• Преподавателю
  • Математика
  • Рефлексивный отчет по обоснованию и методики внедрения модуля «Обучение тому, как обучаться» в серию последовательных уроков

Рефлексивный отчет по обоснованию и методики внедрения модуля «Обучение тому, как обучаться» в серию последовательных уроков

«Думаю, что все мало – мальски ценное,  чему я научился, приобретено мною путем самообразования». Чарльз Дарвин.  «Основная задача Программы - помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать педагогическую практику. «Обучение тому, как учиться», или процесс формирования метасознания, согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно». («Руковод...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кобжанова Ботагоз Орсаковна Портфолио учителя Отчет А

Группа № 3 3 - го уровня

Город Астана 4.11.2014 год


Рефлексивный отчет по обоснованию и методики внедрения модуля «Обучение тому, как обучаться» в серию последовательных уроков.

«Думаю, что все мало - мальски ценное,

чему я научился, приобретено мною путем самообразования».

Чарльз Дарвин.

«Основная задача Программы - помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать педагогическую практику. «Обучение тому, как учиться», или процесс формирования метасознания, согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно». («Руководство для учителя», с.116-117). Название модуля «Обучение тому, как обучаться» согласуется с процессом «саморегулирования», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта своего обучения.

Обучение - это циклический и кумулятивный процесс постоянного обновления и расширения копилки знаний. Цель обучения - изменить поведение, чтобы можно было действовать более успешно.

«Обучение обучению можно охарактеризовать как процесс обдумывания самостоятельного обучения и осознанного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения. В этом я должна помочь учащимся:

  • понять требования, предъявляемые образовательной программой;

  • разрабатывать и обдумывать стратегии для выполнения поставленных задач;

  • выбирать стратегии, наиболее подходящие для конкретной задачи».

(Руководство для учителя, с.138)

Актуальным в наше время является вопрос о необходимости учить детей самостоятельно добывать знания и эффективно их использовать, т. е. учить детей учиться. И связи с этим идеи модуля «Обучение тому, как обучаться» являются для меня наиболее приоритетным. В «Руководстве для учителя» учебный процесс сравнивается со «строительством моста» между учеником и учебным материалом. Действительно, учебный материал усваивается лучше, если он основывается на том, что уже знают и умеют дети, что им интересно и важно, и это стимулировало ее в работе. Таким образом, личные интересы и эмоции детей помогли им получить хорошие оценки.

Данный модуль основывается на восьми тезисах.

Обучение новому зависит от того, что человек уже знает и понимает и в этом случае, в начале каждого урока я определяю уровень знаний, умений и понимания учащихся. Для этого я использовала различные стратегии так, например, «Дерево знаний», по которой учащиеся определили, на каком уровне они находятся; по каким моментам пройденного материала у них возникли вопросы; где необходима помощь для устранения пробелов в знаниях. Учащиеся, используя «стикеры», в виде листочка, приклеивают их на «Дерево знаний» тем самым определяли свою степень понимания и умения по данной теме. Так же применяю и оценочные листы, листы самооценивания, взаимооценивания. Проводя эту работу, я для себя определяла и строила дальнейшие уроки с учетом каждого учащегося, на кого необходимо обратить внимание в течение урока и на последующих уроках. Я заметила, что некоторые учащиеся имеют низкую самооценку своих знаний и наоборот есть учащиеся, имеющиеся завышенную самооценку. Необходимо восстановить баланс оценивания учащихся самих себя, для этого в течении урока я веду наблюдение за работой учащихся. Я определила и построила дальнейший урок с учетом каждого учащегося, хотя на тот момент я изучила характеристику класса - и на кого необходимо обратить внимание в течение урока. На начальном этапе это не получилось, возможно я не совсем правильно и понятно пояснила смысл, но потом учащиеся достаточно уверенно и правильно могли определить на каком уровне они находятся и что нужно им сделать, чтобы подниматься все выше при обучении на уроках.

В дальнейшем, я, конечно, буду использовать такого вида рефлексию в различных интерпретациях: «Гора знаний и умений», «Подводное царство» и так далее. Различные виды рефлексии ,применяемые на своих уроках помогли мне для вовлечении всех учащихся в учебный процесс и для коррекции знаний; для привлечения более сильных учащихся для оказании помощи своим одноклассникам. Я считаю, что знания, переданные от ученика к ученику являются достаточно эффективными.

Обучение имеет смысл, если оно принимает во внимание имеющиеся исходные знания и умения нацелены на их расширение. Темы учебной программы, тесно взаимосвязаны между собой и поэтому я акцентировала учащихся на значимость изучаемых тем в дальнейшем. Учила учащихся проводить связь с предыдущими темами, применение полученных знаний на практике.

Следует в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития и укрепления связей, изучая теоретический материал я, определила для себя, что правильная постановка вопросов вовлекает в работу и углубляет знания и понимание учащегося. При изучении и закреплении тем очень важны вопросы высокого и низкого порядка. Теперь на уроке помимо вопросов низкого порядка, например, «Что называется степенью числа?» или «Что такое график?» я ставлю такие вопросы, которые позволяют не просто цитировать определения, правила, а заставляет более глубже задуматься над поставленным вопросом, например, «Как использовать графики в вашей жизни?» или « Зачем нужна степень?».

Учителю необходимо отводить для учеников время на построение, осмысление и апробирование гипотез и как следует из «Руководства для учителя», что необходимо выдерживать паузу 7-11 сек., после постановки вопроса, для этого учащимся необходимо давать время на обдумывание своих версий; принимать все доводы и ответы; стараться давать возможность высказаться всем, но при этом лаконично и с уважением к учащимся делать соответствующие корректировки. Конечно, ранее на данный аспект не уделяла должного внимания, опрашивала только более сильных учащихся: одного или двух. Но теперь я для себя уяснила то, что есть необходимость высказываться практически всем и конечно обязательно давать время в течении 7-11 секунд на обдумывание ответов то есть выдерживать паузу.

Предоставляя ученикам возможность взаимообучаться, из «Руководства для учителя», я выяснила, что 90 % информации сохраняется, если учащийся может передать свои знания другим. Для этого я использую групповую и парную работу. Самым важным я считаю, в наше время, учить детей самостоятельно добывать знания и затем уметь эффективно их использовать, передавать, то есть, обучение тому, как обучаться. Так при составлении алгоритма построения квадратичной функции, Глеб, основываясь на выполненное исследование и ранее полученные знания, сразу составил алгоритм, и при этом смог разъяснить достаточно спокойно в простой форме учащимся в группе, как это необходимо сделать и что при этом получится. Обратив внимание одноклассников; «Что читать теоретический материал в учебнике надо, функции мы будем изучать до 11 класса». В данной работе он затронул свои личные интересы: «Если я пойму сейчас, то мне будет намного легче в старших классах». Конечно он данную свою работу себя оцени на «5», при этом коррекция отметки не было необходимости. Таким образом, личные интересы и эмоции учащихся помогут им в дальнейшем получить хорошие отметки. В руководстве для учителя модуля «Обучение тому, как учиться» я определила основные идеи, изучение которых на своих уроках я считаю наиболее важным для достижения цели «формировать способы рассуждения по аналогии и анализа учебного материала».

В процессе этих работ учащиеся учатся правильному общению; умению слушать и слышать; быть сдержанными и терпеливыми к другим. Когда учащиеся выполняют различные виды работ сообща, то большая часть информации, практические навыки запоминаются надолго. При работах в группе, были учащиеся, которые брали инициативу в свои руки, распределяли обязанности в группе, четко проводили инструктаж - этих учащихся можно было назвать «лидерами».

Объем учебного материала, предназначенного для работы в определенное единицу времени, ограничен, поэтому, при выполнении любых письменных работ я применяю такой метод: «40 секунд»: «На любую письменную работу всегда отводится определенное время. Если есть учащиеся, закончившие работу раньше времени, и сдает работу, то остальным я даю 40 секунд для завершения работы». Я, применяя данный метод, наблюдаю, что учащиеся не тратят время зря, стараются не отвлекаться от учебной деятельности. Этот прием, позволяет мне определить учащихся, которые могут контролировать, регулировать свои действия, не отвлекаться на посторонние разговоры - это учащиеся, обладающие саморегуляцией. Учащимся Глеб, Юля, Яна, которые раньше времени закончили работу, было задание по коррекции тех работ учащихся, которые выполнили предложенную работу менее, чем на 50 %. Учащиеся, не выполнившие задание, с большим интересом и внимание слушали объяснения своих одноклассников.

Учителя должны помогать ученикам в обобщении полученных знаний, стимулируя рефлексию и обдумывание их собственных идей, и однозначно для меня обязательным условием создания благоприятной развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При проведении этапов урока, я поводила рефлексию, которая помогала не только мне для определения степени усвоения учащимися изучаемого материала, но и помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Поставленные учениками целей в начале каждого урока предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Людям необходима обратная связь и поощрение для комфортного обучения, поэтому оценивание должно быть гуманным, в связи с этим для повышения стимула и мотивации необходимо, использовать формативное оценивание: необходимо поощрять учащихся, не только выставлением отметок, но и словами. Даже для учащегося, имеющего низкую самооценку, похвала является достаточным стимулом для дальнейшего роста.

Все эти приемы перекликаются с темой моего самообразования «Создание ситуации успеха на уроках математики». Приемы «Эмоциональные поглаживания», «Умышленная ошибка» и другие из «Акмеологии» тесно переплетаются идеями «Обучением тому, как обучаться». Но некоторые учащиеся испытывают страх перед началом урока или перед выполнением какой - то работы, здесь я помогаю преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих словами, например: «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»; «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». (Руководство для учителя, с. 141- 142)

Я должна помогать учащимся добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого мне нужно создать «ситуацию успеха», это способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать и почувствовать себя полноценной личностью. Учёба может стать увлекательным занятием, если она носит не только научный, но и поисковый и исследовательский характер. На своих уроках я проводила «Математические исследования». Выполняя эти «Математические исследования» учащиеся, использовали ранее полученные знания, умения; с этими заданиями достаточно быстро справились Юля, Яна, Глеб, Юля - учащиеся с высокой мотивацией к обучению. По результатам проведенных «Математических исследований», после наблюдений я определила, что некоторые учащиеся не совсем осознают и понимают смысл предложенных заданий. При этом не умеют контролировать свое время, не в полной мере используют полученные знания и умения. Важной проблемой для меня всегда остается умение пользоваться чертежными инструментами. Практически у половины учащихся нет таких умений и навыков, либо отсутствуют чертежные инструменты; не развита моторика рук. Конечно, обучение работы с чертежными инструментами начинается еще в начальной школе, и по этому есть необходимость обратить внимание на эту проблему еще в начальных классах. Я стараюсь на эту проблему реагировать достаточно терпеливо, уделяя время для каждого учащегося на консультацию и технику овладения работы с чертежными инструментами. Главное в моей в работе - это внесение эффекта новизны. Основной формой работы в этом направлении считаю проведение на каждом уроке мотивацию учащихся - для повышения познавательного интереса к обучению, это - проведение различного вида практических, самостоятельных и лабораторных работ. В этих работах я буду проводить связь между предметами, показывать и обосновывать смысл; развивать практические навыки работы с чертежными инструментами. Ставить «проблему» перед учащимися: «Как и где можно использовать полученные навыки и для чего это необходимо». Важным является аспект - связь между предметами.

В ходе своих уроков я применяла ИКТ; слайд - презентации. Использование «гаджетов», с помощью которых учащиеся самостоятельно находили информацию и принимали сообща решения о том, что необходимо знать и что запомнить. На первоначальном этапе я помогала учащимся оценивать, отбирать, формировать и сохранить информацию, в дальнейшем они самостоятельно выполняли поставленные задачи. Учащиеся обменивались своими мнениями в процессе анализа своей работы. Данные умения учащимся пригодятся в дальнейшем.

Несмотря на короткий промежуток времени, отведенный на практику, я увидела, что при использовании идей модуля «Обучение тому, как обучаться» можно достичь высоких результатов.

Я поняла, что основной причиной не всегда эффективного обучения являлась установка на ведущую роль учителя в обучении. То есть учащиеся получали готовые знания, которые им преподносит учитель, их основной ролью на уроке было слушать, запоминать, применять и закреплять их на практике. Я, предпочитала сама объяснить новый материал, чем предоставлять учащимся большую самостоятельность в его изучении. Проведенные мной уроки показали, насколько важно больше времени уделять на самостоятельное изучение детьми учебного материала. Дать возможность самим критически подойти к его обработке, анализу и способности донести полученную информация до других участников учебного процесса.

Я не только учитель, дающий готовые истины, а помощник, советчик, конструктор, искатель, всегда находящийся в пути. Если я хочу быть востребована и нужной в современном мире, мне не следует бояться изменить свою точку зрения, даже имея достаточно большой опыт работы.

Программа, предложенная на трехмесячных курсах, поможет в этом и мне в усовершенствовании моей практики.

Используемая литература.


  1. Руководство для учителя третий (базовый) уровень, 2012 г.

  2. Хуберт К. Рамперсад (Hubert K. Rampersad), консультант по менеджменту качества, исполнительный директор Total Performance Scorecard, Inc

  3. Гукалова И. В. «Роль и место содержательной рефлексии на уроке.» ///kollegi.kz/publ/21-1-0-93

  4. Головкина Е. В. «Подведение итогов уроков. Рефлексия». //ezhvalicey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

6


© 2010-2022