Формирование ключевых компетенций обучающихся при организации математического кружка

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиппова Альбина Серафимовна,

учитель математики,

МБОУ-Амгинская СОШ №2

им. В.В.Расторгуева






Формирование ключевых компетенций

обучающихся при организации

математического кружка


В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее не особенно важных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в разделе 1.2. «Новые социальные требования к системе российского образования» говорится, что школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и это государство. Основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Исходя из данных требований, и анализируя результаты, мы отметили, что большинство учащихся нашей школы имеют хороший воспроизводящий уровень сформированности знаний, умеют выделять существенные понятия правил, законов, решать задачи в стандартных ситуациях. Однако этот уровень не позволяет делать глубоких обобщений, переносить знания и способы деятельности в новые ситуации. Вызывает беспокойство не достаточный уровень развития ключевых компетенций. Не отработан механизм для всесторонней реализации творческих способностей детей.

Возможности информационных технологий не в полной мере используются учащимися как образовательный ресурс в учебной и внеучебной деятельности. Школьники не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях.

Нами определена цель - предоставление каждому участнику образовательного процесса места в системе единого функционального комплекса интеграции учебной и внеучебной деятельности, необходимого для формирования и развития ключевых компетенций; развитие информационной открытости образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:

- организовать серию занятий с вовлечением самих учащихся, определить круг ключевых компетенций учащихся;

- разработать систему мониторинга формирования и развития компетенций;

- вовлечь учащихся 5-6 классов в совместную внеучебную деятельность;

- развивать творческий потенциал учащихся.

Таким образом, в современной педагогике сложилось достаточно противоречивая ситуация по вопросу содержания понятий «компетентность» и «компетенция», что свидетельствует о недостаточной разработанности данных понятий в современной образовательной системе. Первыми шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).

Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А среднее звено всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в среднем звене получает развитие фундамента, заложенного в начальной школе, умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в среднем звене школы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для учителя - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Для того чтобы быть успешными в дальнейшей жизни учащиеся школы должны получить не только знания, умения и навыки, но и научиться применять их в дальнейшей деятельности и обладать следующими компетенциями:

- иметь активную жизненную позицию;

- уметь анализировать своё поведение и свою деятельность;

- управлять собой и своими эмоциями;

- применять творческий подход в своей деятельности;

- использовать информационные технологии;

- быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым;

На следующем этапе, нам предстояло решить, какие ключевые компетенции мы должны формировать у учащихся. На семинарах Совета Европы в рамках проекта «Среднее образования в Европе» приведен список ключевых компетенций. Этот список выглядит так:

Изучать:

уметь извлекать пользу из опыта;

организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

организовать свои собственные приемы обучения;

уметь решать проблемы;

самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

запрашивать базы данных;

опрашивать окружение;

консультироваться у эксперта;

получать информацию;

Думать:

организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

уметь сотрудничать и работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

уметь договариваться;

Приниматься за дело:

включаться в проект;

нести ответственность;

войти в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность;

уметь организовать свою работу;

Адаптироваться:

уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

доказать гибкость перед лицом быстрых изменений;

показать гибкость перед трудностями;

уметь находить новые решения.

Этот список ключевых компетенций не является ни исчерпывающим, ни окончательным. 1. Информационные (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации);

2. Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни);

3. Учебно-познавательные (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);

4. Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);

Приобретение компетенций базируется на опыте, деятельности обучающегося. Эту точку зрения, основанную на достижениях теории обучения (Пиаже, Выготский, Брюнер), разделяют многие европейские эксперты. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общению, бесполезно слушать научные доклады об общении, нужно общаться; прослушанные доклады, возможно, могут помочь в будущем или настоящем навести порядок в приобретенном опыте. Нельзя пользоваться компьютером, не прибегая к практике. Другими словами, нашей целью является приобретение учащимися компетенций, которое зависит от активности обучаемых. Для решения этой проблемы было создано особое пространство посредством внеучебной деятельности, через:

1. Кружковые занятия по формированию ключевых компетенций.

2. Реализацию коллективных творческих проектов.

3. Организацию и проведение интеллектуальных игр среди учащихся.

4.Дальнейшее совершенствование поисково-собирательной и исследовательской деятельности учащихся в школьной медиатеке.

Первый шаг реализации - проведение открытых уроков, с демонстрацией методов формирования ключевых компетенций. В качестве таких методов являлись: метод исследования, мозгового штурма, конструирования понятий и теорий, творческих проектов, взаимообучения, самоорганизации обучения, рефлексии и самооценки и др.

При проведении занятий школьники осваивают учебно-познавательную компетенцию. Формирование учебно-познавательной компетенции предполагает создание проблемных ситуаций, в разрешении которых проявлялось умение школьников анализировать и разрешать конкретные жизненные проблемы с позиции имеющихся знаний.

В компетенции личностного самосовершенствования включены умения соотносить новые знания с имеющимся опытом, умение производить личностную самооценку. Формирование компетенции личностного самосовершенствования позволяет школьнику проводить анализ своих действий и поступков, объективно оценивать свои возможности и сопоставлять их со своими желаниями в выборе. Проведение проблемного содержания способствовало формированию у школьников информационной компетенции (овладение умениями работать со справочниками, учебными пособиями и т.д.).

Второй шаг реализации - работа в проектной деятельности, в которой учащиеся применяли на практике полученные на уроках умения. Исследовательский проект - составная часть современных педагогических технологий. Проектный метод становится средством активизации познавательной деятельности, формирования определенных личностных качеств (компетенций) и ориентируется на применение накопленных знаний и приобретение новых (порой путем самообразования), на активное включение полученных компетенций в освоение новых способов человеческой деятельности. Исследовательский подход делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями информации, педагоги становятся соучастниками процесса познания мира.

Формирование ключевых компетенций

Учебно-познавательные

Вовлечение учащихся в работу над проектом - умение ставить цель, организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности.

Информационные

Самостоятельный сбор информации, отбор необходимой информации для составления сценария, плана интеллектуальной игры, обработка полученной информации. Обработка информации с помощью информационных устройств.

Коммуникативные

Работа в группе, коллективе - смена социальных ролей.

Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (интеллектуальная игра) с использованием компьютерных средств и технологий; умение задавать вопросы, владеть приемами действий в ситуации общения, умение организовать игру среди своих сверстников.

Личностное самосовершенствование

Осознание значимости проделанного труда - использование результатов своей работы во внеурочной деятельности.

Для успешного осуществления данной деятельности в школе есть необходимое информационно - технологическое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, медиатека.

Подводя итоги, можно сказать, что удалось:

- определить круг ключевых компетенций учащихся;

- создать условия для интеграции учебной и внеучебной деятельности,

- получить положительные результаты интеграции вследствие переноса учащимися ключевых компетенций из урочной деятельности во внеурочную и наоборот,

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия. Учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами: быть целеустремленным, настойчивым, стрессоустойчивым, доброжелательным, иметь широкий кругозор, уметь находить общий язык с детьми, т.е. любить детей.

© 2010-2022