- Преподавателю
- Математика
- Технологическая карта урока по математике. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида
Технологическая карта урока по математике. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коротких Н.Ф. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя
Коротких Натальи Фёдоровны
Предмет
Математика
Класс
5
Тип урока
Урок «открытия новых знаний»
Тема урока
«Прямоугольный параллелепипед. Пирамида.»
Цель урока
Дидактическая цель: сформировать наглядное представление о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед , куб и пирамида, их развертках; выработать первичное умение выполнять изображения пространственных фигур
Задачи урока
- Обучающие: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов; научить распознавать прямоугольный параллелепипед среди окружающих нас предметов, научить изображать прямоугольный параллелепипед.
- Развивающие: способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике; развивать грамотную математическую речь; развивать визуальные каналы восприятия информации.
- Воспитательные: воспитывать культуру математических записей, воспитывать активность, аккуратность, прививать умение выслушивать других.
Планируемые результаты
Предметные: Научить распознавать на чертежах геометрические фигуры: прямоугольный параллелепипед и пирамиду.
Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач; коммуникативные - умеют слушать других, учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Формы организации образовательного пространства на уроке
Фронтальная беседа с учащимися; работа с учебником; индивидуальная работа по карточкам, работа в парах.
Организация пространства
Фронтальная и индивидуальная работа.
Средства обучения
Учебник математики, мультимедийная презентация, печатные карточки.
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
1.Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Создание положительного эмоционального настроя в классе
Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать Вас на уроке математики.
Сегодня мы с вами отправимся в путь за знаниями.
В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания.
«Посмотрите, всё ль в порядке: Книжка, ручки и тетрадки?
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок»;
-воспитательный момент (напоминание учащимся о правильной осанке, приложение 1);
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
Личностные: самоорганизация, мотивация учения.
2. Формулирование темы урока, постановка учебных задач
Подвести к формулированию темы и цели урока.
-Сформулировать цель урока,
-организовать составление совместного плана действий,
-определить средства достижения цели
- У моего маленького сына много игрушек, но больше всего он любит играть кубиками - строит башни и стены. Но вот однажды он подошёл ко мне и показывает вот эту фигуру (показываю детям фигуру) и спрашивает: Что это?
- Ребята, скажите что это за фигура? Какую форму она имеет?
- О нём мы сегодня поговорим. А это и есть тема сегодняшнего урока. Так назовите её. (Дети пробуют сформулировать тему урока..
Тема: Прямоугольный параллелепипед
Вопрос: А почему прямоугольный?
Ответы: это параллелепипед у которого все углы граней прямые.
Часто люди интересуются ценой товара, его качеством, а математиков интересует форма и размеры этих предметов. А из каких же элементов состоит наш прямоугольный параллелепипед?
Какова же цель нашего урока?
Ответы: Цель урока - познакомиться с элементами прямоугольного параллелепипеда.
Обобщение высказываний детей учителем.
Ученики формулируют тему урока, записывают её в тетрадь:
Прямоугольный параллелограмм
Высказывают предположения. Совместно с учителем формулируются задачи:
1)Познакомиться с элементами параллелепипеда;
проговаривают план действий по достижению цели.
Познавательные: анализируя и сравнивая, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения
3. Изучение нового материала. Актуализация знаний. Работа в группах
Формирование нового знания с опорой на изученные знания. Ввести понятие прямоугольный параллелепипед
Далее я хочу вам предложить попробовать себя в роли исследователей. Каждая парта становится отдельной группой ученых. Каждая группа будет изучать определенные элементы параллелепипеда. Вам помогут вопросы на карточках и макеты прямоугольного параллелепипеда на партах. Затем каждая группа ученых поделится с другими своими исследованиями.
Вопросы для первой группы:
-
Какую форму имеют грани прямоугольного параллелепипеда?
-
Посчитайте, сколько граней у прямоугольного параллелепипеда?
-
Есть ли среди граней прямоугольного параллелепипеда равные?
-
Если да, закрасьте их одинаковым цветом.
-
Как по отношению друг к другу расположены равные грани?
-
Сколько пар равных граней у прямоугольного параллелепипеда?
Как называется прямоугольный параллелепипед у которого все измерения равны?
Какую форму будут иметь грани?
Сделайте вывод.
Вопросы для второй группы:
-
Посчитайте, сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда
-
Есть ли среди ребер прямоугольного параллелепипеда равные?
Обведите одним и тем же цветом равные ребра.
-
Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда, которые обозначают длину?
-
Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда, которые обозначают ширину?
-
Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда, которые обозначают высоту?
Сделайте вывод.
Вопросы для третьей группы:
-
Посчитайте, сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда?
Сколько вершин имеет каждая грань?
Сколько ребер разной длины встречаются в одной из вершин?
Сколько общих вершин у соседних граней.
Сколько вершин соединяет каждое ребро.
Сделайте вывод.
Вопросы для четвертой группы:
-
Какую форму имеют грани прямоугольного параллелепипеда?
-
Посчитайте, сколько граней у прямоугольного параллелепипеда?
-
Есть ли среди граней прямоугольного параллелепипеда равные?
-
Если да, попробуйте показать их на макете.
-
Как по отношению друг к другу расположены равные грани?
-
Сколько пар равных граней у прямоугольного параллелепипеда?
-
Посчитайте, сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда
-
Есть ли среди ребер прямоугольного параллелепипеда равные?
Как называется такой параллелепипед?
Сделайте вывод.
См. учебник п.22, стр. 145
(Вызываю учеников)
- Достаньте по очереди из коробки фигуры (конус, цилиндр, шар, пирамида, куб и различные прямоугольные параллелепипеды, все они разных цветов).
- Разделите эти фигуры на две группы так, чтобы они вместе в своей группе были чем-то похожими.
- Вы все по-своему правы, молодцы.
Чем все эти фигуры отличаются от тех, что мы изучали раньше?
Ответы детей: плоские (треугольник, квадрат) на листе бумаги, а эти фигуры в пространстве, объемные.
- Совершенно верно объемные фигуры еще называют пространственными фигурами или геометрическими телами.
- Придумайте название для первой группы тел.
Ответ: круглые
- Придумайте название для второй группы тел.
Ответ: учитель вместе с учащимися дают название второй группе - многогранники.
Вопрос: С какой из фигур многогранников вы встречаетесь чаще? ПИРАМИДА
Учащиеся работают в группах над заданной проблемой: изучают статью учебника, ведут дискуссии, анализируют признаки параллелепипеда и делают вывод.
Ребята по очереди выходят и делят эти фигуры по разным признакам (цвет, форма, размер и т.д) аргументируя свой выбор
Учащиеся формируют признаки пирамиды
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
4. Физминутка
Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока
Раз - согнулись, разогнулись,
Два - качнулись, потянулись,
Три - в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять и шесть - просто сесть,
Семь и восемь - лень отбросим.
Учащиеся под ритмичную музыку выполняют упражнение.
Снятие усталости и напряжения
-внесении эмоционального заряда ;-совершенствовании общей моторики
-выработке четких движений во взаимосвязи с речью.
5. Первичное закрепление. Практическая работа.
Вопрос: как вы понимаете фразу - площадь поверхности? как ее найти?
Ответы: сумма площадей всех граней.
1. Измерь длину, ширину, высоту модели и запиши их.
2. Вычисли площадь каждой грани модели.
3. Сделайте вывод о площадях противоположных граней и запиши его.
4. Вычислите площадь всей поверхности вашего прямоугольного параллелепипеда.
5. Сделайте вывод.
Учащиеся выполняют задание на местах в парах.
Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем
Рефлексия
Соотносятся цель
учебной деятельности и ее
результаты, фиксируется степень
их соответствия, и намечаются
дальнейшие цели деятельности.
Учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Личностные самооценка на основе критерия
успешности ; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной
деятельности
Коммуникативные выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью
- формулирование и аргументация
своего мнения, учет разных
мнений;
- использование критериев для
обоснования своего суждения
Домашнее задание
Учащиеся могут выбрать творческое домашнее задание, которое они смогут выполнить в соответствии с уровнем усвоения нового материала
1)§ 22 стр. 145, ответить на вопросы стр. 149.
2) Измерить длину, ширину, высоту вашей комнаты. И вычислить площадь полной поверхности.
3.) Составьте ребусы или сочините загадки по теме сегодняшнего урока
Учащиеся по интересам выбирают домашнее задание
Познавательная
Развитие кругозора при выполнении задания.