КОНСПЕКТ УРОКА

Конспект урока по информатике для учащихся 8 класса средних общеобразовательных учреждений по теме "Информация и знания".Тема: Информация и знания.Цель: образовательная – сформировать понятие об информации, показать действия, которые человек делает с информацией, охарактеризовать информационные процессы, выделить существенные свойства информации, различать ее виды;развивающая – развитие памяти, внимания, мышления, воображения, грамотной речи;воспитательная – воспитание аккуратности, внимательнос... 3. Преподавание базового курса информатики в средней  школе /И. Г. Семакин, Т. Ю. Шейна  – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004. 496с.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по информатике

для учащихся 8 класса средних общеобразовательных учреждений

Тема: Информация и знания.

Цель:

образовательная - сформировать понятие об информации, показать действия, которые человек делает с информацией, охарактеризовать информационные процессы, выделить существенные свойства информации, различать ее виды;

развивающая - развитие памяти, внимания, мышления, воображения, грамотной речи;

воспитательная - воспитание аккуратности, внимательности, доброжелательного отношения к окружающим.

Задачи:

1)ввести понятие информации;

2)дать характеристику информационным процессам;

3)научить различать виды информации;

4)научить выделять свойства информации.

Тип: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: дедуктивно - репродуктивный.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

1) знать определение понятия информации;

2) знать характеристику информационных процессов;

3) уметь различать виды информации;

4) уметь приводить примеры информации из области человеческой деятельности, живой природы и техники.

Оборудование:

- компьютер;

- презентация;

- мультимедиа проектор.

Литература:

1. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 384с.

2. Поурочные разработки по информатике:8 - 9 классы /А.Х. Шелепаева..- 2-е изд. - М.:ВАКО, 2007. 272с.

3. Преподавание базового курса информатики в средней школе /И. Г. Семакин, Т. Ю. Шейна - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004. 496с.

План урока:

  1. Организационный момент (1-2мин.)

  2. Актуализация опорных знаний и умений (10 мин.)

  3. Изучение нового материала (25 мин.)

  4. Подведение итогов урока (5 мин.)

  5. Домашнее задание (2-3 мин.)

Ход урока:

I. Организационный момент

Включает в себя приветствие учителем класса, проверку готовности кабинета к проведению урока, проверку отсутствующих (Слайд 1).

II. Актуализация опорных знаний и умений

Учитель (Слайд 2): Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке: что такое клавиатура?

Ученик: Клавиатура - устройство, с помощью которого осуществляется ввод данных, команд управления ПК.

Учитель: Назовите основные группы клавиш? Приведите примеры из каждой группы клавиш.

Ученик: 1)алфавитно-цифровые клавиши (пробел, цифры, 0-9, знаки пунктуации), 2)функциональные клавиши (F1,F2,…), 3)служебные клавиши (enter, esc, tab, shift,…..), вспомогательные клавиши (ввод чисел и управление курсором)

III. Изучение нового материала

Учитель: А теперь приступим к изучению нового материала. К слову «информация» люди привыкли очень давно. Каждый из нас, чуть ли не каждый день произносит это слово. Если я вас спрошу, что же такое информация, вы что мне ответите?

Учащиеся по очереди высказывают свою точку зрения.

Учитель: Каждый считает по-своему, поэтому давайте вместе попробуем разобраться «что такое информация?» ; «что она из себя представляет?» (Слайд 3).

Запись в тетради: Термин информация происходит от лат. Information, что означает разъяснение, сведения, осведомление, изложение. Теория информации возникла в 1946 г. и это возникновение связывают с работой Клода Шеннона.

Учитель: За долгую жизнь его значение термина претерпевало эволюции, то расширяя, то предельно сужая свои границы. Вначале под словом «информация» подразумевали: «представления», «понятие», затем - «сведения», «передача сообщений».

Вот все, что мы с вами знаем, мы когда - то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти. В свою очередь все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.

Итак, информация для человека - это знания, которые он получает из различных источников.

В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чем- либо, которые передают и получают люди. Ведь информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в показаниях часов, термометров и др. приборов. Сообщения, сведения, т.е. информация, является причиной увеличения знаний людей о реальном мире.

Существует огромное количество определений понятия «информация». Давайте запишем определение.

Запись в тетради: Информация - это отражение реального предметного мира с помощью знаков и сигналов.

Учитель: Вот мы с вами разговариваем, читаем книгу, производим какие - либо расчеты и как бы получаем информацию. Но сами по себе речь, текст, цифры - не являются информацией. Они лишь носители информации.

Различают следующие виды информации (Слайд 4).

Запись в тетради: Виды информации:

- по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая)

- по форме представления (текстовая, числовая, графическая, звуковая, комбинированная)

(Слайд 5) - по значению

- общественная (житейская, общественно-политическая, научно-популярная, эстетическая)

- личная (знания и умения, чувства и интуиция, прогнозы и планы, опыт и наследственная память)

- специальная (научная, производственная, техническая, управленческая)

Учитель: Теперь давайте посмотрим основные свойства информации (Слайд 6).

Запись в тетради: Основные свойства информации:

- объективность - действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений

- достоверность - если она отражает истинное отражение дел

- полнота- это достаточность для понимания и принятия решения

(Слайд 7) - актуальность - это важность, существенность для настоящего времени

- точность - степень близости информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления.

Учитель: Скажите мне пожалуйста, кто-нибудь из вас задумывался, что представляют собой наши знания?

Учащиеся по очереди высказывают свою точку зрения.

Учитель: Наши знания можно разделить на 2 группы (Слайд 8). Знания первой группы начинаются со слов « Я знаю, что …». Такие знания принято называть декларативными. Например: знания о событиях, о свойствах объектов. Знания второй группы начинаются со слов «Я знаю, как…». Такие знания принято называть процедурными. Они определяют действия для достижения какой - либо цели. Например: как собрать мозаику, помыть полы.

А теперь давайте подумаем вот о чем. Что человек делает с информацией, то есть со своими знаниями?

Учащиеся по очереди высказывают свою точку зрения.

Во - первых, человек хранит информацию либо в собственной памяти (в уме), либо на каких-то внешних носителях (бумага). Память человека можно назвать оперативной памятью. Здесь слово «оперативный» является синонимом слова «быстрый». Свою память мы ещё можем назвать внутренней памятью, поскольку её носитель , мозг, находится внутри человеческого тела. Оперативную информацию человек может забыть. Информация на внешних носителях хранится надежнее. Книги, записи, можно рассматривать как расширение памяти, как нашу внешнюю память.

Во - вторых, человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, телефон и т.д. Передача информации - всегда двусторонний процесс: есть источник, и есть приемник информации. Источник передает (отправляет), а приемник получает (воспринимает) информацию. Существуют такие предметы, которые используются для хранения и передачи информации. Носителями информации являются: компьютерный диск, книга, берестяная грамота и т.д. Данные носители позволяют сохранять информацию. Для передачи информации используют другие носители, основными из которых являются сигнал и знак. Знаки являются носителями смысловой информации в социальных и коммуникативных системах, сигналы - носителями информации технических, социотехнических и биологических системах и средах.

В - третьих, человеку почти непрерывно приходиться заниматься обработкой информации. Например: изменение формы представления информации без изменения её содержания, упорядочение (сортировка) информации.

Запись в тетради (Слайд 9): Хранение, передача и обработка информации являются информационными процессами.

IV. Подведение итогов

Учитель (Слайд 10): Итак, что нового вы узнали для себя на этом уроке?

Ученик 1: Информация - это отражение реального предметного мира с помощью знаков и сигналов.

Знания делятся по группам:

- декларативные

- процедурные;

Учитель: А теперь назовите носители информации, которые используются для её хранения?

Ученик 2: Бумага, магнитные носители - дискета, жесткий диск, оптический носитель.

Учитель: Назовите носители информации для передачи информации?

Ученик 3: Звук и сигнал.

V. Домашнее задание

Запись в дневниках (Слайд 11):

1. И.Семакин «Базовый курс 7-9 кл.» §1, 2.

2. Вопросы после §1, 2.

3. Записи в тетради.

4. Придумать собственные примеры декларативных и процедурных знаний.

© 2010-2022