Методическая разработка урока в 6 классе по теме Координаты точки на плоскости

Разработка урока по теме "Координаты точки на плоскости " для 6 класса ( учебник: В.В. Козлов, А.А. Никитин, Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово»,  2013) соответствует требованиям ФГОС. Тип урока: урок получения новых знаний Форма урока: путешествие" по улице Сезам"   Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, документ-камера, раздаточный материал. Формы работы : самостоятельная , в парах, фронтальная, исследовательская. К к...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Волчёнкова Светлана Николаевна , учитель высшей категории МБОУ «Бородинская СОШ №2»

Предмет: математика

Класс: 6

Учебник: В.В. Козлов, А.А. Никитин, Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово», 2013


Тема урока: Координаты точки на плоскости

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, документ-камера, раздаточный материал

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов

преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем

• познавательными УУД:

собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя

У некоторых учащихся слабо сформированы:

• коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие координатной плоскости, координаты точки.

понимание, адекватное употребление в речи, выборочно - воспроизведение

умение решать задачи на определение координат точек на плоскости и построение точек по заданным координатам

понимание, адекватное употребление в речи, выборочно - воспроизведение

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем постановки вопросов о неизвестном

самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при построении точек на плоскости; анализируют , обобщают и делают выводу

самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в построениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм




Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Создание эмоционального благоприятного настроя

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторение основного теоретического материала для получения новых знаний

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. первичное закрепление

знаний и умений в новой ситуации

Показать алгоритм определения координат точки на плоскости и построения точек по заданным координатам

Организация и контроль за процессом решения поставленных задач.

Работают индивидуально по карточкам.

Работают в парах над поставленными задачами.

Выполняют самопроверку

20

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

6. Продолжение изучения нового материала

. Постановка проблемной ситуации и поиск её решения в ходе выполнения исследовательской

работы

Организация работы в парах.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения

поставленной задачи.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: организовывать

совместную работу с одноклассниками

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, анализировать и делать выводы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3




Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Эмоциональный настрой на урок. Слайды1-9

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

Информирует о плане работы (виртуальная прогулка по улице Сезам) слайд 10-11

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

2. Актуализация знаний

Сейчас утро и я предлагаю посетить кафе «Сюрприз из сундука»

1. Устный счет: через показ слайда № 12

2. Теоретический опрос по теме «Координатная плоскость»: слайд № 13

- как называется плоскость , образованная двумя перпендикулярными числовыми прямыми?

- как называют горизонтальную ось?

- …….. вертикальную ось?

- как называется точка пересечения осей?

- сколько четвертей имеет координатная плоскость?

- назовите имя ученого, который ввел прямоугольную систему координат? Слайд 14

Учащиеся устно выполняют предложенные задания и отвечают на вопросы

3. Этап изучение нового материала.

Постановка задачи : сегодня мы разберемся для чего нужна координатная плоскость?

Библиотека «Занимательных вещей»

Беседа: Виртуальная лаборатория «Координаты»

А) Представьте, что двое играют в шахматы и один из участников говорит «Ставлю фигуру на клетку 5» . Поймет ли его второй игрок или попытается уточнить на какую именно клетку с цифрой 5? Сколько нужно назвать ориентиров для определения местоположения фигуры (буква и цифра)

Б) назвать местоположения «Муравья» Сколько ориентиров?

(две цифры)

В) или вы отправляетесь в путешествие на поезде ваше место 9, но обнаруживаете, что на вашем месте другой пассажир. Почему это могло получится, что еще указывают в билете? Значит пассажир должен найти свой вагон, а потом место в вагоне. Сколько ориентиров для определения конкретного места Слайд №

Г) Как найти своё место по билету? Сколько ориентиров?

Как бы вы назвали одним словом эти ориентиры: пару буква и цифра на шахматной доске; ряд и место в театре; номер вагона и места в нем? Слайд №

Действительно это координаты какого-либо объекта: шахматной фигуры, муравья, зрителя или пассажира. Или географического объекта на карте , глобусе по параллелям и меридианам

А что означает фраза «Оставь свои координаты»?

А теперь немного отдохнем и заглянем в летний театр «ЖЗЛ» жизнь знаменитых людей слайд №19

Сценка по стихотворению о Декарте. Возможно такая история подсказала Декарту идею о координатах

Мы поговорили о применении координат в жизни, но мы сейчас не в театре и не играем в шахматы , а на уроке математики и для нас изучаемым объектом будет точка и её местоположение на плоскости. Или как бы вы сформулировали тему урока. Цель урока.

Слайд № 20-21

Сейчас мы заходим в академию «Хочу все знать»

Постановка проблемного вопроса слайд № 22

Назвать координаты точек на прямой ? А если точка не принадлежит прямой , то как можно определить её координаты? Точка М.

Работа с учебником ст.221 п. 1.3 рис 6 до слов используют запись М (-4;3)

Предложить ученику на доске определить координаты точки ( за точку взять магнит)

Слайд № 23(точка М)

Ученики принимают участие в разговоре и отвечают на вопросы







Ответы учеников

Выступление группы учеников

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.

Отвечают на вопросы по слайду.

Читают текст из учебника и разбирают рисунок

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

Интерактивная модель «Прямоугольная система координат». Определить коорд. точки А.

2-3 примера

Алгоритм определения координат точки: из точки опустить перпендикуляр на ось х . полученное число - 1 координата точки называется абсцисса;

Затем перпендикуляр на ось у - это вторая координата точки называется - ордината. (х; у)

Самостоятельная работа по вариантам по готовым рисункам : по пять точек

Учащиеся выполняют решение предложенных задач.


Выполняют самопроверку через документ-камеру

По окончании работы оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

,

Физпауза

5. Физкультминутка для глаз

.

Этап изучение нового материала (продолжение)

Клуб «Поиск». Итак по точке на плоскости вы научились определять её координаты , а теперь обратная задача : как по координатам построить

точку ? учебник ст. 222 п.1.4

На доске и в тетрадях построить точки (4; 3); (-6; -2)

(Интерактивные упражнения № 676 (а), 677(а)не обязательно)

Работа в парах: на готовой плоскости построить точки, записать их координаты и определить принадлежность четверти.

1 группа: А(-2; 4) В(2,5), С(1; -4), М(-3;-3)

2 группа: N(-6 ;-2), K(4 ;6) F (-3; 1) T(5; -4)

3 группа:

4 группа:

Результаты записать в таблицу и сделать выводы о принадлежности четвертям слайд 24

№ группы

1 четверть

2 четверть

3четв.

4 четв.

1


2


3


4


вывод

(+;+)

(-; +)

(-;-)

(+ ; -)

Ученики выполняют задания в тетрадях, работают в парах , заполняют таблицу, делают вывод.




На координатной плоскости на доске с помощью магнитов поставить указанные точки

Этап подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание.

У фонтана «Прямой разговор» слайд 25-26

За что бы вы себя похвалили?

Дайте мгновенную оценку себе и своей работе на уроке:

- Все понял и уверенно умею определять координаты точки и строить точки по координатам - карточка «солнце»

-справился с задачей, но остались некоторые затруднения- карточка«солнце из-за облака»

- не понял и с трудом выполняю задания по теме карточка «тучка»

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: индивидуальные творческие задания «Рисуем по координатам» слайд 27

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.





















Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Устный опрос

(ставить +)

Участие в обсуждении

Вопросов

(ставить +)

Самостоятельная

работа по определению координат точки

(оценка)

Работа в парах

по построению точек

(оценка)

За активность на уроке

(ставить +)

Оценка уроку



Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Устный опрос

Участие в обсуждении

вопросов

Самостоятельная

работа по определению координат точки

Работа в парах

по построению точек

За активность на уроке

Оценка уроку



Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Устный опрос

Участие в обсуждении

вопросов

Самостоятельная

работа по определению координат точки

Работа в парах

по построению точек

За активность на уроке

Оценка уроку



Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Устный опрос

Участие в обсуждении

вопросов

Самостоятельная

работа по определению координат точки

Работа в парах

по построению точек

За активность на уроке

Оценка уроку




Памятка для учителя, работающему по ФГОС


Чему учить?

Как учить?

Что ожидать?

Коммуникативные УУД

-сотрудничеству с учителем и сверстниками;

- разрешению конфликтов;

- управлению поведением партнера;

- умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- составить задание партнеру;

- отозваться о работе партнера;

-организовать групповую работу по составлению кроссворда ;

- выполнять задания «отгадай, о ком говорим»

- сформулировать вопросы для обратной связи;

- «подготовь рассказ…», «опиши устно…»

- умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать её;

- умения подтверждать аргументы фактами;

-критичного отношения к своему мнению;

- организовывать учебное взаимодействиев группе

Познавательные УУД

-формулирование цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем;

- анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

Выполнить задания:

- «найди отличия» (можно задать их количество);

- «поиск лишнего»;

- «лабиринты»;

- упорядочивание;

- цепочки;

- «хитроумные решения»;

- работать с разными видами таблиц;

- составить и распознать диаграммы

- умение находить литератру;

- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- умение выявлять причины и следствия явлений;

- умение делать выводы;

- умение использовать полученную информацию в проектной деятельности;

- умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ;

- составлять план текста;

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде

Регулятивные УУД

- целеполагание

- планирование

- прогнозирование

- контроль

- коррекция

- оценка

- саморегуляция

- найти информацию в предложенных источниках;

- взаимоконтроль

- взаимный диктант

- диспут

-заучивать материал наизусть в классе;

- выполнить задание «ищу ишибки»;

- контрольный опрос

- составлять план выполнения проекта;

- совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

- в ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам

Личностные УУД:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация

- участвовать в проектах;

- подводить итоги урока;

- выполнять творческие задания ;

- развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие;

- давать самооценку событию, происшествию;

- оформлять дневник достижений

- оценивать поступки;

- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;

- объяснять самому себе: свои некоторые черты характера, свои отдельные ближайшие цели саморазвития; свои наиболее заметные достижения ;







© 2010-2022