• Преподавателю
  • Математика
  • Статья по математике: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Статья по математике: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Данная статья посвящена исследованию безболезненного перехода детей из начальной школы в среднее звено в условиях ФГОС. Особое внимание уделено смысловому чтению и постановке математической речи на уроках математики. В статье представлены подходы к успешной адаптации школьников в среднем звене. Статья будет полезна учителям математики, работающим в средней школе, а также классным руководителям.
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Трефилова Елена Фанисовна

учитель математики и информатики

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 80»,

г. Пермь

[email protected]


ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию безболезненного перехода детей из начальной школы в среднее звено в условиях ФГОС.

Особое внимание уделено смысловому чтению и постановке математической речи на уроках математики. В статье представлены подходы к успешной адаптации школьников в среднем звене. Статья будет полезна учителям математики, работающим в средней школе, а также классным руководителям.

Ключевые слова: преемственность, адаптация, смысловое чтение, математическая речь, пятиклассники, классный руководитель.

Trefilova Elena Fanisovna

Municipal autonomous education institution

"secondary general education school № 80"


THE PROBLEMS OF CONTINUITY IN MATHEMATICS EDUCATION:

NOTIONAL READING AND MATHEMATICS SPEECH

Abstract: This article is devoted study of painless transit of children from the elementary school to the secondary school according to Federal State Educational Standard. Special consideration is given notional reading and production of mathematics speech on lessons of maths. Also in this article are devoted ways to successful adaptation of pupils in the secondary school.

This article will be useful for teachers of maths and form-masters.

Keywords: continuity, adaptation, notional reading, mathematics speech, fifth-graders, form-masters.


Проблема преемственности начальной школы и среднего звена была и остается одной из важнейших тем в образовании. Особенно она актуальна, когда речь идет о математическом образовании, ведь математика является одним из основных предметов на всех этапах школьного обучения (апогеем которого является ЕГЭ). Не случайно на ее изучение отводится очень много часов, следовательно, для успешного и качественного обучения математике учителю-предметнику необходимо наладить контакт с пятиклассниками. Переход из начальной школы в среднее звено является для вчерашнего четвероклассника немалым испытанием. Стрессовая ситуация может быть обусловлена не только сменой места, привычного состава учителей, но и возрастными особенностями (начало подросткового периода). Чтобы адаптационный период прошел быстрее и менее болезненно, учителю - предметнику (классному руководителю) необходимо вместе со своими учениками перейти из начальной школы в среднее звено. Иными словами, начинать знакомство с классом учителю математики нужно задолго до перехода детей в среднее звено. В рекомендациях по адаптации детей в среднем звене можно выделить следующие моменты:

  1. Знакомство учителя математики и «первой учительницы».

Под словом «знакомство» имеется в виду знакомство с классом, но через первого наставника. Следует собрать информацию о коллективе в целом, о его особенностях, затем перейти отдельно к личностям, ведь первый классный руководитель как никто другой знает, ребенка как отдельную личность, работающую в коллективе.

  1. Посещение, а в последствии и проведение уроков математики в четвертых классах.

Это позволит не только познакомиться со своими будущими учениками, выявить «проблемные места», но и скорректировать работу учителя начальных классов (указать наиболее важные рабочие моменты в образовании, которым следует уделить повышенное внимание). Иногда даже следует позаимствовать подход к объяснению нового материала у учителя начальной школы, тогда в средней школе дети услышат (увидят) знакомый алгоритм, и им будет легче воспринять и новую информацию и нового учителя.

  1. Посещение родительских собраний.

Посещение учителей основных предметов в среднем звене неотьемлемая часть любого родительского собрания, поэтому знакомство с родителями лучше также провести в начальной школе.

Показатели, снижающие качество образования такие как, потеря интереса к учебе, неумение распорядится большим количеством свободы, отсутствие навыков к самостоятельному обучению и ответственности за сделанную работу, переходный возраст, в пятом классе имеют место быть, но если учитель математики (классный руководитель) придержится вышеизложенных рекомендаций, то негативное влияние этих факторов на благоприятную адаптацию школьников в среднем звене, и как следствие, на результат обучения, сведется к минимуму.

Концепция начального образования, также как и среднего образования, сегодня в первую очередь выдвигает формирование личности школьника. Следует заметить, что начальное образование, в том числе и математическое, все больше приобретает развивающий характер. Преемственность выражается в количественных и качественных изменениях. Говоря о содержании математического образования в школе, можно отметить, что оно не только постепенно обогащается новыми понятиями, темами, разделами математики, но и дополняется новыми способами рассуждений и доказательств.

Обучение математике младших школьников сегодня требует от учителя умения ориентироваться в действующих программах федерального государственного образовательного стандарта, при необходимости производить корректировку методической системы в соответствии с уровнем математического развития учащихся конкретного класса и закономерностями процесса усвоения знаний.

Заметим, что в курсе математики преемственность нужна при изучении любой содержательной линии: арифметики, алгебры, геометрии, и других разделов, но не всегда она осуществляется одинаково успешно.

Анализ совместной работы учителей начальной школы и будущего учителя математики позволяет выделить знания, умения и навыки, которые недостаточно сформированы у четвероклассников:

- вычислительные навыки четырёх действий в пределах шестизначных чисел;

- переход от текста задачи к математической модели.

- порядок действий в выражениях с несколькими операциями над числами;

- проблема абстрагированности математической задачи;

- перевод и действия с именованными числами;

- устный счет;

-смысловое чтение.

Для того чтобы ликвидировать эти пробелы, учитель, работая по определённой программе в начальном курсе математики, может использовать дополнительные упражнения, методические приёмы и разработки для решения поставленных задач не только из учебного содержания данной программы, но и из разнообразного методического арсенала других авторских программ. Это способствует осуществлению преемственности внутри одной ступени математического образования.

Так, для выработки навыка установления порядка действий в числовом выражении хорошим приёмом является замена чисел символами-квадратами для того, чтобы основное внимание учащихся было направлено на действия. Затем, оставив те же действия, можно переставлять (убирать, восстанавливать) скобки для того, чтобы понимать, как от этого меняется порядок действий. Например:

  1. □ - □ : □ + □ ×□;

  2. □- □ : (□ + □) × □;

  3. (□ - □) : □+ □ × □;

Также ученикам можно предложить придумать свой вариант примеров.

Примечание

Причем при решении простейших уравнений мальчикам легче дается «понимание неизвестного». Например, как решить уравнение

15-х=7? Мальчиков лучше спросить: «Что нужно вычесть из 15, чтоб получить 7? Или что представить вместо неизвестного, чтоб получить верное уравнение?» Объяснение же для девочек лучше начинать с классического понимания разности (видим разность, как найти вычитаемое). Гендорные различия проявляются не только физиологических особенностях, но и в строении мышления, о чем также важно помнить учителю.

Что касается смыслового чтения, то как можно чаще (как это позволяет время и содержание) нужно проводить анализ математического текста: дайте школьникам текст с информацией, что они уже изучили ранее, а также с другой, новой информацией, а затем задать вопросы: «Про что текст? Что вы уже знали ранее? Откуда вы это узнали? Что вы узнали нового из текста? Что вас удивило?» Подобный опрос заставит ребенка проанализировать прочитаное и сделать вывод. Примеры подобных смысловых текстов приведены во многих поурочных разработках [Ким Е. А, с.133]. Неумение работать с текстом (информацией) является одной из главнейших проблем современного обучения в начальной, а впоследствии и в средней школе. Мы все привыкли, что математика говорит на языке формул, и больших текстов в учебниках математики нет, но сегодняшняя ситуация заставляет нас обратиться к смысловому чтению (насытить уроки математическими текстами). Ведь именно текстовые задачи вызывают затруднение у всех учеников именно потому, что очень много требуется сил, чтоб понять смысл задачи, не говоря уже об алгоритме ее решения. Следует также уделить внимание развитию математической речи, лишь небольшая часть учеников умеет комментировать свои действия у доски, тем более оперировать математическими терминами. И если вчерашний четвероклассник, решая задачу у доски, не может прокомментировать своё решение, то математическую готовность к среднему звену этого школьника нельзя признать удовлетворительной.

Бывает, что ученик пытается объяснить решаемую задачу, но речь его неграмотна, спутана. Тогда учителю приходиться направлять ученика вспомогательными вопросами. Но даже в этой ситуации учитель может ему помочь. Важно понимать, что формирование речи долгий и трудоемкий процесс, он не алгоритмизирован и тем сложен. И начинать его следует как можно раньше, уже в начальных классах. А если ученики перешли с существенным речевыми недостатками 5 класс, то учителю необходимо обратить серьёзное внимание на исправление этих недостатков. Первое, необходимо пополнять словарный запас детей. Ученики должны четко знать с чем они работают, как называются предметы, объекты их работы, а также действия с этими объектами. Учитель и сам должен постоянно комментировать свои действия и включать наводящими вопросами учеников в курс дела.

Следовательно, на каждом уроке учитель должен добиваться точного воспроизведения всеми учащимися новых терминов, теорем, изученных ранее.

Словесная формулировка, произносимая по ходу решения задачи, - это стимулирование мыслительной деятельности учащихся, формирование у них прочных навыков математически грамотной речи.

Не стоит говорить, что плодотворное сотрудничество учителя и учеников без активного говорения невозможно. Если ученик всё время только слушает и молчит, то не срабатывает принцип обратной связи. И учителю приходится прилагать немалые усилия, чтобы разобраться в проблемах ученика.

Подводя итог, можно сказать, что непрерывность и преемственность предполагают разработку единой системы целей и содержания образования на всех этапах обучения ребенка.

Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения.

Главная задача современного учителя - выращивание всестороннеразвитой личности, свободно ориентирующейся в информационном пространстве, выполняющей определенный функционал в зависимости от способностей. Нет единой модели, по которой мы можем выпускать такой «качественный продукт», но мы должны помочь каждому ученику самореализоваться опираясь на индивидуальные особенности ученика. Именно так мы можем сформировать здоровое общество выполняя государственный заказ.

Список литературы

  1. Ким Е. А. Математика.5 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Зубаревой, А.Г. Мордковича.-2-е издание, стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008. -285 с.

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)


© 2010-2022