Отчет по 3-уровневым курсам

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тасамбаева АлмагульТолепбергеновна Портфолио учителя Отчет А

Филиал АО «НЦПК» «Өрлеу» 3-го базового уровня

«ИПКПР ПО» 20.11.2014

Город Павлодар

Отчет А

Рефлективный отчет

«НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ.

ОБУЧЕНИЕ ТОМУ, КАК УЧИТЬСЯ»

Ищите в себе, и вы найдёте всё

Ф.Гёте

Сегодня каждый осознает: надо не просто учиться, а важно научиться учиться. Причина такого положения вещей - в быстром меняющемся современном мире,стремительном научно-техническом прогрессе. Учиться и переучиваться всю жизнь становится необходимым буквально всем и каждому.

Одним из семи модулей Программы является модуль «Новые подходы в преподавании и обучении. Обучение тому, как учиться», который основывается на развитии метапознания и саморегуляции учащихся. Суть этого модуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть, как мыслит ученик основная задача всех учителей. В традиционной школе мы видим только готовый ответ ученика - самую верхнюю точку айсберга, а что скрыто под ним, мы никогда не думали. А ведь это самый важный аспект личности ученика - то, как он думает, что он думает и как применяет свои возможности, умственные способности, какие мыслительные операции совершает. Ново для нас, учителей, то, что называется «метапознание - осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления». (Флейвелл,1976 г., из «Руководства для учителя», стр.149). По мнению Флейвелла есть три основных компонента самопознания:

  • познание себя в качестве ученика;

  • знание, понимание и оценка целей и заданий;

  • знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.

Обучение тому, как учиться также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция - это то, какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного самопознания (понимания своего уровня знаний).Выделяют следующие элементы саморегуляции:

  • самонаправленность в процессе работы над заданиями

  • самостоятельное определение проблемы и цели

  • самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы.

Процесс саморегулирования способствует более высокому уровня вовлеченности в задание. Я считаю, что группа исследователей, под руководством Перри, была абсолютно права, предоставляя возможность выбора детям в проведенных наблюдениях, что позволило им аргументировано объяснять сделанный ими выбор уровня сложности заданий, путем оценивания своей работы и работ других детей. При этом реакция учителя рассматривается как поддержка.

Роль учителя как помощника должна заключаться в оказании постепенно усилившейся поддержке, при которой педагог направляет учеников к достижению цели. Этот процесс помощи и поддержки был назван Жеромом Брунером как «установление подмостков». «Взрослый, оказывающий поддержку, - считают авторы Программы, - работает как «рефлективный агент», отвечая на действия ученика и обеспечивая развитие его обучения» (Руководство для учителя, стр. 150). Именно «зона ближайшего развития» и «установление подмостков» являются стимулом для развития саморегуляции.

Современный мир требует от нас полного переосмысления своей практики и перехода на новое нетрадиционное обучение, ключевой идеей, которой является развитие активной и демократической атмосферы в обучении, так как активность и взаимодействие делают процесс обучения более эффективным. В своей практике я в основном обращала внимание на следующий аспект - работать на процесс развития у обучающихся умения учиться, через диалогическое обучение, метапознание, активные методы обучения в паре, группе, создание коллаборативной среды. Для себя я определила критерии успеха:

-активное взаимодействие и сотрудничества;

-высокая оценка мыслей учеников;

-необходимо индивидуализировать обучение по отношению к каждому ученику, применяя дифференцированные методы;

-обучение должно быть саморегулируемым;

-создание коллаборативной среды, способствует позитивному процессу обучения.

Как организовать учебный процесс так, чтобы развить у детей навыки саморегуляции?

Для осуществления данной цели я остановилась на интерактивном способе обучения, в котором все учащиеся вовлечены в процесс познания и умеют рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В период школьной практики я старалась развивать умения контролировать обучение учащихся, повышать мотивацию в обучении, составлять разноуровневые задания. Я думаю, что у меня получилось создавать комфортную образовательную среду, использовать опыт детей с высоким уровнем обученности, учитывать мнение всех учащихся, так как в школах мы уделяем большое внимание «Голосу ученика».

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности учеников с сильным и слабым уровнем обученности является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Проанализировав, сделала вывод, что школьники со слабым уровнем обученности даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".

На практике я сосредоточила все внимание и на собственном преподавании, и на развитии у учащихся умения обучаться. С этой целью я создала образовательную среду, благодаря которой учащиеся активно участвовали в учебном процессе, а не пассивно принимали информацию. На уроках ученики активно участвовали на всех этапах учебного процесса: сами формулировали тему и цель урока, формулировали свои собственные гипотезы и вопросы при выполнении практических и исследовательских работах, ставили цели для себя, отслеживали полученные результаты (дерево успеха, оценочный лист, индивидуальная и групповая рефлексия ) Я следила за тем, чтобы процесс работы был достаточно сложен и разнообразен с целью удерживания внимания учеников, при этом предоставляла им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач. Создавала такие условия, при которых ученики развивают самомотивацию, и, как следствие, стремление и любознательность. Я вовлекала учащихся в работу и позволяла им принимать активное участие во всем, что происходит в классе. Таким образом, прочное усвоение материала было достигнуто посредством учебного процесса, в центре которого находился ученик.

Выделение способности к личностной рефлексии и способности к саморегуляции в качестве содержательных характеристик личностного развития обусловлено возрастными изменениями в самосознании и произвольной регуляции поведения в подростковом возрасте. Сформировавшаяся в учебной деятельности, рефлексия выступает в роли важнейшего механизма развития самосознания у подростков. Впервые только у подростков она проявляется как личностная рефлексия, направленная на осознание себя в личных качествах и характеристиках.

В серии последовательных уроков я развивала навыки саморегуляции, строила работу таким образом, чтобы учащиеся могли сами определить тему урока и ставить цель на урок. Понимание и озвучивание цели урока учеником означает вступление в действие компонента формативного оценивания, который П. Блек и Д. Уильям обозначили как «Активное участие учащихся в процессе собственного учения». Не все ребята в конце урока смогли дать аргументированные ответы на вопрос: «Достигли они своей цели?». Для меня важно в дальнейшей своей практике не упускать данную проблему и ход за уроком, учить ребят анализировать свою деятельность, так как при анализе собственной деятельности формируются навыки саморегуляции. Я понимаю, что данные умения могут быть сформированы не за четыре урока, а в результате долгой, кропотливой работы.

Считаю, что навыки саморегуляции у ребят развивались на всех этапах уроков, при выполнении каждого задания. При групповой работе по составлению кластера «Арифметическая прогрессия» ребята самостоятельно выбирали пути достижения цели (фото 1)

Отчет по 3-уровневым курсам(фото 1. Работа над кластером)

Так, на втором уроке с целью создания условий для развития саморегуляции и раскрытия творческих способностей учащимся задала домой составить кроссворд на пройденную тему. Задание выполнили трое, остальные четверо «не успели», «забыли». И здесь каждый из троих выполнивших подошел к заданию по разному: Айдана И. составила кроссворд из 5 вопросов, нарисовала фломастерами от руки. Айдана Ж. включила десять вопросов и вывела на А4. Кроссворд Динары И. состоял из пятнадцати вопросов и был оформлен фломастерами очень ярко, красочно. И содержание вопросов были высокого порядка, которые предполагали анализ, синтез и знание исторических факторов. Именно здесь можно проследить саморегуляцию учащихся, где ученики развивают способность к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метапознания.

Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Для достижения этой цели необходимо использовались методы взаимооценивания и самооценивания. Самооценка направлена на развитие самостоятельности школьников и их ответственности. Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс. На своих уроках я использовала данные формы оценивания. Дети научились оценивать свои работы, работы одноклассников - это способствовало активизации деятельности учеников на уроке, помогло создать условия взаимной требовательности и требовательности к себе, что очень важно для развития саморегуляции учащихся.

Учебная деятельность в школе всегда носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен овладеть определёнными навыками общения со сверстниками, умением работать вместе. Навыки бесконфликтного поведения ребёнок может получить только в ходе активного общения.

В серии последовательных уроков я часто использовала групповые формы работы. Дети выполняли в группах различные виды заданий: составляли вопросы, выходили самостоятельно на тему, сталкивались с проблемным вопросом, решали задачи, составляли кластер.

Групповая работа использовалась для того, чтобы научить детей общаться, научить их думать, мыслить, слушать и слышать. Использование групповой работы вызвало интерес учащихся к предмету, повысился уровень знаний учащихся, ребята научились критически мыслить, научились самооценивать и взаимооценивать, расширился круг знаний учащихся. Дети научились работать вместе, дружно, также было привлечено внимание к работе слабых ребят, а сильные учащиеся смогли проявить творчество и фантазию.

В своей практике, с целью удерживания внимания учащихся, я обращала внимание на то, чтобы процесс обучения был достаточно сложным и разнообразным. Возможность учащимся взаимообучаться друг у друга прослеживается мною на каждом уроке (фото 2).

Отчет по 3-уровневым курсам(фото 2. Взаимообучение)

В этом смысле использование групповой (парной) формы работы я считаю обязательным. Работа сообща мною только поддерживается, так как у учащихся в процессе групповой работы вырабатывается командный дух, взаимоуважение, развиваются навыки самоуправления и умения находить компромисс. Кроме того, групповая форма работы способствует развитию коммуникативных навыков, что является главным в создании благоприятного психологического климата в классе.

С целью развития коммуникативных навыков принцип деления на группы на каждом уроке был разным: по геометрическим фигурам, мозаика, по букве фамилии, по месяцам дня рождения (фото 3).

Отчет по 3-уровневым курсам(фото 3, деление на группы)

Желание ученика самостоятельно работать и развиваться является важнейшим аспектом саморегуляции, при этом учащийся может самостоятельно добывать знания при диалоге с учителем, учащимися, из учебников и пособий, из интернета и других источников.

Домашнее задание использовалось с целью оказания помощи учащимся реализовывать траектории собственного развития на уроке. На третьем уроке я предложила уровневые тесты, на четвертом два задания, как обязательное, так и на выбор - с целью создания условий для саморегуляции и выявления талантливых и одарённых.

Выбор задания «по душе» является главным мотиватором саморегулируемого поведения личности». Учащиеся, которые владеют приёмами метапознания, становятся самостоятельными и независимыми, они умеют определять индивидуальную ценность работы, выбирать содержание и самостоятельно выстраивать ожидаемые результаты (Руководство для учителя, стр. 143).

На протяжении четырех уроков процесс саморегуляции наблюдается:

  • в самостоятельной работе учащихся через совместную коллективную работу и решение каких - либо задач,

  • через самостоятельное распределение ролей в группах, через постановку целей и задач предлагаемых действий,

  • через умение оценивать себя и другого, умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы формированию чувства контроля и уверенности в их собственных способностях,

  • через дифференцированные задания и через умение рефлектировать по поводу собственной деятельности.

Рефлексия, проведенная в конце школьной практики, показывает, что учащиеся задумываются о самоконтроле. Применение самооценки указывает учащимся на их пробелы в знаниях и позволяет планировать коррекционную работу по теме. За такой короткий промежуток времени не все получалось, поэтому надо создавать условия для развития обучения саморегулированию учащихся, включая его в активную целенаправленную и разнообразную деятельность в атмосфере доброжелательности и благополучия.

Я понимаю то, что развитие определенных функций саморегулируемого обучения, связано с познавательными процессами.

В дальнейшей своей практике я продолжу использование групповой формы работы, развитие саморегуляции и метапознания у учащихся на уроках, так как теперь я понимаю важность саморегуляции в процессе внедрения новых подходов в обучение.

Благодаря прохождению курсов, я в корне пересмотрела собственный подход в преподавании и осознала важность использования ключевых идей Программы.

Таким образом, новые подходы в преподавании и обучении - это подходы, основанные на прочном усвоении материала, которое достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик.Учителя вовлекают учащихся в работу и позволяют им принимать активное участие во всем, что происходит в классе.Учителя стремятся понять, что ученики уже знают и умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит,умеет и желает делать( Руководство для учителя,с.141).

В.А. Сухомлинский утверждал, что «если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Поэтому мы , учителя должны уметь не только создать условия для развития личности, сделать наш учебный процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому своих учащихся, сделать их мыслящими людьми, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение учителя.

8


© 2010-2022