- Преподавателю
- Математика
- Работа с одарёнными детьми
Работа с одарёнными детьми
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Захарова Е.И. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа работы с одаренными детьми "Нам тайны нераскрытые раскрыть пора..."
Содержание программы (Вид деятельности.Формы и методы.Ресурсное обеспечение.Управление.Связь с другими организациями )
1.Выявление технически одаренных учащихся.индивидуальная; опрос; анкетирование; проведение физических викторин, конкурсов; создание профильного класса;психолого - педагогическая анкета; тесты;подведение итогов анкетирования;беседа с учителями математики, биологии, географии.
2.Создание банка данных по одаренным детям,систематизация,компьютер,систематическое обновление банка данных,консультация специалистов.
3.Подготовка учащихся к школьному этапу олимпиад.факультатив; индивидуальная работа на уроках, включающая элементы исследовательской деятельности;программа факультативного курса «Решение нестандартных задач по физике», анализ работы учащихся на уроках и факультативных занятиях;
4.Проведение школьного этапа олимпиады по физике;олимпиада;текстовые задачи для проведения школьного тура олимпиады; СД -диски, методические пособия;подведение итогов; анализ допущенных ошибок; самодиагностика учащихся по выявлению трудностей при решении олимпиадных задач;сопоставление результатов олимпиады с результатами в других школах
5.Создание научного общества учащихся по физике;семинар по изучению основных этапов исследовательской деятельности; изучение метода проектов ( лекции и практические занятия);компьютеры; работа на соответсвующей странице сайта, созданного автором программы, по изучению специфики выполнения научных работ по физике;выбор актива общества, разработка устава; мотивация всех членов общества;сотрудничество с НОУ «Поиск»; экскурсии на действующие инженерные предприятия
6.Работа научного общества учащихся.Викторина «Что? Где? Когда?» Внедрение метода проектов. Конкурс научных работ учащихся; проведение предметной недели; Конкурс проектов. Составление портфолио.образцы выполнения научного исследования; алгоритм исследования; интернет - ресурсы; технические лаборатории; пособия, учебники, СД - дискиразбор каждого этапа научной работы; отбор лучших работ и размещение их на сайте автора и различных интернет - конкурсах;участие в работе Всероссийских интернет - конференций, конкурсов; участие в интернет - олимпиадах, проводимых вузами страны.
7.Обобщение работы с одаренными детьми на методическом объединении учителей естественного цикла;отрудничество; обобщение опыта (мастер - класс);презентации; диски с записями выступлений учащихся;анализ проделанной работы и перспективы деятельности;размещение итогов работы в сети интернет
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования.» А. Дистервег
В связи с развитием науки и производства, ростом объема информации, внедрением новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах. Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи - одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках Национального проекта «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи». Современная школа должна скоординировать работу по выявлению одаренных учащихся и организовать развитие их одаренности. Для этого в каждом образовательном учреждении необходимо создать систему деятельности учителя по развитию творческих способностей учащихся. Результаты учения школьника часто ставят в прямую зависимость от его способностей, считая последние наследственными. Но человек заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Необходимо организовать деятельность ученика!
В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант. Развитие мышления предполагает прежде всего переход к новому способу действия в процессе обучения. Лишь в тех случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, появляются условия, вызывающие развитие. Именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что специальным образом организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление учащихся, их способности и талант.
Одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Интеллектуальная одаренность - уровень развития и тип организации ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные способности - свойства интеллекта, характеризующие успешность деятельности в конкретных ситуациях.
Интеллектуальное воспитание - это форма организации учебно - воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание одаренному ученику индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.
Критерии для отбора одаренных детей: 1)наличие высоких достижений в каком - либо виде деятельности; 2)высокий уровень мотивации; 3)наличие лидерских качеств. Типы одаренности детей: а) ранний интеллект; б)проявление способностей к отдельным школьным наукам; в)потенциальные признаки одаренности.
В каждом учебном учреждении должна быть создана единая система работы с одаренными детьми. Обусловлено это тем, что 1)увеличивается число олимпиад, конкурсов, а так же растет число их участников;
2)существуют трудности, связанные с разнообразием видов одаренности, различие в методах и подходах;
3)недостаточная подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
1) дифференциация процесса обучения;
2) внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;
3) развитие самостоятельности учащихся;
4) возрастание роли внеклассной деятельности.
Цель программы - создание системы деятельности учителя физики по развитию творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
1.Выявить одаренных учащихся в области физики.
2.Изучить факторы развития личности, ее способностей.
3.Развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации.
4.Установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями.
5.Способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.
Основные этапы реализации программы:
1. Диагностический.
2.Деятельностный.
Основные направления:
1.Учебная деятельность.
2.Научно - исследовательская деятельность.
3.Общественная деятельность.
4.Профессиональная деятельность.
Рекомендации учителю:
1.Учитель должен в совершенстве владеть методами эвристического обучения.
2.Учитель должен в совершенстве владеть дифференцированной технологией.
3.Учитель должен развиваться сам и развивать способности ученика.
4.Учитель должен способствовать внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
5.Учитель должен знать возрастную психологию.
Обязанности учителя:
· организация и проведение занятий с одаренными детьми;
· мониторинг результативности занятий;
· подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, научно - практическим конференциям;
· подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Критерии эффективности программы:
· развивает интерес к предмету;
· развивает самостоятельность учащихся;
· дает возможность одаренным детям самореализоваться;
· способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;
· развивает креативное мышление;
· формирует практические навыки;
· развивает навыки исследовательской деятельности;
· ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии.
Список использованной литературы:
1.Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. - М., «Просвещение»,1983г.
2.Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. - М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007г.
3.Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. - М: «Просвещение»,1981г.
4.Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., «Просвещение»,1994г.
5.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., «Педагогический поиск», 2000г.
Ресурсное обеспечение для реализации программы 1.Интернет - ресурсы.
2.Персональный сайт учителя физики Новиковой Л.В.(автора программы) fizikaum.ucoz.ru/
3.Лабораторное оборудование (базовые учреждения - ОмГУПС и ОмГТУ)
4.Тесты и сборники задач по физике, учебники и учебные пособия.
5.Методическое оснащение кабинета физики.
6.Программа факультативного курса «Решение нестандартных задач по физике» для учащихся 10 и 11 классов.