- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 11 класс 1, 5 часа в неделю
Рабочая программа по геометрии 11 класс 1, 5 часа в неделю
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курганова Ю.А. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Цель изучения:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общая характеристика учебного предмета:
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные расчеты, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Кроме того основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. 2014 г., изд. Просвещение.
2. Стандарт основного общего образования по математике.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Рабочая программа составлена на основании:
1.Стандарта основного общего образования по математике
2.Учебника «Геометрия 10-11» Л.С.Атанасян. и др.
3.Программы по геометрии Бурмистровой Т.А.
4.Учебно-методического комплекта «Геометрия 11 класс»Л.С. Атанасяна
и с учетом ключевых положений ФГОС нового поколения:
-
Приоритет системно-деятельностного и компетентностного подхода;
-
Популярность проектной деятельности;
-
Трехуровневый результат.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в старшей школе отводит 4 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения. Учебное время может быть увеличено до 5 и более уроков в неделю за счет вариативной части Базисного плана.
Согласно проекту Базисного учебного (образовательного) плана в 5-6 классах изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет), в 7-11 классах параллельно изучаются предметы «Алгебра» и «Геометрия».
Предмет «Математика» в 5-6 классах включает в себя арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.
Предмет «Алгебра» включает некоторые вопросы арифметики, развивающие числовую линию 5-6 классов, собственно алгебраический материал, элементарные функции, а также элементы вероятностно-статистической линии.
В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучаются евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.
В силу новизны для школы вероятностно-статистического материала и отсутствия методических традиций возможна вариативность при его структурировании. Начало изучения соответствующего материала может быть отнесено к 7-9 классам. Кроме того, его изложение возможно как в рамках курса алгебры, так и в виде отдельного модуля. Последний вариант может быть реализован только при условии увеличения числа часов на математику по сравнению с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана.
На изучение геометрии в 11 «А» классе отводится 1,5 часа в неделю, 51 час в год.
Результаты освоения курса
-умения и навыки ученика:
В результате изучения курса геометрии 11 класса обучающиеся должны:
Знать:
-основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
-формулировка аксиом стереометрии, основных теорем и их следствий;
-возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
-возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
-роль аксиоматики в геометрии;
уметь:
-соотносить плоские геометрические фигуры и трёхмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
-изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертёж по условию задачи;
-решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
-проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объёмы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
-строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-вычисления длин, площадей и объёмов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
-межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса:
- по рисованию (геометрические тела и их изображение),
-по технологии (геометрические тела и их изображение).
Изучение математики в старшей школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
1).умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Тематическое планирование по геометрии 11 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теоретическое обучение, ч.
Лабораторные и практические работы, ч.
Контрольная работа, ч.
Экскурсии, ч.
Самостоятельная работа, ч.
1
Векторы в пространстве
6
3
2
1
1
2
Метод координат в пространстве
11
5
4
1
1
3
Цилиндр, конус, шар
13
7
4
1
1
4
Объемы тел
15
8
3
2
1
5
Итоговое повторение курса геометрии 10-11 классов
6
-
4
1
1
Итого
51
23
17
6
5
Содержание учебного предмета
-
Векторы в пространстве
Планируемые результаты изучения:
Знать и понимать:
- определение компланарных векторов в пространстве
- способ разложения вектора по трем некомпланарным векторам в пространстве;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
Уметь:
- выполнять сложение, вычитание векторов в пространстве, умножение вектора на число.
- решать простейшие задачи с применением векторов.
- выполнять чертежи по условию стереометрической задачи. Понимать стереометрические чертежи.
Основные термины и понятия: векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Компланарные векторы.
-
Метод координат
Планируемые результаты изучения:
Знать и понимать:
-
декартовы координаты в пространстве,
-
формулы координат вектора,
-
связь между координатами векторов и координатами точек,
-
формулы вычисления скалярного произведения векторов, вычисления угла между прямыми, плоскостями,
-
понятия движения в пространстве: осевая, центральная и зеркальная симметрии; параллельный перенос, поворот,
-
свойства движения.
Уметь:
-
выполнять действия над векторами,
-
решать стереометрические задачи координатно-векторным методом,
-
строить образы геометрических фигур при симметриях, параллельном переносе, повороте.
Основные термины и понятия: прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Движения. Виды движения.
-
Цилиндр, конус, шар
Планируемые результаты обучения:
Знать и понимать:
-
понятие о телах вращения и поверхностях вращения,
-
прямой круговой цилиндр, его элементы,
-
осевые сечения, перпендикулярные оси; сечения, параллельные оси,
-
прямой круговой конус, его элементы,
-
осевые сечения конуса; сечения, перпендикулярные оси; сечения, проходящие через вершину,
-
шар, сфера,
-
сечение шара плоскостью,
-
касательная плоскость к сфере,
-
комбинация многогранников и тел вращения.
Уметь:
-
выполнять рисунки с комбинацией круглых тел и многогранников; соотносить их с их описаниями, чертежами, аргументировать свои суждения об этом расположении,
-
решать задачи на вычисление площадей поверхностей круглых тел,
решать задачи, требующие распознавания различных тел вращения и их сечений, построения соответствующих чертежу.
Основные термины и понятия: понятие цилиндра. Цилиндр. Конус. Усечённый конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
-
Объемы тел
Планируемые результаты изучения:
Знать и понимать:
-
понятие об объеме,
-
основные свойства объемов,
-
формулы для вычисления объемов многогранников: прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды,
-
формулы для вычисления объемов тел вращения: цилиндра, конуса, шара.
Уметь:
уметь решать задачи вычислительного характера на непосредственное применение формул объемов многогранников и круглых тел, в том числе в ходе решения несложных практических задач.
Основные термины и понятия: Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямой призмы и цилиндра. Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса. Объем шара и площадь сферы.
-
Итоговое повторение
Планируемые результаты изучения:
Уметь:
-
решать геометрические задачи на экстремумы, решаемые введением вспомогательного угла,
-
применять изученный теоретический материал при решении различных планиметрических и стереометрических задач,
-
решать задачи на комбинации тел.
Календарно-тематическое планирование по геометрии 11 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Вид занятия
Кол.
час.
Вид самостоятельной работы
Дата проведения
План
Факт
1.
Векторы в пространстве
Изучения нового материала
6
1.1
Понятие вектора в пространстве.
Комбинированный
1
1.2
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов
Комбинированный
1
Практическая работа
1.3
Умножение вектора на число. Компланарные векторы
Комбинированный
1
Практическая работа
1.4
Правило параллелепипеда
Комбинированный
1
1.5
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
Комбинированный
1
Тест
1.6
Векторы в пространстве
Контрольная работа
1
2.
Метод координат в пространстве
11
2.1
Прямоугольная система координат в пространстве
Изучение нового материала
1
2.2
Координаты вектора
Комбинированный
1
2.2
Координаты вектора
Учебный практикум
1
Тест
2.3
Связь между координатами векторов и координатами точек
Комбинированный
1
2.4
Простейшие задачи в координатах
Комбинированный
1
2.4
Самостоятельная работа по теме «Простейшие задачи в координатах»
Учебный практикум
1
Самостоятельная работа контролирующего характера
2.5
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
Изучение нового материала
1
2.6
Решение задач по теме « Скалярное произведение векторов»
Учебный практикум
1
2.7
Вычисление углов между прямыми и плоскостями
Комбинированный
1
2.8
Решение задач, повторение теории.
Учебный практикум
1
Работа по карточкам
2.9
Метод координат в пространстве
Контрольная работа
1
3
Цилиндр, конус, шар
13
3.1
Понятие цилиндра
Комбинированный
1
3.1
Решение задач по теме «Цилиндр»
Учебный практикум
1
Проверочная работа
3.2
Конус
Комбинированный
1
3.2
Решение задач по теме «Конус»
Учебный практикум
1
3.3
Усеченный конус
Комбинированный
1
3.4
Сфера и шар. Уравнение сферы
Комбинированный
1
3.5
Взаимное расположение сферы и плоскости
Комбинированный
1
3.6
Касательная плоскость к сфере
Комбинированный
1
3.7
Площадь сферы
Комбинированный
1
3.8
Различные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар
Учебный практикум
1
Тест
3.8
Различные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар
Учебный практикум
1
3.9
Цилиндр, конус, сфера и шар
Обобщение и систематизация знаний
1
Работа по карточкам
3.10
Тела вращения
Контрольная работа
1
4
Объемы тел
15
4.1
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда
Изучение нового материала
1
4.2
Объем прямоугольной призмы с треугольником в основании
Комбинированный
1
4.3
Объем цилиндра
Комбинированный
1
4.3
Объем цилиндра
Учебный практикум
1
Самостоятельная работа обучающего характера
4.4
Объем наклонной призмы
Комбинированный
1
4.5
Объем пирамиды
Комбинированный
1
4.5
Объем пирамиды
Учебный практикум
1
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
4.6
Объем конуса
Изучение нового материала
1
4.6
Решение задач по теме Объем конуса»
Учебный практикум
1
4.7
Объем цилиндра, конуса, пирамиды, призмы
Контрольная работа
1
4.8
Объем шара
Изучение нового материала
1
Тест
4.9
Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора
Комбинированный
1
4.9
Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора
Учебный практикум
1
4.10
Площадь сферы
Комбинированный
1
4.11
Объем шара и его частей. Площадь сферы.
Контрольная работа
1
5
Итоговое повторение курса геометрии 10-11 классов
6
5.1
Многогранники. Параллельность и перпендикулярность плоскостей
Обобщение и систематизация знаний
1
Работа с тестами
5.2
Тела вращения. Площади их поверхностей
Обобщение и систематизация знаний
1
5.3
Объемы тел
Обобщение и систематизация знаний
1
5.4
Решение задач по курсу геометрии 10-11 классов
Обобщение и систематизация знаний
1
Работа с карточками
5.5
Итоговая контрольная работа
Контроль знаний
1
5.6
Решение задач по курсу геометрии 10-11 классов
Обобщение и систематизация знаний
1
ИТОГО
51
Материально-техническое обеспечение:
-
Линейка классная 1 м деревянная.
-
Транспортир классный деревянный.
-
Угольник классный деревянный.
-
Циркуль для классной доски деревянный.
-
Плакаты по стереометрии.
-
Карточки по геометрии 11 класс.
-
Модели геометрических фигур и тел.
Учебно-методическое обеспечение предмета:
1. Геометрия, 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2014
2. «Изучение геометрии в 10-11 классах» методические рекомендации Л.Н. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.-М.: Просвещение, 2014.
3.Поурочные разработки по геометрии, 11класс /Д.Ф.Айвазян, Л.А. Айвазян, Волгоград: «Учитель-АСТ», 2014г.
4.Тесты. Математика 5-11 кл. Составители Максимовская М.А. и др. -М.- Олимп, Издательство «АСТ»
5. Интернет портал PROШколу.ru proshkolu.ru/club/maths/file2/322771/
6. Журнал «Математика в Школе», приложение к газете «Первое сентября», самостоятельные и контрольные работы (А. П. Ершова, В. В. Голобородько)
Интернет-ресурсы:
-
math.com.ua;
-
bymath.net;
-
exponenta.ru