Рабочая программа элективного курса по математике «Наглядная геометрия» для учащихся для 6 класса

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера»


РАССМОТРЕНО

Экспертный совет

Протокол № _____

Дата ____________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № __ дата _____

Директор школы _______





Рабочая программа

элективного курса по математике

«Наглядная геометрия»

для учащихся для 6 класса











Учитель математики:

Жижилева Валентина Ивановна















2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Курс Программы «Первые шаги в геометрии» рассчитан на учащихся 6 классов, в основу которого положен материал учебного пособия «Наглядная геометрия» авторов И.Ф.Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой, сборника «Задачи на смекалку» авторов И.Ф.Шарыгина и А.В.Шевкина, дополнительных глав основных учебников по математике Арифметика - 5, Арифметика - 6 под редакцией С.М.Никольского.

Данный курс содержит пропедевтические задания по геометрии, что способствует развитию интуиции, воображения и других важнейших качеств, лежащих в основе любого творческого процесса. Геометрия является носителем собственного метода познания мира и располагает огромными возможностями для эмоционального, эстетического и духовного развития человека. Отсюда важность изучения геометрии в возрасте 8-12 лет.

Курс рассчитан на 35 часа, 1час в неделю.

Актуальность курса:

Теоретический материал излагается на наглядно - интуитивном уровне с организацией разнообразной геометрической деятельности: наблюдение, экспериментирование, конструирование и другое, в результате которого учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают специальные качества и умения: геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки. Плоские и пространственные формы изучаются совместно.

Специально подобранные практические задачи и задания позволяют значительно расширить возможности для развития мышления и речи учащихся, разнообразить методы и приемы решения задач, расширить их представление о способах решения, способствуют развитию школьников, формируют у них интерес к решению задач и к самой математике.

Цели курса:

1.Подготовка учащихся к изучению геометрии в 7 классе.

2.Развитие познавательного интереса к математике, математического мышления и кругозора.

3.Развитие аккуратности, настойчивости, изобретательности, эстетического вкуса и пространственного воображения.

4.Развитие уверенности в себе и в своих способностях.

5.Развитие способностей к самостоятельному сбору информации, к умению самостоятельно мыслить.

Задачи курса:

1.Поддержка базового курса математики.

2.Выявление и развитие математических способностей учащихся.

3.Интеграция знаний учащихся в изобразительном искусстве, архитектуре, декоративно - прикладном творчестве.

4.Формирование обще учебных умений.

Содержание курса

1. Начальные геометрические сведения (6ч).

Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры. Измерительные и чертежные инструменты. Параллельность. Перпендикулярность. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы и их свойства.

2. Многоугольники (9ч).

Треугольники и их виды. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Замечательные точки треугольника. Четырехугольники и их виды. Многоугольники и их виды. Правильные многоугольники. Геометрические головоломки.

3. Окружность и круг (2ч).

Окружность и ее свойства. Вписанная и описанная окружности.

4. Многогранники (4ч).

Параллелепипед и куб, их изображение, элементы и свойства. Призма и ее виды. Пирамида. Правильные многогранники.

5.Фигуры вращения (3ч).

Шар. Сфера. Конус. Цилиндр. Комбинации фигур вращения.

6. Преобразования на плоскости (7ч).

Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Изучение бордюров и орнаментов, симметрии в прикладном искусстве. Фракталы. Оригами.

7.Координатная плоскость (4ч).

Понятие координатной плоскости. Координаты точки. Построение фигур по заданным координатам.

Результаты изучения курса

В результате изучения курса учащиеся должны:

1.Понимать, что геометрические формы являются образами реальных объектов.

2.Научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира.

3.Получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве.

4.Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры, изображать их (отрезки, углы, треугольники и их виды, четырехугольники и их виды, многоугольники, окружность, круг, пирамида, призма, многогранники, шар, сфера, конус, цилиндр).

5.Владеть практическими навыками использования геометрических инструментов (линейка, циркуль, транспортир).

6.Решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов).

Контроль уровня достижений учащихся

Для полной реализации целей и задач курса в работе используются разнообразные формы и методы - исследование, наблюдение, конструирование, экспериментирование, дискуссия, лекция, семинар, деловая игра, практические и самостоятельные работы, творческие работы, геометрическая экскурсия по городу Архангельску, геометрический тренинг, конкурс на самую интересную фигуру, игра - КВН, посвященная геометрии, тестирование, работа в группах, работа в парах, геометрические головоломки, игры СТОМАХИОН, игры с ПЕНТАМИМО, рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание и складывание фигур, использование ОРИГАМИ, использование компьютера и мультимедийного проектора. Данные виды деятельности дают возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.

При изучении данного курса часть времени отводится для самостоятельной и творческой работы; предусмотрено 14 практических работ, 4 творческие работы, 3 обучающих теста и 1 итоговый тест, позволяющие учащимся проявить инициативу и оценить успех.

Завершается курс итоговым занятием в виде геометрической игры - КВН.



Тематическое планирование

Занятия/ дата

Тема занятия

Оборудование

Формы и методы

1

05.09.15

Введение. Начальные геометрические сведения. Измерительные и чертежные инструменты

Геометрические фигуры и тела, транспортир, линейка, циркуль.

Сообщающая беседа, исследование, наблюдение.

2

12.09.15

Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры (точка, прямая, плоскость)

Параллелепипед,

таблицы, схемы.

Учебное исследование,

практическая работа.

3

19.09

Параллельность

Угольник, линейка

Рассказ, построение, практическая работа

4

26.09

Перпендикулярность

Угольник, линейка

Рассказ, построение, практическая работа

5

03.10.

Угол, виды углов

Угольник, линейка, транспортир

Лекция, работа в парах, самостоятельная работа

6

10.10.

Смежные и вертикальные углы и их свойства

Угольник, линейка, транспортир

Беседа, решение задач, обучающий тест

7

17.10.

Треугольники и их виды

Угольники, разные модели треугольников, таблица, модели из бумаги

Лекция, учебное исследование, практическая работа: измерение углов и сторон треугольников

8

24.10.

Замечательные точки треугольника. Медиана, биссектриса и высота треугольника

Таблица, модели из бумаги

Учебное исследование, наблюдение и экспериментирование

9

31.10.

Четырехугольники и их виды

Таблица, модели

Лекция, учебное исследование, практическая работа: измерение углов и сторон четырехугольников

10

14.11.

Многоугольники и их виды

Таблица, модели, линейка

Беседа, исследование, работа в парах

11

21.11.

Окружность и круг

Линейка, циркуль

Рассказ, исследование, практическая работа

12

28.11.

Вписанные и описанные окружности

Линейка, циркуль

Беседа, практическая работа

13

05.12.

Правильные многоугольники

Таблица, модели, циркуль, линейка

Учебная дискуссия, самостоятельная работа

14

12.12.

Геометрические головоломки

Головоломка ТАНГРАМ, игра СТОМАХИОН

Исследование, эксперимент, творческая работа

15

19.12.

Геометрический тренинг

Рисунки, задания

Учебная встреча, работа в группах

16

26.12.

Геометрическая экскурсия по городу Перми

Цветные карандаши, фломастеры, пластилин, фотоаппарат

Экскурсия

17

Конструирование картин из плоских фигур

Модели плоских фигур, клей

Творческий отчет

18

Параллелепипед, куб, изображение, элементы, свойства

Таблица, модели, линейка, пластилин

Рассказ, исследование, изображение

19

Призма, ее виды и изображение

Таблица, модели

Учебное исследование, эксперимент

20

Пирамиды

Таблица, модели

Построение фигур, практическая работа

21

Правильные многогранники

Таблица, модели, развертки

Конструирование фигур, лекция

22

Шар. Сфера

Таблица, модели

Фузионизм с кругом и шаром, исследование, аналогия

23

Конус. Цилиндр. Комбинации тел

Таблица, модели, угольники для вращения

Учебная дискуссия, исследование, построение фигур

24

Конструирование пространственных фигур

Бумажные модели для оригами

Творческая работа

25

Преобразования на плоскости. Осевая (зеркальная) симметрия

Угольник, линейка, рисунки

Построение симметричных фигур. Практическая работа

26

Центральная симметрия

Угольник, линейка, рисунки

Практическая работа: построение симметричных фигур

27

Параллельный перенос фигур

Практическая работа

Самостоятельная работа: композиция нескольких последовательных преобразований

28

Бордюры и орнаменты

Домашние заготовки

Анализ, исследование, творческая работа

29

Симметрия в декоративно-прикладном искусстве Урала

Мультимедийная презентация исследовательской работы

Просмотр презентации, обсуждение, самостоятельная работа

30

Оригами

Бумага, ножницы

Творческая работа

31

Фракталы

Презентация

Семинар, построение

32

Координатная плоскость

Презентация, набор заданий

Творческая работа

33

Шедевры на координатной плоскости

Линейка, набор заданий

Конкурс на самую интересную фигуру

34

Итоговое занятие

Геометрические инструменты, модели

Игра-КВН

35

Резерв. Подведение итогов

Тесты

Обобщение знаний

Список литературы.

1.Бунимович Е.А. Математика - 5. Геометрия. Анализ данных. - М.: Просвещение, 1994г.

2.Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Алгебра 7-9 классы. М.: Просвещение, 2008г.

3.Ершова А.П., Голобородько В.В. Математика 5-6. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2004г.

4.Никольский С.М., Потапов М.К, Шевкин А.В. Учебники по математике: Арифметика-5, Арифметика-6, дополнительные главы. - М.: Просвещение, 2009 г.

5.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку для 5-6 классов. - М.: Просвещение, 2003г.

6.Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Учебное пособие для 5-6 классов «Наглядная геометрия». - М.: «Дрофа»,2008 г.

7.Юрченко Е.В. Тесты. Математика 5-6 классы. М.: Дрофа, 2001г.


© 2010-2022