- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Житлухина А.С. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 60" общеобразовательная школа № 60» г. Оренбурга
Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю
на заседании ШМО
зам. директора по УВР
и введено в действие
протокол № ______
«___»_________2015г
приказ №___от «___» ________2015 г.
«___»_________2015г
директор
_________(подпись)
_________ (подпись)
____________ (подпись)
/ С.К. Шевченко/
/Е.А. Кочеткова /
/ /
Рабочая программа по предмету
«Геометрии»
на 2015 - 2016 учебный год
Классы: 7-9
Составитель учитель математики: Житлухина А. С.
Оренбург, 2015 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса "Геометрия 7-9 класс" составлена на основе:
-
Приказ Минобразования России от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
-
Приказ Минобразования России от 9.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» ( в ред.приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);
с учетом образовательных программ под редакцией
Т. А. Бурмистрова Программы. Геометрия. 7-9 классы.
Среднее (полное) общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенций. Это определило цели и задачи обучения алгебре:
-
овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Рабочая программа курса "Геометрия. 7-9 класс" предусматривает формирование в процессе обучения у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирование новых алгоритмов;
-
решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Рабочая программа курса "Геометрия. 7-9 класс" рассчитана на использование УМК:
1. Геометрия 7-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян и др. М.: Просвещение, 2012 год
Общая характеристика предмета
Реализация рабочей программы рассчитана на 210 часа: 7 класс - 2 раза в неделю, 70 часов, 8 класс - 2 раза в неделю, 70 часов и 9 класс - 2 раза в неделю, 70 часов. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Тематическое содержание материала распределено следующим образом:
-
7 класс
№
Тема
Кол-во часов
1
Начальные геометрические сведения
11
2
Треугольники
18
3
Параллельные прямые
13
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
20
5
Повторение. Решение задач.
8
итого
70
8 класс
№
Тема
Кол-во часов
1
Четырехугольники
14
2
Площадь
14
3
Подобные треугольники
19
4
Окружность
17
5
Повторение. Решение задач.
6
итого
70
9 класс
№
Тема
Кол-во часов
1
Векторы.
Метод координат.
18
2
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
11
3
Длина окружности и площадь круга
12
4
Движения
8
5
Начальные сведения из стереометрии
8
6
Об аксиомах геометрии
2
7
Повторение. Решение задач.
11
итого
70
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ "ГЕОМЕТРИЯ 7-9 КЛАСС" (204 часов)
7 класс
Начальные геометрические сведения (11 часов)
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры: прямая, точка, луч. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Измерение отрезков и углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Треугольники (18 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые (13 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
Повторение. Решение задач (6 часов)
8 класс
Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия.
Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применения подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Повторение. Решение задач (4 часа)
9 класс
Векторы. Метод координат (18 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах
Длина окружности и площадь круга (12 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Движения (8 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложение и движение.
Начальные сведения из стереометрии (8 часов)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площади поверхностей и объемов.
Об аксиомах геометрии (2 часа)
Беседа об аксиомах геометрии
Повторение. Решение задач (9 часов)
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
7 класс
знать/понимать:
-
как геометрия возникла из практических задач землемерия;
-
примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
определение точки, прямой, отрезка, луча, угла;
-
единицы измерения отрезка, угла;
-
определение вертикальных и смежных углов, их свойства;
-
определение перпендикулярных прямых;
-
определение треугольника, виды треугольников, признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника, определение медианы, биссектрисы, высоты;
-
определение параллельных прямых, их свойства и признаки; соотношение между сторонами и углами треугольников, теорему о сумме углов треугольника;
-
определение прямоугольного треугольника, его свойства и признаки;
-
определение четырехугольников, многоугольников;
-
формулы для нахождения площадей четырехугольников;
-
формулы для нахождения длины окружности, площади круга;
-
определение центральных и вписанных углов, их свойства;
-
теорему Пифагора;
-
определение подобных треугольников и признаки подобия;
-
определение окружности и ее элементов.
уметь:
-
обозначать точки, отрезки, и прямые на рисунке, сравнивать отрезки и углы, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
-
изображать прямой, острый, тупой и развернутый углы;
-
изображать треугольники и находить их периметр;
-
строить биссектрису, высоту и медиану треугольника;
-
доказывать признаки равенства треугольников;
-
показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
-
доказывать теорему о сумме углов треугольника;
-
определение внешнего угла треугольника, смежных и вертикальных углов;
-
применять признаки прямоугольных треугольников к решению задач;
-
строить треугольники по трем элементам;
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
-
осуществлять преобразования фигур; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
применять понятие средней линии в решении задач;
-
распознавать виды четырехугольников, применять их свойства и признаки в решении задач;
-
применять признаки подобия треугольников к решению задач;
-
уметь строить центральные и вписанные углы; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
выполнять расчеты, включающие простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации.
V. Материально - техническое обеспечение
№ п/п
Виды образовательных ресурсов
Имеющееся ресурсное обеспечение
1
Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Математика (приказ министерства образования РФ "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по геометрии для общеобразовательных учреждений" №1089 от 05.03.2004г.)
«Примерная программа основного общего образования по геометрии»
Программа для общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 класс. /составитель Т.А. Бурмистрова -Москва. "Просвещение", 2010 год
2
Учебно-методические материалы
2.1
УМК по предмету
Геометрия 7-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян и др.
М.: Просвещение, 2012 год
2.2
Дидактические и раздаточные материалы
Контрольные по геометрии: 7,8,9 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна, В.Ф. Кадомцева и др. «Геометрия 7-9»
/Н.Б. Мельникова -М.: Издательство «Экзамен»,2012 год
Фарков А. В. Тесты по геометрии 7,8,9 класс. К учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9»- М.: Просвещение, 2012 год
Глазков Ю.А. Рабочая тетрадь по геометрии: 7,8,9 класс к учебнику Л. С. Атанасяна, В.Ф. Кадомцева и др. «Геометрия 7-9» -М.: Издательство «Экзамен»,2012 год
Поурочное планирование по геометрии. 7,8,9 класс /Н.Б. Мельникова -М.: Издательство «Экзамен»,2012 год
2.3
Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета
Слайды по разделам:
Начальные геометрические сведения
Треугольники
Параллельные прямые
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Четырехугольники
Площадь
Подобные треугольники
Окружность
Векторы. Метод координат.
Соотношение между сторонами и углами треугольника
Скалярное произведение векторов
Длина окружности и площадь круга
Движения
Начальные сведения из стереометрии
Об аксиомах геометрии
3
ТСО, компьютеры, информационно-коммуникативные средства
Компьютер - 1шт; МФУ - 1шт; документ камера - 1шт
Электронные учебник по Геометрии 7- 9 классы
4
Учебно-практическое оборудование
Таблицы по основным разделам Геометрии за 7, 8, 9 классы; тематические плакаты; портреты ученых
5
Оборудование (мебель)
Учительский стол - 1 шт; учительский стул - 1шт; ученические парты - 15шт;
ученический стул - 30шт; маркерная доска - 1шт; шкаф - 2шт; стенды -
3шт; измерительные приборы - линейки, циркуль, транспортир.
IV. ОЦЕНОЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕНОГО ПРОЦЕССА
В процессе реализации рабочей программы осуществляется промежуточный, итоговый и текущий контроль обученности учащихся. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения индивидуального, фронтального опроса, работы по карточкам, самостоятельной работы. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные самостоятельные работы, которые проводятся в форме тестирования, контрольной работы, зачета.
8 класс
№
Тема
к/р
1
Четырехугольники
2
Площадь
3
Подобные треугольники
4
Окружность
5
Повторение. Решение задач
итого
7 класс
№
Тема
к/р
1
Начальные геометрические сведения
2
Треугольники
3
Параллельные прямые
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника
5
Повторение. Решение задач
итого
9 класс
№
Тема
к/р
1
Векторы. Метод координат
2
Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
3
Длина окружности и площадь круга
4
Движения
5
Начальные сведения из стереометрии
6
Об аксиомах геометрии
Повторение. Решение задач
итого
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся следующие:
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ - 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ - 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 50% правильных ответов.
«3» - от 51% до 70% правильных ответов.
«4» - от 71% до 90% правильных ответов.
«5» - от 91% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотно в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.