• Преподавателю
  • Математика
  • Особенности обучения детей с расстройствами аутического спектра с применением дистанционных образовательных технологий

Особенности обучения детей с расстройствами аутического спектра с применением дистанционных образовательных технологий

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дзюба Елена Николаевна,

учитель математики,

Областной центр образования, г. Калуга, Калужская область

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Аннотация: Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья требует от преподавателя не только знания предмета и методики обучения, но и особенностей заболевания и возможностей работы с обучающимися данной категории. В работе изложен опыт преподавания математики индивидуально на дому с применением дистанционных образовательных технологий в основной и старшей школе. В статье изложен опыт преподавания математики детям с расстройствами аутичного характера.

Ключевые слова: обучение математике, аутизм, обучение с применением дистанционных технологий.

На семьи, в которых родился ребенок аутист, падает большая физическая и психологическая нагрузка. Это связано с тем, что один из членов семьи должен все время находиться рядом с ребенком. Это необходимо для организации ухода за аутичным ребенком, для обеспечения его социализации и обучения. При этом занятия должны быть постоянными, а, по моему мнению, и упорными.

Аутичные дети обладают разными интеллектуальными возможностями. У ребят с таким диагнозом могут быть как задержка умственного развития, так и проявляться одаренность. Для успешного обучения аутичных детей совместно со специалистами психолого-педагогической комиссии и педагогами составляется индивидуальная программа обучения.

Для многих аутичных учеников пребывание в школьных коллективах проблематично. Развитие дистанционных технологий позволяет организовать индивидуальное обучение на дому для таких обучающихся. Компьютер при таком обучении является посредником, который связывает обучающегося с социальным миром. Интерес аутичного ребенка к формуле и знаку помогают активно развивать когнитивные способности.

Подготовительный этап. Совместно с мамой составляется расписание занятий. По возможности это расписание должно быть строго постоянным, так как даже небольшое изменение распорядка дня у аутичных детей воспринимается болезненно. Из беседы с родителями устанавливаются следующие характеристики ребенка: уровень сформированности качеств мышления, речевых навыков (часть аутистов не разговаривают или обладают несформированной речью); интересы ребенка; уровень письма и чтения (скорость, качество, желание).

Недостаточность коммуникативно - потребностной сферы проявляется в нарушениях различных видов контакта аутичного ребенка: тактильного, визуального, вербального и социального [1, с. 245]. У ребят-аутистов моногообразные личностные особенности, и только совместная работа с родителями поможет выработать индивидуальную образовательную траекторию, подобрать подходящие формы и методы обучения.

Организация обучения. Занятия проводятся с помощью Skype. В режиме работы «Видеозвонок» осуществляется взаимодействие между учителем и обучающимся. На уроках постоянно присутствует один из родителей. Учитель может наблюдать за поведением обучающегося и в случаях повышения тревожности корректировать материал урока, менять формы работы. Возможность писать в программе Skype сообщения помогает неговорящим аутистам отвечать на вопросы учителя, уточнять материал лекции или урока. Режим «Демонстрация экрана» позволяет участникам урока видеть рабочий стол друг друга. Программы «Живая математика» и «Gimp» помогают осуществить визуализацию обучения математики, заменяют школьную доску [2, c. 107]. Так же на уроках используются презентации, фрагменты видеоуроков, материалы учебных сайтов, учебники, материалы ГИА и т. д.

Проведение урока. Проведение урока с аутичным учеником возможно только в присутствии одного из близких родственников. Они являются «ниточкой», связывающей ребенка с педагогом. Они сообщают о настроении и поведении ребенка, дают характеристику выполнения домашнего задания (где были затруднения, какие упражнения получились сразу, какие переделывались).

У детей с сохранным интеллектом могут быть хорошо развиты непроизвольная слуховая и особенно зрительная память на логические формулы и знаки [1,с. 255]. Поэтому учителю при подготовке к урокам следует уделять внимание визуализации объяснения, подготовке опорных схем. У учителя должно быть несколько вариантов решения упражнений, так как работы ребят - аутистов отличаются оригинальностью, краткой записью.

В течение урока один из родителей ведет конспект. При этом он не выполняет домашнюю работу за своего ребенка, а только наблюдает, как он ее делает и в случае ошибки просит переделать. Получается, что на уроке учитель обучает и ребенка и его родителя. Знание родителем учебного материала необходимо, так как обучающемуся требуется многократное повторение одного и того же материала, а временный ресурс урока ограничен.

Ребенок - аутист во время занятия может встать и уйти (возникло желание уединиться), совершать повторяющиеся движения, манипулировать предметами. Поэтому присутствие родителей на уроке необходимо и по требованиям безопасности.

Ребенок - аутист боится резких или громких звуков, малейших замечаний в свой адрес [3, с. 20], а так же новых людей, незнакомых ситуаций. Новые способы действий, работа с новыми учебными программами должна быть подстрахована родителем. В зависимости от состояния ребенка - аутиста родитель может являться и помощником учителя. Он еще раз задает вопрос. Помогает найти упражнение в учебнике, прочитать текст. Речь близкого родственника больше понятна ребенку - аутисту.

При проведении итоговой государственной аттестации родитель аутиста назначается ассистентом специалистами психолого-педагогической комиссией. Поэтому на протяжении всего периода обучения необходимо знакомить родителя с особенностями оформления КИМ-ов.

Анализ проведенного урока. Материалом для анализа служат:

  • поведение обучающегося - аутиста во время урока;

  • психологическая составляющая урока;

  • качество ответов на вопросы учителя и домашней работы;

  • ситуации, вызвавшие негативное отношение обучающегося.

После проведения урока педагогу полезно отметить, какие формы работы оказались удачными, а какие нет. Установить причины ухудшения поведения обучающегося во время урока (если они были).

Таким образом, обучение аутистов не возможно без привлечения родителей. Они являются связующим звеном, обеспечивающим коммуникацию на уроке, психологическую поддержку. С одной стороны родитель - помощник учителя и ассистент для обучающегося, а с другой такой же ученик, который задает вопросы по учебному материалу или по домашней работе. Поэтому сотрудничество учителя с родителями ребенка - аутиста должно быть постоянным от урока к уроку.

Литература:

1. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И. Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2013. - 336 с.

2. Дзюба Е. Н. Преподавание математики с использованием дистанционных образовательных технологий и программы «Живая Математика» // Инновации в области содержания учебно-методического комплекса: материалы Всероссийских педагогических чтений. 25 мая 2012 г. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012. - 408с. (с. 107 - 111).

3. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М. - Национальный книжный центр, 2014. - 152 с.

© 2010-2022