- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по предмету Алгебра 9 класс
Рабочая программа по предмету Алгебра 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баженова С.А. |
Дата | 22.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пусошурская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании школьного
методического объединения
протокол № от
Принято на заседании Педагогического совета
протокол № от
Утверждаю:
Директор А.Г.Баженов
приказ № от
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа по предмету
«Алгебра»
9 класс
Составитель: Баженова Светлана Андреевна
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта, Программы по алгебре для 7-9 классов общеобразовательных школ Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк и др (Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений.7-9 классы. Составитель:Т.А.Бурмистрова.-М.:«Просвещение». 2010). Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений на изучение алгебры в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Всего 102 часа в год.
Цели обучения
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Содержание обучения
Действительные числа. Корень третьей степени. Понятие о корне n-ой степени из числа. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора
Алгебраические выражения.
Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Степень многочлена. Корень многочлена.
Уравнения и неравенства. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители.
Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах.
Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств.
Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
Cложные проценты.
Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.
Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы.
Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
Координаты. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Множества и комбинаторика.
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Требования к уровню подготовки девятиклассников
знать/понимать
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
записи математических утверждений, доказательств;
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
-
понимания статистических утверждений.
Перестановка часов по темам может варьироваться на усмотрение учителя. После каждой контрольной работы на следующем уроке проводится анализ в течение 10-15 мин.
Учебно-тематический план по алгебре для 9 класса
№
Тема
Количество часов
1
Квадратичная функция
22
1.1
Функции и их свойства
6
1.2
Квадратный трехчлен
5
Контрольная работа №1.
1
1.3
Квадратичная функция и её график
6
1.4
Степенная функция
3
Контрольная работа№2
1
2
Уравнения и системы уравнений
30
2.1
Уравнения с одной переменной
8
2.2
Неравенства второй степени
5
Контрольная работа №3.
1
2.2
Системы уравнений с двумя переменными
15
Контрольная работа №4
1
3
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
3.1
Арифметическая прогрессия
7
Контрольная работа №5
1
3.2
Геометрическая прогрессия
6
Контрольная работа № 6
1
4
Комбинаторика
11
4.1
Комбинаторные задачи
8
4.1
Вероятность
3
5
Повторение
20
Итоговая контрольная работа
2
Резерв
2
Всего
102
Список литературы и информационных источников
-
Алгебра: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред, С.А. Теляковского.-М.: Просвещение,2009.
-
Алгебра.9 класс. Поурочные планы.- Волгоград, издательство «Учитель», 2002.
-
Дидактические материалы по алгебре для 9 класса/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова.-М.: Просвещение,2003.
-
Алтынов П.И. Алгебра. Тесты.7-9 кл.: Учебно-метод. Пособие.-М.: Дрофа,2000.
5. «Малое ЕГЭ» по математике:9 класс: Подготовка учащихся к итоговой аттестации/ М.Н.Кочагина, В.В.Кочагин.-М.:Эксмо,2008.
6.Алгебра:сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе./Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и другие. -М.: Просвещение,2010.
math.ru Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru/collection/matematika Московский центр непрерывного математического образования
mccme.ru Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
bymath.net Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» mat.1september.ru
ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию
uztest.ru Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
zadachi.mccme.ru Интернет-проект «Задачи» problems.ru Компьютерная математика в школе
edu.of.ru/computermath Математика в «Открытом колледже»
www mathematics.ru Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)
www mathtest.ru Математика в школе: консультационный центр
school.msu.ru Математика. Школа. Будущее. Сайт учителя математики А.В. Шевкина
www shevkin.ru Математические этюды: SD-графика, анимация и визуализация математических сюжетов
etudes.ru Математическое образование: прошлое и настоящее. Интернет-библиотека по методике преподавания математики
www mathedu.ru Международные конференции «Математика. Компьютер. Образование» mce.su
Научно-образовательный сайт EqWorld - Мир математических уравнений
eqworld.ipmnet.ru Научно-популярный физико-математический журнал «Квант»
wwwkvant.info kvant.mccme.ru Образовательный математический сайт Exponenta.ru
exponenta.ru Портал Allmath.ru - Вся математика в одном месте
allmath.ru Прикладная математике: справочник математических формул, примеры и задачи с решениями
pm298.ru Проект KidMath.ru - Детская математика
kidmath.ru Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина
mathnet.spb.ru Учимся по Башмакову - Математика в школе
bashmakov.ruОлимпиады и конкурсы по математике для школьников Всероссийская олимпиада школьников по математике
math.rusolymp.ru Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
tasks.ceemat.ru Занимательная математика - Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников
math-on-line.com Математические олимпиады для школьников
olimpiada.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи
wwwzaba.ru Международный математический конкурс «Кенгуру»
Дата
№
Тема урока
Минимальный объем содержания и требований к уровню усвоения
Форма контроля
знать
уметь
1.1-2.2
Повторение. Действия с рациональными числами.
Устная работа.
3.3-4.4
Функция. Область определения и область значения.
Понятие «функция», график функции, область определения и область значения.
Находить значение функции по формуле, определять область значения и область определения.
Работа по карточкам.
Самостоятельная работа.
5.5-6.6
Свойства функции.
Определение возрастания и убывания функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значение функции.
Находить нули функции и промежутки возрастания и убывания. Читать графики функций.
Работа по карточкам.
7.7-8.8
Квадратный трехчлен и его корни.
Определение многочлена с одной переменной, корень многочлена, квадратного трехчлена и его корней.
Находить корни квадратного трехчлена и выделять двучлен.
Устная работа.
Диктант.
9.9-11.11
Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
Формулу разложения трехчлена на множители. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене.
Разлагать квадратный трехчлен
на множители.
Самостоятельная работа.
12.12
Контрольная работа №1 по теме: «Квадратный трехчлен».
13.13-14.14
Анализ контрольной работы. Функция y=ax2 и ее график.
Определение квадратичной функции, ее график, парабола. Алгоритм построения графика квадратичной функции.
Координаты вершины параболы, ось симметрии. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
Строить графики, по графику определять свойства, производить преобразования , используя параллельный перенос. находить координаты вершины параболы, точки пересечения с осями координат.
Устная работа.
Самостоятельная работа.
15.15-16.16
Функция y=a(x-m)2, y=ax2+n.
Групповая работа.
17.17-18.18
Построение графика квадратичной функции.
Самостоятельная работа.
Индивидуальные задания.
19.19
Степенные функции с натуральным показателем, их графики.
Самостоятельная работа.
Понятие четной и нечетной функции, определение степенной функции, свойства. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль.
Распознавать четную и нечетные функции, применять свойства при решении задач.
Устная работа.
20.20-21.21
Понятие о корне n -ой степени из числа.
Понятие корня, свойства корней, корень третьей степени.
Вычислять корни, преобразовывать выражения. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора.
Диктант.
22.22
Контрольная работа №2 по теме: «Квадратичная функция».
Уравнения и системы уравнений.
23.1-25.3
Анализ контрольной работы. Целое уравнение и его корни.
Определение целого уравнения, степень уравнения.
Определять степень уравнения, решать уравнения 3 степени.
Устная работа .
Групповая работа.
26.4-28.6
Уравнения, приводимые к квадратным.
Определение биквадратного уравнения, метод введения новой переменной.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными.
Примеры решения уравнений высших степеней :методы замены переменной, разложения на множители.
Примеры решения уравнений в целых числах
Решать биквадратные уравнения, методом замены переменной, графическим способом решения, разложения на множители.
Использовать графики функций для решения уравнений.
Самостоятельная работа.
Тест.
29.7-30.8
Решение рациональных уравнений.
Проверочная работа.
Тест.
31.9-32.10
Решение квадратных неравенств.
Определение неравенства второй степени, алгоритм решения неравенств
Находить множество решений неравенств.
Устная работа.
Групповая работа
33.11-35.13
Метод интервалов.
Понятие «метод интервалов».
Примеры решения дробно-линейных неравенств.
Находить нули функции, знаки функции на промежутках.
Опрос.
Индивидуальные задания
36.14
Контрольная работа №3 по теме: «Неравенства. Уравнения».
37.15-40.18
Анализ контрольной работы. Решение систем уравнений второй степени.
Понятие уравнения с двумя переменными, уравнение с несколькими переменными решение уравнения. Примеры решения нелинейных систем Способ подстановки и способ сложения, формулы сокращенного умножения.
Правило подстановки, площадь треугольника, теорему Пифагора, графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными..
Применять данные правила и преобразовывать системы.
Составлять по условию задачи систему уравнений или уравнение. Решать текстовые задачи алгебраическим способом.
Использовать графики функций для решения систем уравнений.
Самостоятельная работа.
Устная работа.
41.19-44.22
Решение задач с помощью систем уравнений.
Проверочная работа.
Индивидуальные задания.
45.23
Обобщающий урок по теме «Системы».
Самостоятельная работа.
46.24-47.25
Неравенства с двумя переменными.
Понятие неравенств с двумя переменными, графическая интерпретация неравенств с двумя переменными.
Находить множество решений
Тест.
48.26-51.29
Системы неравенств с двумя переменными
Способы решения неравенств с двумя переменными. Графическая интерпретация систем неравенств с двумя переменными.
Находить множество решений систем неравенств с двумя переменными
Групповая работа
52.30
Контрольная работа №4 по теме: «Системы уравнений неравенств».
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
53.1
Анализ контрольной работы. Последовательности.
Понятие последовательности, члены последовательности.
Находить по формулам соответствующие члены.
Устная работа.
54.2
Определение арифметической прогрессии.
Определение арифметической прогрессии, вывод формулы n-члена арифметической прогрессии.
Находить разность прогрессии, пользоваться формулами.
Устная работа.
Самостоятельная работа.
Тест.
55.3-56.4
Формула общего члена арифметической прогрессии.
57.5-59.7
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии.
Формулу суммы n первых членов ,суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии.
Пользоваться формулой при решении задач.
Устная работа.
Тест.
60.8
Контрольная работа №5 по теме : «Арифметическая прогрессия».
61.9-62.10
Анализ контрольной работы. Определение геометрической прогрессии.
Понятие геометрической прогрессии, вывод формулы общего члена геометрической прогрессии.
Находить знаменатель геометрической прогрессии, n член геометрической прогрессии.
Устная работа.
Групповая работа.
63.11-64.12
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии.
Формулы суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии.
Находить по формуле неизвестные .Решать задачи на проценты.
Индивидуальная работа.
65.13-66.14
Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
Понятие «бесконечно убывающая геометрическая прогрессия» и ее сумма.
Находить сумму бесконечной геометрической прогрессии.
Тест.
67.15
Контрольная работа №6 по теме : «Геометрическая прогрессия».
68.1-69.2
Анализ контрольной работы. Комбинаторные задачи.
Примеры решения комбинаторных задач:перебор возможных вариантов, правило умножения, понятие «факториал»,определение подстановки, размещения, сочетания.
Решать простейшие комбинаторные задачи.
Устная работа.
70.3
Перестановки.
71.4-72.5
Размещения.
Самостоятельная работа.
73.6-75.8
Сочетания.
76.9-78.11
Вероятность случайного события.
Понятие «вероятность», частота события, равновозможные события и подсчет их вероятности, понятие о геометрической вероятности. Понятие и примеры случайных событий.
Решать задачи на нахождение вероятности.
Дом .контр. работа.
Повторение.
79.1-81.3
Неравенства.
Определение неравенства второй степени, алгоритм решения неравенств.
Решать неравенства несколькими способами.
Зачет.
82.4-85.7
Квадратичная функция.
Определение квадратичной функции, её графики свойства, виды преобразований, алгоритм построения графика. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы.
Строить графики по алгоритму.
86.8-89.11
Системы уравнений и системы неравенств.
Алгоритм решения систем уравнений и неравенств.
Решать системы уравнений и неравенств.
Зачет.
90.12-94.16
Решение задач на составление уравнений и систем уравнений.
Алгоритм решения систем уравнений и уравнений. Понятие «сложные проценты»
Составлять по условию задачи уравнение или систему уравнений и решать. Решать задачи на проценты.
Зачет.
95.17-98.20
Преобразования рациональных выражений.
Формулы сокращенного умножения, правила сложения, вычитания, делении и умножения дробей.
Упрощать рациональные выражения.
Зачет.
99.21-100.22
Итоговая контрольная работа..
101.1-102.2
Резерв.