- Преподавателю
- Математика
- Мониторинг как способ повышения качества при обучении учащихся по математике
Мониторинг как способ повышения качества при обучении учащихся по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Турушева Т.В. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся по математике
На современном этапе модернизация образования в России тесно связана с интенсивным поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения и воспитания учащихся. Качество образовательного процесса зависит не только от уровня квалификации преподавателя и степени подготовленности учащихся, но и от качества организации образовательного процесса, от качества управления им. Для успешного осуществления образовательного процесса во всём его многообразии всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг. Под мониторингом понимают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг - относительно новый инструмент в системе образования, хотя различные оценки качества результатов обучения осуществлялись постоянно.
Базой для мониторинга качества математического образования в школе являются образовательные стандарты. Они же являются отправной точкой в создании системы оценки знаний учащихся.
Так как, основной формой организации учебно-воспитательного процесса в школе, является урок, то именно от качества урока в наибольшей степени зависит качество и объем приобретаемых учащимися знаний. В своей практике я стараюсь использовать различные формы уроков, прежде всего для того, чтобы процесс получения знаний не стал однообразно-утомительным ни для учеников, ни для учителя. Выбор оптимальной формы - одна из самых сложных задач, которую ежедневно приходится решать учителю. На уроке учитель проводит контроль знаний, получаемых учениками. И очень важно, чтобы этот контроль осуществлялся на каждом уроке, а не только по окончании изучения какого-то блока материала. Своевременность контроля позволяет учителю, вовремя выявив затруднения в усвоении материала, провести корректировку своих действий или действий учеников. В мою систему преподавания математики вошло использование нестандартных форм урока, в ходе которых обращается особое внимание на контроль качества знаний.
Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики в своих классах.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Для себя я поставила следующие задачи:
определение достижений учащихся по темам изучаемого курса математики;
реализация индивидуальных возможностей учащихся;
отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:
Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков ( входной контроль).
Определение задач по коррекции ЗУН.
Проведение коррекционной работы.
Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков( промежуточный контроль) .
Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
Итоговое оценивание уровня учебных достижений( итоговый контроль).
Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока». Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.
На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.
Результаты контроля по теме:
№
Ф.И.О.учащегося
Входящий
Промежуточный
Итоговый
Выход
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
…
…
…
Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов:
А в этом мне помогает уже тематический мониторинг. На каждого ученика я составила индивидуальную карточку. В данной карточке указываю виды нарушений и их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаю различные виды заданий для устранения данных нарушений.
Далее выписываю анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты, диктанты с учетом индивидуальных особенностей детей. Данная индивидуальная карта позволяет наглядно проследить динамику качества знаний учащихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях.
Результаты учебных достижений оформляю в виде диаграммы качества знаний.
Данный мониторинг позволяет мне получить:
объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения;
возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
осуществлять систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.
Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.
Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг - инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель - помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.
Данная система работы позволяет мне:
определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний;
выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения;
целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
Проводить своевременно обработку полученных результатов.