• Преподавателю
  • Математика
  • Методическая разработка «Личностно-ориентированное обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся в рамках дисциплины математика»

Методическая разработка «Личностно-ориентированное обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся в рамках дисциплины математика»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Оглавление:


Ведение …………………………………………………………………………….1


Основная часть

  1. Принципы личностно-ориентированного обучения………………………3

  2. Индивидуализация, как один из главных принципов личностно- ориентированного обучения………………………………………………….6

  3. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении математике……………………………………………………………………..10


Заключение………………………………………………………………………13


Список литературы……………………………………………………………15


Приложения………………………………………………………………………16





























Введение.


Актуальность методической разработки

В современном обществе все более значимой становится роль индивидуальности человека. Это ставит перед школой, как особым государственно-общественным механизмом, большую ответственность и задачу личностного развития школьников на основе их природного потенциала, используя культурно-исторические и технологические достижения. Происходящие социально-экономические преобразования, усиление гуманизации образования, изменение объема, состава учебных дисциплин и характера отношений учителей к процессу воспитания и образования обусловили необходимость коренного обновления системы образования. Школа должна меняться. Она должна научить ребенка учиться, сформировать у него ценностное отношение к своему развитию и образованию. Традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков себя изжила. Необходимо внедрять в обучение инновационные технологии. Поэтому главной стратегической линией нашего образовательного учреждения выбран личностно-ориентированный подход (по И.С. Якиманской). Использование личностно- ориентированного подхода в обучении позволяет:

  • гуманизировать отношения детей и взрослых;

  • формировать в человеке яркую индивидуальность, позволяющую ребенку стать и оставаться самим собой в постоянно меняющемся социуме;

  • учитывать происходящие в последнее время изменения в личностном развитии детей и применять в связи с этим новые подходы и технологии во взаимодействии учителя и ученика.

Обучая детей, я видела, что все они не похожи друг на друга: одни быстро усваивают информацию, другие долго; одним необходимо общение при изучении нового материала, другие чувствуют себя комфортнее в полной тишине; одни быстро устают на уроке, другие только к концу урока начинают активно работать. У ребят разное развитие, подготовленность, успеваемость, разные особенности памяти и внимания. Изучив соответствующую литературу, поработав с психологом нашей школы, я поняла, что при построении урока необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Тогда и появилась идея использования личностно-ориентированного компонента в обучении математике, но как её реализовать, как организовать полную диагностику индивидуальных особенностей, было не понятно. Несколько лет потребовалось для того, чтобы найти, изучить, апробировать имеющийся в отечественной литературе материал и в дальнейшем адаптировать его для себя.

Цели и задачи методической разработки.

Целью данной методической разработки стало изучение теоретическо-методического обоснования личностно-ориентированного образования; анализ индивидуального подхода как принципа обучения детей.

С учетом цели определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть психологические аспекты личностно-ориентированного обучения.

  2. Охарактеризовать особенности индивидуального подхода к обучению детей с задержкой психического развития.

  3. Показать на практике, как использование психофизиологических особенностей детей обеспечивает гарантированные результаты обучения математике.

Основная идея педагогической деятельности.

Главная идея методической разработки - использование в обучении личностно-ориентированной технологии, представляющую собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Благодаря этому учащимся на уроках математики обеспечиваются такие условия, которые позволяют раскрыть им свои природные способности в полной мере, что проявляется в повышении качества обученности детей. Особенно это важно в коррекционной педагогике.

В методической разработке отражены основные принципы личностно-ориентированного обучения. Основной акцент делаю на индивидуализацию обучения, так как это даёт возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика и выстраивать для него индивидуальную траекторию развития, что разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, комфортным, в конечном счёте, позволяет повышать эффективность обучения. В своей деятельности я опираюсь на личность ребёнка как индивидуальность, самоценность, стараюсь раскрыть его субъективный опыт, строю свою педагогическую работу, учитывая не только социальный статус ребёнка, но и его внутренние психофизические ресурсы, позволяющие, прежде всего, реализовать себя в познании. Повседневное изучение личности ученика, прослеживание динамики его развития, глубокий учёт индивидуальных особенностей в обучении помогает анализировать каждого, создавать такое психолого-педагогическое пространство, которое позволяет ученику обучаться и развиваться, достигая конкретных успехов, а также создавать для всех комфортную среду.

Новизна методической разработки.

Обучение детей с отклонениями в развитии представляет собой малоизученную проблему коррекционной педагогики. Социальный заказ коррекционной школе сегодня - развивать у ребенка, подростка механизм продуктивной обработки информации, который позволит ему самостоятельно адаптироваться к постоянно меняющимся ситуациям социальной жизни. Речь идет о том, чтобы в ходе учебного процесса акцент в работе педагога делался не на то, сколько прочитал, написал ученик, а как он это сделал, т. е. как были задействованы его анализаторы, как работали высшие психические функции, какова работоспособность ученика, ведущая система восприятия. Для этого учитель должен вести систематическое педагогическое наблюдение за каждым учеником, знать, что необходимо корригировать тому или иному ученику и какими методами; изучать психофизические особенности учащихся; развивать индивидуальность.

Новизна методической разработки заключается в адаптации личностно-ориентированной технологии в условиях коррекционного обучения. В работе рассмотрены психологические аспекты личностно-ориентированного образования, практические рекомендации по организации личностно-ориентированного урока с учетом требований коррекционно-развивающего обучения, а так же пакет диагностик, необходимых для изучения личностных особенностей детей (приложение №1.6).


Основная часть

1. Принципы личностно-ориентированного обучения.

Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования в мире на сегодняшний день является личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированный подход в обучении представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для реализации нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз». Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение». Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это отчет на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. Амонашвили:

  • любить ребенка;

  • очеловечить среду, в которой он живет;

  • прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддержать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает этические нормы с умыслом; защищать ребенка; не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.

Осуществление личностно-ориентированного подхода возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров урока будут избраны следующие:

  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоения ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

  • оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

  • содействие ребёнку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.

Данная технология необходима для преобразования преобладающего в школах социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания школьников. Под обучением понимается специально организованный процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на овладение определенной системой знаний, умений, навыков и действий. В этом процессе следует различать содержание обучения, т.е. предмет совместной деятельности учителя с учащимися, методы и способы совместной деятельности, и организацию процесса обучения, т.е. систему взаимоотношений учителя с учащимися. Именно организация процесса обучения, характер межличностных взаимоотношений с учащимися являются наиболее важным фактором обучения, как средства воспитания личности. Учащиеся должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности, и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни. Анализируя изученные труды современных российских педагогов и психологов, в частности И.С. Якиманской, можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного урока:

  1. Использование субъектного опыта ребенка.

  2. Предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм.

  3. Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.

  4. Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

Способ учебной работы - это личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то её методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения дифференцированных форм обучения.

Личностно ориентированный урок включает в себя несколько аспектов:

  • мотивационно-ориентационный аспект;

  • содержательный аспект;

  • организационный аспект;

  • оценочно-результативный аспект.

Содержание урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления несоответствующих изменений в личности в связи с постижением своего образа.

В качестве принципов построения урока выступают основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии:

  • принцип самоактуализации;

  • принцип индивидуальности;

  • принцип субъектности;

  • принцип выбора;

  • принцип творчества и успеха;

  • принцип веры, доверия и поддержки.

Замысел урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

2. Индивидуализация, как один из главных принципов личностно- ориентированного обучения.

Дети с задержкой психического развития - это особая категория учащихся. Для них характерно неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля. Они не могут сконцентрировать внимание на поставленной задаче, часто отвлекаются, многие из них имеют плохую память. Эти дети очень не предсказуемы: один и тот же ученик может сегодня поразить замечательно глубоким ответом, а завтра не выполнить легчайшую работу. Нестабильность психических реакций является одной из отличительных черт таких детей. Сталкиваясь с трудностями, они не всегда могут их преодолеть. В результате неудач, у них вырабатывается отрицательное отношение к учебной деятельности. Поэтому необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. На заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума систематически прослеживается динамика психического развития учащихся, их личностных качеств. На основе данных педконсилиума разрабатывается программа развития каждого ребенка. Опираясь на эти данные, для каждого класса составлены таблицы, в которых отмечены психофизиологические особенности детей (приложение№1.1).

В качестве основных свойств индивидуальности личности, которые необходимо учитывать при личностно-ориентированном обучении, можно выделить функциональную ассиметрию мозга, тип восприятия информации, уровень развития памяти и внимания, тип темперамента.

Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга - она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, учитель может подобрать соответствующие методы обучения для каждого типа.

Существует несколько типов функциональной организации полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

  • доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

В таблице представлены два типа асимметрии, их основные характеристики и сильные стороны, на которые учитель может опираться в процессе обучения.

Тип асимметрии

Характеристики

Сильные стороны

Правополушарные

Восприятие целостное (от общего к частному).

Синтез текстов и слов из предложений, частей, лучше находят взаимосвязи в тексте.


Переработка информации мгновенная.

Хорошо выполняют задания на время, работают на результат, задания на правописание.



Интеллект невербальный.

Чувства и интуиция.


Деятельность практическая.

Мозговые штурмы, работа в группах.


Память непроизвольная, наглядно-образная.

Использование речевых и музыкальных ритмов, схем, таблиц, карточек, фильмов.


Мышление наглядно-образное, оперирование образами, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное в пространстве.

Геометрия, синтез, предсказание результатов.

Левополушарные

Восприятие материала дискретное (по частям), смысловая сторона речи.

Анализ, дробление текстов на части.


Переработка информации медленная, последовательная.

Восприятие на слух, деятельность, требующая отсроченной реакции, задания на поиск ошибок.


Интеллект вербальный, логический.

Перерабатывают информацию через слово, логически.


Деятельность: предпочитает работать с теорией.

Доказательство теорем, обучение других, индивидуальная работа, работа с тестами.


Память произвольная, знаковая.

Многократное повторение, запоминание посредством заучивания.


Мышление абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двумерное (на плоскости).

Оперирование знаками на плоскости, алгебра, усвоение правил, анализ результатов, выделение деталей, создание категорий, алгоритмы.

Урок будет эффективным и успешным, если каждый ученик получит задания в своей репрезентативной системе и для своего ведущего полушария. Задача учителя на операционном этапе состоит в том, чтобы обеспечить учащихся заданиями, которые учитывают его психофизиологические особенности и доставили бы ему удовольствие в ходе выполнения работ. Когда задание не совпадает с особенностями учащихся, возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.

Учащиеся с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре над заданием с левополушарным, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как применение схем, выделение сути, сопоставление фактов, а левополушарный ученик может поделиться способами выделения нужных деталей, выявление различий.

Итог учебной работы обычно сводится к оценке. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность, ученик, в свою очередь надеется, что оценят не только итог, но и его усилия. При выборе методов проверки знаний учащихся также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов. Для правополушарных подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Такие вопросы дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать свой собственный развернутый ответ.

Любой человек хранит и обрабатывает информацию в том виде, в каком ее воспринимает: в виде картинок, звуков, ощущений. Мышление - это и есть использование органов чувств, но внутренним способом. Когда мы думаем о том, что мы видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картинки, звуки, ощущения внутри себя. У любого человека один из сенсорных каналов более развит, чем другие и он первым включается при восприятии информации. Различают три типа восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. Очень важно общаться с ребенком на «его языке»:

  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы;

  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов.

Память - это психический процесс, который в свою очередь обеспечивается такими процессами, как запечатление, информация, закрепление ее и воспроизведение. Чаще всего учащихся затрудняет процесс воспроизведения, который опирается на долговременную память. Долговременная память - это память на информацию, которая была хорошо обработана и интегрирована в общие знания, хранящиеся в памяти у человека. Если входящая информация была хорошо обработана или интерпретирована достаточно глубоким способом, то ее основное содержание откладывается в этой так называемой долговременной системе. Отсюда следует, что все, что необходимо запомнить, должно пройти глубокую обработку, т.к. осмысленный, отработанный материал запоминается примерно в 9 раз быстрее, чем неосмысленный. При механическом запоминании 33-37% информации выпадает из памяти сразу же после заучивания. Лучше запоминаются начало и конец информации.

Внимание - это такая организация сознания, в результате которой одни объекты отражаются в сознании более отчетливо, другие менее отчетливо (становятся фоном). Внимание - это психическое явление, оно не существует отдельно от мышления и памяти. Необходимость учета уровня развития памяти и внимания учащихся на личностно- ориентированном уроке обуславливается самим процессом обучения, его дифференциацией и индивидуализацией.

В ходе работы на уроке необходимо учитывать и темперамент детей. Ведь представители разных типов ведут себя по разному у доски. Поэтому лучше, если задачу сначала на доске решает холерик, он не волнуется, но спешит. Если он что-то напутал, то к доске для исправления ошибок можно вызвать сангвиника. Для некоторых личностей ситуация проверки знаний может оказаться стрессовой. Флегматики реагируют на вопрос замедленно, поэтому может возникнуть впечатление, что он не знает материал. Чтобы не вывести его из равновесия нужно особое терпение. А излишняя поспешность сангвиника или неоправданная порывистость холерика в этой ситуации могут приводить к необдуманным ответам. Здесь желательно уточнить, что именно они хотели сказать. Меланхолик - самый ранимый и чувствительный тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Темперамент не переделать и бороться с ним не надо. Необходимо найти способы, которые бы обеспечивали возможность реализации достоинств каждого темперамента на деле и методы, обеспечивающие взаимопонимание между людьми. Поставив, например, в пару флегматика и холерика, дав первому ту часть работы, которая носит долговременной характер, а второму ту, которая является оперативной, можно ожидать успеха при выполнении любого дела. В этом случае дети будут не только рады тому, что деятельность соответствует их интересам, но, главное, не будут друг друга раздражать. Чисто формально при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику с меланхоликом, меланхолику с флегматиком.

Индивидуальный подход заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с задержкой психического развития. Это связано с неразвитостью их умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, бедность речи, отсутствие любознательности.

3. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении математике.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.

Начав работу в 5 классе, основываясь на принципах личностно-ориентированного обучения, я изучила таблицу индивидуальных особенностей учеников, из которой стало ясно, что практически у всех детей нарушены процессы памяти и внимания, у 70% период продуктивной деятельности всего 20-25 минут, 50% из них правополушарные и, соответственно, 50% - левополушарные. Данная информация, для облегчения процесса запоминания личностных особенностей детей, хранится в классном журнале. Знание индивидуальных особенностей детей помогает мне определить зону ближайшего развития каждого учащегося, построить урок таким образом, чтобы вовремя сконцентрировать внимание детей на очень важном материале, сделать динамическую паузу для снятия утомления, сменить вид деятельности.

Специфика нашего учебного заведения требует особого подхода к подготовке и проведению уроков и учёта возможностей, способностей, личностных качеств каждого ученика. Дети с ЗПР, обучающиеся в нашей школе, требуют к себе особого внимания и подхода: они быстро утомляются, у них рассеянное, неустойчивое внимание, кратковременная память (в основном механическая, зрительная), многие с речевыми нарушениями. При подготовке к уроку необходимо помнить, что детей с ЗПР нельзя перегружать наглядностью - это ещё больше рассеивает внимание, нельзя вводить более 3-4 новых терминов и понятий - это ведёт к заторможенности, прекращению усвоения материала. Формы проверки знаний учащихся и способы подачи нового материала очень важны. Поэтому структуру урока в классах коррекции я строю на основе главных его функций:

  • обучающей;

  • охранной;

  • коррекционно - развивающей;

  • социальной адаптации.

Каждый урок начинаю с постановки цели урока, т.к. мотивационно-ориентационный аспект играет большую роль в концепции личностно-ориентированного обучения. Цель записываю на доске или формулирую устно, т.к. считаю, что если цель не прозвучала в начале урока, то проводить рефлексию по окончании урока нет смысла. Детей также прошу сформулировать цели, с которыми они пришли на урок. Данный этап очень полезен для осознания мотивации у детей. Изучение каждой новой учебной темы я начинаю с обоснования необходимости изучения учебного материала для формирования нужной установки и внутренней мотивации учащихся в предстоящей учебной работе.

Учащимся сообщаю учебный минимум темы, т.е. перечень основных знаний, умений и навыков, которые должны они приобрести в результате изучения этой темы и уровень овладения которыми будет проконтролирован и оценен.

Одним из принципов личностно-ориентированного обучения является принцип использования субъектного опыта учащихся. Вот некоторые примеры применения методов актуализации субъектного опыта учащихся. В упражнениях для устного счёта можно использовать такие задания, при решении которых применяются ранее изученные правила, необходимые для изучения или закрепления темы. При изучении темы в 5 классе «Прямая. Луч. Отрезок» совместно с учащимися определяем основную цель - выясняем, что означают данные термины; как выглядят фигуры, в чем их сходство и различие. Слова, обозначающие данные термины, учащиеся знают с дошкольного возраста, у каждого есть определенные ассоциации: солнечный луч, прямая дорога и т. п. Поэтому, прежде чем вводить данные понятия с математической точки зрения, выясняем, какое содержание вкладывают в эти понятия ребята. Только после беседы, в которой ученики осмысливают прошлый опыт, вместе переводим его в русло математики - наполняем данные понятия математическим содержанием.

Личностно-ориентированное обучение предполагает, что различный уровень овладения учебным материалом следует считать вполне нормальным для разных учащихся. В связи с этим использую разноуровневые задания, особенно это важно при выполнении самостоятельной работы. Причем, ребенок имеет право выбрать уровень задания самостоятельно (приложение №1.2).

Для проверки домашних заданий в каждом классе есть консультанты, которые перед уроком проверяют наличие домашнего задания; практикую методы самопроверки и взаимопроверки, что формирует у детей чувство ответственности, внимательность. Оценку ребенок ставит карандашом на полях тетради.

В соответствии с тем, что у детей различные репрезентативные системы, задания на уроке даются в двух вариантах: для левополушарных - логическое, для правополушарных - образное. Для левополушарных задачу читаю текстом, для правополушарных то же условие даю в чертеже на доске. На местах работу выполняют все дети, а вот к доске учащиеся вызываются в соответствии с личной модальностью. Это обеспечивает успешность работы ребенка и повышает его уверенность в собственных силах. Таким образом, для передачи информации учитываю ассиметрию головного мозга, используя слуховой, визуальный и кинестетический каналы (приложение №1.2).

Домашняя работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана на отработку основных навыков, иллюстрацию продемонстрированных на уроке идей и актуализацию знаний для дальнейшего изучения материала. Задания могут быть индивидуализированы - разным учащимся предлагаю разные задания или задания на выбор, что позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно (приложение №1.2).

Для развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, мыслительной деятельности, межполушарного взаимодействия), предлагаю учащимся специальные задания, провожу мозговую гимнастику (приложение №1.6, приложение №1.3).

Важную роль в коррекционном учреждении играет охранная функция урока. Для её реализации я поддерживаю на уроке двигательный и зрительный режимы. Если учащиеся заторможены - провожу физкультминутку, ввожу игровой момент, если возбуждены - даю минутку релаксации (приложение №1.3).

Обязательным этапом урока является рефлексия. Это небольшой, но очень важный момент, который помогает ученикам систематизировать знания, полученные на уроке, а при творческом подходе, является также моментом психологической разгрузки, помогающим сформировать положительное отношение как к предмету, так и к учителю и, как правило, позволяет закончить учебное занятие «на позитиве» (приложение №1.2).

В процесс обучения включаю следующие обязательные моменты: создание для учащихся ситуации успеха; использование ими таких оборотов, как «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «по моему мнению», «я думаю, что…» и т.д.; проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.

Таким образом, нужно организовать деятельность каждого ученика так, чтобы она была ему под силу, не вызывала физической перегрузки, но в то же время чтобы он не бездельничал, приучался к разнообразной работе. Это позволит выработать у него стойкую привычку к разумной, эмоционально насыщенной деятельности, которая должна быть предварительно им продумана, спланирована и доведена до конца. Важно сформировать у него привычку к самоконтролю и самооценке своей деятельности, к творческому подходу к делу, когда ученик действует не по шаблону, а использует свой способ выполнения каждой работы. Тем самым у него формируется индивидуальный стиль работы.


Заключение.

Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Использование личностно-ориентированного подхода в преподавании математики дало определенные результаты, отраженные в данной таблице:

Учебный год

Класс


% качества знаний

% обученности

Год.

Экзамен.

2007-2008



6

8

9

50

50

37,5



25


100

100

100

2008-2009

5

8

9

36

38

44



44

100

100

100

2009-2010

5

6

8

29

40

57


100

100

100

Личностно-ориентированная технология помогает не только обучать, развивать детей, но и воспитывать в них активность, ответственность, самостоятельность, уверенность, взаимопомощь, сотрудничество, инициативность. На уроках математики дети чувствуют себя свободно, раскованно, не боятся высказывать предположения, развивать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы.

Повысился интерес учащихся к предмету, о чем свидетельствует возросшее количество детей, активно участвующих в ежегодном общешкольном мероприятии «Неделя математики и физики».

Итак, личностно-ориентированное обучение направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

Но, наряду с успехами, остались и проблемы, требующие решения. К таким проблемам можно отнести недостаточное количество дидактического материала, соответствующего концепции личностно-ориентированного обучения, невозможность использования цифровых образовательных ресурсов.











Список литературы

Коллективный автор

Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2010. - 333с.

Один автор

Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. - М. Творческий центр сфера, 2001г. - С. 52-94

Один автор

Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М., Сентябрь, 1996. - 96с.

Статья в журнале


Ярулов А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода // Завуч. М., 2000г. - №3. - С. 76-100.

Составная часть книги

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М.: «Альфа», 1993г. - 60с.

Составная часть книги

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. Библиотека журнала «Директор школы» № 7, 2000г. - 118с.

Статья в журнале

Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся? // Завуч. М., 1999г. - № 7. - с. 54-87.

Три автора

Гопиев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: «Высшее образование», 1999 г. - С. 123-151, с. 173-223, с. 239-264.

Два автора

Адрианов А.И. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, «Петроком», 1992. - 318 с.






























Приложение №1.1









Приложения








































© 2010-2022