- Преподавателю
- Математика
- Женщины-математики
Женщины-математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Товмасян В.М. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок-путешествие в страну
"Рациональные числа "
Цель урока: Выяснить , как ученики усврили правила вычислений , действий с отрицательными ,положительными ,рациональными числами .
План.
-
Организационный момент
-
Станция "Историческая "
-
Станция "Биологическая "
-
Станция "Математическая "
Итог урока.
Ход урока
1.Станция "Историческая "
(Исторические сведения учащиеся рассказывют у доски .)
2 Ученик : Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновеных дробей.Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в .до н.э.Положительные числа тогда толковались как имущество , а отрицательные -как долг ,недостача .
Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали.
Лишь в VII в индийские математики начали широко использовать отрицательные числа ,но относились к ним с некоторым недоверием .
2 Ученик: В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII-XIII вв, но до XVI в. как и в древности , они понимались как долги , большинство ученых считали их "ложными " в отличие от положительных чисел -"истинных".
Признаю отрицательных чисел способствавали работы французкого математика ,
физика и философа Рене Декарте (1596-1650). Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел -ввёл координатную прямую (1637).
3 Ученик: Окончательное и всеобщее признание как действительно существующие отрицательные числа получили лишь в первой половине XVIII века .Тогда же утвердилось и современное обозначение для отрицательных чисел .
Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские ученые ещё до нашей эры.
Индийские математики представляли себе положительные числа как"имущество",
отрицательные числа -как" долги".Вот как индийские математик Брахмагупта излагал правила сложения и вычитания :"Сумма двух имуществ есть имущество ","Сумма двух долгов есть долг ","Сумма имущества и долга равна их разности ".
Попробуйте перевести эти правила на современный язык.
4 Ученик : С рациональными числами люди как вы знаете , знакомились постепенно . Вначале при счете предметов возникли натуральные числа . На первых порах их было немного.Так ещё недавно у туземцев островов в Торресовом проливе было в языке названия только двух чисел :"Урапун"-один,и "оказа"-два.
Островитяне считали так "оказа"-три,"оказа"-четыре и т.д.
Все числа , начиная с семи ,туземцы называли словом ,обозначавшим "много".
Ученые пологают ,что слово для обозначения сотни появилось более 7000 лет назад,для обозначения тысячи -6000 лет назад ,а 5000 лет тому назад в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне появлются названия для громоздких чисел -до миллиона .
Не долгое время натуральный ряд чисел считался конечным .Люди думали, что существует самое большое число .
5 Ученик : Величайший древнегреческий математик и физик Архимед (287-212 гг.до н.э.)придумал способ описания громадных чисел .Самое большое число ,которое он умел называть было настолько велико ,что для его цифрой записи понадобилась бы лента в две тысячи раз длиннее , чем расстояние от Земли до Солнца.
Но записывать такие громадные числа ещё не умели .Это стало возможным только после того , как индийскими математиками в VI в. была придумана цифра 0 и ею стали обозначать отсуствие единиц в разрядах десятичной записи числа .
При разделе добычи в дальнейшем при измерениях величин ,да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести "ломаные числа "-обыкновенные дроби.Действия над дробями ещё в середине века считались самой сложной областью математики .До сих пор немцы говорят про человека , попавшего в затруднительное положение , что он " попал в дроби ".
Чтобы облегчить действия с дробями , были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввёл в 1585 году голландский математик и инженер Симон Стевин.
2.Станция "Биологическая "
У берегов Мадагаскара очень редко встречается живое ископаемое -кистепарая рыба .
Ее предки процветали около 300 млн.лет назад , а вымерли свыше 100 млн.лет назад .
К настоящему времени остался лишь один вид , численность которого не велика .
Если вы правильно решите примеры , то узнаете , как называеться эта рабы .
(Латимерия)
1) 26+(-6)=
2) -70 +56=
3)-17+30=
4)89+(-120)=
5)-6,3+7,8=
6)-9+10,2=
7)1+(-0,39)=
8) 0,3+(-0,39)=
9)5,4+(-5,4)=
--------------------------------------------------------------------------------
Л , Т , М , Р , Я, А, И , Е, И.
(-20 ) , ( 13), ( 1,5 ), (0,61), ( 0), ( - 14) ,( -40), ( 1,2), ( -0,09).
Ответ:Л(-20);А(-14);Т(13);И(-40);М(1,5);Е(1,2);Р(0,61);И(-0,09);Я(0).
Задание 3.
На крутом обрывистом берегу в норках живут птицы.Они своими клювами и лапками вырыли себе глубокие норы .Похожих птичек можно встретить и в городе, и в деревне .Только гнезда у них другие .Построены они где -нибудь под крышей из комочков земли .Когда наблюдаешь за полётом этих птиц ,кажется ,что они всё врямя резвяться и играют , весело щебеча.На самом деле они так , только в полёте ,ловят насекомых.А легко ли наловить их столько ,чтобы им самим насытиться , и птенцов накормить ?Вот и приходиться им целый день проводить в воздухе .
1)4,5:1,5=
2)(-3,15):(0,15)=
3)-4,2:2,8=
4)36:(-0,6)=
5)-21:(-3)=
6)-60:15=
7)0:(-5)=
8)-4,9:0,7=
Л(-3);А(21);С(-2);Т(-60);О(7);Ч(-4);К(0);И(-7).
3 Станция "Географическая"
Ребята ! Волк с зайцем попали в болото .Убежит ли заяц от волка зависит от вас .
В команде каждый из вас должен по очереди выйти к доске и выполнить математическое действие . Ряд , который быстерее справиться с заданием , поможет зайцу убежать от волка .
(На доске даёться задание ,записанное как бы на " кочках" и рядом нарисованы волк и заяц.)
Задание 1 команде
( -3+12)х(-8):36+2=
Задание 2 команде
(-3,3+1,7)х(-40):(-3,2)-2=
4 Станция "Математическая "
Ребята ! Сейчас мы с вами повторим все правила необходимые для решения следующих примеров .
-
Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел .
-
Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками .
-
Что означает вычитание отрицательных чисел ? Каким действием можно заменить вычитание числа а из числа б ?
-
Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками .
-
Как перемножаются два отрицательных числа ?
-
Сформулируйте правило деления отрицательного чмсла на отрицательное.
7. Сформулируйте правило деления чисел ,имеющие разные знаки .
На доске записаны два примера .
Задания выполняют два ученика .
1) ( 9,18:3,4-3,7)х2,1+2,04=
2)(-3,9х2,8+26,6):(-3,2)-2,1=
После выполнения примеров учитель подводит итог урока .