Статья на тему Блочно-модульная система обучения

   Статья "Блочно-модульная система обучения" Блочно-модульная система обучения позволяет успешно управлять учебной деятельностью учащихся. Основное внимание при данной системе уделяется следующему:во-первых, программный материал систематизирован и подается крупными блоками; во-вторых, система обучения позволяет составлять тематическое планирование, включающее практические упражнения на более высоком уровне; в-третьих, разработана четкая типология уроков. Каждая новая тема  изучается в определён...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление успешностью обучения учащихся математике через внедрение блочно-модульной технологии

Процесс обучения - процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую работу. Внедрение блочно-модульной технологии способствует управлению успешностью обучения математики. Данная технология-результат приведения в систему таких дидактических принципов, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний.

Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

-четкая организация всего учебного процесса;

-постановка целей и задач обучения для всего блока;

-сочетание словесных, наглядных методов;

-широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;

-комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей (модуль-это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием, это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа)

-1 модуль (1-2 урока) - устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;

-2 модуль (3-5 уроков) - самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, конференции, игры;

-3модуль (1-2 урока) - повторение и обобщение темы.

-4 модуль (1-2 урока) - контроль знаний учащихся по всей теме.

Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, непросто. Эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика - напряженного труда, но она дает хорошие результаты.

По результатам проведенного анкетирования, на вопрос «Что же дает вам модульное обучение?», дети отвечают таким образом: главное - это то, что каждый работает самостоятельно, предоставляется возможность получить консультацию учителя, помощь у товарища, значительно глубже осознается учебное содержание, все время можно себя контролировать.

При внедрении блочно-модульной технологии метод подачи материала укрупненными единицами (блоками) - является основным. Основой каждого блока является опорный конспект, при составлении которого необходимо руководствоваться следующими принципами:

- научное изложение вопроса, предполагающие максимальное использование математической символики;

- краткость изложения, не теряющего логического построения теоретического материала;

- яркая продуманная наглядность, предполагающая использование красочных рисунков, чертежей, схем, диаграмм, заимствованных не только из учебников и учебных пособий, но и подсказанных опытом;

- один конспект имеет информацию по целой теме или части темы, если она слишком обширна;

- выделение главного, основного цветом или шрифтом;

-при составлении конспектов осуществлять логическую связь и последовательность перехода от данного конспекта к следующему.

В средних классах теоретический материал, разбитый на логически завершенные смысловые блоки (одного или нескольких пунктов) излагается на одном уроке. В старших, по возможности, необходима пара уроков. Опорный конспект ( система логически взаимосвязанных опорных сигналов) лучше составлять с детьми, извлекая теоретические сведения из текста учебника, работе с учебником на данном уроке уделяется основное внимание. Обязательным элементом этого этапа является получение обратной информации об уровне усвоения нового материала. В этом возрасте при составлении конспектов с опорными сигналами, для последующего их изучения и воспроизведения, большое внимание должно уделяться наглядности. Схемы и знаковые модели должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить на доске и тетради и, чтобы при этом не требовалось специальное умение рисовать. Цветовая наглядность и образность опорных сигналов вызывает у учащихся положительные эмоции. Что такое опорный сигнал и опорный конспект? Опорный сигнал- символ, замещающий смысл какой-то информации, одной или нескольких фраз в тексте учебника. Сигнал может быть в форме цифры, схемы, стрелки или других знаков, определения и формулировки не записываются. Глядя на опорные сигналы, учащийся быстро вспоминает их смысл и расшифровывает содержание, рассказывает в развернутом виде. Опорные сигналы - это «узелки на память». В основу составления опорных сигналов взяты следующие основные дидактические принципы: лаконичность, структурность, автономность, цветовая наглядность и образность.

В учебной работе опорные сигналы выполняют несколько функций:

- служат наглядным пособием при объяснении учителя;

- упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку;

- позволяют увеличить объем изучаемого материала на уроке;

- развивают творческое мышление и познавательность.

Опорный конспект - система логически взаимосвязанных опорных сигналов учебного материала одного урока.

Как составлять опорные конспекты?

1. Детально изучить по программе содержание материала, по которому будет составляться опорный конспект для конкретного урока. Выписать основные термины, формулы, правила с помощью знаков, следственные связи.

2. Соотнести требования программы с содержанием учебника (на одном уроке может изучаться материал одного или нескольких параграфов).

3. Хорошо знать материал текста и иллюстрации учебника.

4. Разбить данный материал на логически завершенные смысловые блоки (части).

5. Выделить основные термины в каждом блоке.

6. Составить черновой вариант опорных сигналов в каждом блоке, несколько раз откорректировать его в соответствии с принципами.

7. Оформить смысловые блоки и опорные сигналы в них в окончательном варианте

Можно заранее готовить копии опорных конспектов в расчете на каждого ученика, но лучше, как показывает опыт, если учащиеся копируют конспект на уроке. Здесь особо важную роль играет применение компьютерных технологий. На данном этапе изучения учебного материала компьютер можно рассматривать как сопровождение объяснения учителя. Для уроков изучения теоретического материала можно создавать конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. Таким образом, показ такой презентации представляет собой конспект теоретического материала по данной теме, по которому затем составляется опорный конспект.

Опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока. Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно учителя и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников. Однако, нельзя сказать наверняка, что результаты обучающихся значительно повысятся благодаря использованию ИКТ, но они будут больше интересоваться тем, что происходит на уроке, будут активнее работать и быстрее запоминать материал.

В 5-6 классах возникает определенная трудность в скорописи лекции и усвоении крупного объема теоретического материала, а также выбора условных сокращений. В старших классах - с технологией конспектирования учебной информации. Для устранения этих трудностей и предлагается система сокращений слов с использованием знаков, рисунков и других символов. Поэтому учащиеся, обучающиеся по этой системе в школе, не испытывают трудности при конспектировании лекций и усвоении учебного материала при дальнейшем обучении в вузах и других учебных заведениях.

Таким образом, структуру информационного модуля можно представить так:

1. Мобилизующее начало (10-12 мин) - письменное воспроизведение по памяти опорных сигналов по предыдущей теме всеми учащимися на оценку. В то же время - тихий устный опрос некоторых учащихся с опорными конспектами в руках или громкий ответ учащегося по опорному плакату предыдущей темы.

2. Записать на доске и в предметных тетрадях новую тему, обосновать цель урока (1-2 мин).

3. Первичное объяснение (сжато) только основного нового материала с использованием мультимедиа- презентаций и наглядных пособий, но без опорных сигналов.

4. Вторичное объяснение нового материала (чтобы поняли и слабые) по узловым вопросам темы с демонстрацией опорного плаката (на двукратное объяснение нового материала отводится не менее 20 мин)

5. Переписывание учащимися опорных сигналов. Иногда эта работа сливается с вторичным объяснением нового материала.

6. Закрепление - самостоятельное чтение учебника.

7. Задание на дом (изучить в учебнике нужный параграф и опорные сигналы, упражняться в их воспроизведении, уметь устно объяснить каждый сигнал). При данном подходе к обучению математики обозначается четкая технологии уроков:

урок изучения нового материала, урок актуализации знаний, урок коллективного тренинга, урок - практикум, урок - консультация, урок контроля

Особое внимание при блочно-модульном планировании необходимо уделять выполнению домашнего задания. Оно дается сразу после информационного блока и рассчитано на всю тему, устанавливаются сроки сдачи работ. Для наиболее подготовленных учащихся можно разработать задания поискового творческого типа. Выполнение таких заданий позволяет развивать самостоятельность и активность, способствует мобилизации интуиции, сообразительности и, что важно, испытывать удовольствие от умственного труда. Учащиеся ведут отдельные тетради для домашних работ, а учителю нужна тетрадь для учета знаний.

Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия:

1) достаточная подготовка учителя, его желание осваивать новые технологии обучения;

2) готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, наличие минимума знаний и общих учебных умений;

3) возможность тиражирования модулей, так как каждый ученик должен быть обеспечен программой действий.



© 2010-2022