Рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 60" общеобразовательная школа № 60» г. Оренбурга

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании ШМО

зам. директора по УВР

и введено в действие

протокол № ______

«___»_________2015г

приказ №___от «___» ________2015 г.

«___»_________2015г


директор



_________(подпись)

_________ (подпись)

____________ (подпись)

/ С.К. Шевченко/

/Е.А. Кочеткова /

/ /

Рабочая программа по предмету

«Геометрии»

на 2015 - 2016 учебный год

Классы: 7-9

Составитель учитель математики: Житлухина А. С.


Оренбург, 2015 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса "Геометрия 7-9 класс" составлена на основе:

  1. Приказ Минобразования России от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  2. Приказ Минобразования России от 9.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» ( в ред.приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);

с учетом образовательных программ под редакцией

Т. А. Бурмистрова Программы. Геометрия. 7-9 классы.

Среднее (полное) общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенций. Это определило цели и задачи обучения алгебре:

  • овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Рабочая программа курса "Геометрия. 7-9 класс" предусматривает формирование в процессе обучения у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирование новых алгоритмов;

  • решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Рабочая программа курса "Геометрия. 7-9 класс" рассчитана на использование УМК:

1. Геометрия 7-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян и др. М.: Просвещение, 2012 год

Общая характеристика предмета

Реализация рабочей программы рассчитана на 210 часа: 7 класс - 2 раза в неделю, 70 часов, 8 класс - 2 раза в неделю, 70 часов и 9 класс - 2 раза в неделю, 70 часов. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Тематическое содержание материала распределено следующим образом:


7 класс

Тема

Кол-во часов

1

Начальные геометрические сведения

11

2

Треугольники

18

3

Параллельные прямые

13

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

5

Повторение. Решение задач.

8


итого

70

8 класс

Тема

Кол-во часов

1

Четырехугольники

14

2

Площадь

14

3

Подобные треугольники

19

4

Окружность

17

5

Повторение. Решение задач.

6


итого

70



9 класс

Тема

Кол-во часов

1

Векторы.

Метод координат.

18

2

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

3

Длина окружности и площадь круга

12

4

Движения

8

5

Начальные сведения из стереометрии

8

6

Об аксиомах геометрии

2

7

Повторение. Решение задач.

11


итого

70




II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ "ГЕОМЕТРИЯ 7-9 КЛАСС" (204 часов)

7 класс

Начальные геометрические сведения (11 часов)

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры: прямая, точка, луч. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Измерение отрезков и углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

Треугольники (18 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Параллельные прямые (13 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.

Повторение. Решение задач (6 часов)

8 класс

Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия.

Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применения подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Повторение. Решение задач (4 часа)

9 класс

Векторы. Метод координат (18 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах

Длина окружности и площадь круга (12 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Движения (8 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложение и движение.

Начальные сведения из стереометрии (8 часов)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площади поверхностей и объемов.

Об аксиомах геометрии (2 часа)

Беседа об аксиомах геометрии

Повторение. Решение задач (9 часов)

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

7 класс

знать/понимать:

  • как геометрия возникла из практических задач землемерия;

  • примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • определение точки, прямой, отрезка, луча, угла;

  • единицы измерения отрезка, угла;

  • определение вертикальных и смежных углов, их свойства;

  • определение перпендикулярных прямых;

  • определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты;

  • определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольников, теорему о сумме углов треугольника;

  • определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки;

  • определение четырехугольников, многоугольников;

  • формулы для нахождения площадей четырехугольников;

  • формулы для нахождения длины окружности, площади круга;

  • определение центральных и вписанных углов, их свойства;

  • теорему Пифагора;

  • определение подобных треугольников и признаки подобия;

  • определение окружности и ее элементов.

уметь:

  • обозначать точки, отрезки, и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;

  • изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы;

  • изображать треугольники и находить их периметр;

  • строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;

  • доказывать признаки равенства треугольников;

  • показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;

  • доказывать теорему о сумме углов треугольника;

  • определение внешнего угла треугольника, смежных и вертикальных углов;

  • применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;

  • строить треугольники по трем элементам;

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

  • осуществлять преобразования фигур; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • применять понятие средней линии в решении задач;

  • распознавать виды четырехугольников, применять их свойства и признаки в решении задач;

  • применять признаки подобия треугольников к решению задач;

  • уметь строить центральные и вписанные углы; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • выполнять расчеты, включающие простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации.

V. Материально - техническое обеспечение

№ п/п

Виды образовательных ресурсов

Имеющееся ресурсное обеспечение

1

Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Математика (приказ министерства образования РФ "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по геометрии для общеобразовательных учреждений" №1089 от 05.03.2004г.)

«Примерная программа основного общего образования по геометрии»

Программа для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 класс. /составитель Т.А. Бурмистрова -Москва. "Просвещение", 2010 год

2

Учебно-методические материалы

2.1

УМК по предмету

Геометрия 7-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян и др.

М.: Просвещение, 2012 год

2.2

Дидактические и раздаточные материалы

Контрольные по геометрии: 7,8,9 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна, В.Ф. Кадомцева и др. «Геометрия 7-9»
/Н.Б. Мельникова -М.: Издательство «Экзамен»,2012 год

Фарков А. В. Тесты по геометрии 7,8,9 класс. К учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9»- М.: Просвещение, 2012 год

Глазков Ю.А. Рабочая тетрадь по геометрии: 7,8,9 класс к учебнику Л. С. Атанасяна, В.Ф. Кадомцева и др. «Геометрия 7-9» -М.: Издательство «Экзамен»,2012 год

Поурочное планирование по геометрии. 7,8,9 класс /Н.Б. Мельникова -М.: Издательство «Экзамен»,2012 год

2.3

Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета

Слайды по разделам:

Начальные геометрические сведения

Треугольники

Параллельные прямые

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Четырехугольники

Площадь

Подобные треугольники

Окружность

Векторы. Метод координат.

Соотношение между сторонами и углами треугольника

Скалярное произведение векторов

Длина окружности и площадь круга

Движения

Начальные сведения из стереометрии

Об аксиомах геометрии

3

ТСО, компьютеры, информационно-коммуникативные средства

Компьютер - 1шт; МФУ - 1шт; документ камера - 1шт

Электронные учебник по Геометрии 7- 9 классы

4

Учебно-практическое оборудование

Таблицы по основным разделам Геометрии за 7, 8, 9 классы; тематические плакаты; портреты ученых

5

Оборудование (мебель)

Учительский стол - 1 шт; учительский стул - 1шт; ученические парты - 15шт;

ученический стул - 30шт; маркерная доска - 1шт; шкаф - 2шт; стенды -

3шт; измерительные приборы - линейки, циркуль, транспортир.

IV. ОЦЕНОЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕНОГО ПРОЦЕССА

В процессе реализации рабочей программы осуществляется промежуточный, итоговый и текущий контроль обученности учащихся. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения индивидуального, фронтального опроса, работы по карточкам, самостоятельной работы. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные самостоятельные работы, которые проводятся в форме тестирования, контрольной работы, зачета.

8 класс

Тема

к/р

1

Четырехугольники


2

Площадь


3

Подобные треугольники


4

Окружность


5

Повторение. Решение задач



итого


7 класс

Тема

к/р

1

Начальные геометрические сведения


2

Треугольники


3

Параллельные прямые


4

Соотношения между сторонами и углами треугольника


5

Повторение. Решение задач



итого



9 класс

Тема

к/р

1

Векторы. Метод координат


2

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов


3

Длина окружности и площадь круга


4

Движения


5

Начальные сведения из стереометрии


6

Об аксиомах геометрии



Повторение. Решение задач



итого






Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся следующие:

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ - 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ - 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 50% правильных ответов.

«3» - от 51% до 70% правильных ответов.

«4» - от 71% до 90% правильных ответов.

«5» - от 91% и более правильных ответов.

Оценка устных ответов обучающегося:


Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотно в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала.

Оценка письменных контрольных работ.


Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


© 2010-2022