• Преподавателю
  • Математика
  • Реферат формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как условие развития личности и её социальной адаптации

Реферат формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как условие развития личности и её социальной адаптации

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Институт дополнительного образования

Кафедра профессионального развития педагогических работников

Реферат формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как условие развития личности и её социальной адаптации

На тему:

Реферат формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как условие развития личности и её социальной адаптации

Выполнила:

слушатель курсов

Баранова Людмила Владимировна,

учитель математики

ГБОУ СОШ № 4

Проверила:

Шевченко Наталья Ивановна,

к.п.н., доцент

Москва

2013




СОДЕРЖАНИЕ



Введение. Актуальность темы и её новые аспекты

в современных условиях функционирования школы…………………

ГЛАВА 1. Освещение темы формирования УУД

в педагогической и методической литературе. ………………………...

1.1. Определение перечня УУД и их классификация…………....

1.2. Этапы формирования УУД…………………………………...

1.3. Приёмы и методы формирования УУД на уроках

математики…………………………………………………………..

ГЛАВА.2. Из опыта работы формирования УУД на уроках

математики………………………………………………………………

2.1. Психолого-педагогические условия образовательного процесса в сош № 4…………………………………………………………………

2.2. Некоторые методические приёмы формирования УУД

на уроках математики………………………………..…………………

Заключение……………………………………………………………….

Литература. ………………………………………………………………







Введение. Актуальность темы и её новые аспекты в современных условиях функционирования школа

Перед каждым добросовестно и творчески работающим учителем непременно возникает вопрос: «Для чего нужны школьникам знания, которые я им даю? Все ли возможности школьного урока я реализую в процессе своей деятельности ?»

Социальный заказ общества (выпускников, родителей, преподавателей лицеев, колледжей, ВУЗов, работодателей) системе общего среднего образования в начале нового века и тысячелетия отражает и новые

требования к качеству подготовки учащейся молодёжи в сложных условиях развития современного социума.

Возникает потребность в усилении таких функций образования как

-формирование умений социальной адаптации в обществе;

-воспитание личности, способной реализовать свои возможности, склонности, способности, т. е. раскрыть свой нравственный и интеллектуальный потенциал в профессиональной и семейно-бытовой жизни;

-формирование общекультурных интересов;

-развитие навыков самообразования, умения мыслить творчески и независимо.

Образовательный процесс, целью которого является развитие личности через обучение и воспитание, называют в педагогике личностно-ориентированным.

Организация именно такого процесса позволяет выпускникам школы приближаться к достижению ими ключевых компетенций. Поэтому говорят о компетентностном подходе к организации личностно-ориентированного образовательного процесса.

В международной школьной практике ключевые компетенции (или компетентности) определяются как многофункциональный пакет знаний, способностей и отношений, которые требуются каждому человеку для полноценной личной жизни и работы, активной гражданской позиции, эффективного включения в жизнь общества.

Документы Сессии Совета ЕС по образованию, молодёжи и культуре в Брюсселе от 23. 02. 2006 г. содержат следующие ключевые динамические компетенции:

-способность к коммуникации на родном языке;

- способность к коммуникации на иностранных языках;

-математическая компетенция и базовые компетенции в науке и

технологии;

-цифровые компетенции;

-способность учиться;

-социальные и гражданские компетенции;

-способность к инициативе и предпринимательству;

-культурная компетенция.

В 2006 году проводились международные исследования в рамках реализации образовательных достижений учащихся в области естественнонаучной грамотности. Анализ участия российских школьников в этих исследованиях показал, что они испытывают затруднения при работе

-с заданиями большого объёма текстовой информации и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;

-с заданиями, в которых надо было интегрировать разнообразные знания и использовать общеучебные умения, способы размышления и анализа;

-с заданиями, где нужно было привлекать дополнительную информацию или «отбрасывать» избыточную информацию и «лишние» данные;

-с комплексными заданиями»;

-с заданиями разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа (выбор ответа, записи словесной или числовой, краткого или развёрнутого обоснования ) в одной работе;

-с тестами, проверяющими владение системой мер и с геометрическими тестами,

то есть с заданиями, требующими аналитических умений, творческого применения знаний. В целом отмечается недостаточный уровень и коммуникативных умений.

Таким образом, цель обучения в школе - не «набор» знаний, а возможность применения знаний в повседневной жизни. В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника основной школы:

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознавающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством:

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Слова Л. Н. Толстого: « Знания - орудие, а не цель» - как никогда актуальны.

Кроме того, идёт процесс профилизации средней школы. В нематематических классах на одно из ведущих мест выйдут (и уже выходят ) развивающие и социализирующие цели, а предметное содержание должно будет играть роль средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания.

В этих условиях большое значение приобретает формирование универсальных учебных действий.

Глава 1.Освещение темы формирования ОУУН в педагогической и методической литературе.

1.1. Определение перечня ОУУН и их классификация.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФГОС. Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира: - различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); - выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); - анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; - применять таблицы, схемы, модели для получения информации; - презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; ФГОС. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; - выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); - приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; - выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения ФГОС. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, - составлять план простого эксперимента; - выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»); - выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; - преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала

и поставленной учебной целью; - моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); - исследовать собственные нестандартные способы решения; - преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать ФГОС.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности

(познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

И самое главное - заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

1.2. Этапы формирования УУД.

При обучении математике у учащихся могут формироваться все указанные виды УУД. Формирование любого навыка идёт только в процессе целенаправленной учебной деятельности ученика, когда создаются условия для эффективного усвоения знаний, развития школьника Учитель имеет большой запас времени (несколько лет) для отработки определённого навыка ( конечно, с учётом возрастных особенностей), а также имеет большой выбор «инструментов» для организации урока.

Поэтому формирование УУД необходимо планировать, как и любых других умений учебной деятельности.

Авторы О. Б. Епишева и В. И. Крупич [6, 19] увеличивают количество этапов до 9:

  1. ) диагностика;

  2. постановка цели и задач

  3. инструктаж о способах деятельности, т. е. введение приёма;

  4. отработка приёма;

  5. оперативный контроль и коррекция процесса формирования приёма;

  6. применение приёма;

  7. обобщение и перенос усвоенного приёма;

  8. закрепление обобщённого приёма;

  9. обучение нахождению новых приёмов.

1.3. Приёмы и методы формирования УУД на уроках математики.

Первый этап - диагностика.

Методы и приёмы: анкетирование, пооперационный анализ письменных работ и устных ответов учащихся, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, тесты, дидактическая игра.

Второй этап - постановка целей и мотивация.

Методы и приёмы: словесные, наглядные в виде таблиц, схем, помещаемых на стенде «Учись учиться», проблемно- поисковые, когда при разрешении

проблемной ситуации учащиеся убеждаются в необходимости применения новых навыков; использование исторического материала, выявление практической значимости материала, поощрение учащихся.

Цели и задачи формирования каких- либо УУД должны быть согласованы с целями обучения, поставленными перед определённым уроком математики.

Третий этап - инструктаж.

Методы и приёмы: памятки, инструкции, беседы, организация самостоятельного нахождения и осознания составляющих приёма или метода

Четвёртый этап - практические упражнения.

Особенность этой работы в том, что формирование УУД проходит не на каких-то специальных заданиях, а при выполнении программных упражнений по математике.

Методы и приёмы многообразны. Это и предварительное планирование решения задачи, и работа с таблицами, графиками, статистическими данными, диаграммами (в старших классах можно уже пользоваться умениями учащихся работать с компьютерными программами «Мастер диаграмм»).

Пятый этап - оперативный контроль и коррекция процесса.

Методы и приёмы: самостоятельные работы, контрольные работы, методы взаимоконтроля, самоконтроля, упражнение « Найди ошибку» и т. д.

Корректирующие действия по отработке приёма:

беседы, коллективный и индивидуальный анализ ошибок, работа по их исправлению, примеры и контрпримеры, индивидуальные карточки- памятки, индивидуальные и дифференцированные задания.

Шестой этап- применение усвоенных навыков.

Методы и приёмы: теоретические обобщения, организация ситуаций практического применения усвоенных УУД.

Седьмой этап- обобщение и перенос усвоенных приёмов

(в стандартных и нестандартных ситуациях)

Методы и приёмы: объяснительно- иллюстративные, проблемные частично- поисковые, методы практической и самостоятельной работы, методы репродуктивного и вариативного воспроизведения и применения УУД.

Восьмой этап- закрепление.

Используются обобщающие уроки, самостоятельная учебная деятельность учащихся по изучению материала, по решению стандартных и нестандартных задач, работы исследовательского характера, домашняя работа учащихся, самостоятельное применение усвоенных навыков УУД в других предметах естественно- математического цикла.

Девятый этап- обучение нахождению новых приёмов.

Методы и приёмы: обобщение частных случаев решения учебных задач, перестройка и перенос известного приёма, конкретизация и специализация общих приёмов, аналогия, составить приём, обратный данному, нахождение новых приёмов, опираясь на анализ содержания изучаемого теоретического материала.

На всех этапах формирования УУД полезно учитывать возможности внеклассной работы: факультативных, кружковых занятий, мероприятий предметных декад, олимпиад, конкурсов, математических вечеров, игры «Кенгуру».

Глава 2. Из опыта работы формирования УУД на уроках математики.

2.1. Психолого- педагогические условия образовательного процесса в сош № 4.

Заключение дефектолога по результатам диагностики на класс

7б класс

Показатели

Учащиеся с трудностями

Примечания

ВПФ


  1. Внимание


100%

В той или иной степени имеются трудности переключения внимания , снижены концентрация внимания ,устойчивость.

2. Запоминание

100%


Трудности запоминания. Увеличение времени для запоминания. Нередко воспроизведение материала неполное, неточное. Слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности

3. Восприятие

40 %

Снижение показателей объема ,скорости, дифференцированности зрительного восприятия, недоразвитие слухомоторной координации .

4. Мышление

50(%)

Недостаточная сформированность навыка соотносительного анализа, снижение функции обобщения, трудности аналитико-синтетической деятельности ,констр деятельности

Речь


1.Произносительная сторона речи

-50%

Трудности произносит стороны речи .Неустойчивые звуки , замены и тд

2.Слоговая структура слова

71 %

Искажения слоговой структуры, замены слогов, букв, пропуски букв-слогов

3.Словообразование и грамматический строй речи

66(%)

Недостаточный уровень сформированности

4 Фонематическое восприятие и фонематич представления

43%

ффнр как причина трудностей письма и чтения

5 Связная речь

100(%)

Низкая грамотность речи, трудности в построении и оформлении связного высказывания .Неточность употребления и понимания понятий

6.Словарное наполнение

100%

Недостаточное словарное наполнение

Письменная речь

Письмо (дисграфические элементы)

57(%)

(элементы разных видов дисграфии -акустическая дисграфия , оптическая , дисграфия на основе нарушенного языкового анализа-синтеза и тд)

Письмо (значительное число ошибок орфографического и пунктуационного характера)

86(%)

Как результат пробелов в знаниях как причина школьной неуспеваемости

Чтение

57%

Многочисленный замены, пропуски, перестановки букв, слогов. Спотыкания, нарушения в той или иной степени понимания смысла читаемого.

Развитие общей и мелкой моторики

70%

Недоразвитие мелких мышц руки, моторная неловкость

Сниженная Обучаемость (восприимчивость к помощи, умение работать по образцу, способность переноса на аналогичные задания)

50%

Понимают инструкцию в основном только после разъяснения ,осуществляют частичный перенос на аналогичные задания , затруднена автоматизация навыка

Снижение Работоспособности

70%)

Снижена в результате повышенной соматической истощаемости, в результате церебрастении .Быстрая истощаемость ,пресыщаемость

Организация деятельности

40%

Не выражен ориентировочный этап Характерны импульсивность ,хаотичность действий .Недостаточно развит самоконтроль






Заключение учителя-дефектолога по результатам диагностики

учащихся 7б класса

Диагносцируется некоторое снижение обучаемости, недостаточный уровень развития мышления, трудности в работе с речевым материалом. Процесс запоминания замедлен, воспроизведение неполное, неточное. Объем памяти ниже возрастной нормы (Воронина, Аврясов, Денисюк). Особенные трудности обнаружились у Ворониной Татьяны.

Отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия (Денисюк, Солдатова, Ларчев) Восприятие слабодифференцируемое, нарушена целостность восприятия.

Выявлены проблемы переключения внимания, а также концентрации, устойчивости внимания. (Некоторые учащиеся учащихся имеют в анамнезе СДВГ - синдром гиперактивности и дефицита внимания)

Речевое развитие - Нарушения письма и чтения, обусловленные ОНР (Солдатова , Денисюк продемонстрировали крайне низкий уровень развития речи). Воронина, Лобазов, Ларчев, Аврясов, Петров - Нарушения письма /и чтения/, обусловленные НВОНР. У Аврясова, Ворониной, Лобазова имеются нарушения произносительной стороны речи (в том числе сопряженные с патологией в строении органов артикуляции (Аврясов), в связи с минимальными дизартрическими расстройствами(Воронина)). Наблюдается снижение амплитуды артикуляционных движений (плохая дикция, неразборчивая речь)

У большого процента учащихся класса нарушены слуховая дифференцировка звуков, имеются нарушения слоговой структуры, трудности языкового анализа и синтеза . Как результат - обилие специфических ошибок письма. Письмо - совокупность орфографических, пунктуационных и специфических ошибок.

Не сформированы на должном уровне грамматической строй речи и функция словообразования .

Не сформирован навык каллиграфического письма. Работы крайне небрежные. (Связано с недоразвитием мелкой моторики ).

Процесс чтения у большинства учащихся значительно затруднен, понимание смысла читаемого нарушено. При чтении как знакомого и незнакомого материала - спотыкания и множественные ошибки (замены, пропуски, перестановки букв/слогов).

Следует отметить недостаточный объем словарного запаса, что во многом затрудняет овладение семантикой слов. Ограниченность и неполноценность лексических средств во многом затрудняет понимание математических правил и условий предлагаемых задач.

У всех без исключения учащихся 7б имеются нарушения аффектнивно-эмоциональной сферы - пассивность личного отношения к предложенной деятельности, не корригимуемого активной стимуляцией. При выполнении

разного рода заданий часто требуются подробные разъяснения педагога. В процессе работы быстро устают по причине высокой пресыщаемости.

В деятельности не выражен ориентировочный этап, характерны импульсивность, хаотичность действий. У учащихся отсутствует самоконтроль. Склонность к аффективным реакциям (особенно выделяются Солдатова, Ларчев, Лобазов).

У Солдатовой Ольги отмечается значительное снижение остроты зрения (без должной коррекции), что затрудняет процесс обучения.

У учащихся класса наблюдается социальная и педагогическая запущенность. Отсутствует должная мотивация к учебной деятельности

Учитель-дефектолог ___________ Русяева И.А.

Дата ___________

Организационные условия.

  1. Форма организации учебного процесса: классно- урочная, дистанционное обучение.

  2. В школе работают два предметных методических объединения: МО учителей предметов естественно- математического цикла и МО учителей предметов гуманитарного цикла.

  3. Избранные технологии педагогического процесса:

    • предметные технологии

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- информационные технологии;

- технология уровневой дифференциации;

- технология индивидуального подхода;

- традиционная технология обучения;

  • технологии психолого - педагогического сопровождения

-диагностика индивидуальных психологических особенностей;

- тестирование общеучебных умений и навыков;

- допрофессиональная диагностика;

- индивидуальное сопровождение детей группы риска.

4. Условия, обеспечивающие реализацию образовательных программ:

- современное содержание образования;

- наличие высококвалифицированных педагогов;

- материально- техническое обеспечение образовательного процесса, в том числе, один компьютерный класс;

-наличие учебных программ, утвержденных (рекомендованных) МО и науки РФ;

-наличие библиотеки и читального зала;

-выделена линия в Internet;

-спортивный зал;

-педагоги дополнительного образования, логопед, психолог;

-сетевое взаимодействие с другими школами по предпрофильному и профильному образованию;

-дистанционное обучение;

- имеется школьный сайт.

Школьный психолог совместно с классными руководителями составляет

карты психолого - педагогических особенностей учащихся, которыми располагают все учителя и учитывают эти данные в своей работе. Сош №4 для детей с девиантным поведением и дети приходят с разным уровнем знаний, в следствии различной возрастной группы, на уроках создаются оптимальные условия для усвоения программного материала.

В этих картах указаны пол, возраст, тип темперамента, наличие или отсутствие хронических заболеваний, тип мышления по ведущему полушарию, ведущий канал восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический ), психологические проблемы (агрессивность, депрессивность, тревожность и пр.)

Определяя объём кратковременной и долговременной памяти, способности к анализу, уровня внимания и других психологических характеристик, было выяснено, что разброс в процентном отношении довольно значительный

Я составляю и использую в своей работе карты состояния обученности учащихся УУД, в которых отмечаю такие сравнительные характеристики, как

умение осмысленно читать, понимать прочитанное,

состояние монологической речи;

способность вести диалог;

умение чертить схемы к задачам, работать с таблицами, графически отображать информацию;

умение действовать по алгоритму;

умение составлять план, конспект текста;

умение ставить вопросы,

умение работать с инструкциями и др.

Эта информация очень помогает выстроить урок не «по шаблону», а именно личностно - ориентированно, выбирая тот комплекс приёмов и методов, который является наиболее подходящим для данного класса на данном уроке.

2.2. Некоторые методические приёмы формирования ОУУН на уроках математики.

2.2.1 Формирование учебно - интеллектуальных и учебно - информационных УУД.

Я стараюсь на своих уроках сформировать у своих учеников культуру мышления. В своей работе я использую уже известные приёмы и технологии.

Уже несколько лет я применяю методику уровневой дифференциации ( автор Фирсов В.В. ), веду тематический учёт знаний и умений своих учеников, что позволяет мне подбирать материал урока целесообразно, с

учётом пробелов в знаниях отдельных учеников, проводить индивидуальную работу, веду опрос, провожу тестирование.

Получая новый класс, я обязательно провожу диагностику уровня сформированности ОУУ в различных формах. Это может быть анкетирование, тестирование, пооперационный анализ письменных работ и устных ответов учащихся, дидактическая игра, и др.

Примерное содержание анкеты (7 класс)

  1. Сколько раз ты читаешь дома заданный пункт учебника?

  2. С какой целью?

  3. Отвечаешь ли ты на вопросы после текста?

  4. Знаешь ли ты, где находится предметный указатель, и как им пользоваться?

  5. Выясняешь ли ты смысл непонятных тебе слов в тексте? Каким образом?

  6. Умеешь ли ты составить план прочитанного тобой текста?

  7. Заучиваешь ли ты определения, формулы, доказательства ?

  8. Изучаешь ли ты чертежи, графики, таблицы, относящиеся к данному тексту?

В процессе знакомства с классом я выясню индивидуальные особенности каждого ученика, выдам памятки «Как работать с учебником дома», но уже в процессе заполнения анкеты учащиеся знакомятся с алгоритмом работы с текстом (если они с ним не знакомы), психологически настраиваются на обязательное изучение теоретического материала при выполнении домашнего задания.

Тест на выявление сформированности умения сравнивать и наблюдать (5 класс ).

  1. Расположите в порядке возрастания числа:

732001, 73199, 73204.

а) 73204, 73199, 732001 в) 732001, 73204, 73199

б) 73199, 73204, 732001 г) 732001, 73199, 73204

.

  1. Расположите в порядке убывания числа:

31099, 310001, 31109.

а) 310001, 31109, 31099 в) 31109, 31099, 310001

б) 310001, 31099, 31109 г)31099. 31109, 310001.

3) Не вычисляя, поставьте знак > или <между произведениями:

299 * 201 298 * 201.

а) > в) =

б) < г) нельзя сравнить, надо умножать.

4) Не выполняя сложения, выясните, какая из сумм больше:

а) 3251 + 785 в) 3251 + 800

б) 3250 + 785 г) 3351 + 832

5) В записи двух чисел 10*9 и *1*0 вместо некоторых цифр поставлены *. Если возможно, сравните эти числа.

а) 10*9 > *1*0 в) 10*9 = *1*0

б) 10*9 < *1*0 г) нельзя сравнить.

Решающий должен обнаружить для двух пар фигур сходство отношений: объемлющая фигура меняется местом с объемлемой.

По результатам диагностики начинается работа по формированию или совершенствованию определённого УУД.

Для развития регулятивных учебных действий учу обобщению, оперированию в логической практике содержательно более ёмкими понятиями

а) решение обычной « готовой» задачи;

б) составление обратной задачи и её решение;

в) составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и решение её;

г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей.

Согласно научным данным всякая информация, воспринятая человеком, «циркулирует в оперативной памяти 15-20 минут, и эта фаза оптимальна для всевозможных перекодировок информации, которая потом « уходит» в долговременную память.

Пример.

Задача. В первый день скосили 30 га посевов, во второй день в 2 раза больше, чем в первый день, а в третий день - на 15 га меньше, чем во второй день. Сколько гектаров скосили в третий день?

Реферат формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как условие развития личности и её социальной адаптацииСхема: 30 га; в 2 раза, на 15 га,

Схема обратной задачи, которую нужно составить:

Реферат формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как условие развития личности и её социальной адаптации, в 2 раза, на 15 га, 45 га.

Очень важно вести записи решения этих задач в тетради параллельно:

Решение прямой задачи. Решение обратной задачи.

В 6 классе этот метод используется при решении задач на проценты.

Прямая задача.

Из 200 выстрелов по мишени в цель попало 86% пуль. Сколько выстрелов попало в цель?

Реферат формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как условие развития личности и её социальной адаптацииСхема: 200 выстрелов, 86% , выстрелов, %.

СРеферат формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как условие развития личности и её социальной адаптациихемы для обратных задач:

Реферат формирование универсальных учебных действий на уроках математики, как условие развития личности и её социальной адаптациивыстрелов, 86%, 172 выстрела.

200 выстрелов, %, 172 выстрела.

2.2.2. Формирование коммуникативных учебных действий.

На уроках математики можно успешно развивать коммуникатив-

ную культуру учащихся и организационные навыки.

Но прежде, чем учить школьника говорить и общаться, я учу…молчать. Вернее, слушать и слышать собеседника. Только тогда коммуникация, а проще говоря, диалог пройдёт успешно. На уроке речь идёт об учебном диалоге, но эти навыки, конечно, пригодятся и в дальнейшей жизни.

С 5 класса я приучаю учащихся к тому, что в основе любой работы должны лежать порядок и чёткая организация.

Развитию коммуникативных учебных действий способствуют и другие виды работы на уроке.

Это - работа в парах, когда учащиеся

а) решают разные, но однотипные задачи, а потом проводят взаимоконтроль;

б) решают задачи разных типов, а потом обмениваются информацией по их решению;

в) изучают текст учебника по частям, а затем обмениваются информацией;

г) проводят совместную работу практического или исследовательского характера;

д) работают в режиме практикума - « цунами», когда тот, кто справляется с заданием быстрее, представляет решению учителю и помогает решить тому, кто затрудняется;

е) сдают зачёт - «цунами», когда учитель заранее опрашивает 3-4 человек, те принимают зачёт ещё у 3-4, которые, в свою очередь, принимают зачёт, и т. д. Количество сдавших быстро увеличивается, и за 20 минут можно опросить весь класс.

Таким образом, можно опрашивать доказательства теорем по геометрии и любой устный материал;

ж) сдают зачёт «по станциям».

Заключение.

Вопрос формирования универсальных учебных действий имеет много аспектов, не все они, конечно, охвачены в данной работе. Педагогическая литература содержит большой и интересный материал для самообразования.

Я в своём реферате уделила больше внимания формированию УУД на уроках математики. Но работа над ними продолжается и после уроков.


Тема: Применение различных способов для разложения многочленов на множители.


Цели: Создание условий для освоения и применения находить наиболее рациональные способы разложения многочлена на множители.

Задачи: Расширения кругозора учащихся, пополнение лексического запаса новыми терминами, получение дополнительной информации об окружающем мире; развитие логического мышления, интереса к предмету, воспитание культуры общения, аккуратность.

Оборудование: Компьютер, телевизор, карточки, индивидуальные задания, лист-путевка; материалы презентации, тетради, учебники.

Этап урока

Название задания

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

1

Организационный момент

Кадр презентации

Представляет гостей, объявляет тему, раздает лист путешественника

Сообщают готовности

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

2 мин.

2

Актуализация знаний

Кадр презентации станция «теоретическая» (вынесение общего множителя, группировка; формулы сокращенного умножения)

Задает устные задания «вынести общий множитель» (см. карточка №1)

Отвечают на вопросы по материалу карточек, сверяют ответы с доской, ставят баллы в листе путешествий

Познавательные

3-5 мин.

3

Постановка целей

Кадр презентации (с целями и задачами)

Задает вопросы, предлагает сформулировать цель урока

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель

Целеполагание, подведение понятия

5 мин.

4

Задания


Станция практическая



Станция Журналистская (кадр презентации «золотое кольцо»

Раздает карточки №2 и №3, №5 (листок)


Подсказка подставив в значения посчитать

Решают практическое задание (в парах). Ответы сверяют с доской (ставят баллы в листке-путешественника себе)

Получают карточки №162;2 1 на двоих

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.


Метапредметные познавательные регулятивные, коммуникативные

5 мин.









10 мин.



Физминутка


2 мин.


Работа у доски

Карточки №6

Вызывает к доске ученика, комментирует, задает вопрос «какие приемы используются»

Решает у доски

2 мин

Карточка №7

Познавательные, личностные

5 мин.

Работа карточкой

Станция Конечная (дать названия формулам; презентация

Показывает формулы

Ученики отвечают

Познавательные, личностные

3 мин.

5

Подведение итогов

Кадр презентации «основные результаты»

Вопрос «какие способы мы использовали?»

Отвечают; подсчитывают баллы; ставят оценки (см. приложение)

5 мин.

6

Д/З

Карточки математического лото или схема Кремля.

5 мин.

Лист путешественника



Название станции

№ задания

Баллы

Баллы за правильные ответы

Оценка

Теоретическая

1

Практическая

2

3

Журналистская

5

«Золотое кольцо»

5

5

Конечная

6

Итоговая

4

Основные результаты

Мы научились использовать комбинацию различных приемов при разложении многочлена на множители.

Вынесение общего множителя за скобки.

Группировка.

Использование формул сокращенного умножения.

Комбинирование различных приемов.

25а2-100а 25(а-2)(а+2)

учиться

ху-5у2+хув-5ув у(у+в)(х-5)

что грести против течения

120+12ав-60в-24а 6в(3в+1)

все равно

54в+36в2+6в (в-2у-3)(в-2у+3)

только перестанешь

в2-4ву-9+4у (2-в)(60-12а)

и тебя

3х+х2-3у-ху (х-у)(х+у)(3+х)

гонит назад

Д/З на (тройку)

Станция Практическая

Задания №3

Вычислить: 1,39х15+18х1,39+15х2,61+18х2,61


Задания №4

Установите соответствие между выражениями:

а) (2х)3+73

б) (2х+7)2

в) (2х+7)3

и их названиями

квадрат суммы 2х и 7

сумма кубов 2х и 7

сумма квадратов 2х и 7

куб суммы 2х и 7

Ответ:

А

Б

В


Задание № 5

22 =(2а + )(2а - )

16х2 -9у2 =( +3у )( -3у )

25х2 - 0,16=( )( )

Р22 = ( -к )(р + )

Вставить пропущенные выражения.

Задания № 6

Доказать, что выражение делиться на 11.

(413 + 473) : 11


Задания №7

Примени 3 приема разложения на множители

У3 - 3у2 +6у - 8

Задания №8

Дать названия формулам.

($+c)2 = $2 + 2$c + c2

(r -d )2 = r2 - 2rd + d2

q2 - z2 = (q - z)(q + z )

(n - f )(n + f ) = n2 - f 2

(m 3 + w 3) = (m + w )(m2 - mw + w2)

Найди неверное утверждение.

а) а2 + в2 - 2ав = (а - в)2

б) а2 - в2 + 2ав = (а + в )2

в) в2 + 2ав + а2 = (а + в )2

г) -2ав - в2 + а2 = а2 - в2

Оценка

Если в листе путешественника 25 баллов - «5»

18 - 24 балла - «4»

10 - 17 балла - «3»

меньше 10 баллов - «2»

Посчитай баллы и поставь оценку.

Литература.

Аттестация учителей математики. Методические рекомендации. \\ М.: «Айрис-Пресс», 2010.

М. В. Китаева. «Успешный учитель - успешный ученик » Практическое руководство для педагогов \\ Ростов на Дону: «Феникс» , 2003.

М. П. Нечаев, Н. Л. Галлеева. «Современный кабинет математики» \\ М.: «5 за знания», 2006.

В. Ф. Паламарчук. «Школа учит мыслить» \\ М.: «Просвещение»,1987.

М. М. Поташник, М. Л. Левит. «Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология» \\ М.: «Педагогическое общество России», 2007.

«Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике» ( сборник статей) \\ М.: «Просвещение», 1985.

Системная диагностика качества общего и среднего образования \\ С-Пб.: ЛОИРО, 2002.

С. С. Татарченкова. «Урок как педагогический феномен» С-Пб.: «Каро», 2005.

Стандарт второго поколения (программы по математике)

Закон об образовании.

Материалы фестиваля «Открытый урок» 2011-2012 «1 сентября».

34


© 2010-2022