Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLog Почему тепло в варежках?

На этом занятии мы:измерим температуру воздуха в классе; измерим температуру своих рук;попробуем предсказать, как изменятся показания температуры, если измерительный модуль температуры положить в то или иное место.проверим, как теплые варежки греют руки. Ребята делают вывод:Варежка сама по себе не согревает, а лишь удерживает тепло, вырабатываемое нашим телом. Т.е варежка является своеобразным изолятором. Человек - существо теплокровное.В норме наша температура составляет 36,5- 37 градусов. В хо...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лабораторная работа

ПОЧЕМУ ТЕПЛО В ВАРЕЖКАХ?

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению изоляционных свойств одежды

Задачи:

  • актуализировать знания об изменениях температуры;

  • научить анализировать полученные результаты исследований;

  • организовать экспериментальную деятельность.

Техническое обеспечение:

  • ноутбуки с программой PROLog

  • модульная система PROLog

  • варежка

  • проектор

Прогнозируемые результаты:

  • ценностное отношение к процессу выявления изоляционных свойств варежки;

  • осознание учащимися того, что одежда сама по себе не согревает, а лишь удерживает тепло, вырабатываемое телом;

  • осознание практической значимости каждого эксперимента и этапа урока;

  • осознание практической важности урока.

Межпредметные связи:

  • Литература : чтение сказки «Руковичка»

  • История и культорология : информация о происхождение варежки

  • Математика: сравнение данных, анализ графиков

  • Изо: просмотр красочных иллюстраций известной американской художницы Джен Бретт

Метапредметные связи:

  • -умения находить способы решения поставленной цели

  • -умение контролировать , оценивать свои действия

  • - умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить

  • -умение правильно провести рефлексию на уроке

Предметные:

  • -умения применять свои знания на практике

  • -знание о закономерностях температуры,о температуре тела( выше температуры воздуха), воздуха ( ниже температуры тела), о температуре руки( ниже температуры тела).


Ход работы

Этапы урока

1

Орг.момент.

2

Работа с иллюстрациями.

(Слайд 5,6)

- Из какой сказки рисунок?

- Как вы думаете, почему звери сделали рукавичку своим домом?

Иллюстрация американской художницы Джен Бретт

3

Происхождения слова

(Слайд 7)

От древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода!

Слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у Варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран.

4

Стихотворение

(Слайд 8)

Чтобы ручки не замерзли

Надо варежки надеть.

И тогда мороз не страшен!

Они ручки будут греть.

Вот тогда руками можно

И лопатку подержать,

И снежок слепить из снега,

И с друзьями поиграть!

Вот тогда за руку маму

Можно смело повести,

Чтобы мама не боялась.

Знала чтоб, куда идти.

Чтобы ручки не замерзли

Варежки надену я.

Пусть у ручек будет домик.

Ручки варежкам - друзья!

5

Предположение детей

(Слайд 9)

- У тебя есть любимые варежки или перчатки?

- Подумай, как бы ты ответил на вопрос: варежки создают тепло или удерживают его?

Выскажи предположение:

а) Я думаю, что варежки создают тепло.

б) Я думаю, что варежки удерживают тепло.

Запиши свое предположение в Лист наблюдений.

6

Постановка цели

(Слайд 10)

На этом занятии мы:

  • измерим температуру воздуха в классе;

  • измерим температуру своих рук;

  • попробуем предсказать, как изменятся показания температуры, если измерительный модуль температуры положить в то или иное место.

  • проверим, как теплые варежки греют руки.

7

Техника безопасности

(Слайд 11)

  • В ходе работы необходимо строго соблюдать следующие правила:

  • 1. Выполняй все указания педагога, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

  • 2. Размещай оборудование и материалы на своем рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.

  • 3. При подключении измерительных и вспомогательных модулей в цепь не допускай перекручивания соединительных проводов.

  • 4. Начинать работу можно только с разрешения педагога.

8

Оборудование и материалы

(Слайд 12)

  • ПК с установленным ПО PROLog;

  • модуль сопряжения USB-200;

  • измерительный модуль «Температура»;

  • кабель В/М-mini-A/M;

  • варежка

9

Подготовка эксперимента

(Слайд 13 - 14)

Изучи отчетную таблицу в Листе наблюдений.

Предполагаемая температура, °С

Температура (макс.), °С

Предполагаемая температура оказалась выше или ниже?

Комнатная тем-пература

Раскрытая ладонь

Пустая варежка

Раскрытая ладонь в варежке


10

Подготовка эксперимента

(Слайд 15)

2.Вместе соберите комплект модулей для измерений. Для этого:

  • А) подключите кабель В/М-mini-A/M к модулю сопряжения USB;

  • Б) подключите модуль сопряжения USB к измерительному модулю «Температура»

3. Подключите модуль сопряжения USB к ПК.

4. Запустите программу PROLog и убедитесь, что измерительный модуль определен. Для этого нажмите кнопку Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLog Почему тепло в варежках? Поиск модулей на главной панели инструментов программы. Через некоторое время с левой стороны экрана появится окно измерительного модуля температуры

11

Исследование и измерение

(Слайд 15- 24)

Часть I. Измерение температуры воздуха в классе

  • 5. Как ты себя чувствуешь? Тебе холодно, тепло или комфортно? Попробуй предсказать температуру воздуха в классе и запиши свое предположение в графу «Комнатная температура» («Предполагаемая температура») отчетной таблицы.

  • 6. Убедитесь, что металлический щуп измерительного модуля «Температура» лежит на столе и его никто не трогал. Если он лежит там уже несколько минут, значит, он достиг комнатной температуры.

  • 7. Посмотрите на окно измерительного модуля на экране монитора и запишите показания в графу «Комнатная температура» («Температура (макс.)») отчетной таблицы.

Часть II. Измерение температуры руки

  • 8. Нажмите кнопку Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLog Почему тепло в варежках? Эксперимент при подключенных модулях на главной панели инструментов. Откроется дополнительная панель инструментов.

9. Нажмите кнопку Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLog Почему тепло в варежках? Настройки эксперимента на дополнительной панели. Это откроет диалоговое окно.

  • А). Установите продолжительность эксперимента на 2 минуты.

  • Б). Установите частоту измерения на 10 в секунду в выпадающем меню.

  • В). Выберите режимы Таблица и График, поставив флажки в окнах рядом с названиями режимов.

  • 10. Закройте диалоговое окно.

  • 11. Сделайте следующие предположения:

  • А). Подумайте, как изменится температура на экране, если при сборе данных вы прижмете щуп модуля к раскрытой ладони. Сравните свою температуру с комнатной.

  • Б). Угадайте, какой будет температура в конце сбора данных, и запишите свое предположение в таблицу данных.

12. Теперь определи температуру своей руки. Для этого:

  • А). Убедись, что показание температуры в окне измерительного модуля совпадает с записанным в графе «Комнатная температура» таблицы данных (а если отличается от него, то незначительно).

  • Б). Нажмите кнопку Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLog Почему тепло в варежках? Запуск эксперимента на дополнительно панели инструментов. Начнется измерение температуры. На экране компьютера будет строиться график, и заполняться таблица данных.

  • В). Возьми датчик за пластмассовую часть и прижми конец металлической части (щупа) к раскрытой ладони другой руки.

  • Важно! Щуп должен мягко касаться ладони. Не нужно сжимать его в кулаке.

  • Г). Во время сбора данных держи датчик в правильном положении

13. Чтобы определить максимальную температуру раскрытой ладони, выполните следующие действия:

  • А). Просмотрите таблицу данных на экране монитора.

  • Б). Найдите максимальное (самое большое) значение температуры в последней строке таблицы.

  • В). Запишите это значение в соответствующей графе отчетной таблицы.

14. Чтобы сохранить полученные данные, нажмите кнопку Лабораторная работа с использованием модульной системы PROLog Почему тепло в варежках? Сохранить эксперимент на дополнительной панели инструментов. Задайте ему при сохранении имя «Рука».

15. По окончании измерения температуры раскрытой ладони, положите щуп измерительного модуля на стол и не трогайте его несколько минут, пока вам не скажут. Это нужно для того, чтобы датчик достиг комнатной температуры

Часть III. Измерение температуры варежки

16.Поместите щуп измерительного модуля в лежащую на столе варежку (не прикасаясь к щупу руками).

17. Повторите шаги 12-15, сохранив эксперимент под именем «Варежка».

Измерение температуры руки в варежке

  • 18. Надень варежку, поместив внутрь нее щуп измерительного модуля до середины ладони.

  • Повторите шаги 12-15, сохранив эксперимент под именем «Рука в варежке».

12

Анализ результатов лабораторной работы

(Слайд 25)

  • 1.Сравни полученные результаты.

  • 2. Ответь на контрольные вопросы и выполни задания.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что в этом опыте является источником тепла?

  • 2. Каким образом варежки греют руки, если сами они тепла не создают?

  • 3. Думая о предыдущем вопросе, скажите, в чем разница между созданием и удержанием тепла.

Дополнительное задание

  • Повторите эксперимент с другими варежками.

  • Оцени свою работу в Листе наблюдений.

13

Вывод

(Слайд 26)

  • Варежка сама по себе не согревает, а лишь удерживает тепло, вырабатываемое нашим телом. Т.е варежка является своеобразным изолятором. Человек - существо теплокровное.

  • В норме наша температура составляет 36,5- 37 градусов. В холодную погоду тело теряет тепло, отдавая его в окружающую среду. Одежда нужна, чтобы удерживать тепло и препятствовать его выходу в атмосферу.

14

Закономерности

(Слайд 27)

  • ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА, КАК ПРАВИЛО, НИЖЕ ТЕМПЕРТУРЫ ТЕЛА

  • ТЕМПЕРАТУРА РУКИ ОБЫЧНО НИЖЕ НОРМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА, ТАК КАК ТЕПЛО ПОГЛОЩАЕТСЯ БОЛЕЕ ХОЛОДНЫМ СЛОЕМ ОКРУЖАЮЩЕГО ВОЗДУХА

15

ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ

(Слайд 28)

  • ИЗОЛЯЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ВАРЕЖКИ СХОДНЫ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЯВЛЕНИЕМ: ХОЛОДНЫЙ НАПИТОК НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ СОХРАНЯЕТ СВОЮ ТЕМПЕРАТУРУ, ЕСЛИ ЕГО ХОРОШО УКУТАТЬ, ИЗОЛИРОВАВ ОТ ТЕПЛОГО ВОЗДУХА, КОТОРЫЙ ЕГО ОКРУЖАЕТ, И НАОБОРОТ- СОЗДАНИЕ ИЗОЛЯЦИИ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ТЕПЛО ГОРЯЧЕГО БЛЮДА

16

Итог урока

(Слайд 29)

  • КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?

  • КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ ОТКРЫЛИ?

  • ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НАШИ ЗНАНИЯ?

17

Рефлексия

(Слайд 30)


© 2010-2022