- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике на тему Упрощение выражений (5 класс)
Урок по математике на тему Упрощение выражений (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мугу С.А. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: « Упрощение выражений»
Класс: 5класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Форма урока: урок - путешествие.
Технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, технология учебного диалога, игровые технологии.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная работа.
Оборудование: интерактивный комплекс "Smart Board" с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point, шахматы, раздаточные карточки.
Ресурсы: интернет ресурсы, презентация «Упрощение выражений», составленная учителем к уроку.
Цели урока:
- Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умения и навыки учащихся упрощать выражения, отрабатывать умения решать уравнения; применять полученные знания в стандартной и нестандартной ситуации; совершенствовать вычислительные навыки, приемы быстрого счета.
- Развивающие: способствовать развитию математического слуха, речи, счетных навыков и мышления; развивать познавательный интерес через использование межпредметных связей, культуру математической речи, логическое мышление.
- Воспитательная: прививать интерес к математике и шахматам; побуждать учащихся к самоконтролю и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Ход урока
-
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами совершим морское путешествие. (Слайд №1)
- Чтобы отправиться в путь,
Знания, смекалку, внимание
Прихватить не забудь.
Дружба, поддержка друзей важна,
Находчивость тоже будет нужна.
По морю знаний пешком не пойдешь,
Без корабля, увы, пропадешь! (Слайд №2)
- Прежде, чем начать наше плавание, нужно к нему тщательно подготовиться. Скажите, когда собирается какая-то группа людей вместе работать, что они должны выработать сначала, установить? (правила, законы, планы).
- А какие правила общения будут на вашем корабле? (ответы учащихся). Мне бы очень хотелось, чтобы вы работали быстро, дружно. Успехов вам!
2. Актуализация знаний.
- Каждый член команды на корабле обязан знать следующие правила(Слайд №3)
- Какое выражение называют числовым? (Числовое выражение - это любая запись из чисел, знаков арифметических действий и скобок)
- Какое выражение называют буквенным? (Буквенное выражение - выражение, содержащее буквы)
- Что называется уравнением? (Уравнение - равенство, содержащее букву, значение которой надо найти)
- Что называют корнем уравнения? (Корень уравнения - значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство)
- А также на нашем корабле будут следующие законы: кто-то начал их писать, но не дописал. Законы арифметических действий нам нужны для того, чтобы команда работала слаженно, корабль плыл по верному курсу. В течение всего пути мы будем ими пользоваться. У вас на парте лежит такая же таблица; напишите свою фамилию. Я вам даю минуту для того, чтобы вы заполнили ее. А затем мы посмотрим, что у кого получилось. (Слайд №4)
Фамилия _____________
Законы арифметических действий
Переместительный закон
сложения умножения
a+b =…… a·b = ……
Сочетательный закон
сложения умножения
a+(b + с) = ………… ………... = …………
Распределительный закон умножения
относительно сложения относительно вычитания
……………= …………. а·(b - с) = ……
- Стоп! Передайте работы с последних парт. Я их проверю, поставлю оценки. (Слайд №5)
- Молодцы! Законы установили. Итак, на нашем корабле будут следующие законы арифметических действий:
переместительный закон сложения - от перестановки слагаемых сумма не изменится;
переместительный закон умножения - от престановки множителей произведение не изменится;
сочетательный закон сложения - чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме - второе слагаемое;
сочетательный закон умножения - чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала его умножить первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель;
распределительный закон умножения относительно сложения - для того, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения;
распределительный закон умножения относительно вычитания - для того, чтобы умножить разность на число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.
Определяем направление маршрута. (Слайд №6)
Найдите значение выражения (Слайд №7):
а)38х+38у, если х+у=10;
б) 11а-11в, если а-в=26.
- Определили направление маршрута - плывем на восток, а по какому маршруту? (Слайд №8) Посмотрим на схему маршрута? Опять проблема - все перепутано. Как нам исправить это? В 1 столбце - задания, во 2 - ответы, применяя законы сложения и умножения найти правильные ответы. (Слайд №9)
-
- Какое слово получилось? Упрощение - что означает это слово?
Обратимся к толковому словарю русского языка, и посмотрим, как толкует значение слова «упрощение» Сергей Иванович Ожегов:
«Упрощение - сделать простым, проще. Представить проще, чем есть на самом деле».
3. Мотивация учебной деятельности.
- "Упрощение выражений" - такова тема нашего урока - маршрут следования. Для того, чтобы проследить весь путь нам понадобятся судовые журналы (ваши тетради). Откройте их, запишем дату отплытия и маршрут. Цель нашего путешествия - повторить способы упрощения выражений, закрепить навыки решения уравнений и задач. (Слайд №10)
4. Применение умений и навыков.
- Итак, вперед! Перед вами остров «Уравнения» - займемся рыбалкой. (Слайд №11)
Решите уравнения: (Слайд №12)
2х + 8х= 170 (ответ х=17)
6а - а=145 (ответ а=29)
14у - 12у + у=75 (ответ у=25)
Индивидуальные карточки: 2х + 18х= 190 8а - а=147
16у - 14у + у=75
- Следующий остров - остров Математической модели. (Слайд №13)
Вам предложено несколько математических моделей.
- Для хранения рыбы есть специальные ящики. Найдите длины сторон крышки (прямоугольника), если ее периметр равен 108 см. Что такое периметр? Решите задачу с помощью уравнения. (Слайд №14)
5. Применение умений и знаний в жизненной (проблемной) ситуации.
- Приближаемся к самому загадочному острову - это Шахматный остров. (Слайд №15). Живут на этом острове. Кто догадался? (шахматные фигуры и пешки)
- Ребята, а кто умет играть в шахматы? Шахматы - это очень древняя игра, она появилась в Индии более двух тысяч лет назад. Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» - это Король, а «Мат» - это конец. Вместе получается «Конец Королю».
Познакомимся с жителями этой страны:
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король -
Его хранит отряд. (Слад №16)
Шахматы - это маленькая страна, в которой своя жизнь и своя война, то в ней обязательно должна быть своя шахматная денежная валюта - это пешка. (Слайд №17)
Чтобы быстрее войти в шахматную жизнь нужно знать следующие равенства.
- Наша задача на шахматном острове закупить товар. Чтобы купить хлеб, надо заплатить 5С + 2Ф + 4Л - сколько это пешек? Как называется это выражение. Перед вами шахматное выражение.
Мясо 4Ф + 7Ф, рис 2С + 4С + 6С, картошку 5(6С + 3К).
Запомнили сколько стоят шахматные фигуры? А теперь самостоятельно - сколько надо заплатить пешек за конфеты, подсказка есть у вас в тетради:
3(7С -3К), за пряники 5Л + 4Л. (Слайд №18)
- А теперь проверим. (Слайд №19) Мы оказались в чужой стране, а со всеми заданиями справились. Какие знания нам помогли?
6. Итог урока.
- Наше путешествие заканчивается. Возвращаемся домой. Древнегреческий философ Аристотель говорил: « Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле». (Слайд №20) Прав ли он был?
Помните об этом и тогда никакие подводные рифы вам не будут страшны. Успеху сегодняшнего урока способствовала ваша активность, знание теоретических вопросов, умение решать практические задачи. Вы сегодня работали с желанием, молодцы. Спасибо за урок! С возвращением домой! (Слайд №21).