Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)

Здравствуйте, публикую конспект урока по математике! Цели данного урока: введения понятия доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби. Задачи данного уркоа: - обучающие: введение понятия «доля», «обыкновенная дробь», понимание этих понятий, умение объяснять их смысл, аналогично с понятиями «числитель» и «знаменатель»; отработка навыков прочтения и записи обыкновенных дробейж повторение и закрепление знаний приобретенных во время урока. -развивающие: Развивать письменную, а также устн...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Доли. Обыкновенные дроби



Предмет

математика


Класс

5


Тема и номер урока в теме

Обыкновенные дроби, урок № 10


Базовый учебник

Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.Я. Виленкин и др.]. - М.: Мнемозина, 2012.

Цель урока: ввести понятие долей, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.

Задачи:

- обучающие: ввести понятие «доля», «обыкновенная дробь», уметь объяснять смысл этих понятий, уметь раскрывать смысл понятий «числитель» и «знаменатель»; выработать умение читать и записывать обыкновенные дроби; закрепление полученных знаний;

-развивающие: развитие письменной и устной речи, памяти, внимания, логического мышления;

-воспитательные: воспитание интереса к изучению математики, формирование общеучебных умений, самостоятельности, формирование математической культуры.

Тип урока:

- по основной дидактической цели: урок изучения нового материала

- по способу проведения: урок-беседа

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, наглядные пособия, проектор, компьютер.

Структура и ход урока

1) организационный момент - 1 минута;

2) актуализация знаний и умений - 5 минут;

3) изложение нового материала - 20 минут;

4) закрепление и систематизация материала - 15 минут;

5) постановка домашнего задания - 2 минуты;

6) подведение итогов урока - 2 минуты.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент


Приветствие учеников, выявление отсутствующих

Учащиеся приветствуют учителя, садятся. Дежурный называет отсутствующих.

1

2

Актуализация знаний и умений


Для начала давайте проверим домашнее задание. Вам был задан № 878(а,г,д). Проверим, как вы справились с решением уравнений. Есть ли вопросы по решению уравнений?

Давайте вспомним, как найти неизвестный

  • множитель,

  • делимое,

  • уменьшаемое,

  • вычитаемое,

  • слагаемое?

Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены уравнения?

Три желающих выходят к доске, чтобы записать решение, в это время класс отвечает на поставленные вопросы.

а). (x - 152)*59=6018

x - 152 = 6018*59

x - 152 = 355062

x = 3062+152

x = 355214

в). (30142 + z) : 876 = 49

30142 + z = 876*49

30142 + z = 4263

z = 30142 - 4263

z = 25879

г). 51815 : (р - 975) =1205

р - 975 = 518 : 1205

р - 975 = 43

р = 1018

Правильно!

5

3

Изложение нового материала

























1

Новый материал. Часть 1 (N 184304) до п.13.

















































2 Слайд-резюме. Часть 1 (N 115245) рассматриваем до изображения на числовом луче

Молодцы, ребята! Уравнения действительно решены верно. Садитесь. Теперь открываем тетради и записываем число и тему урока: «Доли. Обыкновенные дроби». На этом уроке мы познакомимся с понятием «дроби», узнаем что же такое обыкновенная дробь, научимся читать и записывать обыкновенные дроби.

Итак, сколько человек у вас в классе?

Сколько из них девочек? А мальчиков?

Отвечая на эти вопросы, какие числа мы используем?

Правильно! А с помощью каких цифр можно записать натуральное число?

А ноль является натуральным числом?

Назовите число, следующее за числом 99.

Назовите число, предшествующее числу 300.

А теперь ребята давайте обратим внимание на доску и внимательно послушаем.

Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)

Молодцы, ребята! А теперь давайте решим одну задачу. Вы все, наверное, видели мультфильм и слышали сказку с такими словами:

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один!
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Это долька для котят,
Эта долька для утят…


Давайте поможем нашим героям его разделить. Я сейчас повторю, а вы посчитайте, сколько животных хотят его съесть. Повторяет стихотворение.

Правильно! Четверо! А как же так? Ведь апельсин у нас один! И что мы будем делать?

Хорошо! Давайте поделим его на 4 части. (с помощью набора для магнитной доски «Доли и дроби»)

Правильно! Итак, теперь наш апельсин поделен на 4 равные части.

Теперь давайте запишем в тетради:

«Равные части называются долями».

Итак, какую часть апельсина получит каждый герой?

Правильно! Каждый герой получит «одну четвертую часть апельсина». А записывают это так: Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс) апельсина. Записи вида «Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)» называют обыкновенными дробями. Теперь давайте посмотрим: что же у нас показывает число, находящееся под чертой? Кто знает, поднимите руку.

Верно. Итак, число, показывающее, на сколько долей делят, мы будем называть знаменателем.

А что показывает число, находящееся над чертой? Его называют числителем

Итак, знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель - сколько таких долей взято. Числитель дроби пишут над чертой, а знаменатель - под чертой.

Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)

- Итак, мы выяснили, что каждый наш герой получит по одной четвертой части апельсина. Скажите, чему будет равен числитель?

- А знаменатель?. Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс), где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b - знаменатель дроби, черта между ними - дробная черта

Открывают тетради, записывают число и тему.


У нас в классе 11 человек. Из них 4 мальчика и 7 девочек.

Мы используем натуральные числа.



- 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

- Нет.

100

299

Смотрят на доску и слушают учителя.






4

Надо разделить его на всех животных, т.е. на 4 равные части.

Делят пополам и ещё раз пополам

записывают

По указанию учителя, ученик, поднявший первым руку, отвечает:

Это число показывает, на сколько частей мы делили.

Это число показывает, сколько долей мы взяли.



Записывают в тетрадь




- Одному.

- Четырем.

20

4

Закрепление и систематизация материала


- А теперь давайте посмотрим на доску. Мы видим апельсин. Он у нас состоит из 8 долек. Теперь, если мы разделим все дольки на четверых, какую часть получит каждый?

- Правильно! Молодцы ребята!

- Чему будет равен числитель в этой дроби?

- А знаменатель?

Откройте учебник, давайте устно рассмотрим решениеупражнения 884.

- А теперь давайте немного поиграем! Наш апельсин состоит из восьми долек. Давайте по цепочке, начиная с первой парты первого ряда, каждый скажет, сколько он возьмет. Вот я, например возьму 3/8, т.е. 3 дольки… А вы?

- Ребята, а можно ли взять Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)апельсина?

- Почему?

- Верно!

- Хорошо! Теперь давайте я возьму листочек бумаги и разрежу его пополам. Как будет называться каждая из частей?

- А если выразить дробью?

- Правильно, или половиной. Запишите в тетради:

Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)- половина, полтина

На Руси эту дробь еще называли полтина. А сейчас я покажу вам круг, разделенный на 3 равные части. Чему будет равна каждая из них? Кто знает, поднимите руку?

- Правильно, эту дробь еще называют треть.


Запишите в тетради:

Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)- треть.

- А теперь посмотрите, чему будет равна одна часть, если я прямоугольник разрежу на 4 части?

- Правильно. Сейчас эту дробь мы называем четвертью, а на Руси - четь. Запишите в тетради:

Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)- четверть, четь.

- Дробь Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс) - пятнина, Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс) - полтреть, Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс) - седьмина, , Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс) - десятина, Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс) - полполтреть. С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площади, вести расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII- XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд - греческий монах, ученый-математик.

Интересная система была в Древнем Риме. Основная единица называлась «асс», в ходу было еще 18 различных дробей, каждая из которых имела своё название. У римлян в основном употреблялись дроби со знаменателем 12, их называли двенадцатиричные дроби. (Рассказ сопровождается показом небольшой презентации «из истории обыкновенных дробей»)

- А теперь давайте научимся правильно читать дроби. Открываем учебник на странице 141 и в рубрике «Говори правильно» и прочитаем справку.

- С правилом мы познакомились, теперь давайте откроем учебник и прочитаем дроби из № 894. Давайте сейчас «по цепочке» прочитаем эти дроби. (по порядку с первой парты первого ряда). А как прочитать вот такую дробь: Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)? А будет ли это число дробью?

- Правильно, ребята! Теперь приступим к выполнению № 886 на странице 140.

Здесь несколько способов деления.

- Итак, нам сейчас кто-нибудь покажет один из способов решения задачи. Остальные приступайте к выполнению задания каждый сам у себя в тетради, а потом кто-нибудь выйдет к доске и покажет своё решение. А я буду смотреть, как вы справитесь с заданием.

Кто хочет выйти к доске и показать другие варианты решения? Итак, дома вам предлагаю выполнить творческое задание: на квадрате со стороной 4 клетки различными способами закрасить Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс). Примеры: Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)и т.д.


- Две восьмых.

- Двум.

- Восьми.

Ребята устно отвечают по картинкам, какая часть фигуры закрашена


- Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)

- Нет!

- потому что всего восемь долек, 9 > 8, поэтому такого не может быть

- Половиной.

- Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)


Один из учеников по указанию учителя отвечает: «одной трети»



- Одна четвертая













Один ученик вслух читает правило.

Читают дроби.

- Нет. Потому что числитель и знаменатель должны быть натуральными числами, а 0 не является натуральным числом.

- Разделите тремя способами квадрат со стороной 4 см. на 4 доли. Начертите четверть квадрата, половину квадрата.

Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)

Конспект урока по теме «Доли. Обыкновенные дроби» (5 класс)





15

5

Домашнее задание.


- Молодцы, ребята! Сейчас открываем дневники, и записываем домашнее задание: п. 23, вопросы после пункта (устно), № 895..Здесь надо просто записать дроби. И творческое задание - нарисовать половину.

Учащиеся делают запись в дневнике

2

6

Подведение итога урока


- Теперь давайте подведём итог нашего урока. Что нового вы сегодня узнали и чему научились?

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Урок окончен.. До свидания

- Мы узнали, что такое обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, дробная черта, научились читать и записывать обыкновенные дроби.



- До свидания

2






Приложение к плану-конспекту урока

Обыкновенные дроби


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Новый материал. Часть 1 (N 184304)

И-тип

видеофрагменты

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/08b7d8f1-d6cc-4943-8aa2-afebe16eda16/%5BM56_5-19%5D_%5BMP%2BMA_03-01%5D.swf

2

Слайд-резюме. Часть 1 (N 115245)

И-тип

иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5a442917-7ae2-485e-bae2-9455c72d0dcc/%5BM56_5-19%5D_%5BPK_05-01%5D.swf

Ресурсы из интернета, используемые при подготовке презентации

3

Леонардо Пизанский (Фибоначчи)

Иллюстрация для презентации

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Fibonacci2.jpg

4

Максим Плануд

Иллюстрация для презентации

sarodom.ru/webs/Visantiya/Tom/15.htm17.gif


© 2010-2022