Научно-исследовательский проект Неожиданная математика и кое-что о питании

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Любым способом следует избегать и отсекать огнём, железом, любыми средствами от тела болезнь, от души невежество, от желудка излишество, от города смуту, от дома разногласие, от всего в целом - неумеренность.

Пифагор

Здоровье - это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества. Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. На состояние их здоровья в период обучения в школе оказывают влияние не только условия обучения и физическая культура, но и то, как и чему учат на уроках, в том числе и на математике.

Математика - один из основных предметов в школе. Следует отметить, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, ведущими к повышению тревожности, к снижению качества здоровья школьников.

А может ли математика помочь здоровью? Неожиданный вопрос?

Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни.

Каждый школьник мечтает иметь идеальную фигуру: девушки хотят быть стройными, а парни - увеличить свою мышечную массу, иметь чёткий рельеф мышц. В подростковой среде бытует мнение, что для этого девушкам нужно ограничивать себя в еде, парням же, напротив, - нужно больше есть. В своей работе я постаралась раскрыть секреты использования математики для сохранения фигуры и собственного здоровья на основе рационального питания.

Моя исследовательская работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме рационального питания школьников, тема работы «Неожиданная математика и кое-что о питании».

Цель работы: используя возможности математики, доказать необходимость рационального питания школьников.

Задачи:

  1. Проанализировать данные в справочной литературе по теме исследования.

  2. Провести внутришкольный мониторинг по вопросам питания и здоровья.

  3. Соотнести фактические показатели калорийности моего питания с расходом энергии.

  4. Доказать, что существует связь между питанием и математикой.

  5. Разработать информационные материалы для пропаганды здорового питания.

Итогом данной исследовательской является выпуск рекламного буклета «Математика и здоровое питание» для учителей математики, видео-материала (презентации) на тему «Рациональное питание школьников», разработка «Сборника задач по математике о здоровье».

Предмет исследования: суточный рацион питания.

Объект исследования: человек.

Гипотеза исследования: используя математические знания, элементарные вычислительные навыки, можно правильно подобрать рацион здорового питания.











Глава 1. Изучение отношения школьников и учителей к своему здоровью.

Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества, я поставила перед собой задачу узнать, как учащиеся и учителя относятся к здоровью, какими знаниями владеют и высок ли интерес к проблемам здоровья. В этой части работы я использовала наиболее популярные методы исследования - анкетирование, беседу, анализ. В исследовании принимали участие 50 учащихся и 10 учителей нашей школы.

Первый вопрос анкеты не связан напрямую с темой данного исследования, но, на мой взгляд, интересен и может служить характеристикой представления о нравственном здоровье человека. На вопрос, «Какие качества характера в людях Вы цените?», я получила следующие ответы:

Качества характера

Учителя (%)

Учащиеся (%)

Доброта

40

38

Честность

30

46

Порядочность

20

12

Отзывчивость

10

4

Таким образом, доброта отмечается всеми респондентами как главное качество. Лишь добрый человек может понять боль другого, помочь ему, отозваться на призыв о помощи. А это значит, относясь по-доброму к другим, человек учится так же относиться к себе, своему здоровью.

Цель второго вопроса - определение места здоровья в ряду наиболее важных ценностей в жизни человека. Получена расстановка приоритетов:

Ценности в жизни человека

Учителя

Учащиеся

Интересная стабильная работа

3

2

Счастливая семейная жизнь

2

1

Наличие хороших и верных друзей

4

2

Возможность расширять своё образование, кругозор

7

5

Здоровье

1

3

Любовь

6

5

Материальное благополучие

5

4

Ученики на 1-е место ставят счастливую семейную жизнь, а здоровью отводится 3-е место. Это говорит о недостаточном понимании ими важности здоровья и его приоритетного значения в жизни человека.

Третий вопрос: «Что такое здоровье?» Анализ анкет показал, что наиболее часто встречаются следующие определения здоровья:

Определение здоровья

Учителя (%)

Учащиеся (%)

Хорошее духовное состояние

30

6

Хорошее физическое состояние

40

38

Хорошее самочувствие

20

28

Привычный образ жизни (без сбоев)

10

24

Не знаю

-

4

Таким образом, мы констатировали, что составные части определения здоровья называются, но никем не рассматриваются в единстве. В определении понятия здоровья отсутствует блок психического благополучия (эмоционального, интеллектуального). Следовательно, четкого понимания сущности здоровья нет ни у одной категории.

Цель четвертого вопроса - выяснить, каково понимание того, что влияет на состояние здоровья. Результаты расстановки приоритетов получились следующие:

Факторы влияния

Учителя

Учащиеся

Окружающая среда

2

4

Образ жизни

5

2

Вредные привычки (курение, алкоголь)

1

1

Питание

4

5

Наследственность

3

7

Стрессы

6

6

Медицинское обслуживание

7

3

Большинство опрошенных людей видит причины плохого состояния здоровья во влиянии вредных привычек, окружающей среды, плохой экологии. Тревожит тот факт, что учащиеся не называют здоровое питание как основу жизни.

Глава 2. Здоровое питание

2.1. Здоровое питание - важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжёлый труд, но также и растёт, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.

Основными составляющими пищи являются белки, жиры, углеводы. Каждый из перечисленных компонентов содержит энергию, которая выражается в килокалориях:

1 грамм углеводов - 4 килокалории,

1 грамм белка - 4 килокалории,

1 грамм жира - 9 килокалорий.

Белки требуются организму человека, так как из них, в первую очередь, создаются мышцы, это основной строительный материал организма. Продукты, богатые белком (животным): белое мясо птиц, печень и мясо телят, рыба, творог и белок яиц, сыр. Растительные белки содержатся в орехах, горохе, фасоли.

Жиры являются источником энергии для нашего организма, они обеспечивают энергетику мышц при длительной интенсивной работе, помогают поддерживать постоянную температуру тела. Жиры содержатся во всех видах масла, в сырокопчёных колбасах, сметане, майонезе, маргарине, молоке, сыре, овсяных и гречневых крупах, орехах (особенно в грецких). Жиры плохо поддаются сгоранию в организме, поэтому накапливаются в нём. Полное исключение жиров (холестерина) из рациона питания недопустимо.

Углеводы - это наша главная энергетическая кладовая, топливо, благодаря которому работают мышцы, сердце, мозг, пищеварительная система. Продукты, богатые углеводами, - это мучные изделия, овощи, фрукты, фасоль, горошек, мёд, варенье, фруктоза, сахар.

Витамины - это вещества, которые присутствуют в продуктах питания в небольших количествах, но влияют на важнейшие функции организма.

Минералы - это вещества, которые поддерживают в норме многие функции организма. К ним относятся кальций, фосфор, железо, магний, калий и другие. Всего насчитывается более 30 минералов и микроэлементов, без которых невозможно нормальное функционирование организма.

Вода является таким же важным компонентом питания, как все перечисленные выше пищевые вещества. Дневная потребность в жидкости 1,5-2 литра. В витаминах, минеральных веществах и воде калорий не содержится.

Организм получает необходимую ему энергию из пищи. И сколько бы человек ни съел, его организм использует в качестве топлива только ту часть пищи, которая покрывает его энергетические нужды. Поэтому, если пищи съедено больше, чем требуется организму, излишки её преобразуются в жир и откладываются в клетках жировой ткани. Если же энергозатраты организма превышают энергопоступления с пищей, необходимую добавку энергии организм получает за счет сжигания собственного жира, отложенного ранее про запас.

Здоровое питание - поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях. Наиболее оптимальным, с точки зрения здоровья, является следующее соотношение белков, жиров и углеводов:

68% калорий должно поступать из углеводов,

18% калорий должно поступать из жиров,

14% калорий должно поступать из белков.

2.2. В нашей школе реализуется программа «Культура здорового питания». В октябре 2012 года проводили круглый стол с участием обучающихся, их родителей и педагогов школы «Питаться здОрово здорОво!», мониторинг изучения основ культуры питания.

Результаты мониторинга показали, что только 64% родителей и 24% детей были знакомы с основными принципами организации здорового питания. Было выявлено, что некоторые дети «не желают завтракать перед школой», другие «завтракают, но предпочитают еду всухомятку», «не любят супы и каши». Далеко не все родители хотели или могли рассказать своим детям о важности правильного питания. Для значительной части учеников были выявлены следующие недостатки в организации питания:

  • наиболее частое явление - отсутствие завтрака перед школой (28%);

  • нарушения в режиме питания (64%);

  • частое потребление колбасных изделий: каждый третий ребенок употреблял их ежедневно(32%);

  • потребление кондитерских изделий и сладостей - каждый второй ребёнок употреблял ежедневно или несколько раз в день (56%);

  • недостаточно частое потребление основных продуктов питания: молока, овощей, творога, сыра, масла, каш, фруктов (52%).

В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, некоторые молочные продукты (мороженое, сладкие сырки).

2.3. Одна из моих одноклассниц отказывается питаться в школьной столовой (объясняя это тем, что достаточно кушать 3 раза в день), другая - не употребляет хлебобулочные изделия, третья - не ужинает - стремятся сохранить стройную фигуру. Для меня этой проблемы не существует, хотя я питаюсь 5 раз в день: так сложились обстоятельства, что мне необходимо просчитывать содержащиеся в продуктах хлебные единицы (калории). И в этом мне помогает математика!

Нам необходима энергия для роста и развития нашего организма, для выполнения какой-либо работы. Как раз с пищей мы получаем не только необходимое количество белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей, но и запас энергии, которая содержится в различных питательных веществах. Когда человек выполняет какую-то работу, он затрачивает энергию. С пищей же получает энергию. Между энергозатратами организма и энергоэмкостью (калорийностью) пищи должно быть определенное соответствие. Пищевой рацион человека должен возмещать затраты его и обеспечивать нормальную работу организма.

Точно рассчитать потребление калорий - задача очень трудная даже
для профессионального диетолога. При расчете необходимой калорийности
суточного рациона человека учитываются следующие факторы: нормальный вес тела, возраст, характер выполняемой работы, вид заболевания (при соблюдении лечебной диеты, если человек болен).

Принято считать, что взрослым мужчине или женщине, занимающимся сидячей работой, на 1 кг веса достаточно 40-50 ккал. При тяжелом физическом труде мужчине необходимо 70-100 ккал на 1 кг веса. Пожилым людям, ведущим малоподвижный образ жизни, хватает 30-35 ккал на 1 кг веса. Для взрослых калорийность рассчитывается в зависимости от веса тела и роста. Так, если рост женщины 165 см, то для женщины, занимающейся легким трудом, калорийность еды должна высчитываться по следующей формуле: 50 ккал х 65 кг = 3250 ккал. Если женщина фактически весит 80 кг, то калорийность определяется следующим образом: 50 ккал х 80 кг = 4000 ккал. Сократив калорийность дневного рациона хотя бы до нормальных 3250 ккал (т.е. уменьшив ее на 750 ккал), женщина получит возможность похудеть. Если женщина при том же росте весит только 50 кг (50 ккал х 50 кг = 2500 ккал), то калорийность пищи, составляющей ее ежедневный рацион, окажется в этом случае повышенной: 3250 - 2500 = 750 ккал. Придерживаясь такого питания, она непременно прибавите в весе.

Количество калорий и пищевых веществ на 1 кг будет тем больше, чем меньше возраст ребенка. Так для детей с рождения до девятимесячного возраста требуется 110-125 калорий на 1 кг веса в сутки, в возрасте от 9 месяцев до 1 года - уже 100-110 калорий, от 1 года до 1,5 лет - 90-100 калорий, от 1,5 до 4 лет - 80-90 калорий, от 4 до 8 лет - 70-80 калорий, от 8 до 12 лет - 60-70 калорий и для детей старшего возраста - 50-60 калорий на 1 кг веса.

Таким образом, чтобы вес оставался постоянным, число калорий, поступающих с пищей, не должно превышать энергетические потребности человека. Если цель - уменьшить массу тела, необходимо увеличить двигательную активность за счет физических упражнений и снизить калорийность питания. Причем избавляться от лишних килограммов нужно постепенно, так как резкое похудание может иметь серьезные отрицательные последствия.

2.4. Я решила высчитать норму потребления калорий в день у учащихся нашей школы и сравнить полученный результат с нормами веса школьников (такой документ, выпущенный в 2010 году всемирной организацией здравоохранения, я нашла в сети Интернет). Данные о массе каждого учащегося нашей школы получены из сельской амбулатории, я вычислила средний вес по возрастным категориям, а затем узнала, сколько ккал в среднем положено каждому школьнику.

Мальчики

Возраст

Средний вес (кг)

Норма (кг)

Потребление (ккал)

Норма (ккал)

7 лет

20

23

20х70=1400

23х70=1610

8 лет

34

26

34х70=2380

26х70=1820

10 лет

37

32

37х60=2220

32х60=1920

11 лет

38

36

38х60=2280

36х60=2160

12 лет

35

41

35х60=2100

41х60=2460

13лет

54

46

54х50=2700

46х50=2300

14 лет

56

51

56х50=2800

51х50=2550

15 лет

64

56

64х50=3240

56х50=2800

16 лет

70

61

70х50=3500

61х50=3050

Девочки

Возраст

Средний вес (кг)

Норма (кг)

Потребление (ккал)

Норма (ккал)

7 лет

27

22

27х70=1890

22х70=1540

8 лет

35

25

35x70=2450

25х70=1750

9 лет

30

28

30х70=2100

28х70=1960

10 лет

31

32

31х60=1860

32х60=1920

11 лет

40

37

40х60=2400

37х60=2220

12 лет

39

42

39х60=2340

42х60=2520

13лет

52

46

52х50=2600

46х50=2300

14 лет

58

50

58х50=2900

50х50=2500

15 лет

50

52

50х50=2500

52х50=2600

Из таблиц видно, что вес и килокалории - это две прямо пропорциональные величины: чем выше вес, тем больше потребление калорий. Не трудно заметить, что средний вес наших школьников превышает допустимые нормы ВОЗ, особенно это прогрессирует в 14-16 лет, например средний вес наших восьмиклассниц 58 кг (при норме 50), значит, ежедневно в организм поступает 400 лишних килокалорий. Считается, что 9 лишних калорий дают прибавку в весе 1 грамм, следовательно, 400:9=44... грамма ежедневно, тогда за год 44х365=16060 грамм или 16 кг. Многовато, не правда ли? Похожая картина наблюдается и у мальчиков. Я думаю, что это связано с перееданием и недостатками физических нагрузок. Играют роль и появившиеся в последнее время в огромном количестве популярные у подростков заменители нормальной еды - шоколадные батончики, чипсы, сухарики, а вместо воды и сока - сладкая газировка. К тому же дети много времени проводят перед телевизором и компьютером, а в малоподвижном состоянии увеличивается количество приемов пищи. Также врачи считают, что дети, которые недостаточно спят, чаще имеют избыточный вес. Объясняется это тем, что нехватка сна повышает уровень гормона грелина, который увеличивает аппетит. Недостаток сна приводит к недостатку сил, то есть к меньшей физической нагрузке. Людям, обнаружившим у себя признаки лишнего веса, лучше обратиться к специалисту и решить эту проблему, не доводя до ожирения. А для профилактики всем рекомендуется заниматься спортом, вести активный образ жизни, гулять на свежем воздухе, вводить в рацион больше овощей и фруктов, ограничить время пребывания за просмотром телевизора и сидением перед компьютером.

Глава 3. Суточный рацион питания и режим дня

3.1. Зная состав продукта, можно рассчитать его энергоемкость или калорийность. Состав продуктов указывается на этикетках, его можно узнать и в специальной литературе. Калорийность некоторых продуктов приведена в таблице:

Продукты

(100 г)

Состав

Калорийность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Хлеб ржаной

7

1

40

197

Хлеб белый

8

1

42

209

Кефир

3

3,2

4,5

58,8

Капуста

1,8

0

5,4

28,8

Макароны

10,4

1,1

71,5

337,5

Рыба

17

11

4

183

Говядина

20

10

0

170

Крупа гречневая

12,6

2,6

68

345,8

Из материалов справочной литературы и данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что наибольшая калорийность у жиров и изделий из злаков, значительно ниже калорийность мяса и рыбы, еще ниже - овощей и фруктов.

Я постоянно подсчитываю количество белков, жиров, в первую очередь - углеводов, и энергетическую ценность моего суточного рациона, который включает домашнее и школьное питание.

Меню


Состав (г/ккал)

Калорий-ность (ккал)

Белки

Жиры

Углеводы

Завтрак


Каша молочная пшённая (200 г)

13,34

53,36

5,26

47,34

25

100

200,7

Масло сливочное (20 г)

0

0

20

180

0

0

180

Сыр (20 г)

9,38

37,52

9,56

86,04

0

0

123,56

Колбаса варёная (20 г)

7,02

28,08

13,68

123,1

0

0

151,18

Цикорий (200 г)

0,2

0,8

0

0

3,2

12,8

13,6

Хлеб ржаной (25 г)

1,75

7

0,25

2,25

10

40

49,25

Завтрак в школе


Картофельное пюре (200 г)

5,63

22,52

5,73

51,57

42,54

170,2

244,29

Подлив (50 г)

0,38

1,52

2,48

22,32

1,61

6,44

30,28

Сарделька (30 г)

9,84

39,36

20,24

182,2

0

0

221,56

Компот из с/фр (200 г)

1

4

0

0

28

112

116

Хлеб белый (25 г)

2,0

8,0

0,25

2,25

10,5

42

52,25

Печенье (30 г)

7,5

30

11,8

106,2

74,4

297,6

433,8

Обед


Борщ (250 г)

4,98

19,92

3,46

31,14

14,64

58,56

109,62

Макароны (200 г)

11,25

45

17,81

160,3

40,19

160,8

366,1

Куриная грудка (50 г)

11,25

45

0,65

5,85

0

0

50,85

Хлеб ржаной (50 г)

3,5

14

0,5

4,5

20

80

98,5

Чай (200 г)

0

0

0

0

0

0

0

Ужин


Овощное рагу (250 г)

1,78

7,12

2,48

22,32

9,71

38,84

68,28

Хлеб белый (25 г)

2,0

8,0

0,25

2,25

10,5

42

52,25

Сок (200 г)

0

0

0

0

20

80

80

Второй ужин


Йогурт (200 г)

11,4

45,6

2,4

21,6

14

56

123,2

Яблоко (150 г)

0,6

2,4

0,6

5,4

14,7

58,8

66,6

Итого


419,2


1056,63


1356,04

2831,87

Из таблицы видно, что моё энергопоступление с пищей равно 2831,87 килокалорий, из них 419,2 - белки, 1056,63 - жиры, 1356,04 - углеводы. Известно, что в суточном рационе должно быть углеводов - 68%, жиров -16%, белков -14%. В моём случае получилось углеводов - 48%, жиров - 37%, белков -15%. Я поняла, что мне надо регулировать своё питание, сохраняя при этом необходимое количество белков, жиров и углеводов.

3.2. Расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен).

Изучив справочную литературу, я нашла таблицу средних затрат энергии при различных видах деятельности в 1 минуту на 1 кг веса человека.

Вид деятельности

Энергозатраты, ккал

Ходьба:


110 шагов в 1 мин

0,068

6 км/ч

0,071

8 км/ч

0,155

Бег со скоростью:


8 км/ч

0,136

10,8 км/ч

0,278

320 м/мин

0,320

Езда на велосипеде (0-20 км/час)

0,129

Катание на коньках

0,107

Лыжный спорт:


подготовка лыж

0,055

учебные занятия

0,171

передвижение по пересеченной местности

0,209

упражнения со скакалкой

0,103

Физические упражнения

0,065

Чтение и приготовление уроков

0,025

Прогулка

0,05

Мытье посуды или другая легкая домашняя работа

0,033

Подметание пола

0,04

Танцы

0,107

Спокойное сидение

0,02

Шитье

0,025

Сон

0,015

Положение в кровати после сна (лежа)

0,018

Меня заинтересовало, а сколько же я трачу калорий в день? Я составила свой режим дня и высчитала количество затраченных калорий. Свой день я начинаю с 7:40 утра, а спать ложусь в 23:00.

Вычисление моего расхода энергии за день

Виды деятельности

Время, мин

Расход энергии, ккал/1кг веса

7:40

Подъём

7:40-7:45

Уборка постели

5

0,2

7:45-7:50

Зарядка

5

0,8

7:50-8:00

Личная гигиена

10

0,6

8:00-8:10

Приготовление завтрака

10

0,9

8:10-8:25

Завтрак

15

0,4

8:25-8:30

Сборы в школу

5

0,5

8:30-8:45

Дорога в школу

15

1,1


5уроков

225

5,3


Урок физкультуры

45

6,8


Перемены

90

2,4

14:45-15:00

Дорога из школы

15

1,1

15:00-15:20

Обед

20

0,5

15:20-15:30

Мытьё посуды

10

0,6

15:30-16:30

Отдых (просмотр телевизора, чтение книги)

60

1,2

16:30-17:30

Помощь по дому

60

2,0

17:30-19:30

Приготовление уроков

120

3,0

19:30-19:35

Сборы на репетицию

5

0,5

19:35-19:50

Дорога в клуб/в школу

15

1,1

19:50-21:00

Танцевальная репетиция/ спортивные тренировки

70

9,8

21:00-21:30

Ужин

30

0,8

21:30-22:30

Компьютерное занятие

60

1,2

22:30-22:45

Второй ужин

15

0,4

22:45-23:00

Подготовка ко сну

15

0,6

23:00-7:40

Сон

520

7,8

Итого:

49,6

Масса моего тела - 48кг.

49,6х 48=2380,8 ккал - расход энергии за день.

Разница между приходом и расходом энергии за день:

2831,87-2380,8 = 451,07 ккал.

Эти калории не преобразуются в жир, так как они расходуются на рост и развитие. Для этого моему организму требуется на 30% энергии больше, чем затратил организм: 2380,8 х 0,3= 714,24 ккал

451,07 - 714,24 = -263,17 ккал недополучает мой организм, это ведёт к отклонению моего веса от возрастной нормы (- 4 кг). Значит, мой рацион питания нужно постоянно отслеживать, в настоящее время необходимо добавить продукты, содержащие углеводы, и уменьшить содержание жиров.

Два года назад (по медицинским показаниям) мне пришлось обратить внимание на количество углеводов в каждом продукте, а теперь я задумываюсь и о соотношении белков, жиров и углеводов в рационе питания. Стараюсь научить окружающих анализировать состав пищи, которую они употребляют. Во время проведения школьной недели математики подготовила сообщение по этой теме и презентацию «Рациональное питание школьников». Мне расслабляться нельзя, я буду и впредь следить за своим питанием, считая калории. При этих подсчётах я ещё раз убедилась, что математика - удивительная наука. Ведь она помогает нам даже правильно питаться, а значит - сохранять своё здоровье.

Подтверждением применимости наших выводов служит пример моей тёти, Светланы Ивановны: имея лишний вес, она начала вести подсчёт калорий в своём питании и уже есть положительная динамика - за 1,5 года её вес снизился на 30 кг (Приложение 1).

Глава 4. «Здоровая» математика

Следует отметить, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности. Успешность в решении задач формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения школьных уроков (в том числе и математики) информацией в виде знаний о сохранении и укреплении здоровья человека. В связи с этим, одним из средств формирования культуры здорового образа жизни учащихся является решение задач по математике о здоровье.

Моя мама более 25 лет работает учителем. Мне тоже нравится эта профессия. В нашей школе традиционно в последний день четверти мы, старшеклассники, пробуем себя в роли учителей. Ведём уроки в 1-8 классах (Приложение 2). Для меня особенно интересны уроки математики, поэтому при подготовке к ним, я стараюсь подобрать из различных информационных источников (а иногда и самостоятельно составить) задачи прикладного содержания. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, мы предлагаем на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями: знание своего тела, личная гигиена, правильное питание, здоровый образ жизни, вредные привычки, а таких задач в учебниках мало.

Работа над таким сборником, состоящим из 4 разделов, начата в нашей школе (Приложение 3). Первый раздел содержит задачи, в содержании которых присутствует информация об организме человека. Второй раздел посвящён задачам на правильное питание (мои знания здесь особенно пригодились). Третий раздел - задачи о здоровом образе жизни. Четвертый раздел - задачи о вредных привычках человека и их профилактике.

Заключение

Современные врачи утверждают, что «одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное». Просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек и ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием. В школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ученики получают некоторые знания о здоровом образе жизни. Одной из таких дисциплин может являться математика.

Я выяснила, что математические задачи могут быть источником знаний учащихся о здоровье человека. Математическое представление проблемы сохранения здоровья учащихся в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья. Включение в уроки математики модулей по вопросам здоровья позволяет через решение задач заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, делает уроки математики более познавательными и интересными.

Таким образом, я пришла к выводу, что математика может помочь сохранить и укрепить здоровье.

Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче.






Литература

  1. Конь И. Книга о здоровом питании школьников. М.: Просвещение, 2008.

  2. Боровская Э. Здоровое питание школьника. Эксмо, 2010.

  3. Мельков И. Рациональное питание детей школьного возраста. М.: Просвещение, 2009.

  4. Гальперштейн А.Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. издание для детей. - М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006.

  5. Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в обучении математике. М.: Просвещение, 1990.

  6. ped-sovet.ru/ school.edu.ru/

  7. gaiproekt.ucoz.ru/index/quotzdorovoe_pitaniequot/
































Приложение № 3

Раздел «Математика и здоровое питание»

  1. Пища школьника, занимающегося спортом, должна содержать достаточное количество белка, который необходим для развития мускулатуры. При интенсивных тренировках количество белка можно довести до 120 г в сутки. Какое количество белка нужно школьнику в неделю, в месяц?

  2. Для детей 11 лет наиболее полноценным является питание, если пища содержит: 11% животных белков, 6% растительных белков, 116% животного жира, 2% растительного жира, 65% углеводов. По эти данным постройте круговую диаграмму.

  3. Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. В теле человека, весящего 70 кг, содержится 140 г соли. Сколько соли содержится у человека весом 35 кг?

  4. Человек ежедневно должен потреблять до 80г жиров, при этом животных жиров должно потребляться в 2,2 раза больше, чем растительных. Сколько граммов животных и растительных жиров ежедневно должен потреблять человек?

  5. В упаковке 200 драже аскорбиновой кислоты. 20 драже содержит 1 г витамина С. Сколько граммов витамина С в упаковке?

  6. В июле ребята заготавливают для школьной столовой 5 кг липы. Сколько стаканов чая можно будет заварить, если на один стакан идёт 2 г цветов? На сколько дней хватит липы, если в школе питаются 70 человек?

  7. Суточная потребность организма ребёнка в кальции составляет 1100 мг. Сколько кальция нужно ребёнку в неделю, в месяц?

  8. Суточная потребность организма ребёнка в фосфоре составляет 1650 мг. Сколько фосфора нужно ребёнку в неделю, в месяц?

  9. Младшему школьнику в сутки нужно потреблять примерно 2 литра жидкости. Во время физических нагрузок потребность организма в жидкости повышается в 2 раза. Сколько жидкости должен употреблять в сутки школьник занимающийся спортом?

  10. Вечерний приём пищи должен состояться не позднее 2 часов 30 минут до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов?

  11. В одной моркови содержится 3 мг витамина С. Сколько миллиграммов витамина С содержится в трех морковках?

  12. В моркови около 5 мг витамина А и 3 мг витамина С. На сколько больше миллиграммов витамина А, чем витамина С?

  13. В одной ягоде малины содержится 25 мг витамина С. Сколько миллиграммов витамина С содержится в 5 ягодах малины?

  14. В 100 г ананаса содержится 85 г воды. Сколько воды в ананасе, вес которого 500 г?

  15. В организме человека вода составляет 63%, белки 19%, жиры 14%, углеводы и зола 4%. По этим данным постройте круговую диаграмму.

  16. Игорь каждый день выпивает 200 г свежевыжатого сока. В 100 г сока содержится 12 г углеводов. Сколько углеводов Игорь потребляет в день, выпивая сок?

  17. Детям 11-15 лет на каждый килограмм своей массы необходимо потреблять в день: белков - 2,6г, жиров - 2,3г и углеводов - 10,4г. подсчитайте (приближенно до граммов), сколько должен потреблять ежедневно белков, жиров и углеводов мальчик 11 лет, масса которого 36,9 кг.

  18. Каждый день ребята в школе выпивают по 200 г молока на завтрак. Сколько граммов выпивает наш класс, если в классе 23 человека? Сколько это литров?

  19. Чтобы приготовить полезный для здоровья коктейль, надо смешать 200 г молока, 120 г малины, 60 г клубники, 150 г черники и 30 г меда. Сколько всего граммов ягод нужно положить в коктейль?

  20. Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белка на каждые 4 кг веса. Вычисли количество белков, необходимое для ребенка массой 44 кг на один день.

  21. В 100 г капусты брокколи содержится 120 мг витамина С, а в обычной квашенной на 40 мг меньше. Сколько витамина С содержится в такой же порции квашенной капусты?

  22. Определите массу компонентов в салате «Витаминный» массой 400 г. Моркови в 4 раза меньше общей порции салата; сельдерея столько же, сколько моркови; яблока на 60 г больше, чем сельдерея; орехов в 5 раз меньше, чем моркови; сок лимонный - в 2 раза меньше орехов, 1 зубчик чеснока.

  23. Определите массу компонентов в салате «Летний» массой 1 кг. Капусты краснокочанной на 700 г меньше общей порции салата; помидоров на 100 г меньше, чем капусты; огурцов и болгарского перца столько же, сколько помидоров; редиса - в 2 раза меньше болгарского перца.

  24. Определите массу компонентов в молочном коктейле массой 250 г. Молоко - на 10 г меньше общей порции салата; малиновый сироп 25 г, остальное апельсиновый сок.

  25. Определите массу компонентов в банановом коктейле массой 250 г. Молоко кипяченное - 100 г; бананов в 2 раза меньше, чем молока; яйцо - в 5 раз меньше общей порции коктейля; сахарного сиропа столько же, сколько бананов.

  26. Усвоение жиров организмом человека составляет 95%. За месяц ученик употребил 1,2 килограмма жиров. Сколько жиров может быть усвоено его организмом?

  27. Для нормального питания детям нужно в возрасте от 11 до 15 лет потреблять в сутки: белков Научно-исследовательский проект Неожиданная математика и кое-что о питании кг, жиров Научно-исследовательский проект Неожиданная математика и кое-что о питании кг и углеводов Научно-исследовательский проект Неожиданная математика и кое-что о питании кг. Сколько всего этих указанных продуктов необходимо потреблять детям в сутки?

  28. В 100 г хвои содержится 250 мг витамина С, а в таком же количестве шиповника - на 100 мг меньше. Какое количество витамина С содержится в 100 г шиповника?

Приложение № 1













































Приложение № 2

18


© 2010-2022