Рабочая программа учебного курса «Практическая математика» для обучающихся 5 класса

Курс «Практическая математика» в 5 классе способствует развитию математической культуры, выработке необходимых навыков применения математики в жизни, что позволяет обучающемуся успешно, что-либо делать в реальной социальной, творческой, профессиональной жизни. Блок программы «Чертим грамотно» поможет развитию пространственного мышления,развитию моторики руки,приобрести базовые чертежные навыки,способствующие впоследствии более успешному освоению геометрии,познакомит обучающихся с простейшими чер...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематический план « Практическая математика»


п/п

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Формы работы

Освоение предметных знаний

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Дата

По плану

фактич

1.Практический калейдоскоп (8 часов)

1

1

Вводный инструктаж по ТБ. Практический калейдоскоп

Решение задач на различные темы, осмысление обучающимися в необходимости математических знаний в повседневной жизни.

Вводный урок. Урок изучения и комплексного применения ЗУН

Решение занимательных задач практического содержания

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс их выполнения и четко выполняют требования

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

2

2

Из истории.

Использование современной и старинной метрической системы мер

Урок изучения и комплексного применения ЗУН

Решение занимательных задач исторического содержания

Выделяют и формулируют проблему. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Формирование умения слушать и понимать других

3

3

Из истории. Решение задач из учебника Магницкого.

Развитие сведений истории развития математики, решение задач н исторические сюжетыа

Комплексное применение ЗУН

Решение занимательных задач из учебника Магницкого.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4

4


Сказка ложь, да в ней намек...

Решение задач с сказочным сюжетом

Урок изучения и комплексного применения ЗУН

Решение задач на перемещение, логических задач

Выражают структуру задачи разными средствами. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Оценивают достигнутый результат

Регулируют собственную деятельность посредством устной и письменной речи

5

5

Математика и движение. Движение по воде по течению

Осознание движения по течению, понятие скорости течения, скорости плавсредства, их взаимодействие

Урок комплексного применения ЗУН

Расширение знаний обучающихся решению задач на движение по течению

Структурируют знания. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

6

6

Математика и движение. Движение по воде против течения

Урок первичного закрепления новых ЗУН

Расширение знаний обучающихся по решению задач на движение против течения

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Предвосхищают результат и уровень усвоения

Планируют общие способы работы. Умеют

(или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

7

7

Математика и движение. Движение по суше в разных направлениях

Скорость , время расстояние, скорость сближения и скорость удаления

Урок комплексного применения ЗУН

Расширение знаний обучающихся по решению задач на движение в разных направлениях

Строят логические цепи рассуждений.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Строят логические цепи рассуждений

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

8

8

Математика и движение. Движение по суше в одном направлении

Урок комплексного применения ЗУН

Расширение знаний обучающихся по решению задач на движение в одном направлении

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Работают в группе. Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга

2. Математика в строительстве и блок «Чертим грамотно»(15 часов)

9

1

Геометрия вокруг нас

Знакомство с геометрическими телами и их элементами, изображение геометрических тел

Урок комплексного применения ЗУН

Знакомятся с геометрическими телами их элементами, изображают их, находят в реальной жизни

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

Составляют план и последовательность действий

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

10

2

Решение задач на выбор строительных фирм

Решение задач приближенных к реальной жизни

Урок изучение нового и комплексное применения ЗУН

Решают задачи на нахождение наиболее выгодной строительной фирмы

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Сличают свой способ действия с эталоном

Работают в группе. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и побуждений

11

3

Решение задач на расчет строительных материалов

Решение задач приближенных к реальной жизни

Урок комплексного применения ЗУН

Решают задачи на расчет строительных материалов по заданным параметрам

Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Строят логические цепи рассуждений

Оценивают достигнутый результат

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

12

4

Люди различных профессий о чертежах.

Организация рабочего места. Требования техники безопасности.

Урок изучения нового и комплексного применения ЗУН

Решение занимательных задач

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения от эталона

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

13

5

Из истории чертежных инструментов.

Чертежные инструменты и принадлежности

Урок изучения нового и комплексного применения ЗУН

Практическая работа с чертежными инструментами: «Линии на рисунке»

Формируют умение выявлять сущность, особенности объектов

Оценивают достигнутый результат

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

14

6

Требования к оформлению чертежа

Урок изучения нового и комплексного применения ЗУН

Практическая работа с чертежными инструментами: «Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Клетки»

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Вступают в диалог, учатся владеть разными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

15

7

Шрифты.

Из истории масштабов и размеров. на чертеже.

Виды шрифтов. Чертежный шрифт. Стандарты. Формат. Правила нанесения размеров

Урок изучения нового и комплексного применения ЗУН

Выполнение творческого задания по теме Графическая работа «Нанесение размеров».

Выполняют операции со знаками и символами. Выражают структуру задачи разными средствами

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения

Формирование умения слушать и понимать других

16

8

Основные фигуры плоскости и пространства .Анализ геометрической формы предмета по его наглядному изображению.

Знакомство с геометрическими формами, различными геометрическими фигурами.

Урок изучения нового и комплексного применения ЗУН

Определение основных фигур плоскости и пространства, анализ геометрической формы предмета

Выражают структуру задачи разными средствами. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Осознают качество и уровень усвоения

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

17

9

Из истории геометрических построений. Орнамент.

Конструирование графического образа - знака. Виды орнаментов.

Урок изучения нового и комплексного применения ЗУН

Практическая работа с чертежными инструментами: «Окружности»

Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации, обобщать и классифицировать по признакам.

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Формирование умения слушать и понимать других

18

10

Развертки фигур

Правильный многоугольник. Построение правильного многоугольника. Развертки

Урок комплексного применения ЗУН

Выполнение развертки геометрической фигуры

Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Строят логические цепи рассуждений

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

19

11

Выполнение развертки по наглядному изображению или чертежу объекта.

Моделирование из бумаги

Урок комплексного применения ЗУН

Изготовление развертки и модели многогранника

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия

20

12

Математика в строительстве

Строительные работы. Смета.

Урок изучения нового и комплексного применения ЗУН

Составление сметы при строительных работах, расчет необходимого количества материала при строительстве, при ремонтных работах, выбор строительных фирм.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат

Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи

21

13

История развития строительных чертежей.

Архитектура. Условные обозначения.

Урок закрепления и совершенствования ЗУН

Чтение строительных чертежей.

Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

22

14

Разработка плана здания

План здания, условные обозначения, нанесение размеров.

Урок комплексного применения ЗУН

Выполнение творческой работы «Дом моей мечты».

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

23

15

Защита творческих работ «Дом моей мечты».

Урок изучения нового комплексного применения ЗУН

Умение описать и объяснить выполненную работу

Моделируют защиту с помощью схем, рисунков, предметов; строят логическую цепочку рассуждений

Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности

Математика вокруг нас (7 часов)

24

1

Математика на кухне

Что такое "правильное питание". Знакомство с понятием "рацион питания", калорийность питания, калорийность продуктов

Урок изучения нового и совершенствования ЗУН

Расчет пропорций рецептов, количества продуктов при приготовлении пищи.

Выражают смысл ситуации различными средствами :рисунки, символы, схемы, знаки

Составляют план и последовательность действий

Учатся с помощью вопросов добывать недостающую информацию

25

2

Семейная экономика. Рассчитываем семейный бюджет.

Понятие о семейном бюджете, источнике дохода, МРОТ. Потребительская корзина.

Урок изучения и нового комплексного применения ЗУН

Расчет количества продуктов потребительской корзины

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Критически оценивают полученный ответ, проверяют его на соответствие условию

Работают в группе. Учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

26

3

Семейная экономика. Собираемся в поездку

Поездки. Выбор маршрута. Выгодные предложения.

Урок изучения и нового комплексного применения ЗУН

Расчет маршрута, расчет экономически выгодного маршрута путешествия

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Составляют план и последовательность действий

Учатся с помощью вопросов добывать недостающую информацию

27

4

Семейная экономика. Покупаем с выгодой

Выгодные предложения. Распродажи. Скидки.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Расчет скидок, анализ выгодности распродаж

Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Строят логические цепи рассуждений

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

28

5

Задачи на смеси, переливания, взвешивания. Нахождение веса предмета с помощью сравнений

Переливания, вычисление концентрации смеси.

Урок изучения и нового комплексного применения ЗУН

Нахождение веса предмета различными способами

Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

29

6

Математика в сельском хозяйстве.

Учёт сельскохозяйственной продукции. Что значит процент жирности молока.

Урок комплексного применения ЗУН

Познакомить учащихся с расчётами необходимого посадочного материала на данную площадь. Расчет необходимого урожая со школьного участка и с огорода для своей семьи.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

5

30

7

Математика в сельском хозяйстве. Знакомство с диаграммами

Представление развития некоторого процесса в графическом виде, виды диаграмм, их особенности

Урок комплексного применения ЗУН

Определение различных параметров по графикам и диаграммам. Осуществление поиска информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах).

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат

Описывают содержание совершаемых действий

Измерительные работы на местности (3 часа)

31

1

Измерительные работы на местности. Измерительные приборы.

Форма участка: квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник.

План участка.

Урок изучения нового и комплексного применения ЗУН

Познакомить с приборами: экер, астролябия, теодолит их назначениями Формирование умения составить план участка

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном

Обмениваются знаниями между членами группы, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

32

2

Измерительные работы на местности. Измерение «подручными материалами»

Подручные материалы работе на местности: длина шага, узелки, шпагат, сажень

Урок закрепления и совершенствования ЗУН

Научить пользоваться подручными материалами при работе на местности: длина шага, узелки, шпагат, сажень

Строят логические цепи рассуждений. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

33

3

Итоговое занятие

Обучающиеся должны подготовить выступление по интересной для него теме и уметь выступить с данной темой, уметь защитить своё решение.

Урок комплексного применения ЗУН

Защита выступлений по выбранной теме

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Умеют заменять термины определениями

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

34-35

Резерв времени


© 2010-2022