Статья: «Полилингвальное полиязычное образование»

"Описание материала: Данное мероприятие воспитывает в человеке доброту, бережное отношение друг к другу, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь. Развивает мышление, заставляет людей задуматься о том, что нас окружает, какое значение мы предаем этому! Насколько мы внимательны по отношению друг к другу. Так же данное мероприятие развивает интерес к самопознанию, самореализации и улучшению своего Я. Я считаю, что надо прививать детям доброту, чувство красоты, взаимопонимания, взаимовуручке, уважен...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Поликультурное и полиязычное образование.


Выпускники школ должны знать казахский,

русский и английский языки. Результатом

обучения школьников должно стать

овладение ими навыками критического

мышления, самостоятельного поиска и

глубокого анализа информации.

Так обозначил наш Президент задачи перед сегодняшним образованием в своем Послании народу Казахстана.

У каждого современного человека заметно изменилось отношение к языкам. Знать другой язык - это потребность человека, живущего в сегодняшнем быстро меняющемся времени. Зная другой язык, мы способны активно применять его, решая необходимые задачи в разных ситуациях общения. Нужно ли учить языки? Однозначно: да. Чем больше языков человек знает, тем богаче его внутренний мир. Еще великий Абай говорил: «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом». А казахская пословица гласит: Жеті жұрттың тілін біл.

Глава нашего государства на 12 сессии Ассамблеи народов Казахстана обратил внимание на главный фактор единения всех казахстанцев - дальнейшее развитие казахского языка; наряду с этим создать условия для развития языков всех народов, проживающих в Казахстане. А если к государственному и родному языкам добавить изучение других языков, то это будет настоящий лингвистический капитал. Как сказал Кадыр Мырза Али: «Өз тілің - бірлік үшін, өзге тіл - тірлік үшін». Знание многих языков открывает дорогу в будущее. И сейчас число молодых людей, владеющих несколькими языками, растет.

Будущее нашего государства - это сегодняшние дети: дошкольники, школьники, студенты. Уже с детского сада они узнают культуру народов, изучают казахский, русский и основы английского языка. Это является одним из важнейших условий успешного вхождения ребенка в современный мир.

Наш Президент поставил высокие задачи перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники наших школ могли легко обучаться и в наших вузах и продолжить обучение за границей. Изучение иностранных языков, в частности английского, поможет современным казахстанцам в полной мере получить тот объем знаний, который предоставляет программа «Болашак» за рубежом. Поэтому изучение языков становится в наше время актуальной задачей.

В Послании Президента «Новый Казахстан в новом мире» была предложена поэтапная реализация проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешного вхождения в мировое пространство.

В этих условиях на первый план выходит развитие полиязычного образования, что сейчас прослеживается во всех школьных и вузовских программах. Поэтому вопрос о повышении уровня языковой подготовки учащихся стоит очень остро.

Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, - это развитие поликультурной личности, которая знает историю и традиции своего народа, владеет несколькими языками, стремится к саморазвитию и самосовершенствованию.

Первые навыки общения дети получают при контакте со сверстниками, и первую роль в их начальной языковой подготовке играют детские сады.

Воспитатели и педагоги детских садов, мини-центров г. Петропавловска задаются целью - познать проблему изучения языков. Они изучают и внедряют идеи республиканских программ «Балбөбек», «Асыл мұра» по внедрению билингвизма (казахский - русский, русский - английский) и полиязычия на основе авторских проектов, разработок, методических рекомендаций родителям, сотрудникам.

Освоение материала обеспечивается разными видами деятельности - игры, познания, общения, обучения, в которых задействованы все участники педагогического процесса.

Работу по языковому обучению проводят все дошкольные специалисты: воспитатели, преподаватели русского, казахского и английского языков, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. А родителям предлагаются образцы ситуаций для общения на трех языках, разрабатываются рекомендации по трехязычию. У детей улучшилось произношение, увеличился словарный запас, дети с удовольствием рассказывают стихи и поют песни на казахском, русском, английском языках. Большую роль играет наглядность, когда ребенок слышит и видит изучаемый предмет. Таким образом воспитатель обогащает словарный запас малыша быстрее.

В школах практическое овладение казахским, русским и английским языками, приобретение навыков общения и использования языков в повседневной деятельности является важнейшим условием успешности учащихся. Кроме обязательной программы по языку на уроках дети с удовольствием участвуют во внеклассных мероприятиях. Например, неделя казахского языка и литературы, лейтмотив которой - Тілден артық қазына жоқ, тілден артық қасиет жоқ. Участники недели соревнуются на лучшее знание казахских пословиц ( Жеті жұрттың тілін біл, жеті түрлі білім біл. Тілге құрмет - елге құрмет. Көп тіл білу - баға жетпес байлық. Ақыл көркі - тіл, тілдің көркі - сөз. Көңіл - гүл, тіл - бұлбұл. Ана тілің - қазынаң. Тіл қылыштан өткір. Өнер алды - қызыл тіл. Тіл тас жарады, тас жармаса бас жарады. Туған ел тұғырың. Туған тіл қыдырың), разыгрывают миниатюры с героем Алдаром косе, участвуют в конкурсе стихов Абая и Магжана, решают лингвистические задачи. Очень интересно проходят вечера поэзии, посвященные поэтам Абаю, Пушкину, Байрону "Кездеседі алыптар жыр кешінде". Никто не остается равнодушным, участвуя в красивом праздничном утреннике «Салт-дәстүрлер - халық тәжірибесі». Лучшие награждаются грамотами и призами.

Ученица Брусникина Ольга написала в сочинении: «Тіл үйрену - құдық қазумен бірдей» - бұл мақал қазақ тілі туралы. Мен қазақ тілін жақсы білгім келеді, өйткені маған Қазақстанның мәдениеті ұнайды, бірақ бұл тіл мен үшін қиын. Дегенмен, мен бәрі күшімді салып тырысып оқып жатырмын.

Жалпы, тілдер оқу өте пайдалы және маңызды, өйткені қазіргі әлемде көп тіл меңгерген мамандар өте керек. Менің пікірім бойынша, бұл жаһандану процесімен байланысты.

Тіл үйрену, әрине, оңай емес, бірақ тіл білмей қазіргі әлемде тұру мүмкін емес. Мен үш тіл білемін және бұл менің болашағым үшін пайда­лы болады деп үміттенемін».

В области преподавания английского языка параллельно с общей программой реализуются международные учебные проекты и авторские программы: «Педагогика XXI века «Обучение без границ»», «Основы методики обучения английскому языку в дошкольных учреждениях и начальной школе», «Техника литературного перевода», «История Британской и Американской художественной литератур» и другие.

Раннее обучение английскому языку основывается на практической реализации образовательной модели «Школа третьего тысячелетия». Одна из задач модуля «Первая ступенька» (1 класс) - выявление детей с предполагаемыми затруднениями в обучении языкам и раннее начало коррекционных мероприятий. В обучении учащихся акцент делается на игровые формы и методы обучения. Во втором модуле (2 - 4 класс) обучение ведется по принципу уровневой дифференциации с последующим диагностическим тестированием. Работа над коррекционными заданиями организуется в группах и индивидуально. Вводятся основы раннего изучения английского языка. Таким образом, уже на первой ступени обучения у учащихся закладываются основы грамотности. Следствием раннего и эффективного изучения английского языка является ежегодное участие школ в конкурсе "British bulldog" в Программе Акселлс.

Своевременность и актуальность современной языковой политики Казахстана, выдвигающей «разумную трансформацию языковой культуры на основе равноправного использования трех языков: государственного, межнационального и международного общения», позволяет нам осуществлять постепенное вхождение в мобильный мегакультурный мир.

Обучение в старших классах осуществляется по учебникам нового поколения. Опыт показывает, что раннее и углубленное изучение иностранного языка в школе целесообразно.

В 9-х классах проходит ПГК, где одними из основных предметов выступают казахский, русский и английский языки. В связи с этим в школе ведется усиленная подготовка выпускников данных классов по языковым дисциплинам. Проводятся еженедельные тестирования по программе с последующим мониторингом полученных результатов, школьные консультации по предмету, пробные тестирования ГорОО, подготовка учащихся на каждом уроке по наиболее сложным аспектам грамматики и лексики. Непосредственно самими учителями наших школ разрабатываются поуровневые тестовые задания для всех параллелей по казахскому, русскому, английскому языкам.

В рамках школы учителя совместно с администрацией проводят недели филологии, где учащиеся 5-11 классов презентуют свои творческие работы (видеопроекты, стенгазеты, плакаты, презентации, рисованные фильмы и т.д.), показывают открытые уроки, а также внеклассные мероприятия в виде КВНов, тематических калейдоскопов, викторин, различных игр и другое. Совместно с учителями таких дисциплин, как казахский язык, русский язык и литература, информатика, история, география проводятся интегрированные уроки по следующим темам: «Великие поэты и писатели, их влияние на творчество друг друга», «Путешествие по странам мира», «Великие могучие языки!», «Исторический экскурс в прошлое», «Полиглот», «Лидер XXI века» и т.д.

Выпускники школ часто выбирают при сдаче ЕНТ английский язык, как предмет по выбору, и показывают достаточно высокие результаты своих знаний (от 23 баллов и выше).

Изучение языков продолжается в колледжах, высших учебных заведениях.

Студенты нашего колледжа наряду с казахским и русским языками изучают на протяжении трех лет английский язык. Язык - великое чудо культуры, созданное народом, приумноженное лучшими писателями и публицистами, духовная ценность общества, поэтому наше общество имеет полное право называться богатым духовно.

22 сентября Указом Президента Республики провозглашен Днем языков народов Казахстана, и студенты желают в этот день показать языковые традиции разных народов. Отведенного дня недостаточно, вследствие чего проводятся целые фестивали, затягивающиеся от одной до нескольких недель.

В рамках этого мероприятия, что символизирует единство проживающих вместе народов, учителя иностранного и казахского языков провели фестиваль «Мир содружества языков». Цель фестиваля - реализация государственной языковой политики, укрепление солидарности, духовного единства, казахстанского патриотизма, обеспечение межнационального согласия.

На фестивале приняли участие студенты первого и второго курсов факультета экономики и управления, учетно-финансового факультета и факультета бизнеса и права. Были представлены музыкальные номера, исполнены национальные танцы разных народов и зачитаны стихи на казахском, русском, английском, немецком, китайском, корейском языках. Студенты подготовили видео-презентации о культуре, истории и быте проживающих на территории РК народностей.

Таким образом, владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Люди, практически и профессионально владеющие несколькими языками, получают в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение. Мы уверены, что разумное, грамотное и правильное внедрение полиязычия даст возможность выпускникам школ, средних и высших учебных заведений быть адаптированными в любой среде. Это - часть культурной политики, которую предложил наш Президент: «Следует разработать долгосрочную Концепцию культурной политики. В ней надо обозначить меры, направленные на формирование конкурентоспособной культурной ментальности казахстанцев, развитие современных культурных кластеров» (Послание Президента, 2014 год), сформировать у обучающихся межкультурную компе­тенцию, которая позволит им успешно общаться с носителями изучаемого языка, понимать и принимать культурно-специфические формы поведе­ния представителей другой культуры для достижения взаимопонимания в процессе межкультурного диалога.

4

© 2010-2022