- Преподавателю
- Математика
- Урок Неполные квадратные уравнения
Урок Неполные квадратные уравнения
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лобанова Н.К. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок математики в 8 классе по теме «Неполные квадратные уравнения»
Учитель: Лобанова Надежда Константиновна
Тема урока: «Неполные квадратные уравнения»
Предмет: математика, алгебра.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: ввести понятие неполного квадратного уравнения; систематизировать знания учащихся о квадратных уравнениях и их решении.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для изучения нового материала по теме: «Неполные квадратные уравнения».
Развивающие:
-
способствовать развитию познавательной активности;
-
расширению кругозора;
-
развитию приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
-
развитие потребности к самообразованию.
Воспитательные:
-
воспитать у учащихся культуру поведения, чувство ответственности, самооценки;
-
привить интерес к предмету;
-
развивать чувство патриотизма.
Ход урока:
-
Организационный момент. {На доске записана, дата, тема урока}
Учитель: Здравствуйте, ребята!
2. Устная работа. (задание записано на доске)
- Решите уравнение:
а) x2 = ; е) x2 = 1600;
б) x2 = 0,49; ж) x2 = ;
в) x2 = 0; з) x2 = ;
г) x2 = ; и) x2 = 5;
д) x2 = 1,21; к) x2 = .
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята вы уже встречались с решением неполных квадратных уравнений. Поэтому основная цель нашего занятия состоит в систематизации знаний, ознакомлении с новым понятием и овладением конкретными приемами решения неполных квадратных уравнений.
Объяснение нового материала проводится в несколько этапов и предполагает большую долю самостоятельности учащихся.
1. Введение понятия неполного квадратного уравнения.
Учащиеся могут сами подойти к изучаемому понятию, если предложить им выполнить соответствующее задание.
Задание. Назовите коэффициенты квадратных уравнений. Что общего можно найти во всех этих квадратных уравнениях?
а) 3x - 5x2 = 0; г) ;
б) ; д) 6x2 - 4 = 0;
в) ; е) x2 - x = 0.
Ученики: Во всех квадратных уравнениях отсутствуют или коэффициенты в или с.
Учащиеся должны заметить, что во всех рассматриваемых уравнениях хотя бы один коэффициент равен нулю. Учитель сообщает, что такие квадратные уравнения называются неполными, и просит учащихся сформулировать соответствующее определение.
Учитель: Определение. Квадратное уравнение называют неполным, если хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю.
2. Виды неполных квадратных уравнений.
Ребята запишите все виды неполных квадратных уравнений.
1) ax2 + c = 0, где с ≠ 0;
2) ax2 + bx = 0, где b ≠ 0;
3) ax2 = 0.
3. Решение неполных квадратных уравнений различных видов.
1) Неполные квадратные уравнения вида ax2 + c = 0, где с ≠ 0.
Начать можно с решения конкретных уравнений данного вида:
а) 64x2 - 49 = 0;
б) -2x2 + 8 = 0;
в) 16x2 + 1 = 0.
Учитель: Ребята давайте сформулируем алгоритм решения неполных квадратных уравнений этого вида.
Алгоритм. Для решения неполного квадратного уравнения вида
ax2 + c = 0 при с ≠ 0 переносят его свободный член в первую часть и делят обе части уравнения на а. В результате получается следующее уравнение:
, равносильное уравнению ax2 + c = 0.
Далее следует обратить внимание на количество корней полученного уравнения . Учащиеся понимают, что такое уравнение либо не имеет корней, либо имеет два корня, которые являются противоположными числами.
2) Неполные квадратные уравнения вида ax2 + bx = 0, где b ≠ 0.
Как и при рассмотрении первого вида неполных квадратных уравнений, начать нужно с решения конкретных уравнений:
а) 10x2 + 9x = 0;
б) -2x2 + 5x = 0.
Учитель: Ребята сформулируйте алгоритм решения таких уравнений.
Алгоритм. Для решения неполного квадратного уравнения вида ax2 + bx = 0 при b ≠ 0 его левую часть раскладывают на множители и получают уравнение:
x(ax + b) = 0.
Произведение x(ax + b) равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, то есть
х = 0 или ax + b = 0;
.
Таким образом, неполное квадратное уравнение вида ax2 + bx = 0 при b ≠ 0 всегда имеет два корня: 0 и .
3) Неполные квадратные уравнения вида ax2 = 0.
Решить уравнение 4x2 = 0
Учитель: Сделайте вывод: неполное квадратное уравнение вида ax2 = 0 равносильно уравнению x2 = 0, поэтому имеет единственный корень: x = 0.
4. Обобщение решений неполных квадратных уравнений различных видов.
Ребята составим таблицу, из которой четко будет видно, как решаются неполные квадратные уравнения различных видов.
Коэффициент, равный нулю
b = 0
c = 0
b = 0 и c = 0
Вид
ax2 + c = 0
ax2 + bx = 0
ax2 = 0
Решение
ax2 = -c
x(ax + b) = 0
х = 0 или
ax + b = 0
x2 = 0
Корни
Если > 0, то корней нет.
Если < 0, то
х = 0; х =
х = 0
4. Формирование умений и навыков.
1. № 490 (а, в, д), 491 (а, в, д).
2. № 492 (а, в, д), 493 (а, в, д).
Перед решением неполных квадратных уравнений учащиеся вслух проговаривали их вид и алгоритм решения, пока не будет сформирован устойчивый навык.
3. № 495 (а, в, д, ж).
5. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
- Какое квадратное уравнение называется неполным?
- Какие существуют виды неполных квадратных уравнений?
- Как решается неполное квадратное уравнение, в котором коэффициент b = 0? Сколько корней может иметь такое уравнение?
- Как решается неполное квадратное уравнение, в котором коэффициент с = 0? Сколько корней может иметь такое уравнение?
- Какие корни имеет уравнение вида ax2 = 0?
Домашнее задание:
№ 490 (б, е), 491 (г, е), 492 (б, г), 493 (б, г, е), 495 (б, г, е).