- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа 8 класс (Мордкович)
Рабочая программа 8 класс (Мордкович)
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нечаева О.А. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рабочая программа
«Математика»
основного общего образования
8 класс
(2015 - 2016 учебный год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
-
Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ МО и Н Челябинской области №01/1839 от 30.05.2014 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования.
-
Примерные программы среднего (полного) общего образования по математике. Письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263).
-
Приказ МО РФ от 2 февраля 2015 г. № НТ-136/08 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
-
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2015 № 03-02/4938 «О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015-2016 учебном году.
-
Письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009 № 03/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждений Челябинской области».
-
Авторская программа основного общего образования по математике для 7-9 классов ( авт. и сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович(Программа. Планирование учебного материала. Геометрия 7 - 9классов/ [авт.-сост. В. Ф.т Бутузов - М. : Просвещение , 2011. - 31 с. ]
Структура рабочей программы. Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание курса, календарно-тематический план, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, характеристику контрольно-измерительных материалов.
Общая характеристика учебного предмета
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика являла языком науки и техники. С се помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои ВЗГЛЯДЫ и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников..
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию учений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, (формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Место курса «Математика» в учебном плане
Согласно областному базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Челябинской области на 2015 -2016 учебный год на изучение математики в 8 классе отводится 175 часов (5 часов в неделю).
Курс математики 8 класса состоит из следующих предметов: «Алгебра», «Геометрия», которые изучаются параллельно. В соответствии с этим составлено тематическое планирование. )
Авторская программа А.Г.Мордковича по алгебре рассчитана на 105 часа. Авторская программа Л.С.Атанасяна по геометрии рассчитана на 70 часов. Согласно режиму работы на 2015-2016 уч. год продолжительность учебного года в 8 классах составляет 35 учебные недели. В связи с этим рабочая программа рассчитана на 175 часов.
При разработке программы учитывался дифференцированный подход к изучению материала в параллели 8 классов.
В 8-а классе упор делается на отработку базовых знаний и умений путем применения групповой и индивидуальной форм уроков, различных видов уроков с целью повышения интереса к предмету. Для учащихся подготавливается материал для работы с учетом их возможностей, для выполнения контрольных работ разрабатывается 2-4 варианта различного уровня сложности.
На изучение математики в 8-б делается упор на решение задач повышенной сложности, применение различных видов уроков с целью повышения интереса к предмету. Контрольные работы разрабатываются на 2-4 варианта различного уровня сложности, содержащие одну простейшую олимпиадную задачу. Используются электронные пособия Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Наличие в кабинетах математики автоматизированного рабочего места учителя и интерактивной доски позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Цели программы:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудности;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
-
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
-
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Основные задачи
-
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
-
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
-
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
-
выявить и развить математические и творческие способности;
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
АЛГЕБРА
Повторение курса алгебры 7 класса (3 часа)
Алгебраические дроби (18 ч)
Понятие алгебраической дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение алгебраических дробей.
Сложение и вычитание алгебраических дробей.
Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень.
Рациональное выражение. Рациональное уравнение. Решение рациональных уравнений (первые представления).
Степень с отрицательным целым показателем.
Функция у = . Свойства квадратного корня (16 ч)
Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел. Функция у =, ее свойства и график. Выпуклость функции. Область значений функции.
Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. Модуль действительного числа. График функции у = Формула
Квадратичная функция. Функция у = (21ч)
Функция у = ах2, ее график, свойства. Функция у = , ее свойства, график. Гипербола. Асимптота. Построение графиков функций у = f(x + I), у = f(x) + т, у = f(x + I) + т, у = -f(x)по известному графику функции y= f(x). Квадратный трехчлен. Квадратичная функция, ее свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из функций у = С, у = кх+m,
, .
Графическое решение квадратных уравнений.
Квадратные уравнения (21 ч)
Квадратное уравнение. Приведенное (неприведенное) квадратное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения методом разложения на множители, методом выделения полного квадрата.
Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнение с параметром (начальные представления).
Алгоритм решения рационального уравнения. Биквадратное уравнение. Метод введения новой переменной.
Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
Частные случаи формулы корней квадратного уравнения.
Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат.
Неравенства (19 ч)
Свойства числовых неравенств.
Неравенство с переменной. Решение неравенств с переменной. Линейное неравенство. Равносильные неравенства. Равносильное преобразование неравенства.
Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства.
Возрастающая функция. Убывающая функция. Исследование функций на монотонность (с использованием свойств числовых неравенств).
Приближенные значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и избытку. Стандартный вид числа.
Повторение (6 ч)
ГЕОМЕТРИЯ
Четырехугольники (16 часов)
Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция. Определения параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, средней линии трапеции. Исследовать свойства четырехугольников.
Решать задачи на построение, доказательство и вычисления.
Распознавать и изображать их на рисунках; , теоремы о свойствах и признаках параллелограмма прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции
Площадь ( 14 часов)
Свойства площади. Теорема Пифагора, формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции, а также формулу выражающую площадь треугольника через две стороны и угол между ними площадь многоугольника разбиением на треугольники и четырехугольники.
Решение задач на вычисление площадей треугольников, четырехугольников. Опираясь на данные условия задачи, находить возможности применения необходимых формул, преобразовать формулы
.
Подобные треугольники (19 часов)
Теорема Фалеса, средняя линия треугольника, средняя линия трапеции, пропорциональные отрезки. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников.
Метрические соотношения в треугольнике и окружности
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике, теорема Пифагора, тригонометрические функции, теоремы синусов и косинусов, соотношения между отрезками, возникающими при пересечении прямых с окружностью.
Окружность (17 часов)
Замечательные точки треугольника, некоторые теоремы и задачи геометрии, метод подобия, построение отрезков по формуле, метод подобия в задачах на построение, одно геометрическое место точек, вписанные и описанные четырехугольники, вычислительные методы в геометрии, или об одной задаче Архимеда.
Повторение (4ч)
Учебно-тематическое планирование
Разделы программы
Количество
часов
в авторской программе
Количество
часов
в рабочей программе
Количество контрольных работ
по разделу
Алгебра
Повторение курса алгебры 7 класса
0
3
1
Алгебраические дроби.
18
18
2
Функция . Свойства квадратного корня
16
16
1
Квадратичная функция. Функция
21
21
2
Квадратные уравнения
21
21
1
Неравенства.
19
19
1
Повторение
10
6
Геометрия
Четырехугольники.
16
16
1
Площадь.
14
14
1
Подобные треугольники.
19
19
2
Окружность.
17
17
1
Повторение
4
4
Итоговая контрольная работа
1
1
1
Итого
175ч
175 ч
15
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Алгебра
Геометрия
Кол-во часов
Тема урока
Дата
Планируемая
Фактическая
1
1
Г: Многоугольник
3.09
2
1
Г: Решение задач по теме «Многоугольник»
8.09
1
1
А: Повторение курса алгебры 7 класса
2.09
2
1
А: Повторение курса алгебры 7 класса. Решение задач.
4.09
3
1
А: Нулевой срез
7.09
4
1
А: Основные понятия алгебраической дроби
9.09
3
1
Г: Параллелограмм
10.09
4
1
Г: Признаки параллелограмма
15.09
5
1
А: Основное свойство алгебраической дроби
11.09
6
1
А: Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение дробей.
14.09
7
1
А: Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями
16.09
8
1
А: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
18.09
5
1
Г: Решение задач по теме «Параллелограмм»
17.09
6
1
Г: Трапеция
22.09
7
1
Г: Решение задач по теме «Трапеция»
24.09
9
1
А: Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями
21.09
10
1
А: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
23.09
11
1
А: Сложение и вычитание дробей.
25.09
12
1
А: Сложение и вычитание дробей. Решение задач.
28.09
8
1
Г: Теорема Фалеса
29.09
9
1
Г: Задачи на построение
01.10
13
1
А: Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание дробей»
30.09
14
1
А: Умножение и деление алгебраических дробей.
02.10
15
1
А: Возведение алгебраических дробей в степень
05.10
16
1
А: Преобразование рациональных выражений
07.10
10
1
Г: Прямоугольник
06.10
11
Г: Решение задач по теме «Прямоугольник»
08.10
12
1
Г: Ромб
13.10
17
1
А: Упрощение рациональных выражений
09.10
18
1
А: Преобразование выражений
12.10
19
1
А: Первые представления о решении рациональных уравнений
14.10
20
1
А: Решение рациональных уравнений.
16.10
13
1
Г: Квадрат
15.10
14
1
Г: Решение задач по теме «Четырехугольники»
20.10
15
1
Г: Осевая и центральная симметрия
22.10
21
1
А: Контрольная работа №2 по теме «Рациональные выражения»
19.10
22
1
А: Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа
21.10
23
1
А: Понятие квадратного корня из неотрицательного числа
23.10
24
1
А: Иррациональные числа
26.10
25
1
А: Множество действительных чисел
28.10
16
1
Г: Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»
27.10
17
1
Г: Площадь прямоугольника
29.10
26
1
А: Функция , ее свойства.
30.10
27
1
А: График функция .
09.11
28
1
А: Свойства квадратных корней
11.11
18
1
Г: Площадь параллелограмма
10.11
19
1
Г: Площадь треугольника
12.11
29
1
А: Свойства квадратных корней
13.11
30
1
А: Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня
16.11
31
1
А: Внесение множителя под знак корня, вынесение множителя из-под знака корня
18.11
32
1
А: Освобождение от иррациональности в знаменателе
20.11
20
1
Г: Решение задач по теме «Площадь параллелограмма и треугольника»
17.11
21
1
Г: Площадь трапеции
19.11
33
1
А: Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
23.11
34
1
А: Модуль действительного числа
25.11
35
1
А: Модуль действительного числа. Преобразование выражений.
27.11
36
1
А: Функция у = IxI, ее свойства и график
30.11
37
1
А: Контрольная работа №3 по теме «Свойства квадратного корня»
02.12
38
1
А:Функция
04.12
39
1
А: Свойства функции
07.12
22
1
Г: Решение задач на вычисление площадей фигур
24.11
23
1
Г: Решение задач: « Площадь фигур»
26.11
40
1
А: График функции
09.12
41
1
А: Функция , ее свойства
11.12
42
1
А: График функции
14.12
43
1
А: Как построить график функции , если известен график функции
16.12
44
1
А: Построение графика функции
18.12
24
1
Г: Теорема Пифагора
01.12
25
1
Г: Решение задач по теме: «Теорема Пифагора»
03.12
45
1
А: Как построить график функции если известен график функции
21.12
46
1
А: Построение графика функции
23.12
47
1
А: Контрольная работа №4 по теме « Функция »
23.12
48
1
А: Как построить график функции , если известен график функции у=f(х)
25.12
26
1
Г: Теорема, обратная теореме Пифагора
08.12
27
1
Г: Решение задач по теме «Теорема Пифагора»
10.12
49
1
А: Построение графика функции
28.12
50
1
А: Построение графиков функций
11.01
51
1
А: Функция , ее свойства и график
13.01
52
1
А: График функции
15.01
53
1
А: Построение графика функции по алгоритму
18.01
28
1
Г: Решение задач по теме «Площадь»
15.12
29
1
Г: Зачет по теме «Площадь»
17.12
54
1
А: Построение графика функции
20.01
55
1
А: Построение графика квадратичной функции
22.01
56
1
А: Графическое решение квадратных уравнений
25.01
57
1
А: Графическое решение уравнений
27.01
58
1
А: Контрольная работа №5 по теме «Квадратичная функция»
01.02
59
1
А: Основные понятия квадратного уравнения
03.02
30
1
Г: Контрольная работа №2 по теме: «Площадь»
22.12
31
1
Г: Определение подобных треугольников
24.12
60
1
А: Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения
05.02
61
1
А: Формулы корней квадратного уравнения. Решение уравнений по формуле.
9.12
62
1
А: Решение квадратных уравнений по формуле.
08.02
63
1
А: Решение квадратных уравнений с параметром.
10.02
32
1
Г: Отношение площадей подобных треугольников
29.12
33
1
Г: Первый признак подобия треугольников
12.01
64
2
А: Рациональные уравнения
12.02
65
1
А: Решение рациональных уравнений
15.02
34
1
Г: Решение задач на применение первого признака подобия
14.01
35
1
Г: Второй признак подобия треугольников
19.01
66
1
А: Решение рациональных уравнений введением новой переменной
17.02
67
1
А: Решение рациональных уравнений. Биквадратные уравнения.
19.02
68
1
А: Рациональные уравнения, как математические модели реальных ситуаций
22.02
69
1
А: Решение задач с помощью рациональных уравнений
24.02
36
1
Г: Третий признак подобия треугольников
21.01
37
1
Г: Решение задач на применение признаков подобия треугольников
26.01
70
1
А: Решение задач
26.02
71
1
А: Рациональные уравнения, как математические модели реальных ситуаций
29.02
72
1
А: Еще одна формула корней квадратного уравнения
02.03
73
1
А: Решение квадратных уравнений
04.03
38
1
Г: Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников»
28.01
39
1
Г: Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника
02.02
74
1
А: Теорема Виета
07.03
75
1
А: Решение квадратных уравнений, используя теорему Виета
09.03
76
1
А: Иррациональные уравнения
11.03
77
1
А: Решение иррациональных уравнений
14.03
40
1
Г: Пропорциональные отрезки
04.02
41
1
Г: Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
09.02
78
1
А: Решение квадратных и иррациональных уравнений
16.03
79
1
А: Контрольная работа № 6 по теме: « Квадратные уравнения»
18.03
42
1
Г: Измерительные работы на местности
11.02
43
1
Г: Задачи на построение методом подобия
16.02
44
1
Г: Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника
18.02
45
1
Г: Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300,450 и 600
25.02
46
1
Г: Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
01.03
47
1
Г: Применение подобия к доказательству теорем и решение задач
03.03
48
1
Г: Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
10.03
49
1
Г: Взаимное расположение прямой и окружности
15.03
50
1
Г: Касательная к окружности
17.03
80
1
А: Свойства числовых неравенств
21.03
81
1
А:Арифметические действия с числовыми неравенствами
23.03
82
1
А: Доказательство неравенств
25.03
51
1
Г: Решение задач по теме «Касательная к окружности»
22.03
52
1
Г: Градусная мера дуги окружности
24.03
83
1
А: Графическое решение линейных неравенств
04.04
84
1
А: Решение линейных неравенств
06.04
85
1
А: Определение квадратного неравенства
08.04
86
1
А: Алгоритм решения квадратного неравенства
11.04
53
1
Г: Теорема о вписанном угле
05.04
54
1
Г: Теорема об отрезках пересекающихся хорд
07.04
87
1
А: Решение квадратных неравенств
13.04
88
1
А: Исследование функций на монотонность
15.04
89
1
А: Возрастание и убывание функций
18.04
90
1
А: Исследование функций на возрастание и убывание
20.04
91
1
А: Контрольная работа № 7 по теме Решение неравенств»
22.04
92
1
А: Степень с отрицательным целым показателем
25.04
93
1
А: Свойства степени с отрицательным показателем
27.04
94
1
А: Преобразования выражений, содержащих степени с целым отрицательным показателем
29.04
95
1
А: Приближенные значения действительных чисел
04.05
96
1
А:Погрешность приближения
06.05
97
1
А: Стандартный вид числа
11.05
98
1
А: Стандартный вид числа
13.05
55
1
Г: Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»
12.04
56
1
Г: Свойство биссектрисы угла
14.04
99
1
А: Повторение. Решение текстовых задач
16.05
100
1
А: Повторение. Решение текстовых задач
18.05
101
1
А: Повторение. Преобразование рациональных выражений
20.05
57
1
Г: Серединный перпендикуляр
19.04
58
1
Г: Теорема о точке пересечения высот треугольника
21.04
102
2
А: Повторение. Преобразование рациональных выражений
23.05
103
1
А: Повторение. Рациональные уравнения
25.05.
59
1
Г: Вписанная окружность
26.04
60
1
Г: Свойство описанного четырехугольника
28.04
61
1
Г: Описанная окружность
03.05
62
1
Г: Свойство вписанного четырехугольника
05.05
63
1
Г: Решение задач по теме «Окружность»
10.05
64
1
Г: Решение задач по теме «Окружность»
12.05
65
1
Г: Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»
17.05
66
1
Г: Повторение. Решение задач по теме: «Четырехугольники»
19.05
67
1
Г: Повторение. Решение задач по теме: «Площадь»
24.05
68
1
Г: Повторение. Решение задач по теме: «Подобные треугольники»
26.05
69
1
Г: Повторение. Решение задач по теме: «Окружность»
31.05
70
1
Г: Повторение. Решение задач.
31.05
104
1
А: Повторение. Решение линейных неравенств
27.05
105
1
А: Итоговая контрольная работа по математике за курс 8 класса
30.05
Учебно-методический комплекс
Программа
Учебник
Методические и дидактические пособия
Примерные программы среднего (полного) общего образования по математике. Письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263).
А. Г. Мордкович, Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013
1 Методические пособия
Поурочные разработки по алгебре 8 класс /А.Н. Рурукин, С. В. Сочилов, Ю. М. Зеленский
Москва ( ВАКО ) 2010
Авторская программа основного общего образования по математике для 7-9 классов ( авт. и сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович(Программа. Планирование учебного материала. Геометрия 7 - 9классов/ [авт.-сост. В. Ф.т Бутузов - М. : Просвещение , 2011. - 31 с. ]
А. Г. Мордкович, Алгебра. 8 класс: задачник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013
2. Поурочные разработки по геометрии 8 класс Н. Ф. Гаврилова / Москва. (ВАКО). 2013
Геометрия, 7 - 9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2013
3 Контрольные измерительные материалы
Разноуровненвые дидактические материалы по алгебре. 8 класс / М.Б. Миндюк, Н.Г. Миндюк: Издательский Дом «Генжер» 2011 г.,
Дидактические материалы по геометрии для 8 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер: Просвещение, 2004
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов: Илекса, 2004.
Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 - 9 классы. Геометрия / Е.М. Рабинович: Илекса, 2001.
Дидактические материалы по алгебре для 8 класса /М.А Попов / (Экзамен) Москва.2014
Контрольные и зачетные работы по
по алгебре 8 класс П. И. Алтынов /(Экзамен) Москва 2004
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения учебного курса "математика" в 8 классе ученик должен:
Знать и уметь
-
Существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
Как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения при решении математических и практических задач.
-
Как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
-
Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.
-
Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира.
-
Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
-
существо понятия алгоритма;
-
определение многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;
-
формулировку теоремы Фалеса, основные типы задач на построение;
-
представление о способе измерения площади многоугольника; формулы вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата, треугольника;
-
формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы;
-
формулировки признаков подобия треугольников, теорем об отношении площадей и периметров подобных треугольников; свойство биссектрисы треугольника;
-
формулировки теорем о средней линии треугольника и трапеции, свойство медиан треугольника, теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;
-
понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45,60,90 градусов; соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
-
случаи взаимного расположения прямой и окружности; формулировку свойства касательной, отрезков касательных; формулировки определений вписанного и центрального углов, теоремы об отрезках пересекающихся хорд; четыре замечательные точки треугольника;
-
понятие вписанной, описанной окружности, теоремы о свойствах вписанного и описанного четырехугольника.
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Уметь:
-
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления. Осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через другую.
-
Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями. С многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
-
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни.
-
Решать линейные, квадратные уравнения, системы двух линейных уравнений.
-
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной.
-
Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
-
Изображать числа точками на координатной прямой.
-
Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства
-
Находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
-
Определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.
-
Описывать свойства изученных функций, строить их графики.
-
распознавать на чертежах многоугольники и выпуклые многоугольники, на чертежах среди четырехугольников распознавать прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапецию и ее виды;
-
выполнять чертежи по условию задачи; решать задачи на нахождение углов и сторон параллелограмма, ромба, равнобедренной трапеции; сторон квадрата, прямоугольника; угла между диагоналями прямоугольника;
-
применять теорему Фалеса в процессе решения задач;
-
вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, треугольника; применять формулы площадей при решении задач; решать задачи на вычисление площадей;
-
находить элементы треугольника, используя теорему Пифагора, определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора;
-
находить стороны, углы, отношения сторон, отношения периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия; доказывать подобия треугольников, используя наиболее эффективные признаки подобия;
-
находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами; находить стороны треугольника, используя свойство точки пересечения медиан;
-
находить один из отрезков касательных, проведенных из одной точки по заданному радиусу окружности; находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности; находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
-
решать задачи и приводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения.
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций
-
интерпретация графиков реальных зависимостей между величинами.
-
для решения несложных практических задач (например: нахождение сторон квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника);
-
для решения практических задач, связанных с нахождением площади треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба (например: нахождение площади пола);
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
-
для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Для проведения контроля и оценки качества подготовки учащихся по математике используются пособия: Алгебра 8 класс. М. А. Попов Дидактические материалы по алгебре 8 класс А. Н. Рурукин Поурочные разработки по алгебре. Н. Ф. гаврилова Поурочные разработки по геометрии
Данные пособия полностью соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Пособия являются необходимым дополнением к школьным учебникам Алгебра 8 под редакцией А.Г. Мордковича и Геометрия 7 - 9 Л.С. Атанасяна рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включенному в Федеральный перечень учебников. Пособия содержат различные материалы для контроля и оценки качества подготовки учащихся 8-х классов, предусмотренной программой 8 класса по курсу "Математика
Сборники содержат полный набор самостоятельных и контрольных работ по всему курсу алгебры
и геометрии 8 класса. Сборники позволяет осуществить дифференцированный контроль знаний, так как
задания распределены по уровням сложности.1 уровень соответствует обязательным программным требованиям.
2 -среднему уровню сложности, задания 3 уровня предназначены для учеников, проявляющих повышенный интерес
к математике Для каждого уровня даны 2 варианта заданий.
В книгах включены домашние самостоятельные работы, содержащие творческие нестандартные задачи повышенной
сложности . Эти задания могут в полном объеме или частично предлагаться учащимся в качестве зачетных, а
также использовать как дополнительные задания для контрольных работ. В течение учебного года запланировано проведение 11 тематических и одной итоговой контрольных работ по 4 вариантам
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учитель.