• Преподавателю
  • Математика
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Шилина Римма Ивановна учитель

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и

дифференцированного обучения» (Тамбов)


Содержание образования в школе меняется с учетом социально экономических потребностей общества и условий его развития.

Перед коррекционной школой обучение требует не только направленной учебной деятельности, но не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выработка адекватных представлений с повседневной действительности, формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные решения в личной жизни, думать "по-хозяйски". Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне, то сегодня жизнь настоятельно требует подготовить учащихся с ОВЗ к жизни в новых экономических условиях.

Основной задачей обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к производственному труду и самостоятельной жизни.

Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, математика решает следующие задачи:

  • Формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов.

  • Максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.

  • Воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Обучение математики в специальной коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связанно с жизнью и профессионально - трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Социальная адаптация умственно отсталых выпускников выходит на первое место, т.е. в приспособлении умственно отсталых учащихся к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить те звенья социальных структур, которые позволят личности существовать в социальной среде. При составлении программ по математике было решено идти путём установления связи с окружающей действительностью, а именно формированию экономических понятий на уроках математики. Опыт показал, так ученикам становиться понятней смысл их учебной работы, что повышается мотивация к познавательной деятельности. Овладение элементарными экономическими понятиями помогает учащемуся успешней адаптироваться в быту, устанавливать адекватные деловые, производственные отношения в современном обществе. Были разработаны уроки с использованием задач - расчётов экономического содержания с учетом межпредметных связей с другими учебными дисциплинами и личного опыта ребёнка. Использование личного опыта ребенка на уроках математики обусловлено тем, что классы специальной (коррекционной) школы неоднородны по степени развития детей, по их способности усваивать программный материал. При этом необходимо было учитывать, что умственно отсталый ребёнок имеет определенный социальный опыт и его необходимо использовать в практической деятельности на уроках математики. Задачи экономического содержания, которые предлагаются учащимся на уроках включают в себя дальнейшую отработку и автоматизацию уже имеющихся вычислительных навыков для решения конкретных практических задач. Мной были разработаны уроки с использованием задач - расчётов экономического содержания с учетом межпредметных связей с другими учебными дисциплинами.

Личная гигиена. Повторение и закрепление вычислительных навыков, необходимые для приобретения и использования средств личной гигиены.

Торговля. Повторение и закрепление математических знаний, которые дадут возможность делать покупки, вступать в социальные взаимодействия, уметь вести хозяйство, делать выбор и видеть выгоду, обосновывать выбор.

Транспорт. Повторение и закрепление вычислительных навыков, необходимые для умения соблюдать правила пользования различными видами транспорта.

Жилище. Повторение и закрепление математических знаний, которые дадут возможность бережно относиться к собственности,пользоваться услуги и различных жилищно-бытовых служб.

Средства связи. Повторение и закрепление математических знаний, умения пользоваться услугами различных служб связи.

Бюджет. Повторение и закрепление, математические знания, которые дадут возможность научиться планировать бюджет, распоряжаться деньга и уметь, их распределять, вести хозяйство, вступать в социальные взаимодействия, иметь понятие о честности и справедливости.

Семья. Повторение и закрепление вычислительных навыков, которые необходимы для правильного использования семейного бюджета.

Трудоустройство. Повторение и закрепление вычислительных навыков необходимых для возможности подобрать подходящую работу, получать информацию о предлагаемой работе и сообщать информацию о себе, вступать в социальное взаимодействие, разумно распоряжаться деньгами.

При использовании данных задач практического содержания необходимо учитывать их взаимосвязь, поэтому разработаны таблицы, которые помогают лучше ориентироваться учащимся при проведении расчетов, в повторении программного материала по математике.

Например:

Оплата услуг.


Вид услуги

Единица услуги

Тариф

Оплата услуги, руб.

Холодная вода (прибор учета)

Куб. м (на1чел.)

Канализация

с чел. мес.

Найм жилья

с чел. мес.

Электроэнергия

кВт/ч

Горячая вода

Куб. м (на1чел.)

Газ

с чел. мес.

Абонентская плата за телефон

мес.


Устный счет.

  • Запись чисел при измерении чисел полученных, в виде десятичных дробей. 41,39 р. = 41р. 39 к.

  • Работа с микрокалькулятором.

Записать числа с помощью микрокалькулятора.

119р. 9к.=

307р.65р.=

Найдите данные числа в таблице.

Назовите виды услуг, к которым относятся данные числа.

Таким образом, учащиеся учатся свободно ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуги.

  • Каждый вид услуги требует объяснения, учащиеся должны знать, какие услуги нами оплачивается, и что мы как пользователи и плательщики можем требовать от ЖКХ, чтобы уметь защитить свои права.

  • Далее начинаем решать задачи на расчет оплаты за различные услуги: за воду (горячую, холодную), отопление, канализацию, газ, телефон, электричество и т.д.

  • В начале решаем задачи на каждый вид услуги отдельно, затем рассчитываем оплату за несколько услуг и т.д. по нарастающей трудности.

  • В старших классах Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 44, 50 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление. Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1 человека больше, меньше? Почему?

  • Проводится работа по объяснению слов. Слова, требующие объяснения при решении задач: ЖКХ,ЖКУ услуги, тариф, лицевой счет, абонентская плата, субсидия, компенсация, льготы, пени, штраф, "Единый Заказчик".

При решении задач такого вида, необходимо учитывать личный опыт ребенка. Акцентировать внимания на взаимосвязь полученных знаний на уроках математики, других учебных дисциплин с повседневной жизнью.

Чтобы разнообразить формы работы на уроке, можно предложить учащимся задачи рассуждения.

  • Например. "У вас есть деньги в сумме... Вы решили купить..., сходить в кино (дискотеку), отложить, накопить...Варианты решений, и целесообразность".

  • При решении задач использовать дополнительную информацию.

Например. Задачи геометрического содержания на нахождения площади, расчет средств для проведения ремонта и т.д.

Разработка и применение задач практического содержания на уроках математики оказывает существенное влияние на формирование умственных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и повышает интерес к предмету.



© 2010-2022