Разработка урока по математике в 5 классе Площадь. Площадь прямоугольника

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 классе

Тема урока «Площадь. Площадь прямоугольника»

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

Оборудование урока: ПК, проектор, раздаточный материал с заданиями.

Описание урока

Тип урока (мероприятия, занятия)

урок изучения нового материала

Время реализации урока(мероприятия, занятия)

40 минут

Цель урока

Изучение нового материала: понятий площадь прямоугольника, единицы площади, закрепление и систематизация знаний по теме.

Задачи урока

- образовательные:

усвоение и закрепление учащимися знаний по теме: «Площадь прямоугольника»; систематизация знаний и умений, полученных на прошлых уроках; проверить способность учащихся самостоятельно справляться с заданием;

- воспитательные:

выработка умений слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие; формирование коммуникативной компетенции учащихся; воспитание ответственности и аккуратности.

- развивающие:

выработка умений обрабатывать информацию; развивать умение пользоваться терминологией; представлять информацию в виде алгоритма; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Технологии

проблемное обучение, ИКТ, групповое обучение.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

- формировать умение применять формулу нахождения площади прямоугольника при решении задач и на практике при определении площадей фигур;

- формировать умение переводить из одной единицы площади в другую.

Личностные:

- выработать устойчивый познавательный интерес;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.

Метапредметные:

- развивать логическое мышление;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.

Формируемые УУД

  • Личностные УУД:

- ответственное отношение к учению;

  • - готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

  • - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

  • Регулятивные УУД:

  • - критически оценивать полученный ответ;

  • - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;

  • - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата;

  • - вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, товарищами.

  • Коммуникативные УУД:

  • - адекватно использовать речевые средства и аргументировать свою позицию;

  • - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

  • - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • - контролировать действия партнера.

  • - владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Познавательные УУД:

- анализировать и осмысливать задания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- уметь выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Садитесь!

Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».


Ребята, скажите пожалуйста, как вы себя чувствуете? Если хорошо, то поднимите 2 ладошки, если не очень - то 1 ладошку, если у кого-то совсем плохой настрой - то закройте лицо.

Замечательно: вы все готовы получать знания, но к знаниям ведут 3 пути:- путь размышления - путь самый благородный- путь подражания - путь самый легкий - путь опыта - путь самый горький.

Как вы думаете каким путем надо идти?

А какими путями мы на уроках получаем знания?

Хорошо, но вначале мы пойдем традиционным путем и начнем урок как всегда с устного счета.

480:8=60

25*28*4=2800

36*11=396

36*25=900

36*101=3636

36*99=3564

185+342+15=542

348*(25*4-50*2)=0

73*160 - 73*60=7300

103-102=900

Ребята, а к нам сегодня на урок опять пришел Незнайка. Он шел на день рождение к Медунице и зашел в магазин: он решил подарить ей ко дню рождения коробку конфет. На витрине были разложены самые разные коробки с конфетами. Конфет было много, но как выбрать, какую взять? Надо купить ту коробку, которая больше. В ней конфет больше! - решил Незнайка.

- А какая из них больше? Как определить? Ага, догадался! Чтобы сравнить коробки по длине и ширине можно просто положить их друг на друга.

Но у него одна коробка оказалась длиннее, а другая шире. Как же в этом случае поступить? Он передал нам эти коробки и попросил разобраться с этим вопросом.

Какая же больше? Как это узнать? (Найти площадь каждой).

Действительно, ребята, необходимо найти площадь. Как обозначается площадь в математике?

Площадь можно найти у любой фигуры.

Но особое внимание мы уделим площади какой фигуры? (Прямоугольника)

Ребята скажите, а

  1. Что такое прямоугольник?

  2. Какие измерения есть у прямоугольника?

  3. Как они обозначаются?

  4. Какой четырехугольник является частным случаем прямоугольника?

Хорошо. А теперь открыли тетради, записали число, классная работа, записали тему сегодняшнего урока? Отложили тетради в сторону . Так как же вычислить площадь?

Но это площадь какой фигуры? А как измерить площадь другой фигуры? И почему длину умножить на ширину, а не разделить, или не сложить? Мы все знаем о площади?

Так как же измерить площадь любой фигуры? Что будет мерой?

Давайте вспомним, как мы измеряли длину. Мы пользовались единичными отрезками.

А какие единицы длины вы знаете? (мм, см, дм, м, км)

Каждый раз берем подходящую мерку, откладываем ее - и считаем, сколько раз отложится полных мерок.

Площадь вычисляют так же. Только меры здесь свои: квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр и записываются они так кв. см, кв. дм., кв. м.,

Квадратный сантиметр - это такая мера. Это квадрат со стороной один сантиметр.

А квадратный дециметр, а квадратный метр и т. д.?

Молодцы, что вы видите на этом листе? квадрат со стороной 1 см или кв. см. Напишите рядом с квадратом 1 кв. см.
У вас на столах лежат такие квадраты со стороной 1 см и площадью 1 кв. см.

Давайте, измерим площадь прямоугольника на маршрутном листе с помощью этих квадратов.

Давайте укладывать на прямоугольнике квадратные сантиметры вплотную друг к другу. Сначала один ряд.

Сколько в этом ряду уложилось квадратных сантиметров? (4)

Теперь уложим еще один ряд. Остался еще один ряд, в котором еще 4 квадратных сантиметра.

Сколько же всего квадратных сантиметров мы уложили? (12)

Вот мы и измерили площадь нашего прямоугольника. Его площадь равна 12 квадратных сантиметров.

Ну вот, мы и мерки-квадратики хорошо уложили, и пересчитали их правильно.

А как мы измерим площадь книги, стола, пола?

Неужели мы будем постоянно укладывать наши квадраты?

Рассмотрим, например, наш прямоугольник.

Длина одной стороны - 4 см. Значит, в одном ряду уложится 4 квадратных сантиметра.

А сколько будет таких рядов? Для этого измерим длину другой стороны.

Получилось 3 см. Значит, рядов будет три.

Значит надо взять три раза по четыре? (12)

При измерении площади мы умножили 3 на 4.

Поэтому, чтобы найти площадь прямоугольника, надо перемножить стороны прямоугольника. S = a b

Запишем с помощью символов формулу площади прямоугольника (на ватмане)

Теперь ответим Незнайке какая из коробок больше:

Класс делится на 2 команды и определяют площадь коробок. Решение записывают на доске. Молодцы вы помогли Незнайке. Он вам благодарен.

Работа в парах. Возьмите наборы лежащие у вас в конвертах и определите какие фигуры равные. (2 треугольника и 2 прямоугольника). Отложите треугольники в сторону, но не убирайте в конверт. Положите перед собой 2 равных прямоугольника. Один ученик определяет площадь синего прямоугольника, другой красного. Сравниваем и делаем вывод. (Записываем вывод в виде формулы на ватмане).

Теперь отложите один из прямоугольников в конверт, а на другой, разрежьте прямоугольник на 2 части.

На равные части поделился П-к? А что представляет собой меньший прямоугольник. Как это проверить? Проверьте. Найдите длину его стороны.. Как же тогда найти его площадь? Как можно записать это в виде формулы? (Записываем вывод в виде формулы на ватмане). Один человек у доски, остальные в тетради находят его площадь.

Находим площадь оставшегося прямоугольника. Один человек у доски, остальные в тетради находят его площадь.

Найдите сумму площади квадрата и прямоугольника. Сравниваем с площадью исходного прямоугольника. Сравниваем и делаем вывод. (Записываем вывод в виде формулы на ватмане).

Убрали наши прямоугольники в конверт.

На столе у вас остались треугольники. Как найти площадь одного треугольника? Одна голова хорошо, а две лучше. Объедините ваши усилия и треугольники. Какие фигуры можно получить путем сложения этих треугольников. Попробуйте получить из этих треугольников 1 прямоугольник. Получили? Мы можем найти его площадь? Находим. Какую часть от прямоугольника составляет 1 треугольник. Делаем вывод. (Записываем вывод в виде формулы на ватмане).

Посмотрите на ватман. Сколько открытий вы сделали на одном уроке.

Давайте похвалим себя. А теперь немного отвлечемся.

Прочитайте вторую букву каждого слова

и вы составите высказывание великого философа И.Гёте:

  • смотреть, равные, площадь, совместить, измерить, юнга, задача, сторона, лье, иней, закон, единичный, кол, система, опрос, прямоугольник, кино, смола, метр,знания, ряд, отрезок, Пьеро.

Какую фразу вы получили? Что это значит.

. 5 м




В каких случаях мы применяет такую единицу измерения как кв. км., кв. м., кв. дм., кв. см., кв. мм?

Требуется отремонтировать детскую комнату: поклеить обои, положить на пол линолеум . Посчитайте какое количество и какого товара потребуется купить для ремонта.

1. Обои 1рулон - 10 кв.м

2. Линолеум 1 рулон - 20 кв.м

Решение:

  1. (3 · 5 ) · 2 = 30 (м2) - площадь стен с окном и дверью вместе.

  2. (3 ·3) · 2 = 18(м2) - площадь глухих стен .

  3. 2 · 2 = 4 (м2) - площадь окна.

  4. 2 · 1 = 2(м2) - площадь двери.

  5. 30 + 18 = 48 (м2) - вся площадь боковой поверхности комнаты.

  6. 48 - (4 + 2) = 42(м2) - площадь для оклеивания обоями.

  7. 42 : 10 = 4 (ост 2) - 5 рулонов обоев надо.

  8. 5 · 3 = 15(м2) - площадь пола.

  9. 15 : 20 = 0 (ост 15) - 1 рулона линолеума надо.

Подведение итогов по таблице.

Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наш урок подходит к концу.

6. Итог урока. (Объявить оценки за урок). Д\з

© 2010-2022