- Преподавателю
- Математика
- Внеурочное мероприятие по математике Математическое кафе Студенческое
Внеурочное мероприятие по математике Математическое кафе Студенческое
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Снопкова И.В. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка
внеурочного мероприятия по математике:
игра
«Математическое кафе «Студенческое»
для студентов 1-2 курсов
Разработала:
преподаватель математики первой категории
Снопкова Ирина Владимировна
Тайшет 2016
Снопкова И.В., преподаватель математики первой категории ГБПОУ ИО ТПТТ, «Игра «Математическое кафе «Студенческое»: Методическая разработка внеурочного мероприятия по математике для студентов 1-2 курсов
Тайшет 2016г. - 24 с.
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей математики, мастеров п/о, воспитателей и др. Содержит математические вопросы, примеры, конкурсы, направленные на развитие познавательного интереса.
Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ИО ТПТТ (протокол № __ от _____ 2016 года)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………… 4
Сценарий игры……………………………………………………….. 5
Литература …………………………………………………………… 14
Приложения …………………………………………………………. 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Математическое кафе «Студенческое» разработана для проведения внеурочного мероприятия по математике в рамках конкурса педагогического мастерства. Игра предназначена для студентов 1-2 курсов.
Цель: создание условий для развития интереса студентов к математике. Развитие познавательной активности, совершенствование способов умственной деятельности с помощью занимательных заданий, поддержка и развитие интереса к математике, любознательности, развитие лидерских качеств во время соревнований.
Задачи:
-Активизация деятельности студентов.
- Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
-Воспитание культуры коллективного общения.
Участники: студенты 1-2 курсов
Форма проведения: дидактическая игра
Место проведения: студенческая столовая
Правила проведения игры:
В игре участвуют четыре команды по 4 человека. Остальные студенты являются зрителями и болельщиками. Участники игры участвуют в конкурсах, выполняют предлагаемые задания. Жюри оценивает ответы студентов, подводит итоги игры. Команда, набравшая большее количество баллов, объявляется победителем игры и награждается грамотой.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КАФЕ «СТУДЕНЧЕСКОЕ»
Цель: создание условий для развития интереса студентов к математике. Развитие познавательной активности, совершенствование способов умственной деятельности с помощью занимательных заданий, поддержка и развитие интереса к математике, любознательности, развитие лидерских качеств во время соревнований.
Задачи:
-Активизация деятельности студентов.
-Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
-Воспитание культуры коллективного общения.
Участники: студенты 1-2 курсов (составляются 8 пар -юноша и девушка)
Форма проведения: дидактическая игра
Место проведения: студенческая столовая
Оборудование:
Столы для игроков -4
Столы для жюри -2
Стулья для зрителей
Ручки, карандаши
Скатерти на столах, конфеты, печенье.
Листы с заданиями
Меню на каждом столике для игроков и для жюри
Таблички на столах игроков: ПРИЯТНОГО АППЕТИТА
Таблички: СТОЛ ЗАКАЗАН
При входе в кафе вывеска:
"Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом". А.Франс
Ход мероприятия
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые посетители нашего кафе. Я рада видеть всех собравшихся.
Добрый день всем, кто собрался в нашем уютном кафе!
Девиз нашего кафе:
"Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом"
Сегодня шеф-поваром в кафе работаю я - Ирина Владимировна Снопкова.
Я приготовила для вас, уважаемые участники-посетители, эксклюзивные блюда, незабываемые напитки и десерты.
Вы будете в восторге от моего меню!
Обещаю вам приятное проведение времени!
Помогать вам пробовать мои блюда будут мои помощники - уважаемые члены жюри (представление жюри).
Сегодня в меню:
№ п/п
Меню
Цена
1.
Салаты
«Разминка» из математических вопросов с майонезом из определений
За
счет заведения
«Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
2.
Первые блюда
Суп из треугольников «Сосчитай-ка»
Суп гороховый «Музыкальный»
3.
Вторые блюда
Рагу из задачек с добавкой смекалки
Гуляш «Интуиция» с гарниром из знаний
Плов из чисел «Кто успел, тот и съел».
4.
Напитки
Чай «Анаграмма»
Компот «Математические термины»
5.
Десерты
Мороженное «Фантазия» в глазури «Мир без математики»
6.
Десерты для зрителей.
Приятного всем аппетита! (Официанты на стол ставят таблички «Приятного аппетита!»)
-
Салат «Разминка» из математических вопросов с майонезом из определений.
Участники отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ -1балл команде.
Вопросы для первого столика
№ п/п
Вопросы
Ответы
1
Как называется результат сложения?
Сумма
2
Сколько минут в одном часе?
60
3
Как называется прибор для измерения углов?
Транспортир
4
Назовите наименьшее трехзначное число?
100
5
Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю?
Неправильная
6
Чему равна сумма смежных углов?
180
7
Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа.
0
8
Одна сотая часть числа.
1%
9
Наименьшее четное натуральное число
2
10
Сколько козлят было у «многодетной» козы?
7
Вопросы для второго столика:
№ п/п
Вопросы
Ответы
1
Как называется результат умножения?
Произведение
2
Сколько секунд в одной минуте?
60
3
Назовите наибольшее трёхзначное число?
999
4
Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя?
Неправильная
5
Чему равен развернутый угол?
180
6
Назовите наибольшее двухзначное число.
99
7
Сколько сторон у квадрата?
4
8
Назовите число, противоположное -7
7
9
Какие прямые пересекаются под прямым углом?
Перпендикулярные
10
Как называется треугольник, у которого две стороны равны?
Равнобедренный
Вопросы для третьего столика:
№ п/п
Вопросы
Ответы
1
Как называется прибор для измерения длины отрезков?
Линейка
2
Назовите наибольшее однозначное число.
9
3
Число, на которое нельзя делить
0
4
Назовите модуль числа -2
2
5
Треугольник, у которого все стороны равны.
Равносторонний
6
Как называется четырехугольник, у которого все углы прямые?
Прямоугольник
7
Операция, обратная умножению
Деление
8
Сумма длин всех сторон прямоугольника?
Периметр
9
Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было положительным числом?
Четное
10
1/60 часть минуты.
Секунда
Вопросы для четвертого столика:
№ п/п
Вопросы
Ответы
1
Как называется результат вычитания?
Разность
2
Сколько лет в одном веке?
100
3
Как называется прибор для построения окружности?
Циркуль
4
Сколько нулей в миллиарде?
9
5
Линия, не имеющая ни начала, ни конца.
Прямая
6
Сколько килограммов в 1 тонне?
1000
7
Угол, равный 180 градусов
Развернутый
8
1/60 часть часа.
Минута
9
Какова длина удава из мультфильма?
38 попугаев
10
Как называют вторую степень числа
Квадрат
-
Салат «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
Официанты выносят на подносах листы с заданиями для команд.
Ведущий объявляет задание
Задание: закончите предложение:
За каждый правильный ответ - 1 балл команде.
Время выполнения задания -2-3 минуты
Мели, Емеля, …
твоя неделя
Не имей сто рублей, …..
а имей сто друзей
Семь раз отмерь, ….
один раз отрежь
Делу время - ….
потехе час
Семь бед - ….
один ответ
Один с сошкой, ….
семеро с ложкой
У семи нянек - …
дитя без глазу
Два сапога пара и ….
оба на левую ногу
Двое дерутся -….
третий не суйся
Конь о четырёх ногах, да ….
и то спотыкается
До седьмого…..
колена
За двумя зайцами погонишься, ….
ни одного не поймаешь
-
Суп из треугольников «Сосчитай-ка»
Задание: Сколько на этом чертеже различных треугольников? За правильный ответ или за ответ, наиболее близкий к правильному,-5 баллов. . Остальным командам соответственно меньшее количество баллов.
Время выполнения задания-5 минут
-
Суп гороховый «Музыкальный»
За 3 минуты напишите строчки из песен, в которых встречаются числа.
-
Рагу из задачек с добавкой смекалки
Командам по очереди задаются вопросы, если команда не отвечает, то ответить может другая команда - за правильный ответ 2 балла
№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Двое друзей собрались поехать на электричке за город. Они договорились встретиться в пятом вагоне. Однако они не согласовали, в пятом вагоне от начала или от конца поезда. И один сел в пятый вагон от начала, а другой - в пятый вагон от конца. И они все-таки встретились. Сколько вагонов было в поезде?
9 вагонов
2
У родителей была путевка в дом отдыха со 2-го по 17-ое марта. Сколько дней отдыхали родители?
16
3
Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на 5 частей?
За 4 минуты
4
Лимон дороже яблока в три раза. Что дороже: 15 яблок или 3 лимона?
цена одинаковая
5
При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему?
При Петре 1
6
По легенде, в честь открытия этой теоремы, ученый принес в жертву 100 быков, а теорему назвали его именем. Но позже выяснилось, что эта теорема была известна еще древним шумерам. На сегодняшний день существует более двухсот доказательств этой теоремы. Чье имя носит теорема?
Пифагор
7
На угол в 30 градусов смотрят в увеличительное стекло с пятикратным увеличением. Внимание, вопрос: чему равен угол в увеличительном стекле?
30 градусов
8
Летели три страуса. Одного убил охотник. Сколько страусов осталось?
Страусы не летают
Музыкальная пауза: номер художественной самодеятельности.
-
Гуляш «Интуиция» с гарниром из знаний
Ответьте на вопросы. За правильный ответ - 1 балл
Время выполнения задания-5 минут
№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Что произнес Архимед, выскакивая из ванны?
Эврика
2
Это слова Гаусса или Пушкина: «Математика - царица всех наук»?
Гаусса
3
Это слова Ломоносова или Лермонтова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит?»
Ломоносова
4
Верно ли, что Гаусс, Пифагор, Герцен - математики?
Нет, Герцен не математик
5
Это математические термины: дискант, точка, отрезок?
Нет, дискант - высокий детский голос
6
В какой стране впервые появились отрицательные числа: в Индии или в Китае?
в Древнем Китае
7
В каком городе состоялась первая математическая олимпиада: в Москве или Тбилиси?
в Тбилиси
8
Немецкий ученый , которого называли королем математики?
Гаусс
9
Раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости
Планиметрия
10
Первой женщиной математиком является Ковалевская или Гипатия?
Гипатия
11
Кто сказал, что «математика является самой древней из наук, вместе с тем всегда остается молодой»: Келдыш или Жуковский?
Келдыш
12
Кто сказал, Гассенди или Калинин: «Если мы действительно что-то знаем, то только благодаря изучению математики»?
Гассенди
13
Какой русский писатель окончил математический факультет Московского университета: Грибоедов или Тургенев?
Грибоедов
14
Кто из великих русских писателей занимался составлением математических задач: Толстой или Тургенев?
Толстой
-
Плов из чисел «Кто успел, тот и съел».
За правильный ответ -4 балла + 1 балл за скорость команде, выполнившей задание первой.
Задание: Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
4 8 12 16 20
3 6 9 12 15
Ответ: Третий, т.к. в нем каждое число получается прибавлением к предыдущему числа 2, а в остальных -числа 3.
-
Напиток - Чай «Анаграмма»
Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин. За правильное слово - 1 балл + 1 балл за скорость.
Время выполнения задания -3 минуты
НЕСТЬПЕ - (степень)
АВИНУРИНЕ - ( уравнение)
ЛИДНИРЦ - (цилиндр)
ВАРТАДК - (квадрат)
9. Компот «Математические термины»
Задание: напишите как можно больше математических слов, начинающиеся на буквы слова «МАТЕМАТИКА»
1 слово-1 балл.
Время выполнения задания -3 минуты
10. Десерт - Мороженое «Фантазия» в глазури «Мир без математики»
Задание: представьте, что нет математики, нет чисел, цифр и всего того, что связано с математикой. Опишите свой день без математики.
Высшая оценка - 5 баллов
Время выполнения задания -5-7 минут
Пока команды готовятся -проводится игра со зрителями.
11. Десерт для зрителей « Разминка на внимание»
Задание -продолжить строчки стихотворения:
Варит отлично твоя голова:
пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва:
шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель Ире,
что два больше, чем… (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр,
всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри:
лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть,
у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
У доски ты говори,
что концов у палки… (два, а не три)
Отличник тетрадкой своею гордится:
внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
На уроках будешь спать,
за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве.
Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре:
три плюс две - всего… (пять, а не четыре).
Дополнительные задания для зрителей (пока жюри подводит итоги)
-
Что отличает один поезд от другого с точки зрения математики? (Номер поезда).
-
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
-
Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
-
Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).
-
Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Луч).
-
Какая дуга вошла в историю ХХ - го века? (Курская дуга).
-
Как было названо военно-историческое кольцо? (Блокада).
-
Многогранник из Египта. (Пирамида).
-
Чему равен угол в квадрате? (90*)
-
Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки? (квадрат)
-
Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки? (круг)
-
Как иначе называют юбилейную дату? (круглая дата)
-
Назовите самую известную картину Казимира Малевича. («Чёрный квадрат».)
-
Какой знак нужно поставить между числами 4 и 5, чтобы результат получился больше четырех, но меньше пяти? (запятую)
-
Как правильно сказать: "9 и 7 будет 15" или "9 плюс 7 равно 15"? (9+7=16)
12. Команды зачитывают свои сочинения .
13. Жюри подводит итоги.
14. Ведущий благодарит участников за посещение математического кафе и предлагает им написать на меню свои отзывы
Литература:
-
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
-
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.
-
Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
-
Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике М.: «Просвещение», 1979г.
-
matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
-
liveinternet.ru/users/4033731/post281619846/
Столик № 1
-
Салат «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
Задание: закончите предложения:
1
Мели, Емеля, …
2
Не имей сто рублей, …..
3
Семь раз отмерь, ….
4
Делу время - ….
5
Семь бед - ….
6
Один с сошкой, ….
7
У семи нянек - …
8
Два сапога пара и ….
9
Двое дерутся -….
10
Конь о четырёх ногах, да ….
11
До седьмого…..
12
За двумя зайцами погонишься, ….
______________________________________________________
Столик № 2
2.Салат «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
Задание: закончите предложения:
1
Мели, Емеля, …
2
Не имей сто рублей, …..
3
Семь раз отмерь, ….
4
Делу время - ….
5
Семь бед - ….
6
Один с сошкой, ….
7
У семи нянек - …
8
Два сапога пара и ….
9
Двое дерутся -….
10
Конь о четырёх ногах, да ….
11
До седьмого…..
12
За двумя зайцами погонишься, ….
Столик № 3
-
Салат «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
Задание: закончите предложения:
1
Мели, Емеля, …
2
Не имей сто рублей, …..
3
Семь раз отмерь, ….
4
Делу время - ….
5
Семь бед - ….
6
Один с сошкой, ….
7
У семи нянек - …
8
Два сапога пара и ….
9
Двое дерутся -….
10
Конь о четырёх ногах, да ….
11
До седьмого…..
12
За двумя зайцами погонишься, ….
______________________________________________________
Столик № 4
2.Салат «Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
Задание: закончите предложения:
1
Мели, Емеля, …
2
Не имей сто рублей, …..
3
Семь раз отмерь, ….
4
Делу время - ….
5
Семь бед - ….
6
Один с сошкой, ….
7
У семи нянек - …
8
Два сапога пара и ….
9
Двое дерутся -….
10
Конь о четырёх ногах, да ….
11
До седьмого…..
12
За двумя зайцами погонишься, ….
Столик № 4
3.Суп из треугольников «Сосчитай-ка»
Сколько на этом чертеже различных треугольников?
Ответ:
__________________________________________________________________________
Столик № 4
3.Суп из треугольников «Сосчитай-ка»
Сколько на этом чертеже различных треугольников?
Ответ:
4.Суп гороховый «Музыкальный» Столик № 1
Запишите строчки из песен, в которых встречаются числа (1 песня-1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
4.Суп гороховый «Музыкальный» Столик № 2
Запишите строчки из песен, в которых встречаются числа (1 песня-1 балл)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
-
Гуляш «Интуиция» с гарниром из знаний Столик № 4
Ответьте на вопросы. За правильный ответ - 1 балл
№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Что произнес Архимед, выскакивая из ванны?
2
Это слова Гаусса или Пушкина: «Математика - царица всех наук»?
3
Это слова Ломоносова или Лермонтова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит?»
4
Верно ли, что Гаусс, Пифагор, Герцен - математики?
5
Это математические термины: дискант, точка, отрезок?
6
В какой стране впервые появились отрицательные числа: в Индии или в Китае?
7
В каком городе состоялась первая математическая олимпиада: в Москве или Тбилиси?
8
Первой женщиной математиком является Ковалевская или Гипатия?
9
Кто сказал, что «математика является самой древней из наук, вместе с тем всегда остается молодой»: Келдыш или Жуковский?
10
Кто сказал, Гассенди или Калинин: «Если мы действительно что-то знаем, то только благодаря изучению математики»?
11
Какой русский писатель окончил математический факультет Московского университета: Грибоедов или Тургенев?
12
Кто из великих русских писателей занимался составлением математических задач: Толстой или Тургенев?
7.Плов из чисел «Кто успел, тот и съел». Столик № 4
Задание: Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
4 8 12 16 20
3 6 9 12 15
7.Плов из чисел «Кто успел, тот и съел». Столик № 4
Задание: Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
4 8 12 16 20
3 6 9 12 15
7.Плов из чисел «Кто успел, тот и съел». Столик № 4
Задание: Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
4 8 12 16 20
3 6 9 12 15
7.Плов из чисел «Кто успел, тот и съел». Столик № 4
Задание: Который из рядов лишний?
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
4 8 12 16 20
-
6 9 12 15
8.- Чай «Анаграмма» Столик № 1
Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
Н Е С Т Ь П Е
А В Е Н У Р И Н Е
Л И Д Н И Р Ц
В А Р Т А Д К
8.- Чай «Анаграмма» Столик № 1
Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
Н Е С Т Ь П Е
А В Е Н У Р И Н Е
Л И Д Н И Р Ц
В А Р Т А Д К
8.- Чай «Анаграмма» Столик № 2
Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
Н Е С Т Ь П Е
А В Е Н У Р И Н Е
Л И Д Н И Р Ц
В А Р Т А Д К
8.- Чай «Анаграмма» Столик № 2
Задание. Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин.
Н Е С Т Ь П Е
А В Е Н У Р И Н Е
Л И Д Н И Р Ц
В А Р Т А Д К
Столик № 1
9. Компот «Математические термины»
Задание: напишите как можно больше математических слов, начинающиеся на буквы слова «МАТЕМАТИКА»
М
А
Т
Е
И
К
Столик № 2
9. Компот «Математические термины»
Задание: напишите как можно больше математических слов, начинающиеся на буквы слова «МАТЕМАТИКА»
М
А
Т
Е
И
К
Столик № 1
Десерт - Мороженое «Фантазия» в глазури «Мир без математики»
Задание: представьте, что нет математики, нет чисел, цифр и всего того, что связано с математикой. Опишите свой день без математики.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Справка-счёт за обед
№ п/п
Меню
Баллы
1 столик
2 столик
3 столик
4 столик
1.
Салаты
«Разминка» из математических вопросов с майонезом из определений
1 балл за правильный ответ
«Мели Емеля» под соусом из пословиц и поговорок
1 балл за правильный ответ
2.
Первые блюда
Суп из треугольников «Сосчитай-ка»
5 баллов за более точный ответ,
остальным меньше баллов
Суп гороховый «Музыкальный»
1 балл за песню
3.
Вторые блюда
Рагу из задачек с добавкой смекалки
2 балла за правильный ответ
Гуляш «Интуиция» с гарниром из знаний
1 балл за правильный ответ
Плов из чисел «Кто успел, тот и съел».
4 балла за прав.ответ + 1 балл за скорость
4.
Напитки
Чай «Анаграмма»
1 балл за правильный ответ
Компот «Математические термины»
1 балл за слово
5.
Десерты
Мороженное «Фантазия» в глазури «Мир без математики»
0-5 баллов
Итого