Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области



Утверждаю:

Директор _________/Л.И.Ахмерова/

_________________201__г.

М.П.

Согласовано:

__________________201__г.

Зам. Директора по УВР

Т.Е. Семакова _________________

Программа рассмотрена

на заседании МО

Протокол №__от «___»_______201__г.

Руководитель МО __________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Занимательная математика»

Научно-познавательное направление

внеурочной деятельности


Чуракова Людмила Анатольевна

учитель математики

ГБОУ СОШ № 2 г. Сызрань



г. Сызрань

2014-2015 уч. год

Содержание



  1. Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Цель программы

Задачи

Целевая аудитория

Объем

Планируемые результаты обучения

Формы организации занятий

Формы контроля

Условия реализации программы


  1. Тематическое планирование



  1. Содержание программы



  1. Календарно-тематическое планирование



  1. Список литературы







  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.

  1. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани г. о. Сызрань Самарской области. Утверждена 10.01.2010 г. управляющим советом.

Актуальность программы диктуется рядом причин:

1) Математический кружок в школьном обучении играет важную роль и является одной из основных форм внеурочной деятельности учащихся по математике.

2) Изменяющиеся, согласно новым ФГОС ООО, роль и место внеурочной деятельности влекут за собой необходимость изменения её содержания, оснащения методической и дидактической литературой.

В этой связи данная программа представляет собой попытку создать систематические материалы для организации внеурочной деятельности учащихся в 5-х классах.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный и деятельностный подходы. Учебный материал организован таким образом, что позволяет реализовать процесс познания - от реальной жизни к теоретическому знанию (абстрагированию) и снова к реальной действительности. Но на новом витке познания. При этом уделяется внимание мотивации нового знания, которая обеспечивается рассмотрением знакомой детям ситуации.

Цель программы:

Развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;

- развить комбинаторные способности учащихся;

- развивать логическое мышление учащихся, способность самостоятельно работать;

- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;

- воспитать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;

- оказать конкретную помощь обучающимся в решении олимпиадных задач;

- способствовать повышению интереса к математике.

Программа рассчитана на учащихся 5 классов. Продолжительность реализации программы рассчитана на один год, по 1 часу в неделю, всего 34 часа.

Планируемые результаты

В процессе посещения кружка обучающиеся смогут:

- анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, и т.д.)

- выдвигать в дискуссии свою точку зрения;

- пополнить свои математические знания;

- участвовать в олимпиадах и конкурсах;

- читать и записывать римские числа;

- читать и записывать большие и маленькие числа;

- пользоваться приёмами быстрого счёта;

- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

- использовать различные приёмы при решении логических задач;

- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы;

- решать простейшие комбинаторные задачи перебором вариантов, методом построения дерева возможных вариантов.

Межпредметное содержание:

Реализация программы по внеурочной деятельности опирается на содержание следующих учебных предметов: математика, литература, технология, изобразительное искусство, география.

Принципы реализации:

  • Доступность

  • Научность

  • Наглядность

  • Гуманизация

Формы контроля знаний:

Математический диктант; игра «Клуб веселых математиков»; олимпиада; викторина «Турнир смекалистых»; выставка объемных геометрических тел; тестирование.

Условия реализации программы:

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета математики. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.

Оборудование: столы; стулья; стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов; ПК; мультимедийный проектор; экран; возможности сети Интернет.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, пластилин, линейка.



  1. Тематическое планирование кружка



Курс рассчитан на 34 часа, в том числе на проведение теоретических занятий 10 часов; практических - 24 часа. Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. Рассматривается решение простейших комбинаторных задач.

Название раздела

Всего часов

Из них

теория

практика

Занимательная арифметика

5

2

3

Занимательные задачи

8

2

6

Логические задачи

6

1

5

Геометрические задачи

11

3

8

Элементы комбинаторики

4

2

2

34

10

24



3.Содержание программы.


I. Занимательная арифметика:

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Названия больших чисел. Числа - великаны и числа - малютки. Решение задач с большими и малыми числами. Некоторые приёмы быстрого счёта.

II. Занимательные задачи:

Отгадывание и составление магических квадратов. Математические фокусы с «угадыванием чисел». Решение заданий на восстановление записей вычислений. Знакомство учащихся с понятием софизма. Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр. Решение шуточных и старинных задач.

III. Логические задачи:

Понятие текстовой задачи, сюжетной задачи. Моделирование задач. Приемы и алгоритмы решения задач типа: решаемые с конца, на взвешивания, на переливания, на определение фальшивых монет или предметов разного веса. Использование метода схематических рисунков, таблиц при разборе таких типов задач на движение: навстречу друг другу, в одном направлении, по разные стороны, по окружности, на движение «по реке», на сухопутное движение, на движение мимо неподвижного наблюдателя и другие.

IV. Геометрические задачи:

Задачи на разрезания. Решение занимательных задач со спичками. Геометрические головоломки «Танграм», «Пентамино», «Пифагор». Узоры в культуре нашего края. Создание узоров в графическом редакторе. Симметрия на клетчатой и нелинованной бумаге. Знакомство и моделирование объемных геометрических фигур.

V. Элементы комбинаторики:

Решение задач с использованием кругов Эйлера. Составление и решение простейших графов. Принцип Дирихле.

4.Календарно - тематическое планирование кружка

«Занимательная математика»

Тема занятия

Всего часов

Из них

УУД

Формы организации занятий

Формы контроля

теория

практика

I. Занимательная арифметика

1

Запись цифр и чисел у других народов

5


1

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Путешествие в историю математики

Математический диктант

2

Числа - великаны и числа- малютки

1


Беседа, презентация

3

Числа - великаны и числа- малютки

1

Состязание

4

Приёмы быстрого счёта

1


Беседа

5

Приёмы быстрого счёта

1

Игра «Кто быстрее сосчитает»

II. Занимательные задачи

6

Магические квадраты

8

0,5

0,5

Построение логической цепи рассуждений.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Умение слушать друг друга.

Беседа, игра

Клуб веселых математиков

7

Математические фокусы


1

Игра

8

Математические ребусы


1

Турнир

9

Составление и решение математических кроссвордов

0,5

0,5

Беседа, состязание

10

Софизмы

0,5

0,5

Беседа, игра

11

Задачи с числами


1

Турнир

12

Задачи шутки


1

Состязание

13

Старинные задачи

0,5

0,5

Беседа, викторина

III. Логические задачи

14

Знакомство с числовыми мозаиками

6

0,5

0,5

Построение логической цепи рассуждений.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Умение с помощью вопросов
получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Беседа, игра

Олимпиада

15

Составление и решение числовых мозаик.


1

Мастер - класс

16

Задачи, решаемые с конца

0,5

0,5

Беседа, состязание

17

Задачи на движение


1

Беседа

18

Задачи на переливания


1

Исследование, состязание

19

Задачи на взвешивания


1

Игра

IV. Геометрические задачи

20

Задачи на разрезание

11


1

Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Построение логической цепи рассуждений.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

Взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Способность строить понятные для партнера высказывания.

КТД

Викторина «Турнир смекалистых».



Выставка объемных геометрических тел.

21

Задачи со спичками


1

КТД

22

Геометрические головоломки

0,5

0,5

Беседа, эксперимент

23

Головоломка «ТАНГРАМ»


1

Мастер - класс, игра

24

Головоломка «Пентамино»


1

Мастер - класс, игра

25

Головоломка «Пифагор»


1

Мастер - класс, игра

26

Узоры в культуре нашего края

1


Наблюдение

27

Создание узоров в графическом редакторе


1

Презентация «Узоры в моей жизни»

28

Симметрия на клетчатой и нелинованной бумаге

0,5

0,5

Наблюдение

29

Знакомство с объемными геометрическими фигурами

1


Презентация «Объемные геометрические фигуры»

30

Моделирование объемных геометрических фигур из пластилина


1

Эксперимент

V. Элементы комбинаторики

31

Круги Эйлера

4

0,5

0,5

Построение логической цепи рассуждений.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

Взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Беседа, соревнование

Тестирование

32

Простейшие графы

1


Беседа, наблюдение

33

Составление и решение простейших графов


1

КТД

34

Принцип Дирихле

0,5

0,5

Беседа, игра

Дидактическое сопровождение



Список литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2008.

  3. Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка. 5 класс М.: Мнемозина, 2012.

  4. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани г. о. Сызрань Самарской области. Утверждена 10.01.2010 г. управляющим советом.

  5. СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы - М: Айрис-пресс, 2010.

  2. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2009.

  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2010.

  4. Щербакова Ю.В.. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.



© 2010-2022