Мастер-класс «КОЗ - «ЛОВКИЙ ШАГ» В ФОРМИРОВАНИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС?»

Мое выступление на 1 районной практической конференции "Реализация ФГОС в Ермаковском районе: опыт, итоги, перспективы" Свой м-к я хочу начать с афоризма - «КОЗни — страшная штука, особенно, когда ты в эпицентре!» (Козни – это коварные умыслы, очень «ловкий шаг», характеризующий какой - нибудь подвох (Ожегов). Именно в таком эпицентре я оказалась, когда участвуя в краевом конкурсе «Учитель года», столкнулась с ситуацией выполнения компетентностно - ориентированных заданий, в результате которой 5...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Скибина Н.И.

Мастер-класс

«КОЗ - «ЛОВКИЙ ШАГ» В ФОРМИРОВАНИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС?»

МБОУ «Новоозерновская ООШ»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе освоения продуктивных способов деятельности по составлению компетентностно - ориентированных заданий.

Задачи мастер - класса:

  1. демонстрация структуры компетентностно - ориентированных заданий;

  2. совместная отработка в группах методических подходов и решение педагогической задачи;

  3. показ приемов мотивации;

  4. рефлексия деятельности по использованию технологии участниками мастер - класса.

Актуальность.

Свой м-к я хочу начать с афоризма - «КОЗни - страшная штука, особенно, когда ты в эпицентре!» (Козни - это коварные умыслы, очень «ловкий шаг», характеризующий какой - нибудь подвох (Ожегов). Именно в таком эпицентре я оказалась, когда участвуя в краевом конкурсе «Учитель года», столкнулась с ситуацией выполнения компетентностно - ориентированных заданий, в результате которой 50% учителей, причем учителей - победителей в своих районах, были вынуждены «сойти с дистанции». В их глазах я прочитала недоумение, неловкость, а может быть и «козни» организаторов конкурса, потому что ранее данной номинации не было? Но мы то, как говорится, «жизнь прожили», а вот как быть нашим ученикам, которым все чаще предлагаются компетентностно -ориентированные задания?

Как вы думаете, тогда какая тема нашего м-класса? (Компетентностно -ориентированные задания)

А каковы ваши ожидания от мастер-класса?

О чем бы вы хотели узнать?

А хотел бы кто-нибудь обозначить приемы мотивации, используемые в ходе мастер-класса?

Проблема.

Только на конкурсе я осознала всю глубину проблемы «невладения учащимися определенным набором способов деятельности, несформированность общепредметных компетенций, неумения применять накопленные знания в практической деятельности». При мониторинге подготовки к ОГЭ 60% учащихся 9кл. не справились именно с компетентностными заданиями, т.е. не умеют применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Кроме того, результаты выполнения компетентностно - ориентированных заданий российских учащихся в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA значимо ниже среднего балла по странам OESD. И если миллионы детей учат 11 лет, а они потом не могут применить полученные знания на практике, возникает резонный вопрос: а на что, собственно, государство тратит свои деньги?

Противоречие.

Да только как ученики могут этому научиться, если в учебниках предложенные учебные задания формируют умение действовать по алгоритму, текстовые задачи - обобщенные предметные умения, проблемные задачи способствует развитию личностных качеств, а заданий направленных на формирование компетентностных умений нет или очень мало! Как разрешить данное противоречие?

Разрешение противоречия.

«if the mountain will not come to Muhammad, Muhammad must go to the mountain». Кто узнал эту поговорку? О чем она?

Поэтому предлагаю самим моделировать компетентностно-ориентированные задания на основе заданий из учебника или из жизни и предлагать своим учащимся. Каждый учитель вправе создавать свои собственные оригинальные задания на основе типичных. А как это сделать вы сейчас узнаете.

Основная часть.

Какое задание является компетентностно - ориентированным? Как вы считаете? (выполнение кластера)

Хорошо, даю подсказку - умения, которые оно формирует, относятся к общеучебным. (Задания на общую ориентацию в содержании текста и понимание его целостного смысла, выявление информации, интерпретации текста, рефлексии на содержание текста и на его форму).

Компетентностно-ориентированное задание - задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий. (В.А. Болотов)

Как составить КОЗ? (надо знать его структуру)

Эти задания легко узнаваемы: Компетентностно-ориентированное задание является - деятельностным, моделирует жизненную ситуацию, имеет определённую структуру, строится на актуальном материале, требует применение общих учебных умений.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность обучающегося

Задание 1. Представить в правильной последовательности структурные компоненты КОЗ и их функции. (Стимул, задачная формулировка, источник информации, бланк для выполнения задания, инструмент проверки) (Группы выходят и посовещавшись встают в нужной последовательности с карточками; предполагают - какую функцию выполняет данный структурный компонент)

Сравнивают с эталоном на презентации.

Структура компетентностно-ориентированного задания:

Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.

Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания:

- текст задания должен начинаться с глагола;
- в тексте задания указано что делать и есть указание на то, как делать.
Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки: Определяет критерии оценивания:

ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа

ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа

наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.


• Модельный ответ
• Бланк формализованного наблюдения.
Бланк - Задаёт структуру предъявления результатов.

Задание 2. Выбрать и обвести задания, которые можно отнести к компетентностно - ориентированным.

Задача 1. Свежие грибы содержат 90% воды, а сухие - 15% воды. Сколько получится сухих грибов из 34 кг свежих грибов? При сушке грибов (ягод, фруктов) происходит испарение воды, то есть масса воды уменьшается, а масса «мякоти» остается постоянной. Запишите данные в таблицу:

Свежие грибы

Сухие грибы

вода

«мякоть»

смесь


Задача 2. В сосуд, содержащий 5 литров 15%-ого раствора соли, добавили 7 литров воды. Какова концентрация соли в полученном растворе (в процентах)?

Задача 3. Вы - диспетчер такси «Семерочка», сдаёте экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для её решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой машины. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».

Подчеркните правильный ответ:
1. Скорость грузовой машины.
2. Скорость легковой машины.
3. Время, которое была в пути каждая машина.
4. Место встречи грузовой и легковой машин.
Инструмент проверки: ключ
1 балл - ответ 3
0 баллов - другие ответы.

Задание 3 «Корректируем задание учебника»

Смоделировать компетентностно - ориентированное задание, продумав стимул и сформулировав задачную формулировку и бланк для выполнения задания.

Задача. Сколько стоит покупка, состоящая из банки кукурузы за 40р., 5 яиц по50р/дес, 1п. майонеза 28р., 100 г крабовых палочек 17р., 100г лука по 50 р/кг.

Предположительный ответ (Вы хотите приготовить салат с чипсами на «день рождения класса». Вы собрали 100 рублей и пошли в магазин.
Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли вам денег, чтобы купить продукты для салата. Нужные ингридиенты: банка кукурузы за 40р., 5 яиц по50р/дес, 1п. майонеза 28р., 100 г крабовых палочек 17р., 100г лука по 50 р/кг.)

Наименование продукта

Цена

Количество

Стоимость

кукуруза

лук

майонез

крабовые палочки

яйца

Общая стоимость: __________________
__________________________________________________________________
Модельный ответ

Наименование продукта

Цена

Количество

Стоимость

кукуруза

40руб.

40руб.

лук

50 руб.

100г

5 руб

майонез

28 руб.

1п.

28 руб.

крабовые палочки

17 руб.

1п

17 руб.

яйца

50 руб/дес.

5шт

25 руб.


Общая стоимость: 95руб.
Мне хватит 100 руб. , чтобы купить необходимые продукты для приготовления данного салата.

Таблица заполнена верно - 3 балла
Верно подсчитана общая стоимость покупки - 1 балл
Дан правильный ответ на главный вопрос - 1 балл

Максимальная сумма баллов - 5 баллов.

Задание 3.

Вывод: Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике.

Какие приемы мотивации были использованы в ходе данного мастер - класса? (Эмоциональные: поощрение, стимулирующее оценивание; Познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий; Волевые: предъявление учебных требований, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция).

Рефлексия:

1.Применимы ли полученные знания в практической деятельности?

2. На сколько овладели новыми творческими способами решения данной педагогической проблемы?

3. Был ли для вас процесс познания важнее, ценнее, чем само знание?

4. Считаете ли вы, что КОЗ действительно «ловкий шаг» в оценке результатов ФГОС в «хорошем» смысле этого выражения?

© 2010-2022