- Преподавателю
- Математика
- Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 9 классов
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 9 классов
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Леонова Т.Г. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ.
В игре принимают участие две команды - учащиеся 9 классов. Каждая команда придумывает название. Заранее определяется счетная комиссия из учителей и учеников.
Оформление зала:
- плакат «Математика + удача = Счастливый случай»
- плакаты с названиями геймов: «Разминка», «В мире формул», исторический «Ты - мне, я - тебе», «Темная лошадка»,
- секундомер
- бочка с бочонками
- магнитофон с записью мелодии «Счастливый случай» (включается перед началом игры и каждым геймом)
Посередине сцены - стол ведущего, а по обе стороны - стулья для каждой команды, три микрофона. Во избежание пауз желательно раздать членам жюри листы с ответами для каждого конкурса. Суммы полученных командами баллов записываются на переносной доске или на компьютере и объявляет судья-информатор. Участникам заранее дается задание подготовить небольшую, 2-3 минуты оригинальную «визитку» - знакомство со своей командой. Далее ведущий приглашает участников на сцену под звуки веселой мелодии. Жюри оценивает этот конкурс по 2-х бальной системе; каждый судья имеет для этого специально изготовленные фишки с надписями «1» и «2» с двух сторон.
Цели игры:
фронтальное повторение учебного материала по математике.
повышение познавательной активности у учащихся.
развитие культуры общения и культуры ответа на математический вопрос.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рад приветствовать вас на математической игре-викторине «Счастливый случай».
Пусть Математика и Удача принесут вам, ребята, Счастливый случай. Отвечать надо быстро, но правильно.
Первый гейм: «Разминка».
Каждой команде предлагается за 2 мин ответить по возможности на большее количество вопросов.
Вопросы первой команде
Вопросы второй команде
1.
1% от 1 тысячи руб. [10 руб.]
1.
Как называется сотая часть числа? [Процент.]
2.
Единица скорости на море. [Узел.]
2.
Как найти неизвестное делимое?
3.
Можно ли при умножении чисел получить 0? [Да.]
3.
Назовите единицу массы драгоценных камней. [Карат.]
4.
Чему равен один пуд? [16кг.]
4.
Первая женщина-математик. [С. Ковалевская]
5.
Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения. [Виет.]
5.
Назовите наибольшее отрицательное целое число. [-1]
6.
Наименьшее натуральное число. [1]
6.
Площадь квадрата 49см2. Чему равен его периметр? [28 см.]
7.
Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь? [25 см2]
7.
Как найти неизвестное вычитаемое?
8.
Как найти неизвестное делимое?
8.
Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? [Планиметрия]
9.
Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве. [Стереометрия.]
9.
Как называется утверждение, требующее доказательства? [Теорема.]
10.
Как называется утверждение, принимаемое без доказательства? [Аксиома.]
10.
Как называется первая координата точки? [Икс.]
11.
Как называется вторая координата точки? [Игрек.]
11.
Что больше: 5 или ? []
12.
Что больше: или 2? [2]
12.
Разделите 100 на половину. [200]
13.
Найдите третью часть от 60. [20]
13.
Как называется знак корня? [Радикал]
14.
Найдите корень уравнения
|х| = - 4. [Корней нет.]
14.
Найдите корень уравнения
х2 = - 9. [Корней нет.]
15.
Как называется функция вида у=kх + b? [Линейная.]
15.
Как называется функция вида у= = ах2 + bх + с? [Квадратическая.]
16.
Какое уравнение называется линейным?
16.
Какое уравнение называется квадратичным?
17.
Вычислите ·(- 1). [1]
17.
Вычислите ·2. [- 4]
18.
Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? [Нет.]
18.
В каком четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? [Ромб.]
19.
Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны. [Параллелограмм.]
19.
Четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны. [Трапеция.]
20.
Параллелограмм, у которого все углы прямые. [Прямоугольник.]
20.
Сумма длин всех сторон многоугольника. [Периметр.]
21.
Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника. [Диагональ.]
21.
Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. [Хорда.]
Второй гейм: «В мире формул».
Спешите видеть, ответить, решить. Каждой команде предлагается назвать формулы, записанные на карточках.
Вопросы первой команде
Вопросы второй команде
1.
х2 - х2 = (х - у)(х + у)
[Формула разности квадратов двух выражений.]
1.
(х - у)(х + у) = х2 - у2
[Произведение разности и суммы двух выражений равно разности квадратов этих выражений.]
2.
(х + у)2 = х2 + 2ху + у2
[Формула квадрата суммы двух чисел. Квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа, плюс удвоенное произведение первого числа на второе, плюс квадрат второго числа.]
2.
(х - у)2 = х2 - 2ху + у2
[Формула квадрата разности двух чисел. Квадрат разности двух чисел равен квадрату первого числа, минус удвоенное произведение первого числа на второе, плюс квадрат второго числа.]
3.
с2 = а2 + b2
[Теорема Пифагора. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.]
3.
а2 = с2 - b2 [Теорема Пифагора. Квадрат катета равен квадрату гипотенузы минус квадрат катета.]
4.
D = b2 - 4ас
[Формула дискриминанта квадратного уравнения.]
4.
х1, 2 =
[Формула корней квадратного уравнения общего вида.]
5.
[Теорема синусов]
5.
а2 = b2 + c2 - 2bс·cosα
[Теорема косинусов.]
6.
S = a2 [Площадь квадрата.]
6.
S = a·b
[Площадь прямоугольника.]
7.
[Формула возведения произведения в степень.]
7.
аº = ?
[Любое число в нулевой степени равно 1]
8.
[Формула произведений степеней с одинаковыми основаниями.]
8.
[Формула деления степеней с одинаковыми основаниями.]
9.
[Площадь треугольника.]
9.
S = [Формула Герона площади треугольника.]
10.
[Формула члена в арифметической прогрессии.]
10.
[Формула члена в геометрической прогрессии.]
11.
cosα·cosβ + sinα·sinβ = ?
[sin(α + β)]
11.
cosα·cosβ - sinα·sinβ = ?
[cos(α + β)]
12.
2 sinα·cosα = ? [sin2α]
12.
cos2α - sin2α = ? [cos2α]
13.
sin 30º = ? []
13.
cos 60º = ? []
14.
sin2α + cos2α =? [1]
14.
tgα·ctgα =? [1]
15.
tgα = ctgα, если α = ? [α = 45º]
15.
tgα = 0, если α = ? [α = 0]
16.
tgα = [tgα = ]
16.
ctgα = [ctgα = ]
17.
[sinα + sinβ.]
17.
[cosα + cosβ]
Третий гейм: «Продолжить сказанное».
Каждая команда по очереди продолжает предложенную ей фразу.
Вопросы первой команде
Вопросы второй команде
1.
В равнобедренном треугольнике углы... [при основании равны]
1.
Медиана, проведенная из вершины равно бедренного треугольника к его основанию является… [биссектрисой и высотой]
2.
Сумма углов в треугольнике равна… [180º]
2.
Многоугольник называется правильным, если… [у него все стороны и углы равны]
3.
Около любого правильного многоугольника можно… [описать окружность]
3.
В любой многоугольник можно… [вписать окружность]
4.
Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго,… [равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.]
4.
Геометрической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго… [равен предыдущему члену, умноженного на одно и тоже число]
5.
Квадратным уравнением называется уравнение вида…
[ах2 + bх + с = 0]
5.
Сумма корней квадратного уравнения равна… [второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком.]
А их произведение равно... [свободному члену.]
Четвертый гейм: исторический «Ты - мне, я - тебе».
Команды задают друг другу вопросы, связанные со старинными русскими мерами длины.
Вопрос первой команде
? Что такое линия?
Ответ. Это старинная русская единица длины, равная 2,54 мм (0,1дюйма) или равная ширине пшеничного зерна. Использовалась для обозначения диаметра нижней части (горловины) стекла керосиновых ламп. В настоящее время обозначает калибр - диаметр канала ствола огнестрельного оружия. Наибольший диаметр пули, снаряда, выражен в линиях или в миллиметрах. Отсюда и название - «трехзарядная винтовка», - имеющая калибр 7,62мм (2,54 · 3 - 7,62).
Вопросы второй команде
? Что такое аршин?
Ответ. От восточных купцов пошла единица «аршин» (то же означает «локоть»). Существовали турецкий аршин, персидский аршин и т.д. Поэтому и возникла поговорка: «Мерить на свой аршин». 1аршин = 16 вершкам = 28дюймам или 1 аршин = 71 см.
Вопросы ведущего
1.Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошли столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
? Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отойди, не трогай моих чертежей!».
Ответ. Греческий ученый, математик Архимед, основатель гидростатики и защит ник Сиракуз.
2. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанных сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступления. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и при говорила к сожжению на костре. Но математик не был выдан инквизиции. В своем городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником. Но главным делом его жизни была математика.
? Назовите имя этого математика.
Ответ. XVI век; французский математик Франсуа Виет. Его называли отцом буквенной современной алгебры.
Пятый гейм: «Заморочки из бочки».
Четыре пронумерованных бочонков. Тянуть бочонки (2 раза). Начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий зачитывает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. За правильный ответ - 2 бала.
-
Вычислите: (2 + 4 + 6 + …+ 2006) - (1 + 3 + 5+ … + 2005).
-
Отцу и сыну вместе 65 лет. Сын родился, когда отцу было 25 лет. Какого возраста отец и сын?
-
Разрежьте квадрат на две равные фигуры по ломаной линии, состоящей из трех равных отрезков. Начало разреза в точке А.
А
-
Математик, оказавшись в небольшом городке, решил подстричься. В городке было лишь две парикмахерских. Заглянув к одному мастеру, он увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, плохо выбрит и небрежно подстрижен. В салоне второго мастера все было чисто, а сам владелец был безукоризненно одет, чисто выбрит и аккуратно пострижен. Тем не менее, мастер отправился стричься к первому парикмахеру. Почему?
Ответы:
-
(2 - 1) + (4 - 3) + (6 - 5) + …+ (2006 - 2005) = 2006 : 2 = 1003.
-
Так как сын родился тогда, когда отцу было 25 лет, то разница в их возрасте равна 25. Тогда 65 - 25 = 40 (лет) - это удвоенный возраст сына, а, значит, сыну будет 20 лет, а отцу 45 лет.
А
-
Так как в городе всего две парикмахерских, а второй мастер хорошо выбрит и аккуратно пострижен, то постриг его первый мастер.
Шестой гейм: «Темная лошадка».
Вопрос задается обеим командам: кто быстрее и правильнее ответит.
Сказка-вопрос
Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие.
На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем?
Ответ: квадрат.
Седьмой гейм: «Перевертыши».
Каждой команде задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает три бала. Если команда не дает никакого ответа, на этот же вопрос отвечает другая команда. Вопросы задавать начинают той команде, у которой на данный момент меньше очков.
Ведущий: Эта игра заключается в том, что слова какой-нибудь известной фразы, например, пословицы заменяются антонимами. Выигрывает тот, кто первым разгадает настоящую фразу. Например, «зайцев пугать - с опушки бежать». Какая пословица «зашифрована»? Ответ: «Волков бояться - в лес не ходить».
В нашем гейме будут «зашифрованы» математические выражения. Как вы понимаете, не все математические термины имеют антонимы, поэтому заменяем слова по принципу: «квадрат» - «куб», «параллельный» - «перпендикулярный», «площадь» - «периметр» и т.д..
-
Умножать на 1 можно!
(Делить на 0 нельзя!)
-
Неправильное целое больше 0.
(Правильная дробь меньше 1)
-
Кривая дуга больше свернутой.
(Прямой угол меньше развернутого)
-
Перпендикулярные отрезки скрещиваются.
(Параллельные отрезки не пересекаются)
-
Периметр треугольника не равен кубу чужого угла.
(Площадь квадрата равна квадрату его стороны)
-
Крайняя кривая четырехугольника не равна четверти боковой стороны.
(Средняя линия треугольника равна половине основания)
Восьмой гейм: «Литературная мозаика».
Первый этап «Русские пословицы»
Команды по очереди называют русские пословицы, поговорки или фразеологизмы, где фигурируют числа. Побеждает команда, последней назвавшая пословицу.
Можно усложнить задание: использовать натуральные числа подряд в порядке возрастания. Например, первая команда называет пословицу: «Один в поле не воин». Другая команда должна использовать число 2: например, «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». Затем ответ первой команды: «Обещанного три года ждут». Вторая команда «На все четыре стороны». Первая команда: «Знать, как свои пять пальцев» и т.д.
Второй этап «Музыкальная пауза»
Команды по очереди поют строчки из песен, где фигурируют числа.
Третий этап «Кинофестиваль»
Команды по очереди произносят названия фильмов, где фигурируют числа.
На каждом этапе команда-победитель получает 2 очка.
Общий итог игры.
В конце игры жюри подводит итоги, награждает победителей призами.