Статья Формирование логических действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Раздел Математика
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование логических действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности


Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ Федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных программ. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Познавательные действия подразделяются на общеучебные, логические и постановка и решение проблем.

Нас интересуют логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, выделение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

В одной из общеобразовательных школ города Ярославля был проведен мониторинг формирования познавательных УУД. В исследовании принимали участие учащиеся 4 класса, обучающиеся по системе Л.В. Занкова. Ученикам было предложено по каждому блоку выполнить 6 заданий. Результаты получены следующие: 69% учащихся имеют низкий уровень развития умения анализировать, 52% -низкий уровень синтезировать, 40% -низкий уровень выполнить сравнение, 73% -низкий уровень умения классифицировать; 63% - низкий уровень умения обобщать.

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) указывается необходимость использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Мы рассматриваем информационные технологии:

- как способ активизации познавательной деятельности учащихся;

- как средство автоматизации процесса контроля, коррекции результатов учебной деятельности.

-коммуникационных технологий в начальной школе.

Познавательные универсальные действия младших школьников формируются в процессе обучения математике, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Учитель современной начальной школы может реализовать задачу формирования познавательных универсальных действий с помощью специальных интерактивных заданий. Задания могут быть представлены с помощью мультимедийной презентации или интерактивной доски.

Ученикам предлагают решить задачу на поиск закономерностей и заполнить таблицу, каждый ученик сам решает задачу, а затем она проверяется при помощи компьютера или можно использовать документ камеру. Тем самым каждый ученик может проверить себя.

С помощью информационных технологий ученики смогут сохранить все варианты решения задачи, вернуться, если надо к началу и по итогу, сделать вывод, проверку также можно совершить при помощи ИКТ.

Логическая задача на переливание для учащихся 4 класса: в первый сосуд входит 8 л, во второй - 5 л, в третий - 3 л. Первый сосуд наполнен водой, а остальные два пусты. Как с помощью этих сосудов отмерить 1 л воды?

На первом этапе учащиеся самостоятельно пытаются решить данную задачу. На втором пробуют найти все возможные варианты ее решения. Если у учащихся возникают трудности, то с помощью информационных технологий, а именно видеофрагмента, показывается один из способов решения. После просмотра ученики объясняют ход решения задачи и стараются найти другой вариант решения. При помощи применения видеофрагмента возможно более наглядно объяснить способ решения задач такого рода.

Используя информационные технологии, существует возможность проиграть задачу с помощью интерактивной доски , не затратив много времени. Интерактивная доска позволяет осуществить проверку решения задачи, передвигая предметы прямо на ней, тем самым рассмотреть различные способы решения.

Информационно- коммуникационные технологии снижают дидактические затруднения и повышают инициативность младших школьников. Но при этом следует соблюдать временную меру применения Икт, в первом классе решать задачи с помощью предметных действий, обязательно не только показывать с помощью Икт способ решения задачи и выслушивать рассуждения учащихся.


© 2010-2022