Урок Неполные квадратные уравнения

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 8 классе по теме «Неполные квадратные уравнения»






Учитель: Лобанова Надежда Константиновна













Тема урока: «Неполные квадратные уравнения»

Предмет: математика, алгебра.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: ввести понятие неполного квадратного уравнения; систематизировать знания учащихся о квадратных уравнениях и их решении.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для изучения нового материала по теме: «Неполные квадратные уравнения».

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной активности;

  • расширению кругозора;

  • развитию приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

  • развитие потребности к самообразованию.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся культуру поведения, чувство ответственности, самооценки;

  • привить интерес к предмету;

  • развивать чувство патриотизма.

Ход урока:

  1. Организационный момент. {На доске записана, дата, тема урока}

Учитель: Здравствуйте, ребята!

2. Устная работа. (задание записано на доске)

- Решите уравнение:

а) x2 = Урок Неполные квадратные уравнения; е) x2 = 1600;

б) x2 = 0,49; ж) x2 = Урок Неполные квадратные уравнения;

в) x2 = 0; з) x2 = Урок Неполные квадратные уравнения;

г) x2 = Урок Неполные квадратные уравнения; и) x2 = 5;

д) x2 = 1,21; к) x2 = Урок Неполные квадратные уравнения.

3. Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята вы уже встречались с решением неполных квадратных уравнений. Поэтому основная цель нашего занятия состоит в систематизации знаний, ознакомлении с новым понятием и овладением конкретными приемами решения неполных квадратных уравнений.

Объяснение нового материала проводится в несколько этапов и предполагает большую долю самостоятельности учащихся.

1. Введение понятия неполного квадратного уравнения.

Учащиеся могут сами подойти к изучаемому понятию, если предложить им выполнить соответствующее задание.

Задание. Назовите коэффициенты квадратных уравнений. Что общего можно найти во всех этих квадратных уравнениях?

а) 3x - 5x2 = 0; г) Урок Неполные квадратные уравнения;

б) Урок Неполные квадратные уравнения; д) 6x2 - 4 = 0;

в) Урок Неполные квадратные уравнения; е) x2 - x = 0.

Ученики: Во всех квадратных уравнениях отсутствуют или коэффициенты в или с.

Учащиеся должны заметить, что во всех рассматриваемых уравнениях хотя бы один коэффициент равен нулю. Учитель сообщает, что такие квадратные уравнения называются неполными, и просит учащихся сформулировать соответствующее определение.

Учитель: Определение. Квадратное уравнение называют неполным, если хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю.

2. Виды неполных квадратных уравнений.

Ребята запишите все виды неполных квадратных уравнений.

1) ax2 + c = 0, где с ≠ 0;

2) ax2 + bx = 0, где b ≠ 0;

3) ax2 = 0.

3. Решение неполных квадратных уравнений различных видов.

1) Неполные квадратные уравнения вида ax2 + c = 0, где с ≠ 0.

Начать можно с решения конкретных уравнений данного вида:

а) 64x2 - 49 = 0;

б) -2x2 + 8 = 0;

в) 16x2 + 1 = 0.

Учитель: Ребята давайте сформулируем алгоритм решения неполных квадратных уравнений этого вида.

Алгоритм. Для решения неполного квадратного уравнения вида
ax2 + c = 0 при с ≠ 0 переносят его свободный член в первую часть и делят обе части уравнения на а. В результате получается следующее уравнение:

Урок Неполные квадратные уравнения, равносильное уравнению ax2 + c = 0.

Далее следует обратить внимание на количество корней полученного уравнения Урок Неполные квадратные уравнения. Учащиеся понимают, что такое уравнение либо не имеет корней, либо имеет два корня, которые являются противоположными числами.

2) Неполные квадратные уравнения вида ax2 + bx = 0, где b ≠ 0.

Как и при рассмотрении первого вида неполных квадратных уравнений, начать нужно с решения конкретных уравнений:

а) 10x2 + 9x = 0;

б) -2x2 + 5x = 0.

Учитель: Ребята сформулируйте алгоритм решения таких уравнений.

Алгоритм. Для решения неполного квадратного уравнения вида ax2 + bx = 0 при b ≠ 0 его левую часть раскладывают на множители и получают уравнение:

x(ax + b) = 0.

Произведение x(ax + b) равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю, то есть

х = 0 или ax + b = 0;

Урок Неполные квадратные уравнения.

Таким образом, неполное квадратное уравнение вида ax2 + bx = 0 при b ≠ 0 всегда имеет два корня: 0 и Урок Неполные квадратные уравнения.

3) Неполные квадратные уравнения вида ax2 = 0.

Решить уравнение 4x2 = 0

Учитель: Сделайте вывод: неполное квадратное уравнение вида ax2 = 0 равносильно уравнению x2 = 0, поэтому имеет единственный корень: x = 0.

4. Обобщение решений неполных квадратных уравнений различных видов.

Ребята составим таблицу, из которой четко будет видно, как решаются неполные квадратные уравнения различных видов.

Коэффициент, равный нулю

b = 0

c = 0

b = 0 и c = 0

Вид

ax2 + c = 0

ax2 + bx = 0

ax2 = 0

Решение

ax2 = -c

Урок Неполные квадратные уравнения

x(ax + b) = 0

х = 0 или
ax + b = 0

x2 = 0

Корни

Если Урок Неполные квадратные уравнения> 0, то корней нет.

Если Урок Неполные квадратные уравнения< 0, то Урок Неполные квадратные уравнения

х = 0; х =Урок Неполные квадратные уравнения

х = 0

4. Формирование умений и навыков.

1. № 490 (а, в, д), 491 (а, в, д).

2. № 492 (а, в, д), 493 (а, в, д).

Перед решением неполных квадратных уравнений учащиеся вслух проговаривали их вид и алгоритм решения, пока не будет сформирован устойчивый навык.

3. № 495 (а, в, д, ж).

5. Итоги урока.

Вопросы учащимся:

- Какое квадратное уравнение называется неполным?

- Какие существуют виды неполных квадратных уравнений?

- Как решается неполное квадратное уравнение, в котором коэффициент b = 0? Сколько корней может иметь такое уравнение?

- Как решается неполное квадратное уравнение, в котором коэффициент с = 0? Сколько корней может иметь такое уравнение?

- Какие корни имеет уравнение вида ax2 = 0?

Домашнее задание:

№ 490 (б, е), 491 (г, е), 492 (б, г), 493 (б, г, е), 495 (б, г, е).


© 2010-2022