Урок по математике на тему Десятичные дроби (5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок


Тема «Десятичные дроби» 5 класс


Учитель: Васюхно О.Н.


Образовательные цели: - систематизировать знания учащихся по данной теме;

-организовать работу ребят по закреплению понятия десятичной

дроби, правил арифметических действий с десятичными дробями.

Развивающие: -развивать у учащихся навыки устного счёта, логического мышле-

ния, внимание, память, математическую речь;

- способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать

свою работу.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, аккурат-

ность, ответственное отношение к учебному труду.

Ход урока.


  1. Из истории возникновения десятичных дробей.

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. Именно голландского математика Симона Стевина считают изобретателем десятичных дробей. В конце 16 века он предложил записывать дробные числа десятичными знаками. В своей книге « Десятая» (1585г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их.

Современную запись десятичной дроби, т.е. отделение целой части от дробной с помощью запятой, предложил немецкий математик, астроном, механик, оптик и астролог, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы.

В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от слова «дробить», т.е. разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (17 век) дроби так и назывались «ломаные числа». Этим названием пользуется и автор первого русского учебника математики Леонтий Филиппович Магницкий.

Интересное и меткое «арифметическое» сравнение делал Лев Николаевич Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то,что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. Т.е., тем меньше и значит человек.


  1. Устно.


  • Расположи дроби в порядке убывания. Из соответствующих им букв составь фамилию первопроходца, полярника, доктора географических наук, который родился в нашей области.

3,03

3,003

0,3

0,033

0,33

3,3

ш

а

о

в

к

у

( Ушаков ). Будущий географ, первопроходец, полярник, доктор географических наук, выдающийся организатор, почётный полярник СССР, писатель и художник-график Георгий Ушаков родился в с. Лазареве Амурской области в семье казака 30 января 1901 года. Академик В. Обручев так сказал об Ушакове: «Его географические исследования и открытия в Арктике являются самыми большими достижениями 20 века по исследованию полярных стран».

  • Выполни арифметические действия с десятичными дробями и расшифруй пословицу.

0,8+0,3; 46,83 ∙ 10; 2,3 ∙ 3; 5,3-3,2; 32,5:100; 10,5:0,5.

1,1 красна; 2,1 птица; 468,3 перьями; 0,325 а; 6,9 человек; 21 ученьем.

  • Во сколько раз 25,375 больше 0,25375?

  • Глядя на равенство 1,32 ∙ 2,4= 3,168, скажите, чему равно частное 3,168 : 2,4?

  • Вычисли наиболее удобным способом: (15,3 ∙ 5) ∙ 20; (2,5 ∙ 1,34) ∙ 4.


  1. Работа с классом по закреплению материала.


  • Найти значение выражения: (36,9 + 163,15) : 50 ∙ 8,2

1)36,9 + 163,15 =200,05; 3) 4,001 ∙ 8,2 = 32,8082;

2)200,05 : 50 = 4,001; 4) 32,8082 - 1,9982 = 30,81.

  • Реши уравнение: 9,25х - 1,25х =4;

Решение. ( 9.25 - 1,25)х = 4;

8х = 4;

х = 0,5.

Ответ: 0,5.

  • Расстояние от столицы Приамурья - Благовещенска до Москвы по железной дороге 7970,4 км, а по воздуху в 1,23 раза меньше. Найти расстояние от Благовещенска до Москвы по воздуху.

Решение. 7970,4 : 1,23 = 6480( км).

Физминутка. Руки в стороны и вверх - повторяем дружно!

Засиделся ученик - разминаться нужно!

Мы сначала всем в ответ головой помашем: НЕТ!

Энергично, как всегда, головой помашем: ДА!


  • В настоящее время в нашей Амурской области проживает 811274человек .67% населения проживает в городах области. Сколько человек проживает в сельской местности?

Решение. 1) 100% - 67% = 33% населения проживает в сельской местности.

2) 811274 ∙ 0,33 = 267720,42; 267720 чел. проживает в сельской местности.


  1. Самостоятельная работа.


  • Найти значение выражения:

1 вариант: 0,56 : 0,7 + 85,5 : 3,42 - 4: 0,8.

2 вариант: 0,64 : 0,8+ 20,48 : 5,12 + 2 : 0,4.

  • Решить уравнение:

1 вариант 3,85х + 2,15х = 7,2

2 вариант 8,13х + 1, 87х = 16,9.

  • Реши задачу:

1 вариант. За 2,5м марли заплатили 50рублей. Какова стоимость 3,5м марли?

2 вариант. За 3,5часа стая гусей пролетела 217км. За какое время она пролетела бы 248 км, если бы летела с той же скоростью?


  1. Домашнее задание.

Составить 5 примеров на все действия с десятичными дробями.

Дополнительно (по желанию) составить задачу с десятичными дробями, используя региональный компонент.


  1. Итог урока.

В конце урока предложить ребятам заполнить анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

  1. На уроке я работал активно / пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

  3. Урок для меня показался коротким / длинным

  4. За урок я не устал / устал

  5. Моё настроение стало лучше / хуже

  6. Материал урока мне был понятен / не понятен

  7. Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным.




3


© 2010-2022