S1, AB = 10, высота равна h. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1.

    Номер ученика в списке журнала

    S1, h

    1, 9, 17, 25

    S1 = 300, h = 24

    2, 10, 18, 26

    S1 = 340, h = 30

    3, 11, 19, 27

    S1 = 200, h = 16

    4, 12, 20, 28

    S1 = 260, h = 24

    5, 13, 21, 29

    S1 = 250, h = 24

    6, 14, 22, 30

    S1 = 410, h = 40

    7, 15, 23, 31

    S1 = 170, h = 15

    8, 16, 24, 32

    S1 = 130, h = 12

  3. Сторона треугольной пирамиды, в основании которой лежит правильный треугольник, равна a, ее высота h. Вычислите, чему равен объем пирамиды.

    Номер ученика в списке журнала

    a, h

    1, 9, 17, 25

    a = 8, h = 70

    2, 10, 18, 26

    a = 6, h = 60

    3, 11, 19, 27

    a = 10, h = 35

    4, 12, 20, 28

    a = 12, h = 50

    5, 13, 21, 29

    a = 14, h = 20

    6, 14, 22, 30

    a = 16, h = 12

    7, 15, 23, 31

    a = 18, h = 10

    8, 16, 24, 32

    a = 20, h = 26

  4. Площадь осевого сечения равностороннего цилиндра равна S. Найдите объем цилиндра.

Номер ученика в списке журнала

S =

1, 9, 17, 25

729

2, 10, 18, 26

484

3, 11, 19, 27

784

4, 12, 20, 28

523

5, 13, 21, 29

625

6, 14, 22, 30

576

7, 15, 23, 31

676

8, 16, 24, 32

441

Примечание: В ответе укажите значение площади в виде Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии» . Например, если получается 999Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии», то в ответе следует написать 999. Будьте внимательны.

  1. Шар вписан в цилиндр. Найдите объем цилиндра, если радиус шара равен R.

    Номер ученика в списке журнала

    R =

    1, 5, 9, 13, 17, 21, 25

    4

    2, 6, 10, 14, 18, 22, 26

    6

    3, 7, 11, 15, 19, 23, 27

    3

    4, 8, 12, 16, 20, 24, 28

    5

  2. Цилиндр и конус имеют общую высоту и общее основание. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен (40 - n) см3, где n - номер ученика в журнале.

  3. Найдите объем многогранника (все двугранные углы прямые), изображенного на рисунке:



Номер ученика в списке журнала

Рисунок

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

8) Найти объем части цилиндра, изображенного на рисунке.

Номер ученика в списке журнала

Рисунок

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»



  1. Внутри цилиндра диаметра d, с высотой h лежат две фигуры: конус и куб. Конус касается куба в точке пересечения его диагоналей. Известно, что центра основания конуса совпадает с центром верхнего основания цилиндра, а высота конуса равна половине высоты цилиндра. Диаметр конуса совпадает с высотой куба и составляет третью часть диаметра цилиндра. Найти объем фигуры, изображенной на рисунке, где из цилиндра вырезаны конус и куб.

Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии»

Номер ученика в списке журнала

d, h

1, 5, 9, 13, 17, 21, 25

d = 30, h = 40

2, 6, 10, 14, 18, 22, 26

d = 12, h = 50

3, 7, 11, 15, 19, 23, 27

d = 18, h = 60

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28

d = 24, h = 30

P.s. В ответе оставить выражение с Методические указания для студентов по проведению внеаудиторной самостоятельной работы: «Измерения в геометрии» .



© 2010-2022