• Преподавателю
  • Математика
  • Формирование интереса к изучению математики у школьников, как одно из направлений развития математического образования

Формирование интереса к изучению математики у школьников, как одно из направлений развития математического образования

Мало иметь хороший ум, Главное – хорошо его применить. Р. Декарт.                                                                                                                                                                                         Быстро развивающиеся в нашей стране наука и техника предъявляют все более высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Чтобы удовлетворять этим растущим требованиям школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, углублять эти знания. Современная теория обучения и воспитания детей все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.   Абстрактный характер математики, ее внутренние логические связи и необходимость последовательного изучения ее разделов всегда порождали своеобразные трудности преподавания предмета.            
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на августовском педагогическом совещании

учителей Республики Адыгея







Формирование интереса к изучению математики у школьников, как одно из направлений развития математического образования.


Черкесова Жана Рамазановна.

учитель математики МБОУ СОШ № 5

а. Блечепсин, Кошехабльского района, РА .




Август, 2013 г.

Мало иметь хороший ум,

Главное - хорошо его применить.

Р. Декарт.

Быстро развивающиеся в нашей стране наука и техника предъявляют все более высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Чтобы удовлетворять этим растущим требованиям школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, углублять эти знания. Современная теория обучения и воспитания детей все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.

Абстрактный характер математики, ее внутренние логические связи и необходимость последовательного изучения ее разделов всегда порождали своеобразные трудности преподавания предмета.

Неумение показать значение математики в жизни общества порождает у учащихся взгляд на математику, как на сухую, малоинтересную науку.

Такой взгляд на математику не изжит до настоящего времени.

Скажите, вам не бывает, ну, если не больно, то хотя бы обидно слышать, что математика - скучная наука? Но для начала давайте признаемся ,хотя бы себе, что обижаться надо не на тех, в чьем сознании слово «математика» намертво срослось со словом «скука», а на тех кто посодействовал этому альянсу, т.е. на себя.

Учителя - математики - главные виновники ,во всем, но вовсе не потому, что как гласит народная молва большинство из нас сухари ,хотя среди математиков «зануд» ничуть не больше, чем среди литераторов или историков. А потому, что наш учебный материал куда менее занимателен, чем литературный или исторический; к тому же для усвоения его, кроме желаний и старания ученика, требуется, чтобы не обошла его стороной «божья благодать» на сей предмет.

А посчитались с этим те, кто ввел экзамен по математике в ранг обязательных? Нет! Вот и приходится нам прикладывать максимум усилий, чтобы дать всем детям минимум знаний, который предусмотрен школьной программой. А если учесть, что мы берем на себя повышенные обязательства ,жизнь заставляет брать - основная часть наших выпускников поступают в вузы , где надо сдавать математику , причем в объёме, куда превосходящей школьную программу, то станет понятно, почему нам порой некогда вспомнить, что мало напичкать душу ученика знаниями, их надо укоренить в ней, но сделать это, не побеспокоив душу - нельзя!

Практика преподавания в школе по различным учебникам математики, последовательно сменяющим друг друга за последние годы , несмотря на напряженные поиски и безусловные достижения методики преподавания, степень усвоения учащимся учебного материала невысока. Можно предложить, что следующие причины имеют определенное значение при оценке сравнительно небольшой эффективности реализуемых в учебниках методических положений.

Заметный разрыв с традиционным способом организации учебного материала. При этом, как правило, страдают в первую очередь навыки выражения простейшим действием (сокращение дробей и т. п.), что сильно тормозит усвоение более важных в теоретическом отношении понятий и целых разделов курса .

Малая занимательность как теоретической части учебников, так и схожести задач. Это обстоятельство делает возможным успешное обучение тех детей, которые уже приобрели устойчивый интерес к самому процессу учения.

Отсутствие в основном тексте учебников сложных задач. Они обычно сгруппированы в специальный раздел - «задачи повышенной сложности». Но всегда ли учитель может вовремя указать нужную задачу из этого раздела при прохождении определенной темы? Отсутствие в тексте многих учебников образцов контрольных знаний, которые могли бы указать учителю, на что следует обратить особое внимание. Особое внимание следует уделить тематике задач. Многие задачи, кроме своего математического содержания, должны иметь общеобразовательную направленность. Следует иметь ввиду то, что в некоторых задачах могут встретиться термины, неизвестные учащимся . обязанности учителя - объяснить их детям.

Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, создает эмоциональный фон, который характерен для интереса.

Принято различать три группы условий, стимулирующих развитие познавательных интересов: первая группа условий связана с содержанием учебного материала, вторая с организацией процесса обучения и третья определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем.

К первой группе условий относится новизна содержания, обновление уже освоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу, раскрытие практического значения знаний и показ современных достижений науки.

Ко второй группе в педагогике принято относить такие методы преподавания, как разнообразные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие и практические работы учащихся.

К третьей группе относят способности учащихся, увлеченность преподаванием самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности, требовательность и справедливость, поощрения, соревнование и взаимопомощь учащихся.

На практике все эти условия оказываются взаимосвязанными, они действуют в единстве, а главное - они более разнообразны, если их рассматривать применительно к математике.

Как часто учитель просто записывает на доске тему урока и сразу же начинает объяснение. Конечно, такой прием не возбуждает у учеников ни интереса, ни желания познать новое. И совсем по другому воспринимает цель урока, когда учащиеся сами становятся исследователями той или иной проблемы, сами убеждаются в необходимости изучении темы. Так при изучении деления десятичной дроби на 10; 100; 100 и т. д. можно сразу не формулировать тему урока , а предложить ребятам следующую систему знаний:

1. Ребята! Попробуйте догадаться, как можно быстро выполнить деление: 138.5 : 10, 138.5 : 100, 138.5 : 1000.

2. Объясните, почему 8.45 : 100 = 0.0854. Если не можете, то прочитайте в учебнике о делении десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.

3. Придумайте сами, похожий пример и предложите его решить товарищу по парте.

После такого выполнения систем заданий цель урока будет понятна всем ученикам и усвоение темы пройдет быстрее и качественнее.

В формировании интереса учащихся к изучению математики большое значение имеет четко организованная внеклассная работа. Известно многое интересных форм - от кружков до научных обществ.

В процессе обучения математике происходит интеллектуальный рост школьников, проявляющийся в развитии и обогащении различных сторон его мышления, качеств и черт личности и характера.

Развитая психологами типология мышления выделяет такие его виды как абстрактное и конкретное, речевое и эмоциональное и т.п. Широкое распространение получил термин «визуальное мышление» (зрительное, наглядное) исследуя познавательные процессы, выделяет «ум , который работает с помощью , умозрительно»

Каждый учитель использует на уроке наглядный материал - формулы, чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, модели и образцы в руках у учеников. Первая цель учителя состоит в том, чтобы ученик смотрел на предъявляемые ему зрительные образы. Этой цели достичь легко. Вторая цель состоит в том, чтобы ученик смотрел и видел то, что заложено в этих образцах. Культура зрительного восприятия требует такого же длительного и серьезного воспитания, как культура письма и речи. «для того чтобы правильно видеть вещи необходимо обучение».

Вы написали на доске сложное алгебраическое выражение и предложили классу задание - упростить его. Ученики потянулись к ручкам. Остановите их. Вспомните , что первым шагом в каждом этапе познания является «живое созерцание»

Для того, что бы сделать «живое созерцание» действенным, ученик должен научится анализу визуальной информации. Какие шаги сопровождают такой анализ? Прежде всего должно произойти осознание общей структуры предложенного изображения. При этом ученик стремится распознавать некоторую эталонную, стандартную, ситуацию, т. е. мысленно ответить на вопрос «на что», т.е. на применение каких знаний, какого правила нацелена поставленная перед ним задача ,решить неравенство, используя метод интервалов; провести исследование по графику.

Воспитание интереса на уроках достигается следующими способами:

1. Обогащением содержания материалом по истории науки.

2. Решением задач повышенной трудности и нестандартных задач.

3. Подчеркиванием силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований.

4. Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов, придающих каждому уроку своеобразный характер, наглядных пособий.

5. Активизацией познавательной деятельности учащихся на уроке, использование форм самостоятельной и творческой работы.

6. Использованием различных форм обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом.

7. Разнообразием домашних работ.

8. Установлением внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни, в технике, в производстве.

Не секрет, что многие учащиеся не обладают достаточно развитым пространственным воображением. Проблема старая но актуальная. Если учитель не решает ее тогда, когда ведет старшие и младшие классы, то через несколько лет его уроки стереометрии с теми же учениками будут терять большую часть своей эффективности.

Все психологические процессы, в том числе и пространственное воображение, совершенствуется в результате деятельности. Эта деятельность должно чем - то стимулироваться и направляться, т. е. необходима система упражнений. Первую серию задач условно называют «вход в пространство». Это устные задачи, в которых, казалось бы, ничего не сказано о пространстве, только решении задач навязывают «плоскостные» базы. Нужно преодолеть это, «вывести» свою мысль в пространство , чтобы правильно выполнить предложенные задания.

Для изучения аксиом стереометрии предлагают задачи с кубом , параллелепипедом и некоторыми другими фигурами. Эта группа заданий связаны с иллюзиями и невозможными объектами.

Третья серия заданий использует развертки куба, цилиндр.

Особое внимание заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действует на учащихся мобилизующие, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся. Но они требуют от учащихся большого умственного напряжения а поэтому сравнительно быстро утомляют их. Устные упражнения оказывают существенную помощь в изучении нового материала.

И все таки хорошо, что учителя математики держат руку на пульсе времени: что все новое, что попадает в их поле зрения, они стараются применить в работе, и при этом не забывают хорошее «старое » и что сами придумывают оригинальные формы обучения..

В связи с тем, что в современном обществе стоит актуальная проблема, связанная с модернизацией содержания образования, проблема выбора наилучших способов и технологий организации образовательного процесса и в связи с тем, что проблема формирования познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время представляет особую значимость для методики преподавания математики, так как познавательная активность при изучении сложного материала у большинства учащихся слабая, то мы заинтересовались проблемой развития познавательных интересов, способностей, познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время. Мы изучили психолого-педагогическую, методическую литературу по этой проблеме и убедились, что проблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики.

В заключении хотим дать несколько советов:

- будьте терпеливы; не ждите быстрых результатов от детей, они обязательно будут, только не торопите события;

- не забывайте о доброжелательности; оценивание творческих работ детей

- «инструмент» очень тонкий, деликатный; не стоит размахивать им.

- не бойтесь движения и шума на занятиях; практикуйте небольшие физические разминки на уроке, которые снимают интеллектуальную и эмоциональную напряжённость;

- помните о равноправии; каждый ребёнок имеет право на творческое самовыражение, поэтому не нужно делить детей на талантливых и остальных;

- творите сами; попробуйте «проиграть» предложенные нами приёмы и убедитесь в том, что вы сами - человек творческий, нестандартный, азартный…(нельзя научить тому, чем сам не владеешь); и как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Список использованной литературы:

1. В.В. Фирсов «Планирование обязательных результатов обучения математике» Москва ,«Просвещение»,1989г;

2. Б.В. Гнеденко «Математика математическое образования в современном мире» Москва, «Просвещение», 1992г;

3. Л.Н.Фридман, Е.Н. Турецкий «Как научится решать задачи»,

Москва, «Просвещение»,1989г;

4. В.К. Савойленко «Система обучения математике в 5-6 классах», Москва «Просвещение»,1991г;

5. М.Л.Гаицкий, М.М.Машкович «Углубленное изучения курса алгебры и математического анализа», Москва, «Просвещение»1990г.






© 2010-2022